Какие банки погибнут в кризис

Сегодня банкам несладко. И в ближайшее время легче не станет. В результате качественных изменений и ужесточения правил игры на этом рынке останутся только самые эффективные кредитные организации, предлагающие качественные продукты. А таких, к сожалению, не много. Кто распрощается с лицензией и клиентами уже сегодня, а кто сможет удержаться на плаву? Ситуацию анализирует сооснователь и управляющий директор «Модульбанк» Яков Новиков.


Яков Новиков родился в 1982 году в Томске. В 2003 году окончил экономический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова по специальности «международная экономика». С 2003 по 2005 год занимал должность советника президента Высшей Школы Приватизации и Предпринимательства. В 2005 году присоединился к команде Финансовой Корпорации «Уралсиб» в должности директора по развитию бизнеса. В 2011 году в «Сбербанк России» возглавил направление разработки продуктов для предприятий малого бизнеса. С 2012 года в должности управляющего директора «Сбербанк России» курировал программу «Новая индустриализация» «Сбербанка России». С 2014 года - сооснователь и управляющий директор «Модульбанк».


Executive.ru: Относительно нынешнего банковского кризиса в России в деловом сообществе есть два полярных мнения. Одни эксперты говорят о наступлении масштабного банковского кризиса, каких страна еще не видела, другие – что все под контролем и повода для беспокойства нет. Вы на чьей стороне?

Яков Новиков: Любой кризис одних делает банкротами, а другим приносит дополнительные деньги и новые возможности. В настоящее время в российском банковском ландшафте действительно происходят тектонические сдвиги. На мой взгляд, налицо оздоровление определенной части банковского сектора России.

Executive.ru: Поэтому идет зачистка кредитных организаций? На начало октября 2015 года в РФ было отозвано более 60 банковских лицензий. ЦБ называет это явление оздоровлением банковского сектора. Вы как считаете?

Я.Н.: У этого явления есть две причины. Первая заключается в том, что многие банки до сих пор ведут рискованную кредитную политику. Такую формулировку ЦБ слышали многие, но далеко не каждый знает, что за ней стоит.

Рискованная кредитная политика может вестись по двум сценариям. В первом случае владелец банка собирает депозиты у населения и инвестирует деньги в свои личные проекты. Чаще всего это сводится к покупке земли или недвижимости. Когда в экономике царит стабильность, и девелоперские проекты развиваются нормально, то и эти банки чувствуют себя уверенно. Как только ситуация меняется, акцент на инвестиции в такие проекты наносит акционерам банка серьезный ущерб. Проекты оказываются убыточными, в результате вкладчики тоже рискуют. ЦБ внимательно следит за данной пагубной практикой и пресекает деятельность таких организаций. Второй рискованный момент в кредитной политике – это кредитование розничных клиентов. В свое время на рынке был бум розничного кредитования, банки увеличивали кредитные портфели «физикам», до последнего времени ставки по ним были очень заманчивыми. В результате банки фактически финансировали клиентов «с улицы». Кто эти люди? Это клиенты, которые ранее не обслуживались, и о них было практически ничего не известно. Единственная информация, которую банк получал об этом клиенте, – это его кредитная история. Данные можно получить из бюро кредитных историй. От качества этой информации зависело то, какое решение примет банк. В результате просрочка по таким клиентам зашкаливала – у кого-то 10%, 15% и даже 20%. Это запредельные цифры. До недавнего времени банки компенсировали эти потери высокой маржой, которую ставили на эти кредиты. А когда размер максимальных ставок по кредитам стал регулироваться, работать с этим сегментом стало гораздо сложнее.

Нелегальный доход на операциях обнала или транзита – вторая причина, по которым ЦБ отзывает лицензии. Так до последнего времени все банки использовали очень простую модель дохода – зарабатывали по 6-7% на обналичивании денежных средств. Не инвестировали ни в высокие технологии, ни в улучшение клиентского опыта, ни в качество продукта. Зачем заморачиваться, если можно просто рубить деньги на денежных операциях?

Executive.ru: Каковы последствия того, что такие банки покинут рынок? Снизится конкуренция в этой области?

