«От западного автопрома мы отстали навечно»

Мечты российского автолюбителя о качественном и доступном автомобиле «родной» марки сродни грезам российских футбольных болельщиков о победах нашей сборной – когда-то должен наступить прорыв и у нас появится настоящий повод для гордости. Однако время идет, государство создает отечественному автопроизводителю фактически тепличные условия – ограждает от иномарок-конкурентов, выделяет дотации, а движения вперед в этой сфере так и не наблюдается. Россиянам по-прежнему предлагается ездить на неоправданно дорогих машинах, качество которых оставляет желать лучшего и не выдерживает никакого сравнения с продукцией иностранного производства. Как долго еще нам будут предлагать второсортную продукцию, пытаясь сыграть на патриотических чувствах? Есть ли смысл и дальше искусственно поддерживать жизнь в обреченном российском автопроме? Эти вопросы Executive.ru адресовал председателю координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», члену Экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ Вячеславу Лысакову. Героя нашего интервью мы застали в более чем привычном для москвичей состоянии, в котором они проводят значительную часть жизни, – автомобильной пробке.

Executive.ru: На какой машине стоите? Отечественного производства?

Вячеслав Лысаков: Ну, сейчас мы с коллегой едем в командировку и стоим в пробке в его машине – Suzuki. Я сегодня пассажир. А я сам давно езжу на Toyota.

Executive.ru: Почему не поддерживаете отечественного производителя?

В.Л.: Потому что не считаю необходимым поддерживать людей, которые не хотят и не умеют работать. Я хочу потратить честно заработанные деньги на качественный, комфортный, безопасный автомобиль. Более того, последние 15 лет я предпочитаю японские авто с правым рулем с внутреннего рынка этой страны. Я бы сказал, что это автомобили для гурманов, поскольку делаются японцами для японцев. К слову сказать, конкуренция на внутреннем японском рынке выше, чем на мировом. Поэтому японский потребитель очень избалован. Япония – это единственная страна, которая позволяет себе выпускать ряд продукции, начиная от электроники и заканчивая автомобилями, исключительно для внутреннего рынка, без расчета на экспорт. То есть для внутреннего рынка выпускается одна продукция, выше по качеству и техническим характеристикам, а для экспорта – другая, проще и менее «навороченная». Такое не может позволить себе ни одна страна, как правило, что страны производят, то и экспортируют.

Executive.ru: Праворульные машины в нашей стране – это отдельная тема для разговора. Неудобств при вождении не испытываете?

В.Л.: Неудобств нет абсолютно никаких. Вспомните историю – первые грузовики, произведенные в СССР, были праворульными. Считалось, что это безопаснее – ближе тротуар, соответственно, меньше транспортных средств рядом с водителем. Да и вообще сейчас уже разговоры на тему, какой руль предпочтительнее – правый или левый – становятся неактуальными. Появляются автомобили с рулем-джойтиком, который будет передвигаться в зависимости от того, где водителю удобнее сидеть. А то, расположен руль правее или левее, на безопасность вождения не влияет.

Executive.ru: Вернемся к нашим отечественным автомобилям. Какова, на ваш взгляд, основная причина бед российского автопрома: неэффективное управление, неудачный маркетинг, незнание законов рынка?

В.Л.: Думаю, имеют место все перечисленные вами причины. Конечно, это слабая технологическая дисциплина, это плохое управление и коррупционная составляющая. Последняя вообще проникла во все поры нашего автопрома – это скрытые коррупционные связи, «откаты», прямое воровство… Например, машины, бывает, сходят с конвейера с повторяющимися серийными номерами, и таким образом часть из них уходит «налево». На автомобильном бизнесе построена целая мафия.

Executive.ru: Следуя вашим словам, напрашивается вывод, что плачевное состояние этой отрасли выгоднее, нежели ее процветание…

В.Л.: Конечно. Когда механизм работает правильно и слаженно, то безобразия в виде «откатов» и тому подобного в нем быть не может. А в нашем автопроме - полная неразбериха и неэффективность, сопровождающиеся постоянными просьбами дотаций – в «Автоваз» за 20 лет вложили больше $20 млрд. Результата – ноль.

Executive.ru: Целесообразность дотаций в этом случае вызывает массу споров. Как поступают в других странах?

