Как лидеру осуществить перемены

Все течет, все меняется.

(Гераклит)

Жить – значит решать проблемы, а развиваться –
значит приобретать навыки решения все более сложных проблем.

(Ицхак Адизес)

«Чтоб тебе жить в эпоху перемен», – желали врагам пропитанные конфуцианством китайские мандарины. С учетом того, что в Шестой технологический уклад (и порождаемые им разнообразные изменения) мы, по оценкам специалистов, вошли еще в 2010 году, а 2015-й встретили с финансовым кризисом, то справедливость высказывания Конфуция имеем возможность прочувствовать на себе.

Особое значение текущие и грядущие перемены имеют для лидеров, на которых возлагают ответственную миссию – провести доверенные им «корабли» (фирмы, коллективы, предприятия и прочее) через «штормы и бури» кризисов с минимальным ущербом. Сделать это, по моему мнению, можно только одним способом – спроектировав и внедрив те решения, которые помогут системе быстро адаптироваться под меняющие обстоятельства.

Об этом пишет также Ицхак Адизес в своей книге «Управляя изменениями»: «Цель менеджмента, лидерства, воспитания или правления следующая: решать сегодняшние проблемы и готовиться к решению проблем, которые возникнут завтра. Это необходимо, потому что в мире постоянно происходят изменения. Никакого управления не требуется там, где нет проблем, а проблем у нас не станет только тогда, когда мы будем мертвы. Управлять – значит быть живым, а быть живым – значит сталкиваться с изменениями и порождаемыми ими проблемами».

Перед лидером, планирующим осуществить необходимые изменения в доверенной ему системе, стоят, по большому счету, две основные задачи:

1) Найти наилучшее решение.

2) Убедить людей принять это решение (реализовать его).

Эти задачи можно решать по отдельности. Сначала найти решение (прогрессивное, небанальное, красивое), а потом потратить силы и время, чтобы сформировать у людей доверие к решению, убедить принять его, сделать своим и начать совместными усилиями реализовывать его.

А можно ли сделать по-другому? Людское сообщество (социальная система) имеет одно интересное отличие от системы технической (например, скрипки). Мы можем оказывать воздействие на коллектив фирмы и на скрипку (водя смычком по струнам), и обе эти системы будут ожидаемо реагировать на изменения естественным сопротивлением. А вот если поместить коллектив фирмы и скрипку в неблагоприятную среду (например, в горящую избу), то скрипка не будет бегать и искать способ адекватно отреагировать на изменение.

Иными словами, как нам сделать так, чтобы люди сами захотели и не попросили, а потребовали изменений, причем потребовали в духе дона Корлеоне с «пистолетом и добрым словом»? Допустим, вы – руководитель государства и хотите провести реформы в армии. Но «старорежимный» и косный генералитет любые начинания встретит в штыки, саботируя прогрессивные изменения. А реформы, сами понимаете, нужны как воздух. И вы – не товарищ Сталин, который эту проблему решил одним простым способом. Что делать? А давайте, мы во главе Министерства обороны поставим сугубо гражданское лицо, «штафирку», который не только сконцентрирует на себе «лучи ненависти» генералитета, а еще и путем разного рода «приватизаций» развалит то, что, в принципе, следует развалить. И когда градус священной ненависти к «штафирке» превысит уровень допустимой концентрации, с позором и уголовным преследованием (на публику, конечно) снять его, чутко отреагировать на призывы армейской общественности «сделать армию сильной» и поставить новым министром проверенного и уважаемого товарища, который и проведет необходимые организационные и кадровые изменения.

Другая ситуация – нужно изменить корпоративную культуру, повысить лояльность и управляемость сотрудников. Как эту задачи решали товарищи из ОГПУ? Взяли в жесткий оборот неформальных лидеров («авторитетных людей») среди сидящих по тюрьмам и зонам граждан и предложили им выработать свой свод правил («закон»), который затем бы стал стандартом поведения для всей массы осужденных. В выработке правил товарищи чекисты обещали подсобить со строго научных, хоть и не совсем классовых, позиций. Результат известен – если в американских тюрьмах руководству приходится иметь дело с множеством банд (от «Арийского братства» до Crips), то «корпоративные управляющие» российской пенитенциарной системы работают только с одной.