Я.Н.: Ничего страшного в этом процессе нет. Банк как институт, отвечающий за деньги вкладчиков, но при этом придерживающийся высокорискованной кредитной политики, рано или поздно потерпит поражение. Это лишь вопрос времени. Никакой трагедии в закрытии этих организаций нет. Только польза.

Executive.ru: Почему Герман Греф высказывает сильное беспокойство за нынешнее состояние банковского сектора?

Я.Н.: Во-первых, на нынешнее состояние банков накладывает отпечаток чисто экономические процессы. Банковская система, по сути, является кровеносной системой экономики. И если у последней проблемы, то и банки будут себя чувствовать не очень хорошо. Реальные доходы населения сейчас снижаются, соответственно многие заемщики перестают платить по долгам, в результате доходы банков также падают.

Другой важный момент, не касающийся общего экономического фона, – это эффективность самих банков. У них до сих пор очень много издержек и неэффективных решений – например, наличие десятков и сотен отделений, то же финансирование клиентов «с улицы». Во времена стабильности на эти промахи закрывали глаза, потому что эффективность менеджмента в финансовых структурах компенсировалась бумом в экономике. Как говорится, во время прилива все лодки всплывают, и заслуги капитанов здесь как таковой нет. А вот в кризис все уже по-другому – здесь нужно уметь использовать в работе современные технологии, создавать действительно качественный продукт.

Executive.ru: Это относится и к коммерческим, и к государственным банкам? Или в этом контексте такое разделение некорректно? Какая категория банков более гибкая и инновационная?

Я.Н.: Говорить о том, что государственные банки менее поворотливые и более инертные, нежели коммерческие, конечно, нельзя. Все зависит от менеджмента, который управляет компанией. Есть госкомпании, которые приносят прибыль, а есть государственные организации, которые из года в год остаются убыточными и выпрашивают субсидии. Тот же «Сбербанк» работает сейчас в восемнадцати странах мира, активно инвестирует в технологии, улучшает сервис в «точках». Сетка у него просто огромная – больше 20 тыс. отделений по всему миру, даже у «Макдоналдса» точек меньше! Люди, которые понимают, как тяжело управлять такой системой, оценивают результаты банка как высокие. Обыватель, который не управлял и коллективом из пяти человек, конечно, ворчит.

Так что все зависит не от коммерческого или государственного статуса банка, а от профессионализма его управленцев.

Executive.ru: В «Сбербанке» вы занимались разработкой продуктов для предприятий малого бизнеса. Чем для вас ценен этот опыт?

Я.Н.: «Сбербанк» – это очень хорошая школа построения и управления системами. В России работать одновременно с десятками тысяч человек и управлять сотнями филиалов могут лишь единичные менеджеры. Во-вторых, желающим реализовывать в своей работе самые передовые технологии и подходы, изучать опыт самых лучших практик «Сбербанк» дает такую возможность. Когда наша команда только пришла в «Сбербанк», перед нами поставили задачу разработать стратегию работы с клиентами малого и среднего бизнеса. До нас две команды не справились. От нас ждали новых интересных решений. На первой встрече Герман Греф поинтересовался не нашими именами, а спросил, кто мы в первую очередь – чиновники или предприниматели? Для него это имело значение. Предприниматель меняет окружающую среду, делает ее лучше. Чиновник же рад сидеть в своем «болоте», охраняя статус-кво. В результате свою первую стратегию мы успешно реализовали, а вот на внедрение второй понадобилось бы слишком много времени – около пяти-семи лет. Мы решили, что это слишком долго. При этом мы понимали, что накопили достаточно опыта, чтобы попытаться сделать что-то свое. Мы видели, что то, как банки работают с предпринимателями сегодня – реальная проблема. Мы рассмотрели в этом возможность для развития и создали свой собственный банк, фокус которого – именно на малом и среднем бизнесе.

Executive.ru: Как кризис, о котором мы говорили выше, изменит лицо российского банкинга? Насколько существенными будут эти изменения? Что почувствуют рядовые клиенты?

