Art-инвестиции: как правильно покупать предметы искусства

Актуальный вопрос к финансовым советникам: «Во что вкладывать средства в 2020 году?». Конечно, кто-то купит квартиру или, может, акции. Но чем обеспеченнее человек, тем разнообразнее его возможности. И одна из них – приобретение предметов искусства. Но оправданы ли такие инвестиции и стоит ли ожидать, что они окупятся?

Прогнозы доходности art-рынка

Исследователи Мей Цзяньпин и Майкл Мозес разработали индекс, благодаря которому можно прогнозировать развитие цен на рынке искусства. У индекса достаточно недостатков, но он дает представления о том, какие работы и когда растут в цене.

Эксперты проанализировали данные аукционных домов и выяснили, что при наступлении экономического спада инвесторы выводят средства с бирж и вкладывают их в произведения искусства. В них внезапно просыпается любовь к прекрасному? Скорее, ими движет расчет, ведь разные сегменты рынка развиваются несинхронно, и когда падают котировки акций, то возрастает стоимость произведений искусства. Так, во время продолжительных военных конфликтов art-индексы повышаются быстрее биржевых.

Но покупать стоит не все подряд, а только картины и скульптуры музейного уровня. В таком случае сделка будет гарантированно выгодной. Если поделить art-рынок на три части, опираясь на стоимость продажи картин, то самые дорогие работы дорожают медленнее тех, которые оказались в средней и особенно нижней ценовой категории. А это значит, что высокую доходность обеспечат не работы уровня Рембрандта или Ренуара – они дорожают медленнее других произведений искусства, а работы начинающих, но уже получивших признание современных художников. Их картины и скульптуры стоят дешевле всего, что, однако, не означает их доступность для массового покупателя, и дорожают быстрее всего.

Например, признанные российские мастера Иван Айвазовский, Хаим Сутин, Марк Шагал входят в рейтинг по доходности. И тому подтверждение – история маленькой картины Айвазовского «Закат в Крыму», 1878 год. В 2016 она была куплена за $54 800, а всего через полтора года продана на Sotheby’s за $200 970. Современные художники Олег Доу, Егор Кошелев, Иван Плющ, Анатолий Зверев входят в рейтинг по темпам роста. Их работы совсем недавно можно было приобрести за $1000, но уже сейчас они обойдутся в 5-7 раз дороже.

Вложения в art-рынок должны быть долгосрочными, при этом тратить на покупку надо не весь капитал, а только часть. При таких исходных данных кажется, что покупка искусства – затея для избранных. Но на практике все немного проще.

Старт коллекции

Человеку без художественного образования и без развитого чутья вряд ли удастся разбогатеть на покупке объектов искусства. Для этой цели стоит обратиться к art-дилеру, который поможет целенаправленно формировать коллекцию и выбирать выгодные предложения. Но во всем мире искусство приобретают все же не для того, чтобы сохранить деньги.

Куда чаще картины, скульптуры и фотографии берут для того, чтобы они много лет радовали собственника. Есть инвестиции в здоровье, в образование, в будущее. А произведения искусства – это инвестиции в настроение, формирование эстетического вкуса, создание семейных традиций, повышение своего социального статуса. Ведь владение коллекцией искусства всегда было признаком элитарности.

Чтобы разобраться в современном искусстве, не надо много времени. Достаточно ходить по музеям, посещать лекции, знакомиться с галеристами и художниками. Кроме того, современные художники сильно отличаются друг от друга по стилю, они работают в яркой индивидуальной манере, поэтому после непродолжительного знакомства с их работами быстро наступает эффект узнавания. Достаточно двух-трех картин или скульптур, чтобы в следующий раз видеть руку мастера и определять, кем создано произведение.

Когда у вас сформируется представления о тенденциях в современном искусстве, можно начать выбирать картины для себя. Чтобы облегчить задачу, стоит задать себе вопросы: «Какую работу я согласился бы украсть?» или «О каком произведении я чаще всего вспоминаю?».

Не стоит сразу брать дорогую картину или фотографию. Лучше стартовать с сумм в размере 30-50 тысяч рублей. Если вы ошибетесь, то такие траты не ударят болезненно по кошельку. Покупать можно в онлайн-галереях. Но иногда картины там эмоционально неоднозначны: эти объекты не созданы для ежедневного созерцания их в интерьере дома или офиса. Поэтому ищите варианты, которые будут эмоционально приятными и не вызовут раздражения через время. По этой причине опытные коллекционеры с хорошей репутацией иногда пользуются тем, что берут картину на несколько месяцев, чтобы понять, получается ли с ней ужиться.

