«Лидер – тот, кто помогает другим стать лучше»

Интервью с Владимиром Макацарией - генеральным директором компании Johnson & Johnson Medical в России и членом совета директоров в Европе, Ближнем Востоке и Африке.

Executive: Владимир, расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы выбрали медицину в качестве основного рода деятельности? Что повлияло на ваше решение?

Владимир Макацария: Мои родители - врачи, и закончив английскую спецшколу, я тоже пошел по их стопам: поступил в Московскую медицинскую академию. Мне действительно очень нравилась эта сфера деятельности. Привлекало, что результат в этой профессии виден сразу: болел, страдал, а врач ему помог, вылечил. На мой взгляд, это воодушевляет. Но за 2 года обучения в мединтституте я понял, что динамика работы врачом, терапевтом, хирургом меня не устраивает. Хотя это и творческая работа, но круг общения очень узкий: ты и пациент. Мне захотелось попробовать себя где-то еще, и организация здравоохранения была одной из зон интереса. Пригодились знания, полученные в спецшколе: я уехал на 4 года в Америку. Там учился в Университете Миннесоты и подрабатывал на кафедре ассистентом.

Executive: В современном мире студентам часто приходится одновременно учиться и работать. Что это дает помимо практического опыта и возможности представить некий план будущей карьерной лестницы?

В. М.: Мне кажется, современному студенту очень важно где-то работать, я это приветствую. Это дает возможность улучшить самодисциплину. У меня не было возможности серьезно работать пока я учился, просто не хватало времени… Летом я проходил практику в больнице в Питсбурге, набирался опыта управления больницей.
Первые свои деньги заработал еще в детстве, играя в теннис. Это увлечение очень помогло в Америке: я играл за университет, а мне давали возможность бесплатно учиться. Я бы и сейчас рекомендовал молодежи пожить за рубежом.

Executive: Почему, на ваш взгляд, обучение за рубежом необходимо для молодежи?

В. М.: Это дает колоссальный жизненный опыт. Уехать в другую страну, взять на себя ответственность, не побояться встать на ноги – это лучше всего формирует человека. И еще это показывает, насколько он может адаптироваться в другой культуре. Можно сказать, хороший культурный опыт. Плюс, конечно, формируется широкий кругозор.

Executive: По окончании университета вы остались жить и работать в США или сразу вернулись в Россию?

В. М.: У меня на руках был диплом физиолога. Все мои сокурсники по окончании университета пошли руководить клиниками, работать в страховые компании или же ушли в индустрию производства медицинской продукции. А я закончил программы MBA и MHA (Masters in Healthcare Administration), женился на американке и хотел показать жене русскую культуру. В тот момент, когда мы собирались в Россию, я получил предложение работать в Johnson & Johnson.

Executive: Расскажите, пожалуйста, как началась ваша карьера в Johnson & Johnson?

В. М.: Все началось в Cordis. Я даже помню, как проходило собеседование. Меня попросили продать ручку. Вернее, показать, как я умею продавать что-либо. Я начал долго расписывать, какая это красивая ручка, какая она чудесная и необходимая всем… Говорил, наверное, минут 15. Потом человек, который проводил собеседование, посмотрел на меня и сказал: «Вы знаете, я не умею писать». Это был лучший урок: для того, чтобы понять, что человеку необходимо, нужен диалог, нужно уметь слушать, а не только говорить.

Executive: На какую позицию и в какое подразделение в итоге вас пригласили?

В. М.: Я начинал с самого начала, проходил различные ступени: работал торговым представителем, потом менеджером по продажам, потом руководил отделом кардиология, потом хирургическим отделом. Мне везло: все мои руководители были очень талантливые люди, они быстро продвигались и вели меня за собой. Иметь хороших руководителей – это очень важный фактор, чуть ли не основной.

Executive: Как получилось, что вы возглавили компанию?

В. М.: В 1998 году после кризиса все экcпаты компании уехали: работа в России перестала вызывать у них интерес. Бизнес был маленький, доходы компании перестали покрывать ее расходы. После отъезда экспатов компанию «унаследовал» я. Мне сказали: «Вот тебе компания, маленький бизнес, 30 человек, если что-то получится, то получится…» Получилось, что в 28 лет я стал генеральным директором медицинского сектора Johnson & Johnson.

Executive: Каких успехов удалось достичь компании под вашим руководством на сегодняшний день?

В. М.: За 5-6 лет произошел огромный рост. Сейчас у нас работает около 500 человек. Разносторонняя команда всегда гораздо эффективнее. И это научно доказано. У нас даже совет директоров сбалансирован: 50% женщин, 50% мужчин. Это люди, которые имеют самое разное образование: врачи, финансисты, экономисты, химики, есть даже из области искусства…

Executive: Взглянув на прошлое с высоты сегодняшнего положения, какой опыт вы вынесли из работы в компании с момента вашего приема на работу?

В. М.: Тест с продажей ручки до сих пор иногда использую на собеседовании. Я не смотрю на технические навыки человека, меня интересуют личные качества, лидерские способности. Поэтому я очень люблю задавать открытые вопросы. Например, такой: «Расскажите мне о себе?». А дальше очень интересно слушать, что человек будет о себе говорить. Кто-то может удариться в детали и рассказывать о сегодняшнем дне, а кто-то - о своих мечтах, о будущем, кто-то начнет с семьи… Очень важно, что для человека является приоритетом в жизни.

Executive: Если бы вам задали этот вопрос, с чего бы вы начали свой рассказ?

В. М.: Если бы мне задали такой вопрос, то я бы сначала рассказал о семье, о том, что у меня 3 детей, скоро будет 10 лет совместной жизни с супругой, рассказал бы о родителях…

Executive: На что бы вы еще обращали особое внимание при встрече с потенциальным кандидатом на работу? Как вели собеседование?

