Чему управленцы могут научиться у покорителей космоса

У нас в России особые отношения с космосом, который воплощает в себе мечты детства, гордость за страну и триумф человеческой мысли. Космонавты представляются нам героями, способными проводить месяцы в замкнутом пространстве, испытывать нечеловеческие перегрузки и выполнять сложнейшие технические работы в открытом космосе. Если отбросить легенды и мифы, присущие любой сложной профессии, примерно так и есть: работа на орбите требует особенных навыков, при чем не столько физических, сколько психологических, интеллектуальных и эмоциональных.

Международная космическая станция представляет из себя многомодульную «трубу» длиной примерно 60 метров, в которой группе людей приходится провести несколько месяцев. В таких условиях, словно под увеличительным стеклом, видны все нюансы взаимодействия людей в команде, а роль лидера, способного эффективно достигать поставленных задач, становится особенно важной.

Чтобы понять, в чем заключается особенность работы лидера в условиях невесомости, мы поговорили с Сергеем Рязанским, Героем России, членом экипажа МКС 37/38. Оказалось, что земные управленцы могут очень многому научиться у командиров космических экипажей.

Вы не всегда выбираете людей, с которыми придется работать

Психологическая совместимость – последнее, о чем думают руководители космических агентств, когда собирают экипаж, и можно ли провести более 100 дней в замкнутом пространстве с человеком, которого на Земле будешь обходить стороной. Значит, надо уметь достигать результатов и строить коммуникацию с теми, кто оказался вокруг. Конфликты в космосе невозможны – толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра, и любую проблему в любом случае придется решать сообща. Поэтому в космосе никто никогда не разговаривает на эмоциях – если вдруг чувствуешь, что «закипаешь», то просто «отплываешь» в сторону, а затем, уже остыв, за общим столом, очень спокойно пытаешься поговорить. В космических кругах это называется «по-доброму поругаться». А чтобы минимизировать возможность появления таких ситуаций, надо внимательно наблюдать за людьми и считывать их поведение. Особенно хорошо его видно во время трехдневных курсов по выживанию, обязательных перед полетом: на них сразу же видно, как человек поведет себя в стрессовой ситуации. Таким образом, эмоциональный интеллект для космонавта зачастую оказывается куда более важным, чем физическая подготовка.

Люди другой культуры помогают лучше понять свою культуру

В длинном коридоре МКС можно встретить посланников со всего света, и если общение между ними как-то налажено с помощью «космического языка» Ruslish (синтез русского и английского), то на уровне базовых культурных установок постоянно возникают различные ситуации, способные внести нарушения в рабочий процесс. Например, на орбите регулярно что-то выходит из строя: в этой ситуации американцы первым делом связываются с Хьюстоном и описывают проблему, а русские тут же начинают разбирать и собирать сломанный агрегат, как автомат Калашникова, пытаясь самостоятельно выяснить что случилось. Ни один из методов нельзя назвать «правильным», особенно если оба в итоге приводят к решению проблемы, но важно понимать, как люди разных национальностей отреагируют на твои слова или поведут себя в той или иной ситуации. Деятельное общение с ними помогает лучше понять не только их, но, в первую очередь, себя самого.

Необходимо разметить систему координат

Космическая станция летит по орбите со скоростью 27 тысяч километров в час. Внутри у нее полная невесомость, в которой не существует таких понятий, как «пол» и «потолок». Однако, человеку крайне важно определить правила, в которых он существует, включая разметку окружающего пространства. Поэтому русские космонавты покрасили стены в разные цвета, а американцы их подписали. Казалось бы, мелочь, но она избавила жителей МКС от множества коммуникационных проблем. Так же и на земле – стоит «на берегу» договориться о правилах совместной работы, чтобы у всех было единое представление о том, в каких рамках работает команда.

Важен не опыт, а его осмысление и разбор

«Разбор полета» – это не просто красивое выражение, а обязательный глубокий разговор, который происходит после каждого, даже тренировочного полета. Без него полет не превратится в полезный опыт, а останется лишь набором ситуаций и переживаний. Даже если все прошло хорошо и без внештатных ситуаций, командир экипажа очень часто остается со своей командой, чтобы еще раз проговорить ту или иную ситуацию. Это не только позволяет избежать ошибок в будущем, но и снимает все недосказанности и сплачивает команду. Наконец, способностью развиваться обладает только тот человек, который имеет способность анализировать себя и свой опыт.

Нельзя воспринимать останавливаться в развитии

Космонавтика – это крайне конкурентная сфера, в которую мечтают попасть тысячи, но МКС рассчитана всего на шесть мест. Это значит, что если ты хоть на какое-то время перестанешь готовиться, учиться и дашь слабину, то дашь другим шанс себя обогнать. Поэтому у космонавтов принято давать друг другу прямую обратную связь в случае, если кто-то начинает снижать планку. Уникальным примером здесь является российский космонавт Геннадий Падалка, мировой чемпион по продолжительности нахождения в космосе, 878 дней. Свой крайний полет он совершил в возрасте 57 лет, опередив по уровню подготовки более молодых кандидатов – лишь благодаря что готовился к каждому полету, как к первому.

Лидер – это не звание и не должность

В космосе никто не будет слушаться тебя только потому, что ты командир экипажа. Никаких рычагов принуждения на орбите не существует, поэтому авторитарный стиль работы там не работает, и единственно возможная тактика – это вовлечение и совместная работа в команде. Вместо «Упал, отжался!» – «Друзья, Земля поставила нам задачу. Что вы думаете по этому поводу?». Очень важно, чтобы экипаж уважал своего командира и доверял ему, и это еще необходимо заслужить – в первую очередь принятием ответственности за ситуацию и за команду.