Я.Н.: Очень многие банки сегодня на словах провозглашают идеальные стратегии. Какую рекламу ни послушаешь – все они быстрые, клиентоориентированные, эффективные и так далее. Но часто эти слова не более чем декларация. Единственное, что действительно может стимулировать эффективные изменения внутри любой компании – это рост конкуренции. Например, несмотря на кризис, многие банки вышли на розничный рынок, в результате чего и уровень сервиса и качество предложений здесь в последнее время выросли. Мы привыкли оглядываться на Запад, и часто такие сравнения не в нашу пользу. Но многие технологические решения российских банков, в том числе мобильные приложения, сегодня опережают аналогичные западные на пять-семь лет!

Так что в целом мой прогноз такой: в банковском секторе будет усиливаться конкуренция, будут уходить «левые» доходы банков от различных операций и кэптивного кредитования. В результате многим банкам придется более четко определять свою стратегию работы на рынке. Сегодня ее имеют порядка 30-40 российских банков. Остальные либо обслуживают интересы холдингов или контролируют денежные потоки администраций или занимаются рискованными делами, которые мы обсуждали ранее. Так что сейчас перед владельцами банков стоит реальный вызов и выбор – им нужно понять, какое место они занимают и будут занимать на рынке.

Executive.ru: Какие направления будут приоритетными для выживших банков в ближайшее время? На чем они будут стараться сделать акцент?

Я.Н.: В фокусе однозначно будут клиент и высокие технологии. Также в ближайшее время банкам придется активно бороться с различными издержками. Например, раньше большая сеть отделений считалась солидным активом. Многие банки на своих сайтах обязательно хвастались трехзначным количеством филиалов и считали это серьезным конкурентным преимуществом. Сегодня же при оценке банков большое количество отделений считают издержкой и пассивом, снижающим стоимость организации. Так что банки будут планомерно сокращать количество филиалов. Кроме того, им предстоит пересмотреть роль таких отделений. Они перестанут быть местами, где клиент проводит обычные текущие транзакции – оплату мобильной связи, ЖКХ и так далее. Отделения начнут смещать фокус своей работы в сторону консультаций по сложным вопросам. Например, вы уезжаете за границу и покупаете страховку онлайн. А если хотите приобрести более дорогостоящий страховой продукт, то вам уже потребуется консультация. За ней вы, скорее всего, и обратитесь в отделение. Поэтому в скором времени очереди из отделений исчезнут, и в них останутся только консультанты. В результате количество филиалов резко сократится.

Executive.ru: Куда же переместится нескончаемый поток людей, желающий заплатить за свет лично через оператора и никак не иначе?

Я.Н.: Расскажу такую историю. Один крупный банк разрабатывал стратегию для розничного бизнеса. И в их презентации слайд, посвященный работе с людьми, которые стоят в очереди, чтобы заплатить через оператора, состоял всего из одной картинки и одного слова: «Автоплатеж». На первый взгляд кажется странным, как вообще автоплатеж может быть стратегией? Но представьте, что люди перестанут приходить за этим в отделение, более того, даже перестанут пользоваться услугами банка через интернет. Нужная сумма автоматически спишется в назначенный день с его карты. Клиент должен лишь заботиться о том, чтобы на карте были деньги.

Еще одно важное преимущество автоплатежа заключается в том, что после того как клиент начинает пользоваться этой услугой постоянно, у банка по этому плательщику появляется важная и актуальная статистика – вовремя ли они платит, платит ли он с пенями или без, каков его средний расход на мобильную связь и на оплату квартиры. Большой объем такой информации позволит банку принять правильное кредитное решение в отношении этого человека.

Executive.ru: Герман Греф уже говорил, что основным конкурентом и «Сбербанка» и других банков в скором времени будут не другие банки, а Google. Почему?

Я.Н.: Дело в том, что Google начинает обладать гораздо большим объемом информации о клиентах, чем сами банки. Почему банки до определенного времени могли финансировать и физических и юридических лиц? Потому что по сравнению с другими организациями они имели гораздо больше информации о потенциальных клиентах. В результате они решали, дать денег конкретному человеку или нет. Сегодня же появляются игроки, обладающие более широким объемом данных о клиентах. Кроме того, они умеют эти данные обрабатывать и превращать в информацию, необходимую для принятия решения о кредитовании. В банках тоже много информации, но она, как правило, не структурирована и не используется при принятии решения.