Схема понятна? Берем инициативных, амбициозных неформальных лидеров, «покупаем» их лояльность, а затем помогаем им выработать и насадить необходимые нормы корпоративной этики. Исключительно цивилизованными методами – без мордобоя и заточки в печень. Разумеется, для того чтобы проводить такие изменения, лидер должен обладать необходимыми компетенциями. Я бы выделил четыре самых главных.

1. Уметь небанально, творчески решать сложные проблемы/задачи и системы задач

Об этом я писал в статье «Сильное мышление для решения бизнес-задач». Для начальной тренировки этого умения хорошо подойдут, на мой взгляд, два инструмента – «морфологический ящик» (метод Цвикки) и пять способов разрешения противоречий (автор Генри Альтшуллер): во времени, в пространстве, в структуре, в отношениях и воздействии.

2. Использовать при рассмотрении проблем системный подход

Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Иными словами, смотря на дерево, мы видим: лист (элемент системы), лес (надсистема), саженец (прошлое системы), пень (будущее системы) и наличествующие/потенциальные взаимосвязи.

3. Умение убеждать

Хорошей иллюстрацией к этой компетенции служит следующая метафора:

Стоят на Ричмондском мосту в Лондоне два человека и усиленно спорят...

— Билл, если ты такой великий оратор, как говоришь, то сможешь убедить любого человека прыгнуть вниз, к примеру, того...

— Да, Джон, смогу... смотри, — Подходит к человеку:

— Я вижу, вы англичанин...

— Да...

— У меня для вас плохая новость, на Англию напали ирландцы, захватили в плен королевскую семью и диктуют свои условия.

— О, ужас! Мне незачем жить! — закричал он и прыгнул с моста.

— Билл, это могло быть простой случайностью! Заставь прыгнуть еще одного. — Тот подошел еще к одному:

— Я вижу, вы француз?..

— Да...

— У меня для вас плохая новость — ваша жена уехала с вашим другом на вашей машине и забрала вашу кредитную карточку!

Тот со словами «Мне не на что жить» прыгает с моста. Джон:

— Ну, если ты заставишь спрыгнуть еще одного, я точно поверю.

Билл подошел еще к одному.

— Я вижу, вы русский?

— Да.

— Вы знаете, что в Англии запрещено прыгать в Темзу, особенно с Ричмондского моста?..

4. Умение изменять сложные системы

На мой взгляд, это ключевая компетенция лидера XXI века. Донелла Медоуз в «Азбуке системного мышления» выделяет 12 «точек воздействия» для изменения поведения системы. Одной из них является изменение правил. Александр ФетисовТеория систем//Хомосапиенсология») показывает, как через изменение правил, касающихся внешнего вида и одежды, Петр I решил важную государственную задачу (то есть принял решение и добился его реализации). Ему было необходимо уменьшить роль и влияние бояр, олицетворяющих патриархальную Русь. Он запретил им носить бороды и приказал перейти на практичную немецкую одежду. Он знал, что у боярства ничего положительного за душой нет, кроме как длинной и лохматой бороды, длинной до пят шубы, высокой собольей шапки и красных с загнутыми носами сапог – именно на этих атрибутах держится и этими атрибутами прикрывается весь авторитет боярства. Если отнять у боярина перечисленные атрибуты – он останется голым, а если одеть его к тому же в непривычное немецкое платье – он станет смешным. Петр I отлично разбирался в психологии. Боярин без бороды и без шубы – это не боярин; он терял всякое уважение не только в глазах окружающих, но и в собственных глазах. Глядя на безбородого боярина, смеялись подчиненные дьяки в приказах, прохожие, родные дети и холопы, и даже смеялась всегда покорная жена; только сам боярин не смеялся: без бороды и шубы боярин как таковой перестал существовать.

