Как подготовиться к третьей волне мирового кризиса?

Мировая экономика стоит на пороге третьей волны кризиса. Ее возможный эпицентр – Китай. Ударит ли это по России, насколько сильно и есть ли рецепты спасения? Об этом Executive.ru рассказал экономист Василий Колташов.

Лаборатория международной политической экономии Российского экономического университета им. Г. Плеханова опубликовала доклад: «Победить третью волну: почему протекционизм, социальное государство и регулирование выведут нас из кризиса». Василий Колташов, эксперт лаборатории и глава Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, объяснил, что причины предыдущих волн кризиса сохранены, поэтому для окончательного его преодоления необходимо перейти к принципиально новой экономической политике.

Executive.ru: Для тех, кто, может быть, не успел ознакомиться с докладом или подробно его изучить, сформулируйте основные предпосылки, которые, по вашему мнению, приведут к третьей волне кризиса.

Василий Колташов: Основная проблема в том, что не устранены причины предыдущих волн. Первая волна мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, эпицентром которой стали США, началась с обычного товарного перепроизводства. Основной причиной стало то, что люди больше не могли выплачивать кредиты, которые они брали на приобретение жилья, покупать еще больше недвижимости… Поэтому, несмотря на то, что этот кризис назвали финансовым, его реальные причины лежат совсем не в финансовой сфере. Они связаны с реальным спросом, с доходами потребителей, с тем, что перестала работать модель, при которой потребление росло за счет кредитов. Просто в дальнейшем из реального сектора – сферы строительства и продажи недвижимости – кризис перешел в сферу финансовую. А там уже были пузыри.

В качестве ответной меры возник новый «неолиберальный консенсус» – «Большая двадцатка». Было принято решение, что со странами БРИКС надо вести диалог, необходимо включить их в Клуб G20 (Бывшую «Большую восьмерку»). Взамен от них потребовали принесения «пионерской клятвы»: обязанности защищать принципы свободной торговли, не допускать девальвации своих валют и стимулировать собственные экономики для роста производства и потребления.

Executive.ru: То есть, первая волна кризиса, на ваш взгляд, была преодолена за счет стран БРИКС?

В.К.: В основном, да. Конечно, свою роль сыграла и политика Федерального резерва США, и спасение американских банков, ценой огромных денежных вливаний. Но без БРИКС это бы все не заработало – цены на нефть не поднялись бы.

Executive.ru: При этом вторая волна кризиса начинается как раз из-за проблем в зоне БРИКС…

В.К.: Да. В числе «лидеров» тогда выступили Бразилия и Россия. Однако к моменту начала второй волны (2012-2013 годы) выяснилось, что «старые больные» – Евросоюз, США, Япония не особо-то и выздоровели. Положительный ВВП, например, в США, образовался за счет огромных государственных заимствований. Точно так же проявился и долговой кризис в Еврозоне.

Executive.ru: Какую роль сыграли программы количественного смягчения – «накачка» экономик деньгами?

В.К.: Это был способ дать деньги в обмен на «мертвые бумаги». Грубо говоря, обменять «балласт на золото», когда «мусор» выкупался за реальные деньги и «утилизировался». Но деньги банки получали и напрямую, в форме субсидий и кредитов. Им помогали и с помощью наращивания государственных долгов: правительства сперва накачивали банки деньгами, потом занимали эти деньги у них же – обменивали на свои облигации с гарантированным хорошим доходом. Принципы этой политики еще в 2008 году сформулировал Джордж Сорос, который сказал, что финансовый сектор нужно одарить деньгами, ничего ценного у него не требуя взамен, при этом с рядовых граждан списывать долги нельзя – они должны продолжать платить.

Executive.ru: Вы не согласны с подобной политикой, но ведь она принесла ожидаемые результаты – первая и вторая волны кризиса были преодолены.

В.К.: Верно. Было очень много оптимизма по этому поводу. В 2014 году в Евросоюзе чуть ли не с фейерверком отмечали «год экономических улучшений». Правда, мне не понятно, в чем состояли улучшения. Может быть, только в том, что курс евро упал, экономика Еврозоны вздохнула чуть свободнее. Но Россия в 2014 году уже падала. Девальвация рубля, падение реальных зарплат… Получили по полной программе.

Executive.ru: К России мы еще вернемся. Вы, как один из авторов доклада, предупреждаете о третьей волне кризиса, которая ожидает мировую экономику. Ее эпицентром называется Китай. Почему именно он, если учесть, что от предыдущих двух волн Поднебесная пострадала меньше всего?