Executive: Какого рода информацией располагают только банки? Какие данные не доступны тому же Google?

Я.Н.: Это информация о платежах. Здесь у банков, конечно, явное преимущество. Потому что данные о том, насколько исправно человек оплачивает различные услуги, намного важнее, чем статистика о социальном поведении человека в Facebook. Так что если банки научатся структурировать и анализировать, эффективно использовать имеющиеся у них данные, то еще не ясно, кто будет более конкурентен.

Executive.ru: А как изменится поведение самих клиентов? Логично предположить, что за кредитом среднестатистический человек по-прежнему пойдет знакомой дорогой в ближайшее отделение банка?

Я.Н.: Привычка – это защитный механизм поведения. Изменение поведения клиента требует и времени, и больших инвестиций. Тем не менее, медленно, но верно, все меняется и в этой сфере. Если десять лет назад интенсивность таких изменений была, например, одно изменение в секунду, то сегодня таких изменений в секунду происходит уже десять! В результате скорость трансформации привычек также меняется.

Сегодня некоторые вещи могут показаться неправдоподобными. Например, сложно поверить, что будет развиваться кредитование без участия банка, когда люди сами смогут напрямую вкладываться в понравившиеся проекты. Но такие площадки появляются уже сегодня. Также еще некоторое время назад было сложно представить проведение платежа без участия банка, а сегодня это уже само собой разумеющееся явление.

Executive.ru: Возникает закономерный вопрос – что такое банк? Какие функции он сохранит за собой в любом случае?

Я.Н.: Банки смогут сохранить за собой некоторые сектора, если смогут научиться эффективно работать с информацией. Те же платежи смогут остаться в ведении банков, если те максимально упростят для клиентов эту услугу. Нынешний кредит доверия населения к банкам весьма высок даже несмотря на постоянный отзыв лицензий и закрытие кредитных организаций. Люди понимают, что за этой сферой внимательно присматривает ЦБ. В этом контексте разумная консервативность приходится как нельзя кстати.

Executive: Не верится, что эпохе традиционного банкинга приходит конец.

Я.Н.: Я не думаю, что ситуация, когда многие финансовые инструменты перейдут от банков к платежным системам типа PayPal, произойдет в ближайшее время. Банки тоже адаптируются, совершенствуют свои продукты. Спрашивается, зачем мне совершать платеж через Yandex, если у моего банка есть удобная функция автоплатежа?

Executive.ru: Назовите основные тренды в контексте работы банков с малым и средним бизнесом. Здесь клиент находится в центре внимания?

Я.Н.: Если бы. В свое время все увлеклись розницей и вложили в работу с этим сегментом массу денег. Также банкам очень интересны корпоративные клиенты – малые и средние компании. А где-то между двумя этими крупными сегментами и значатся предприниматели малого и среднего бизнеса. Вообще эта категория клиентов у банков всегда была этаким «нелюбимым ребенком»: по сути, им предлагается пользоваться продуктами, которые адресованы в первую очередь корпоративным клиентам. До последнего времени банковские продукты под малый и средний бизнес никто целенаправленно не настраивал. Дело в том, что банки никак не могли определиться – относить ли малый и средний бизнес к корпоративным клиентам или же к клиентам-«физикам». В результате эту категорию постоянно передавали из отдела в отдел, ни о каком качественном сервисе тут не могло быть и речи.

Многие предприниматели жалуются, что поход в банк для них сродни визиту в советскую поликлинику – отношение к тебе такое, как будто ты в чем-то серьезно провинился и при этом еще должен денег. А ведь все должно быть ровным счетом наоборот! Но банки не считали нужным адаптировать свой сервис под этих людей, заставляя их подолгу висеть на телефонной линии.

Еще один тренд, который начал появляться в этом сегменте, – желание предпринимателей решать все вопросы в режиме «одного окна». Часто бизнесмен выступает посредником между бухгалтером, юристом и банком. Бухгалтеру нужна такая-то выписка, банку от него в свою очередь, другая бумажка – и так по кругу. В результате предприниматель был вынужден бегать между этими инстанциями, связывая их друг с другом. Сегодня же благодаря облачным технологиям в этой беготне больше нет необходимости. Можно все сделать в одном мобильном приложении.