В.Л.: В качестве примера могу привести американский автомобильный рынок, который является одним из самых обширных в мире. Во время кризиса американская «тройка» - General Motors, Ford и Chrysler, начиная «тонуть», обратилась к государству с просьбой выделить около $30 млрд. Им выделили только половину этой суммы, причем под конкретные проекты, министр финансов был назначен ответственным за этот проект. Причем это была не дотация, а кредит, который автомобильные компании должны вернуть с процентами. У нас, конечно, это тоже называется «кредитом», но фактически никто никому ничего не возвращает. Средства списываются, уходят в никуда. Это выгодно, конечно, и топ-менеджменту наших автомобильных компаний. Он ведь ничего не теряет. Некоторое время назад количество вице-президентов «Автоваза» было сокращено. А ведь до этого их было 29 человек, и каждый получал бонусы, работая при этом «вахтовым методом» - прилетая из Москвы на несколько дней и улетая обратно. Поэтому если нет прямой зависимости личного финансового состояния, в том числе социального статуса, от качества выполняемой работы, если нет административной и уголовной ответственности за провалы, то человек будет работать так, как он работает – то есть никак.

Executive.ru: Кризис помог многим компаниям критично оценить свою деятельность, оптимизировать расходы, улучшить качество работы в борьбе за клиента. Например, в Европе цены на автомобили стали снижаться…

В.Л.: А в нашей стране они растут, что бы ни случилось, цены только повышаются, и не только на автомобили. Во всех странах с наступлением кризиса правительства поставили перед собой задачу стимулировать спрос. Именно он вытягивает страну из экономической ямы. При наличии спроса деньги потребителя идут производителю, дальше от производителя – поставщикам и далее по цепочке. Если спроса нет, то предприятие впадает в стагнацию. На Западе, в США и даже в Китае покупателям автомобилей стали делать различные бонусы и преференции, сбрасывать цены, - все это даже себе в убыток для того, чтобы оживить спрос и стимулировать движение в отрасли. У нас все наоборот – пользуясь преимуществами монополии, повышением пошлин на иномарки, которые будут повышаться и в дальнейшем, цены на автомобили необоснованно растут. При этом все это отдает лицемерием – если бы наши лидеры сами ездили на отечественных авто и обращались к общественности с просьбой поддержать наш автопром, то это еще куда ни шло. Как известно, руководства других стран пользуются только продукцией своего собственного автопрома. А наше руководство рассекает на дорогих иномарках, призывая потребителей пересесть на отечественные автомобили.

Мы думаем, что, расчистив конкурентное поле, сможем на нем что-то взрастить, однако это не так. При безобразном качестве наши автокомпании будут и дальше взвинчивать цены на свою продукцию и обещать новые модели, чем, кстати, занимаются все новые директора наших автозаводов, - обещают новые модели, двигатели, совместные производства, - не выполнено ни одно их заявление.

Executive.ru: Не вижу смысла вводить в заблуждение собственных потенциальных покупателей…

В.Л.: Все очень просто – это маркетинговые репутационные ходы для того, чтобы создать видимость деятельности. На самом деле ни одно из своих обещаний «народного» автомобиля «Автоваз» не выполнил. Сейчас в очередной раз заявили о новой Lada Granta, продажи которой должны начаться в конце следующего года по цене 190 тыс. рублей в базовой комплектации. Но что будет представлять из себя эта базовая комплектация? Печку и рычаг переключения передач. А если у покупателя будет желание купить машину с более богатой «начинкой», то цена вырастет в полтора-два раза.

Executive.ru: Допустим, цены на наши авто начнут снижаться. Это существенно скажется на спросе?

В.Л.: Если бы снижение цены сопровождалось стабильным хорошим качеством продукции, то да. А иметь дешевое и некачественное авто, которое постоянно выходит из строя, только потому, что на каждом углу можно купить к нему копеечные запчасти – свойство исключительно российского человека. Моей машине, например, 16 лет. За это время я сделал только два профилактических ремонта, любые запчасти можно получить на заказ.

Executive.ru: Есть объективные причины для повышения цен?

В.Л.: Конечно, нет. Наши машины не должны столько стоить. Если нет конкурентов, и потребители худо-бедно покупают наши автомобили, - деваться-то им некуда, - то почему бы не повышать цены?

И еще к вопросу отсутствия конкуренции. Есть такая полулегенда про то, как в свое время японцы стали теснить на американском автомобильном рынке самих американских производителей. Тогда крупные американские производители якобы пришли к Рейгану и сказали о том, что японцы теснят их на их же территории и попросили принять меры. На что Рейган им ответил: «Тут может быть только один выход. Делайте лучшие машины, чем производят они». Кстати широко известно, что именно конкуренция с японскими автомобилями на внутреннем американском рынке помогла повысить качество американских авто. И хотя сейчас согласно исследованиям и опросам потребителей американские машины не дотягивают по качеству до японских, такая работа над своими автомобилями именно за счет сильной конкуренции с японцами позволила США повысить их качество.