Когда опыта станет больше, имеет смысл повышать планку и брать работы дороже. Но надо помнить, что 80% работ при средней ценовой категории в районе до $10 000 никогда не удастся перепродать по той же цене. Хотя бывают исключения. Например, работа Хелене Функе «Натюрморт с грушами и виноградом на синей скатерти» была приобретена в 1995 году на Christie’s за $680, а в 2017 продана за $38 150 на Dorotheum. Здесь важно уметь ждать. Нередко падение art-объекта в цене связано с тем, что картина не «отвиселась», а усилия по продвижению художника были минимальными.

Покупка работ, которые сохранят свою ценность

Если ваши доходы позволяют перешагнуть планку в размере $10 000, то даже в этом случае вы не сможете сразу купить модного художника. Причин несколько. Во-первых, коллекционеру тоже необходимо заработать имя, чтобы в художественном кругу его считали достойным того или иного шедевра. Во-вторых, галеристы создают лист ожидания – иногда в очереди за работой определенного художника приходится стоять довольно долго. Так повышается и ценность картины в глаза приобретателя, и имидж галереи, и значимость художника на art-рынке.

Еще одно назначение столь сложной схемы продажи картин – помешать спекуляции на искусстве. Галеристы стараются удостовериться, что человек приобретает картину для себя, а не для перепродажи на аукционе. Если же клиент все же пойдет на сделку с аукционными домами, он может попасть в черные списки галеристов.

В такой ситуации работы модных художников могут себе позволить только люди богатые и вхожие в art-тусовку. Еще одно следствие этой практики – искусственное завышение цен на часть произведений, потому что стоимость произведения не подчиняется рыночным законам и в большинстве своем зависит от мнения одного человека – владельца галереи.

В таких условиях лучше не гоняться за теми художниками, чьи имена у всех на виду, а сместить внимание на тех, кто только вышел на рынок, но кого считают многообещающим дарованием. Чтобы его вычислить, необходимо:

  • Вращаться в профессиональных кругах и слушать мнение опытных коллекционеров.
  • Посещать крупные ярмарки уровня Art Basel. Они развивают насмотренность, к тому же по собранным там произведениям искусства можно судить о том, что пользуется спросом.
  • Следить за молодыми художниками, которые занимаются продвижением в социальных сетях. Они нарабатывают имя, и оно вскоре начнет приносить им деньги.
  • Отдавать предпочтение тем художникам, которые работают в Нью-Йорке и Лондоне, – они находятся в центре художественной жизни, поэтому следуют актуальным тенденциям.
  • Покупать тех, чьи работы растут в цене. Для этого можно изучать рейтинги повторных продаж. Из них можно выяснить, что, например, работа Михаила Нестерова «Святой Георгий-Победоносец» с 2017 по 2019 год выросла в цене с $2 346 до $77 160.

Читайте также:

Комментарии
Директор по развитию, Екатеринбург

Винсент Виллем Ван Гог за десять с небольшим лет создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. При жизни говорят продал всего одну картину. 

Наряду с Пабло Пикассо, работы Ван Гога являются самыми дорогими в мире. 

Картина "Портрет доктора Гаше". Продана за $82 млн.

Так где искусствоведы, коллекционеры и ценители, которые не увидели таланта при жизни? Или надо умереть, чтобы картины покупали?

Не разглядели, не уберегли! А художник из-за этого стал психически больным, и даже ухо себе отрезал.

А покупали у тех, кто тогда был на слуху. У модных-художников.

Инстаграма тогда не было, но были газеты, которые расхваливали. Для музея работы этих авторов интересны лишь в плане, что писали во времена Ван Гога, и возможно, что выставлялись на одних выставках.

«Павлиныговоришь?» А павлины – близкие родственники кур.

Если судить певца или художника по количеству подписчиков в Инстаграме, то есть такой "золотой голос" в России!

Не всё то золото, что блестит!

Так, что тут еще надо подумать по поводу вложения денег, и в кого.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Или надо умереть, чтобы картины покупали?

Иногда, да, надо. И, это очень выгодно прогматичным потомкам такого таланта.