В.К.: Именно потому, что предыдущие волны Китай прошел без особых потрясений. Но власти здесь сумели так организовать «лечение» экономики, что надулись огромные пузыри – в индустрии, на рынке жилья и на бирже. Поэтому в 2015 году китайский фондовый рынок пережил крах. Shanghai Composite рухнул более чем на 30%. Может быть, это стало важнейшим по содержанию событием 2015 года, которое просигнализировало нам о начале кризиса в Китае. Случилось то, что многие считали невозможным. Некоторые и сейчас отказываются признавать очевидное. Но у экономики есть правило – биржевые «часы» показывают кризисы. Да, биржа не очень точно отражает состояние экономики – фондовый рынок может расти и тогда, когда реальная экономика в целом падает. Но уж когда биржа падает – это серьезно, на это есть причины, в реальной экономике накопились проблемы.

С одной стороны, китайцы с этими проблемами справились. В первую очередь, они не допустили резкой девальвации юаня в начале 2016 года, которая могла бы привести к падению внутреннего потребления и разбалансированию всей мировой торговой системы. Китайское правительство не препятствовало выводу капиталов – только в 2015 году из страны ушло около $1 трлн. С другой стороны, постепенная девальвация юаня на протяжении 2016 года была необходима – сегодня китайские товары уже выглядят дорого. Кроме того, существует проблема китайского «индустриального пузыря» – они создали избыточное производство с точки зрения сегодняшнего мирового рынка, потребителей.

То есть, Китай тактически поступил логично – стабилизировал ситуацию, но стратегически он не выиграл, а только отсрочил обострение кризиса.

Executive.ru: Надо полагать, что третья волна кризиса, особенно учитывая место ее появления, вновь «накроет» весь мир. России тоже достанется? Учитывая, что падение экономики Китая напрямую повлияет на спрос на углеводороды, энергоресурсы?

В.К.: По нам, конечно, ударит довольно сильно. Прямым следствием начала третьей волны кризиса станет обвал цен на углеводороды. Существует и угроза финансовому рынку. В странах с развивающейся или, скажем прямо, периферийной экономикой, сейчас активно выпускают государственные облигации. Россия – не исключение. Эти бумаги покупаются «горячим» спекулятивным западным капиталом. Ситуация очень похоже на ту, в которой оказались Евросоюз и США до первой волны кризиса и в ходе нее. То есть, мы сами создаем долговой пузырь. Вспомните, в 2008 году наше правительство хвасталось тем, что Россия входит в кризис практически без долгов. Это называлось «тихой гаванью», конкурентным преимуществом. Сейчас нам говорят, что конкурентное преимущество – рост объемов госдолга.

Executive.ru: Возникают опасения относительно готовности российской экономики к этой третьей волне… Существуют ли готовые рецепты?

В.К.: Как она может быть готова, если никто не готов? Наши министры экономического блока утверждают, что нужна девальвация рубля, но весь последний год последовательно занимаются его укреплением. Когда эта девальвация все-таки будет допущена, в выигрыше останутся только валютные спекулянты. Что касается рецептов, то надо понимать, что «ахиллесова пята» китайской экономики находится не в Китае. Для Поднебесной очень опасны (с экономической точки зрения) США, Бразилия, Россия, другие крупные потребители ее товаров. Как только в России, например, начнется протекционистская политика, произойдет реальное импортозамещение, китайские товары будут «выдавливаться» с рынка, это ускорит кризис в Китае. Китайская экономика окажется в состоянии классического промышленного кризиса времен Великой депрессии.

Executive.ru: Подождите, получается, что наш рецепт подготовки к кризису – это ускорение начала кризиса?

В.К.: Да, если данная политика будет реализована, это сработает катализатором кризиса в Китае, но одновременно мы ускорим собственный выход из кризиса, укрепим национальную валюту. Если, конечно, все делать правильно. Для этого необходимы следующие шаги.

Во-первых, переход к политике протекционизма. Отказ от свободной торговли, как принципа. Сегодня все обмениваются всем, а классический принцип торговли подразумевает обмен чего-то ненужного на необходимое. Например, бананы у нас не растут – мы их ввозим, а яблоки выращиваем, и поэтому ограничиваем их импорт при помощи заградительных пошлин

Во-вторых, экономическое регулирование и стимулирование спроса внутри экономики. Например, запускается масштабная государственная программа по наделению жильем всех нуждающихся в нем граждан. Для его приобретения предлагаются дешевые кредиты. Одновременно запрещаем использование импортных материалов при строительстве. Государство вмешивается в экономические процессы, но добивается экономического роста. Не так, как в случае Олимпиады-2014 в Сочи, когда все возможное (вплоть до сувениров) заказывалось в Китае или Турции. Одновременно мы стимулируем спрос путем обеспечения экономической активности населения.

В-третьих, социальное государство и коллективное потребление. Мы не сокращаем школы и больницы, а создаем новые. Нанимаем новых учителей и врачей. Развиваем инфраструктуру: от дорог, до культурно-массовых центров. Государство должно эти проекты финансировать.

Executive.ru: Не могу не спросить – откуда деньги? Управляемая эмиссия, о которой постоянно упоминает, например, Сергей Глазьев?