В нашем случае, когда на нашей территории мы, наоборот, даем льготы и преференции иностранцами, никакого движения вперед не будет. Эти деньги просто уходят за границу и не стимулируют наше автомобильное производство.

Executive.ru: Два года назад Индия представила свой проект «народного» автомобиля всего за две тыс. долларов. Возможно, этот вариант подойдет и для нашей страны?

В.Л.: Нет, для нас это не вариант в силу особенностей климата. Такая машина пойдет для стран с мягким климатом. В России нагрузки на такой автомобиль будут значительно выше, и долго он не проживет – развалится.

А если говорить про наш отечественный «народный» автомобиль, то он должен стоить не больше четырех тыс. долларов.

Гитлера вспоминать, конечно, не очень корректно, но приведу один пример. В гитлеровской Германии можно было купить автомобиль, имея среднюю зарплату и откладывая деньги на эту покупку в течение года. Учитывая, что средняя зарплата по России в лучшем случае $300, несложно вычислить, сколько должен стоить «народный» автомобиль – как раз около четырех тыс. долларов, не больше.

Executive.ru: Насколько нам выгодны и полезны совместные производства с иностранными автокомпаниями?

В.Л.: Кардинально эти совместные производства на наши технологии влияния не оказывают. В Китае, например, иностранные технологии активно интегрируются в местное производство, за счет этого достигается технический прогресс. Мы занимаемся тем, что к готовым машинокомплектам прикручиваем колеса и вставляем стекла. Причем все это преподносится как наше, российское производство. Очевидно, что эти «потемкинские деревни» в России отнюдь не способствуют техническому прогрессу в автомобильной отрасли.

Executive.ru: Если все так безнадежно, то, возможно, нет смысла пытаться поднять мертвого и лучше направить средства на более успешные и продуктивные проекты? В отношении нашего автопрома это мнение высказывается часто.

В.Л.: В целом я согласен с такими предложениями. В данном случае делать мертвому припарки действительно бесполезно.

Приведу пример. В силу ряда исторических причин Япония не выпускает самолеты. Представить такое, конечно, сложно, но это факт. Однако при этом японцы имеют статус одной из самых развитых в технологическом отношении стран. Поэтому если бы мы отказались от производства машин, то ничего бы не потеряли. Мы не умеем делать машины, и с этим надо смириться. Зачем российские пешеходы и водители несут потери, в том числе и финансовые, датируя тот же «Автоваз»?

Конечно, существенную роль здесь играет социальный фактор, ведь часто автозаводы являются градообразующими предприятиями. Однако нам было бы проще платить сотрудникам этих предприятий зарплаты, закрыв сами заводы, а не тратить остальные деньги, которые все равно уходят не по назначению. Проще переучить людей, перепрофилировать заводы, например, открыть производства, близкие к автомобильным, но не автомобильные, например, детских автокресел, запчастей. А про машины лучше забыть – от западного автопрома мы отстали навечно. К тому времени, как мы научимся делать хорошие автомобили, их машины уже будут летать по небу.

Executive.ru: А если все-таки собрать в кулак весь оптимизм и предположить, что свет в конце тоннеля есть? Каким вам видится выход из кризиса?

В.Л.: Единственный путь, который в данном случае возможен, и который мы уже прошли, - это путь по аналогии с Fiat. То есть когда мы купили полностью их завод, приобрели их специалистов и в первые годы «Жигули» у нас выпускали итальянцы. Как только на производство пришли наши – начались проблемы с качеством. Поэтому в данном случае успех будет при условии, что мы будем покупать предприятия, переносить на нашу почву современные технологии и переходить на 100% локализацию.

Если мы будем продолжать идти нынешним путем – заниматься промсборкой и пытаться развивать собственное производство, отстав при этом навечно от Запада по всем параметрам, это будет чревато лишь бесконечным неэффективным вложением государственных средств.

Executive.ru: При каких условиях в России была бы успешной реализация такого пути? То есть сначала – купленные заводы, а затем уже собственное производство.

В.Л.: Нужен больший контроль и персональная ответственность. Это главные условия, без наличия которых мы не продвинемся в этой области вперед ни на шаг, а будем продолжать буксовать.

Executive.ru: Электромобили и гибридные автомобили в России имеют будущее? На Западе этой теме уделяется большое внимание.

В.Л.: К сожалению, экология для нас пока не стала приоритетным понятием, в отличие от Запада. Там различными способами стимулируют покупку таких автомобилей - уменьшают ставку транспортного налога и так далее. У нас – наоборот. У нас владельцы гибридных автомобилей платят транспортный налог, исходя из совокупной мощности двигателей – электрического и бензинового. Это полный абсурд. Законодатель даже и не думает о том, чтобы стимулировать покупателей таких автомобилей, а «доит» его по полной программе.