Executive.ru: Как сильно рискует банк, кредитуя малый и средний бизнес в кризис?

Я.Н.: Кредитованием малого и среднего бизнеса я занимаюсь уже много лет лет. Например, в «Модульбанк» на кредитование приходится только 10% доходов. Остальные деньги – это комиссионный бизнес, доходы от транзакций, валютный контроль. Для финансирования же мы выбираем только те продукты, которые связаны с деятельностью компаний. Например, овердрафт – это продукт с очень низким индексом просрочки, поскольку подразумевает выделение денег непосредственно для бизнеса – на закупку товара, расчетов с поставщиками, выплату зарплат и так далее. Срок выплаты не три-пять лет, а намного меньше. Отсюда и более низкая просрочка. До этого же банки увлекались беззалоговым кредитованием на сумму до пяти миллионов рублей, при этом совершенно не интересовались, куда на самом деле тратятся их деньги. А они часто использовались не по назначению.

Возвращаясь к теме про сеть банковских отделений, в этом контексте добавлю следующее. Когда у банка есть отделения, он начинает думать, чем бы их занять. В результате формулирует причины, по которым клиент должен туда непременно наведаться. Но облачные технологии сводят на нет и эти усилия. Например, 70% наших клиентов общаются с нами через специальный чат.

Executive.ru: Сегодня онлайн-чаты есть на сайте не только практически каждого банка, но и большинства компаний. Это уже давно не инновация.

Я.Н.: Конкуренты действительно заимствуют друг у друга понравившиеся технологии. Но создать что-то по аналогии не значит сделать этот продукт эффективным. Сам чат – это лишь верхушка айсберга. Все должно быть настроено на то, чтобы чат был максимально удобным. Например, должно быть точно выверено время для ответа на первое обращение и так далее.

Executive.ru: Как вы мотивируете персонал для максимально эффективной работы? Какое место здесь занимают деньги? Как наказываете?

Я.Н.: Мотивация людей зависит от скорости и качества решения вопросов. Например, у того же чата есть оборотная панель управления, которая наглядно представляет всю статистику по работе того или иного сотрудника. Например, если клиент слишком долго висит на линии, панель работающего с ним сотрудника начинает подсвечиваться красным, а это уже сигнал руководству. Кроме того, клиенты могут ставить менеджерам «лайки» или «дизлайки» по результатам консультации. Если у сотрудника количество «дизлайков» больше 4%, то премия ему не выплачивается.

Кроме того, мы думаем о внедрении своего рода чаевых для сотрудников банка по аналогии с рестораном. Правда, еще не придумали, как это оформить юридически. Но, я думаю, что-нибудь сообразим.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по продажам, Москва

прошу прощения за негатив, но читать человека бывшего работника сбера, который отвечал за разработку продуктов для малого бизнеса (и как я знаю малому бизнесу от этого ничего не досталось))))) как минимум смешно.

Председатель совета директоров, Москва

1.Кредитование и поддержка малого бизнеса, включая и госбанки, в том числе и сбер-полная профанация. В том же сбере, чтобы получить кредит 7 млн.рублей я дал рыночный залог основных средств на 14 млн.рублей, абсолютное большинство малых предприятий таких залогов не имеют.
2.С другой стороны когда мы с удивлением узнаем, что банки давали бумажным малым предприятиям под бумажное обеспечение миллиардные кредиты, а проще разворовали деньги вкладчиков.
3.Теперь эти банки, владельцы которых разворовали деньги подвергаются санации, под которую государство дает миллиардные кредит под символические проценты, а реальный малый бизнес только получает увеличение налоговой и административной нагрузок и абсолютно не имеет доступа к кредитным ресурсам.
4.Выводы. В нашей стране банковская система не приспособлена под МСБ, а выживают банки поддерживаемые государством.

Директор по рекламе, Москва

Во первых никакого кризиса нет а есть некоторые временные трудности и только. Об это говорили и сам Президент и руководитель ВТБ.