Развитие указанных компетенций, по мнению автора, может идти двумя путями – через решение кейсов (критерий мастерства – 200 задач), что потребует глубокого овладения методикой, и через тренинговые программы интервенционного типа (min 11 дней) с ролевыми симуляциями типа «Пивной игры». Мир меняется, и лидерам следует меняться вместе с ним. И даже быстрее, если они не хотят, чтобы управления изменениями у них походили на деятельность Временного правительства в 1917 году.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

С описанием действий лидеров и моделей из мнений уже давно все в порядке (если судить по количеству публикаций:)) ) От 3-х этапной модели (''размораживание'' - ''движение'' - ''замораживание'' Курт Левин) через модель 5-ти этапов (книга ''Монстр перемен'' к 8-ми этапной модели Коттера Все подробно описано: что, когда и как делать? Только вот количество не справившихся с изменениями существенно превышает количество успешно преодолевших
По сути изменения - это изменение привычек (хоть для конкретного человека, хоть для компании) Поэтому вопрос не в том, что нужно делать, а в том, почему не получается:))
Из разговора двух консультантов:
Первый второму: Ты понимаешь, что происходит?
Второй первому: Конечно, я легко могу тебе объяснить!
Первый второму: Объяснить я и сам могу, а ты понимаешь?

Старший консультант, Москва

Смысл вводной цитаты Гераклита не в том, что нужно инициировать изменения. А в том, что изменения происходят неизбежно. Сами собой, хотим мы этого или нет.
Таким образом цитата по своему духу полностью противоположна позиции автора о том, что лидеру необходимо овладевать сложными компетенциями для того чтобы суметь провести организационные изменения.
По Гераклиту это естественный процесс. Более того он утверждал, что именно противиться изменениям не получится - они обязательно произойдут.

Партнер, Украина

Боюсь, что не согласен с автором.
В изложении данной статьи - лидер представляется неким технологическим монстром. Который сначала придумывает ''нестандартное решение'', чтобы приспособить свои компании к меняющемуся миру, а затем с помощью разного рода манипуляций вовлекает своих подчиненных в процесс реализации этих решений.
На самом деле - все наоборот.
Лидер - это человек, который знает куда идти и за которым идут последователи.
Иными словами, первейшая задача лидера - найти или создать достойную цель. А потом привлечь этой целью своих последователей, которые захотят к ней идти и выберут его как проводника и координатора на пути к этой цели.
Два признака лидерства: цель и последователи.
Этим лидер и отличается от обычного руководителя, который может просто приказать подчиненным копать ''от забора и до обеда''. И управлять их активностью с помощью кнутов и пряников.

Консультант, Москва
Олег Заболотный пишет: Смысл вводной цитаты Гераклита не в том, что нужно инициировать изменения. А в том, что изменения происходят неизбежно. Сами собой, хотим мы этого или нет. Таким образом цитата по своему духу полностью противоположна позиции автора о том, что лидеру необходимо овладевать сложными компетенциями для того чтобы суметь провести организационные изменения.
Уважаемый Олег! Смысл цитаты Гераклита в моем понимании, что изменения ВО ВНЕ неизбежны и чтобы система выжила она также должна измениться. А это далеко не такой естественный процесс и требует определенных усилий. Кроманьонцы сумели измениться, неандертальцы нет
Консультант, Москва
Федор Нестеров пишет: Лидер - это человек, который знает куда идти и за которым идут последователи. Иными словами, первейшая задача лидера - найти или создать достойную цель. А потом привлечь этой целью своих последователей, которые захотят к ней идти и выберут его как проводника и координатора на пути к этой цели. Два признака лидерства: цель и последователи.
Уважаемый Федор! Согласен с Вами. Вот только много ли Вы знаете лидеров, имеющих Достойную цель? Боюсь что таких лидеров не так уж и много и лидерство, к сожалению, не определяется фактов наличия достойной цели. По мнению Генриха Альтшуллера (Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности) наличие Достойной цели - обязательный признак настоящей Творческой Личности
Researcher, Москва
Рэм Латыпов пишет: Достойной цели - обязательный признак настоящей Творческой Личности
Лидеры преступных группировок не имеют ''ДОСТОЙНОЙ'' цели и по Альтшуллеру не являются лидерами? И по нему же не являются ''настоящими Творческими Личностями''?? На лице! явное противоречие!
Старший консультант, Москва
Рэм Латыпов пишет: Кроманьонцы сумели измениться
И Вы довольны тем что получилось? Ну не знаю.....))))
Преподаватель, Москва

Уважаемый Рэм, системный подход - это совсем не то, о чем Вы (и не только Вы) пишете. Скоро должкн выйти в издательстве Лань учебник "Алгоритмы решения нестандартных задач" для направления подготовки бакалавров 27.03.05 «Инноватика» - почитайте, там об этом написано.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.