С 2015 года в Европе вообще планируется прекратить выпуск негибридных автомобилей, останутся только гибридные. К сожалению, у нас нет технологической базы для того, чтобы в ближайшее время достичь в этой области хоть каких-то подвижек. Мы качественный «бензиновый» автомобиль не можем выпустить, о каких гибридах может идти речь? Конечно, есть какие-то разработки, грамотные специалисты, но воплощение этих идей в жизнь в нашей стране будет бесконечно долгим.

Executive.ru: Значит, остается только сектор грузовых машин? Хоть здесь есть надежда?

В.Л.: Я бы не сказал. «Камаз» нельзя назвать российской машиной, в ней все импортное – двигатель, тормозная система и другие детали… Из нашего - только сборка и металл. Китайские грузовики по сравнению с нашими выигрывают по целому ряду параметров – по соотношению «цена-качество», грузоподъемности, мощности, экономичности. Я даже не рассматриваю шведские или немецкие грузовики. Легковые машины у китайев, конечно, слабоваты, а вот грузовики и автобусы весьма приличные. Так что и здесь нам особо нечем похвастаться.

Фото: news-vlad.ru

Также смотрите:

Есть ли будущее у российского автопрома?

Автомобиль: хочу и баста!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Хотя предисловие пишет редакция, оно, как и в этот раз, отвечает сути текста, в даном случаеи интервью.
Звучит часть этого предисловия так:
''Главное – публично признаться в некомпетентности и провести российскому автопрому быструю и безболезненную процедуру эвтаназии. Реквием по мечте – в интервью руководителя общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. ''

На что хочется отметить, что точно такую же эвтаназию тогда следует провести и всем остальным отраслям.
По этой причине, вероятно, стоит подумать - что нужно делать, чтобы избежать грустного будущего.

Генеральный директор, Москва
Токарев Владимир, Увы, большинству отраслей в России так же следует провести эвтаназию... Только безболезненно не получится - уж больно в России любят власть со всеми атрибутами... А что делать? хм.. Самое малое - прекратить плодить менеджеров в каждом мало-мальски стоящем ВУЗе... А то у нас менеджеров 10 человек на один квадратный метр... Отсюда и все остальные беды...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Шувалов пишет: А то у нас менеджеров 10 человек на один квадратный метр... Отсюда и все остальные беды...
Про ВУЗы - это не корректно, а, вот, по сути и ситуации в стране, полностью солидарен! И это даже очень СМЕШНО (а для всей страны - беспредельно ущербно и печально!) :cry: А также абсолютно согласен с мнением:
Александр Шувалов пишет: безболезненно не получится - уж больно в России любят власть со всеми атрибутами...
И это, к сожалению, НИКАК НЕИСКОРЕНИМО !!! :cry: :o
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Вячеслав Лысаков, а что такое НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК в ''Российском Законодательстве''? (на Ваш взгляд) :D :D :D Кто он? Что он может? Кем он является? Его Права? - ИТОГО - так про КОГО мы говорим? ;) :o :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Всё верно. Но применительно к данному вопросу было и остаётся одно “но”. Дело в том, что Россия может остаться лидером по производству автотехники … для России. А именно, грузовой и специальной техники, а также автотранспорта повышенной проходимости, от которых требуется не столько высокий “западный” комфорт, сколько: 1) простота в конструкции и инженерном исполнении; 2) надёжность в любых условиях эксплуатации; 3) очень большая продолжительность к эксплуатации при проведении своевременной профилактики; 4) неприхотливость к заправочному топливу и ГСМ в целом.

Т.е. то, чем отличались автомашины советского периода при соблюдении правил сборки. Кроме того, подобного рода автотехника вплоть до настоящего времени остается очень востребованной в развивающихся странах, где следят не столько за комфортом и качеством исполнения машин, сколько за их долговечностью, простотой утройства, поддержания и эксплуатации в любых условиях. Вплоть до возможности заводить машину “ручкой”, о самой возможности чего нынешнее поколение автовладельцев уже даже не знает.