Мечта делает невозможное возможным

Сергей Рязанский никогда не думал, что полетит в космос. Он закончил биологический факультет МГУ и занимался наукой, когда совершенно неожиданно возникла идея направлять на МКС, помимо инженеров, еще и ученых, и он стал принимать участие в наземных экспериментах, без особой надежды. Пройдя все испытания, он был зачислен в отряд космонавтов, но вскоре пришло разочарование – все места ученых на МКС были выкуплены другими странами до 2017 г., а на должность инженера можно было попасть только с соответствующим образованием из МАИ или МГТУ им. Баумана. Ждать 12 лет было бессмысленно, и другой бы сдался, но запрет возымел обратный эффект – Сергей решил исполнить свою мечту и показать, что нельзя судить людей по формальным признакам (наличие профильного образования). Сначала было участие в эксперименте «Марс-500», а затем 105 экзаменов, сданных на «отлично». Как результат – в 2015 году он впервые полетел на МКС в должности инженера, а в 2017 г. планирует отправиться на орбиту уже в качестве командира 53-го экипажа.

На МКС лидер предельно зависит от своей команды, а команда – от лидера. Поэтому безотносительно того, насколько далеко ты находишься от Земли, самое главное – это быть человеком.

Фото: Сергей Рязанский / Instagram

Расскажите коллегам:
Комментарии
HR-директор, Москва

Сергей, какой же Вы молодец! великолепно, спасибо большое!

Директор по логистике, Москва

Господа давайте перестаем врать друг другу. Особенно про так называемый "космос". Я по первому образованию - металлург и про теплопередачу материалов знаю не по наслышке. Цитата из статьи:" Конфликты в космосе невозможны – толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра, и любую проблему в любом случае придется решать сообща."

Если посмотреть принятую схему атмосферы Земли, то после высоты 200 км, идет резкий рост t за бортом см. Википедию ( Термосфера Верхний предел — около 800 км. Температура растёт до высот 200—300 км, где достигает значений порядка 1500 К, после чего остаётся почти постоянной до больших высот.) Для справки 1500 К это - 1227 С !!! (температура расплавленной стали - 1500 С).

Как может 1,5 мм металла (пусть даже супертехнологичного) удержать такую температуру?

Еще цитата: "Космическая станция летит по орбите со скоростью 27 тысяч километров в час". И еще: "Международная космическая станция представляет из себя многомодульную «трубу» длиной примерно 60 метров, в которой группе людей приходится провести несколько месяцев."

Вопрос - как эта 60 метровая труба летает и не сталкивается с космическим мусором, про который постоянно говорят???


Консультант, Москва

Максим, в той же статье Вики, которую вы процитировали: "Высокая температура воздуха в термосфере не страшна летательным аппаратам, поскольку из-за сильной разрежённости воздуха он практически не взаимодействует с обшивкой летательного аппарата, то есть плотности воздуха недостаточно для того, чтобы нагреть физическое тело, так как количество молекул очень мало и частота их столкновений с обшивкой судна (соответственно и передачи тепловой энергии) невелика."

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Спасибо за статью, очень поучительно!

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

В длинном коридоре МКС можно встретить посланников со всего света, и если общение между ними как-то налажено с помощью «космического языка» Ruslish (синтез русского и английского), 

Директор по рекламе, Москва

разметка дискурса и рационализм в аналитике опыта - основа для движения (если есть мотивация размечать дискурс и включать рациональное) 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Коллеги, межотраслевое общение и обмен опытом - важная составляющая успеха! Но космос как среда и как вид деятельности - это совершенно особое явление, в том числе и с точки зрения управленца и инженера....

Мне запало в душу высказывание одного из доцентов на кафедре автоматики ПГУПС (университета путей сообщения) на дне открытых дверей 10 лет назад, а он сказал следующее: "Мы отбивались в девяностых годах от "рекомендаций" инженеров космической отрасли, тогда разваленной и искавшей себя в новых реалиях, о перенесении опыта аосмической автоматики на автоматику железнодорожную, по следующей причине: "Над одним космическим устройством работают тысячи инженеров, и рабочий цикл его жизнедеятельности - несколько часов или месяцев. На РЖД на тысячу НАДЁЖНЫХ устройств приходится один инженер, и работать оно должно десятки лет."

Многие виды деятельности, которые сейчас вынужденно работают по принципу "распределённых ресурсов", стали неэффективными и останутся такими до тех пор, пока не будут сняты ограничения, с чем не следует затягивать...

По опыту решения конфликтных ситуаций на МКС - пока не наступил склероз, ждём подробностей про её разгерметизацию через волшебным образом появившееся отверстие...

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Максим Жадан пишет:
господа давайте перестаем врать друг другу. ... толщина стенки космической станции составляет всего полтора миллиметра

 . Это толщина оболочки, обеспечивающей герметичность. Помните, какая-то зараза на МКС просверлила её, нарушив герметичность.

Есть еще тепловой экран состоящий из слоя отражалки и слоя валенок. ...

Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:

Многие виды деятельности, которые сейчас вынужденно работают по принципу "распределённых ресурсов", стали неэффективными и останутся такими до тех пор, пока не будут сняты ограничения, с чем не следует затягивать...

Отдал более 10 лет этой удивительной отрасли. И вынужден с Вами, Сергей, согласиться. Вы попалим в яблочко. Советская космонавтика держалась за счёт удивительной, невозможной кооперации - военные, гражданские, испытательные полигоны, военный и гражданский флот, десятки министерств.

Как только убрали этот кулак, всё стало не очень хорошо. У каждого свой "карман" и свой бюджет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.