Директор по маркетингу, Москва

Интересная статья Инна, спасибо! Примерно так и представляю себе инвестиции в искусство. Долговременные, как лотерея, но могущие стать очень прибыльными. С одним из упомянутых Вами художников я знаком. 

Есть очень интересная сторона в том, чтобы увлекаться такими делами. Они дают повод для путешествий. Скажем прошлой осенью ездили с семьей в Стамбул на биеналле. Ну вообще-то поехали в Стамбул, посмотреть город, но когда там еще и события в области  искусства, то это нагружает смыслом всю поездку. 

Валерий Меркулов пишет:
Так где искусствоведы, коллекционеры и ценители, которые не увидели таланта при жизни? Или надо умереть, чтобы картины покупали? Не разглядели, не уберегли! А художник из-за этого стал психически больным, и даже ухо себе отрезал.

Я из этой истории с Ван Гогом выношу то, что самое компетентное мнение - это мнение художников самих. Ведь современники Ван Гога художники знали, что он гений и об этом осталось много высказываний. Но они были бедны, также как и он поэтому не могли инвестировать. 

Ну если посмотреть на тех, кто был тогда модный - это ведь уже импрессионисты, то есть очень коммерчески успешные работы сейчас. Так что просто он был на острие новаций. А те, что продавались тогда, продаются и сейчас. Не все конечно. Часть искусства того времени архаичная и продается дешево. 

У Ван Гога была сестра больна, лежала в клинике и брат в конце концов тоже сошел с ума. Так что у них наследственность. 

Директор по рекламе, Москва

Более краткое резюме статьи

покупать и продавать следует в странах, где есть развитый арт рынок

в странах, где арт рынок не развит есть много художников но это не значит, что их покупка будет в рост цены

рост цены на работы художника из "стран третьего мира" арт рынка, даже исторически известного будет обеспечен только ростом его провенанса в странах первого мира - если кто то обеспечивает этот рост

рост провенанса как исторического так и современного художника в странах "первого арт мира" дело рук самого художника и если вы видите его успешные усилия по работе на арт рынках стран первого арт мира и рост его провенанса на рынках стран первого арт мира - то дилеры этих рынков вам продадут

вас могут прокатить эти дилеры если увидят вашу ненастойчивость в проверке реальности роста провенанса и цены художника так как есть форма продажи "покупает картину потому что она просто нравится" и на нее спишут продажу, а вы останетесь с картиной "которая вам когда то понравилась" без провенанса художника с стабильно снижающейся ценой

резюме

продвижение художников на развитые арт рынки это только их забота

может ли расти арт рынок в странх "третьего мира арт рынка" - да, сейчас он в РФ  в пять раз ниже нормы к ВВП - рост от низкой базы

возможны две стратегии - или полностью стать участником арт рынка стран первого арт мира и там вкладывать в растущий провенанс художников - или растить арт рынок здесь и раскручивать его структуру и механизмы - что вовсю советуют владельцы ведущих галерей и площадок вроде арт базеля, удивляясь почему арт рынок в РФ не особо движется

 

PS - если хотите почуствовать себя художником https://colorpush.wetransfer.com/

 

Директор по маркетингу, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
растить арт рынок здесь и раскручивать его структуру и механизмы - что вовсю советуют владельцы ведущих галерей и площадок вроде арт базеля, удивляясь почему арт рынок в РФ не особо движется

По сути Инна так и делает. На менеджерском сайте разместила статью об инвестициях в искусство. Я с некоторых пор инвестирую в искусство небольшие суммы ну и общаюсь с другими менеджерами. У них есть деньги. Они инвестируют, но не в искусство.  

Что интересно, большинство даже поддерживают эту идею, инвестиций в искусство. Почему они не покупают? 99% случаев ответ - я в этом ничего не понимаю. Понимание - дело наживное, о чем Инна и пишет. Если посещать музеи и ярмарки,общаться с профессионалами, то и понимание придет. 

Вкус нарабатывается. И таким образом рынок в России может появиться почти из неоткуда. Не покупали менеджеры, а если начнут покупать, то рынок вырастет в 10-100 раз. Когда начнут. 

Директор по рекламе, Москва
Виктор Москалев пишет:
И таким образом рынок в России может появиться почти из неоткуда. Не покупали менеджеры, а если начнут покупать, то рынок вырастет в 10-100 раз. Когда начнут. 