Т.е. при надлежащем уходе и ремонте машина должна работать не менее 12-15 лет. Что было характерно для автотехники советского периода. Вот на подобном рынке Россия действительно могла бы не иметь себе конкурентов. Если бы было, кому за эту технику платить. Но для собственного внутреннего рынка России, с вечным бездорожьем страны и прочими экстремальными условиями эксплуатации автотранспорта, именно такая грузовая и специальная техника могла бы стать палочкой-выручалочкой автопрома. Т.е. в разработке, создании и производстве надежных и простых в эксплуатации, неприхотливых и долговечных машин, способных работать в любых экстремальных условиях, а не таких, которые выпускаются на Западе, и которые в наших краях, на нашем топливе и по нашим дорогам дольше 3-5 лет “не живут” никак.

Пример, - у знакомого в “личном пользовании” на его уже личном автотранспортном предприятии до сих пор катается его старый “КрАЗ” 1981 года выпуска, на котором он “отмотал” уже больше 1 млн.км. (счетчик перекрутился уже через нули и пошел по второму кругу накручивать километраж), - машина и не думает сдавать, хотя вся латанная и перелатанная. Вот, что значат уход и качество. А в части легковых машин и мотоциклов, - да, безусловно, - отстали навсегда.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Николай Романов, Да, согласен с Вашим рассказом - это факт. А ещё мне вспомнились хроники былых дней (видел буквально недавно), когда наша отечественная техника (в самых суровейших сибирских условиях) показывала результаты военных боевых (и специализированных) машин, в условиях чрезвычайной (и недопустимой вообще для них) обстановке. P.S. Но то... дела уже давно минувших лет... (т.е. наших старых, ещё советских разработок).
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В России... всё и всегда СПЕЦИАЛИЗИРОВАННО.
При чём однозначно в направлении только одной ЕДИНСТВЕННОЙ отрасли :!:
А всё остальное - это полная ''туфта''! (что абсолютно НЕ ВАЖНО!)

Ну, так уж сложилось у нас... :D

P.S. Кто почитает и предпочитает покупать именно российскую БРОНЬ! ? (на любую технику) ;) :D
P.P.S. А некоторые технологии, так называемой, СУПЕР-НАДЕЖНОСТИ :?: :!: ;) :D

(а ТАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ вообще не нуждаются ни в какой маркетинговой поддержке - весь ''Запад отдыхает'' :!: )

Директор по развитию, Беларусь
Токарев Владимир пишет: Главное – публично признаться в некомпетентности и провести российскому автопрому быструю и безболезненную процедуру эвтаназии
И что вы в автопром все ударились? Был бы и автопром и приборостроение в норме, но без технологий - никогда. Не я придумал: технологический баланс (то есть сколько оборудования страна продает-покупает), а не торговый, будет решать все, лет сорок назад это предсказано - вот время и пришло. По автопрому масса публикаций, вот и живые обсуждения. А по технологической части - увы и ах.
Директор по продажам, Владивосток

Про наши отечественные грузовики, и уход за автомобилями, спасибо, смешно.
Автоваз: вот мы тут вроде все менеджеры, и вроде все понимаем. Но почему то упорно не хотим вспоминать кому принадлежит автоваз, и что производство автомобилей побочный бизнес. Можно ли в России делать автомобили? Тойота, Форд и Ниссан - говорят да, Соллерс говорит: а что вы подразумеваете под ''делать'', автоваз отвечает: нету времени на чепуху, кредиты (бывшие ранее якобы дотациями от государства) нужно отдавать ТройкеДиалогу во главе сами знаете с кем. Так что наш депутат, проехал очередным баяном по ушам населения.
И да, что поддерживать и о чем говорить: Автоваз к вашему сведению безусловный лидер в России по продажам легковых автомобилей. По-моему ему принадлежит до 50% всего рынка автомобилей. Казалось бы о чем еще мечтать?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Николай Романов пишет: А в части легковых машин и мотоциклов, - да, безусловно, - отстали навсегда.
Мне кажется, Роман, авто - это следствие другого отставания (я, конечно же, в этом уверен). Понятно, что веду речь о менеджменте. И здесь, как минимум, 3 составляющие. 1. Уровень консультантов по управлению - здесь мы, ИМХО, нагнали. 2. Уровень подготовки в вузах менеджеров - здесь как в автопроме (для бездолроожья :) ) 3. Уровень практики управления - показатель этого уровня - тот самый автопром. Далее вопрос - как подтянуть 2 и 3.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян проваливаются на стресс-интервью при трудоустройстве

Такую методику при отборе кандидатов использует почти каждый пятый работодатель. 

Компания Admitad раздаст 15% акций ключевым сотрудникам

Владелец компании рассчитывает, что это дополнительно усилит мотивацию команды работать с высокой эффективностью и поможет привлечь новых перспективных сотрудников.

Треть россиян работают удаленно из дома с детьми

При этом женщины остаются дома с детьми чаще мужчин – 76% против 24%.

Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.