А выживут те
1. кому гос-во даст на санации (достойные санаций)
2. те через которых гос-во будет осуществлять поддержку хозяйственной деятельности частно государственных партнерств или частных бизнесов важных для гос-ва

3. те, кто сможет эффективно коммуницировать с истончающимся слоем потребителей сокращающегося спектра услуг (а таких будет очень мало потому что в эффективные коммуникации наши плохо умеют)

Финансовый директор, Москва

На конкретном примере лишения лицензии одного из банков возникло впечатление, что основной задачей является перераспределение активов (по заниженной стоимости) в пользу нескольких игроков, при этом потеря стоимости активов возлагается на клиентов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Владимир

Яков Новиков порадовал политкорректностью и правильностью своей статьи. Помнится несколько лет назад нечто подобное мы слышали от г-на Леонтьева с его проектами группы ЛАЙФ. Причем ребята даже много чего успели сделать для МСБ. Один клиент банк чего стоил. Факторинг для МСБ кроме них по-моему никто не сделал. Чем все закончилось,я думаю многие слышали. Интересно будет узнать через несколько лет про МОДУЛЬБАНК( или про отзыв лицензии у него в ближайшее время)
А вообще, один умный человек сказал - нельзя конкурировать с теми, кто вне конкуренции.Дыры в балансах СБЕРА, ВТБ, РОССЕЛЬХОЗА заткнут деньгами налогоплательщиков, а что вы будете делать, когда залоги в очередной раз подешевеют из-за кризиса, спровоцированнного НЕПРИВЯЗАННЫМ курсом валют, а ваши клиенты-юрики пачками начнут банкротиться из-за действий некой Набиуллиной и Ко?

Возвращайтесь в СБЕР, уважаемый... У вас еще есть банк? Тогда ЦБ и АСВ идут к вам!

PS А СБЕР и ВТБ могли бы ставки для МСБ сделать на уровне ставки рефинансирования, все равно им триллионами деньги отваливают просто так, зато залоги они просят с дисконтами в 50%, коллега в посте выше точно описал

Руководитель проекта, Москва

Интересно рассуждает г-н Новиков про клиентов из розничного сегмента; "кредитуют клиентов с улицы, про которых ничего не знают...". А куда же делась кредитная фабрика, которая скорингует клиентов?
Занимаясь продуктами для малого бизнеса в Сбере, что-то было сделано? Это что-то нашло отражение в услугах Модульбанка? Что, кроме облачной бухгалтерии там есть?))

Руководитель проекта, Москва

Идея взять на обслуживание малый бизнес была бы хороша. если бы Модуль банк еще этот бизнес и кредитовал. А так помогают в том наборе функций управления, с которыми МБ уже и сам справляется. Г-н Ермолаев прав по поводу того, что лучше уж помогли бы в основном - в финансовых ресурсах, в кредитовании. Да вот продуктов-то для МБ нет ни у Сбера, ни у г-на Яковлева. Грустно; интервью есть, а кроме слов, по сути, ничего и нет, увы. А признание, что на кредитование приходится не более 10%, а остальное - это доход от оплаты транзакций, комиссии и контроль! Интересная структура дохода. Сразу видно, настоящий банк!

Руководитель проекта, Москва

И последнее. Поражает аналогия, проводимая между банковской системой и организмом. По г-ну Яковлеву, в банковской системе. как кровеносной системе экономики все плохо, потому как плохо в экономике. Значит, в организме в кровеносной системе все плохо, потому как плохо в тканях, которые она снабжает кислородом и питанием. Так вот все наоборот: плохо со снабжением, плохо и тканям.
Одним словом, банковская система у нас очень мощная (особенно Сбер), да вот с "народом" не повезло; весь он с улицы)
Одним словом - типичный либерал

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вопрос "какие банки погибнут" многих волнует, но при определенном подходе можно и самостоятельно (а тем более с помощью профессионалов) определить надежность банка.

На эту тему можно почитать, например, здесь:

http://www.e-xecutive.ru/finance/business/1985939-...

или здесь:

http://nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2017/02/03/kto-...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.