так давайте начинать - рынок стоит и в 5 раз меньше нормы только потому что акторы рынка его не двигали очень долго

Директор по рекламе, Москва

PS 

я серьезно, если для развития промышленной отрасли нужно ждать пока гос-во сформирует рациональное видение и уберет искусственные препятствия, то для раскрутки национального арт рынка не нужны особенные обстоятельства, а художников отличного качества непристроенных просто тысячи, которые могут быть успешно покупаемы со стартовым провенансом на глобальном рынке (который их потом подхватит и они не пропадут в беззвестности напрасно)

больше того я уверен что менеджеры ценители искусства подключатся если увидят нормальный менеджерский подход к созиданию  рыночных структур и подключаться в фонды эндаументы и хороший движ на ура

с существующими не развивашими арт рынок хотя бы до нормы не имеют активного коннекта из за их позиции (которая во первых привела к неразвитости, во вторых консервирует ситуацию ограничения арт рынка)

в ситуации афтершока существующих проблем экономики это шанс поднять тему без больших проблем 4\5 рынка никак не заняты и не работают - это шанс

Главный инженер, Санкт-Петербург

Хотел бы отметить что если ты купил хорошую картину и она у тебя просто висит она теряет в цене. Надо что бы она висела на каких то доступных площадках, фигурировала в каких то каталогах и пр. То есть дожны быть какие то механизмы вписывания картин в окружающий мир. 
Я разговаривал с отдельными творческими людьми, они живут форматами жизни 19 века. На вопрос "у тебя есть электронный каталог собственных картин?" страдальчески закатывают глаза: "ах, какой он дурак, ничего не понимает, вот прям завтра я встречу мецената который поймет мою гениальность и ничего этого не надо будет".
Нужны механизмы размещения хороших работ в доступе и понимание как эти механизмы будут финансироваться. Я лично заказывал хороший портрет в подарок сестре за 10 тр из них около 1тр холст и рамочка. То есть талантливый художник с радостью готов работать за 2,5-3 тр в день. 
Это могло было бы выглядеть так. Список профайлов коллекционеров и список профайлов художников. Каждая работа регистрируется либо коллекционером либо художником, место где она находится сейчас регистрируется. История транзаций и стоимость купли продажи регистрируется. И свободный доступ с настраиваемыми фильтрами, что бы можно было быстро смотреть художественную и финансовую сторону вопросов. 
А сейчас куча хороших работ висит по частным коллекциям или стоят в кладовках художников и никто ни про кого не знает.

Директор по рекламе, Москва
Алексей Уланов пишет:
На вопрос "у тебя есть электронный каталог собственных картин?" страдальчески закатывают глаза

поэтому Автор статьи и советует ехать на Арт Базель - где есть каталог художников и их ценность отслеживается как провенанс работ

более того работы русской школы до сих пор считаются по спискам графьев Строгановых, которые находятся в США, а что сделали галлереи в РФ за 30 лет? Если успешный в РФ художник член творческих союзов привозит на арт площадки каталоги выставок из РФ они с очень большой вероятностью совсем не учитываются как провенанс работ на международной площадке (а наши галлереи конечно проводят в РФ мастер классы - как поехать на Арт Базель и там провести время  вместе с консультантом из нашей галереи)

Мой товарищ работал в орг комитетах Арт Базеля в штатах (с американской стороны)  и рассказывал что нет, репутация наших консультантов среди организаторов часто не высока после их определенных поступков

да пора бы уже сделать норм площадку для арт рынка в РФ, у меня есть программеры, которые ее сделают и обеспечат на первое время (делают "большие" сайты для известных СМИ) 

как продавать части коллекций - недавно советовали спецы из портала Artsy, они и онлайн семинары проводят - но это все полезно для собирателей европейцев, американцев

нужно организовывать движ, но по менеджерски с новыми нормальными инструментами рынка - так как делалось уже 30 лет - не работает - работает на 1\5 эффективности - это не очень 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Вакансии (1178)
Все вакансии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Число безработных в России выросло на 23%

Численность безработных в России в апреле 2020 года составила около 4,3 млн человек.

Qiwi оставит сотрудников на удаленке до сентября

В офис 1 июля выйдут только около 10% сотрудников.

У 45% сотрудников зарплата уменьшилась за время эпидемии

Служба исследований hh.ru опросила 4500 соискателей о том, каких перспектив они ждут на своей текущей работе и какие у них самих планы.

Назван самый отвлекающий фактор при удаленной работе

Служба исследований hh.ru провела опрос и узнала, что чаще всего мешает сосредоточиться на работе.