В. М.: Очень интересно знать, какие основные мотивации у человека, почему он вообще хочет работать. Для кого-то основной двигатель – деньги. И это многое скажет о человеке. Вообще должна быть дискуссия. Но в некоторых случаях, если мне сложно разобраться в человеке, я попытаюсь создать для него стрессовую ситуацию. Например, могу задать вопрос: «Хорошо ли вы разбираетесь в людях?» В основном все говорят «да». Тогда прошу рассказать обо мне. Этот вопрос всегда потрясает. Некоторые начинают петь дифирамбы, что не очень приятно, а некоторые начинают думать. Мне интересно, на чем будут основываться выводы, как человек будет размышлять.
Для меня одно из важнейших человеческих качеств – честность. Если ты видишь, что человек обманщик, то дальше ты просто теряешь к нему доверие. А доверие завоевать, как известно, труднее, чем потерять. Можно рисковать и ошибаться, можно об этих ошибках прямо говорить, но обманывать – нельзя! За это я мог бы и уволить.

Executive: Правильно ли я поняла, что вы отсматриваете каждого потенциального кандидата на работу?

В. М.: Раньше я проводил собеседование сам, сейчас просто не хватает на все времени. Хотя мне хотелось бы этим заниматься, и не в целях контроля, а для того, чтобы знакомиться с новыми сотрудниками. Хотелось бы создать команду звезд, сплоченную, с одной стороны, а с другой, чтобы каждый был лидер. Правда, у всех понятие «лидер» разное. Для меня лидер – это не тот человек, за которым пойдет толпа, ведь толпу можно завести куда угодно… Для меня лидер – тот, кто помогает другим стать лучше. И совсем хорошо было бы, если бы эти люди не только помогали другим, но и сами становились лучше. Если человек во время собеседования сконцентрирован на себе, а это, как правило, видно, это отражается и в его речи. Например, он начинает каждое предложение со слова «я»: «Я хороший лидер…я могу …я хочу… я делаю так…». Это значит, что он думает только о собственной персоне, а не о других людях. Такой лидер для меня уже не существует.

Executive: Какие приемы вы еще используете для того, чтобы определить, может ли кандидат стать частью вашей команды?

В. М.: В ходе собеседования важно узнать, будет ли человек работать только на себя или будет делать все для развития других. Это можно определить. Один из способов – обратить внимание на то, как он строит предложение. Если человек говорит: «Я горжусь за свою команду, потому что она добилась чего-то» или «Самое приятное в прошлом году было то, что трое из моих сотрудников развились и стали кем-то», это говорит о том, какие у человека ценности и приоритеты. А еще у человека можно спросить, каким он представляет себе идеального руководителя. Очень интересно слушать.

Executive: Какими качествами должен обладать кандидат, претендующий на топовую позицию в вашей компании?

Кандидат должен быть инициативным, готовым взять на себя риск, расти и развиваться и не боятся окружать себя сильными людьми. Если человек говорит, что ему нужны исполнительные и послушные сотрудники, то, на мой взгляд, это говорит о том, что у человека есть «лидерский потолок». В итоге суть моей работы - взять в компанию самых талантливых людей, помочь им развиться и делать общее благородное дело. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, который у нас работает, был лидером именно в этом смысле.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по PR, Барнаул

Интересно о-ч-е-н-ь узнать, как и с чего начинают люди свой путь к вершине успеха.СПАСИБО за воодушевляющий напиток бодрости духа! Информация - это сила!А мы тоже информируем подрастающее поколение о возможностях современного мира в сфере самореализации. Будем рады сотрудничеству.«Новостная лента увлеченных делом» на http://barnaul.my1.ru/forum/2-145-1, http://barnaul.my1.ru/forum/2-146-1, http://barnaul.my1.ru/forum/2-147-1 от 26.07.2009 – 02.08.2009

Управляющий директор, Кыргызстан

О :D Очень интересная статья,я думаю этот опыт пригодится многим будущим руководительям.

Директор по развитию, Казахстан

Есть искренность в ответах и ценный личный опыт. Спасибо, было интересно.

Аналитик, Екатеринбург

Заголовок статьи заманчивый, содержание - так себе. Было бы справедливо озаглавить - воспоминания за чашкой кофе или что-то в этом роде.Про ручку - да, забавно, хотя можно и не только про ручку.Про лидерство - осталось где-то в стороне.Кроме откликов типа 'очень интересно' было бы хорошо аргументиков подбросить этой самой интересности, иначе впечатление складывается, что материал прочитали люди, только что научившиеся читать и только что начавшие руководить (работать) :o

Директор по PR, Барнаул

Интересно о-ч-е-н-ь узнать, как и с чего начинают люди свой путь к вершине успеха.
СПАСИБО за воодушевляющий напиток бодрости духа! Информация - это сила!

А мы тоже информируем подрастающее поколение о возможностях современного мира в сфере самореализации. Будем рады сотрудничеству.

«Новостная лента увлеченных делом» на
http://barnaul.my1.ru/forum/2-145-1, http://barnaul.my1.ru/forum/2-146-1, http://barnaul.my1.ru/forum/2-147-1
от 26.07.2009 – 02.08.2009

Аналитик, Екатеринбург

Заголовок статьи заманчивый, содержание - так себе. Было бы справедливо озаглавить - воспоминания за чашкой кофе или что-то в этом роде.
Про ручку - да, забавно, хотя можно и не только про ручку.
Про лидерство - осталось где-то в стороне.
Кроме откликов типа ''очень интересно'' было бы хорошо аргументиков подбросить этой самой интересности, иначе впечатление складывается, что материал прочитали люди, только что научившиеся читать и только что начавшие руководить (работать) :o

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.