В.К.: Это уже вопрос об источниках. Деньги есть, найти их можно. Радикально – национализация и проскрипция, далеко не только эмиссия. Да и вообще, она как метод недостаточна, а без жесткого таможенного протекционизма грозит обесцениванием рубля. Главное же, что государство должно сконцентрировать ресурсы, изымая все расхищенное у него.

Executive.ru: Звучит еще страшнее, чем управляемая эмиссия…

В.К.: Дело в том, что есть так называемые государственные компании. По сути – это коммерческие структуры, на которые государство тратит деньги, и от которых нет особого прока, кроме обеспечения больших доходов их топ-менеджерам. Должна быть произведена национализация всех государственных компаний. Отмечу, что это мое частное мнение, детализация «рецептуры» – в подготовленном нами докладе это не упоминается. При этом реализовать подобные меры без демократизации страны невозможно. Общество должно контролировать процесс концентрации и распределения своих ресурсов. Нынешняя бюрократия этого сделать неспособна, не может, и не будет. Поэтому к третьей волне кризиса мы не можем быть готовы.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Теория имеет право жить, есть зерна правды, но сорняки растущие повсюду, всячески её скрывают.

Первая волна кризиса в России, пришла сразу, как Медведев зашел на пост Президента РФ. Он перевернул всю страну наизнанку. Если Путин и его команда сдерживала экономику, в том числе мировую и отказывалась от войны с Сирией (конфликт тогда еще назревал), то Медведев выпустил Дьявола из Ада, которого загнать до сих обратно не могут. Но шли сознательно на риск, как америкосы с Обамой. Думали это поможет смешать карты в колоде и начать игру заново.

Касаемо Китая, то у них вся стратегия продуманна, я с 1993 года с ними работаю и наблюдаю с тех пор, как они ликвидировали одну из сильнейших мафий в мире у себя в стране.

Игра пошла на мировом уровне на большие ставки, дело в том, что все ключевые страны в свою экономику включили Интернет, как параллельную. Россия считает и мыслит еще со времен 1917 года с отрывками из Библии и К.Маркса. То есть. Если все идут вперед и с корректировкой, то наши местные экономисты идут назад и без корректировок, прямым ходом в Северную Корею, при этом Северная Корея, выйдет на другие позиции, за счет России.

Правильно говорят люди! Иногда надо к своему народу прислушиваться! Мы помогаем всем, но только не себе и не своей стране.

Экономика не работает в таком направлении, это растраты блондинки на шоппинге, у которой нет мозгов и тормозов, а именно на этом все и построено в России, тратить то мы умеем, а зарабатывать нет.

Дудки, что мы осилим импортозамещение! Мы никогда его не осилим своими силами! Мы будем травиться той продукцией, что нам начнут продавать свои же. Коровы и свиньи уже не едят, то, что едим мы и т.д.

Национализация госкомпаний, это открытие коридора вывода денег, для чиновников крупного масштаба, который пытаются наоборот закрыть и т.д.

Изучайте тщательно историю!! И желательно с того момента как появились первые деньги. Я нашел тот переломный момент в самой истории, когда началась масштабная ошибка, которая аукается сейчас, во всем мире. Теперь ваш черед.

Хороших выходных!

Генеральный директор, Москва

Как может кому-то и покажется это парадоксальным, но США в сегодняшней мировой экономике, выступает в роли незабвенного Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке"


Аналитик, Москва

Недавно перечитал Мау (Реформы и догмы. Про экономическую политику в РИ, РФ и СССР с 1850 до 1930 годов) и Гайдара (Гибель Империй). Вышеприведенную статья укладывается в дискуссии в РИ и РФ по выбору пути - рыночная экономика или административная. Опять предлагается уйти от "стихии рынка" к жесткому регулирвоанию через... демократизацию... Любая жестко администрируемая система сваливается в валюнтаризм и экономическую неэффективность:-(

Консультант, Беларусь

очень странный взгляд на ситуацию. Китай, если решает развить какой-нибудь сектор экономики занимается дальнейшей ее либерализацией, бросает этот сектор на съедение частному бизнесу. И результаты мы видим: 6.7% роста ВВП в год, в 17 раз больший чем у РФ рост экономики с 1991 года..

А упоминание РФ, как влияющей на потребление в мире? Музчина, это вы о чем? Об этой погрешности: 1,5% мирового потребления?

* * *

Сообщение отредактировано модератором.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Влияние России в мировой экономике ничтожно. Кризис будет не внешний, а внутренний. В России ничего не изменилось с 1917 года, кроме того, что на смену коммунистов пришли воры. А воровать легче, чем экономику развивать....

Консультант, Москва

Не пугайте друг друга. :) - Это возможности - и пятые и шестые ... А побеждают те, кому и нравится девятый вал.

Исполнительный директор, Москва

Скажите, я один не понял словосочетание "национализация госкомпаний"? Т.е. государство само у себя должно отобрать собственность? И как это принесёт нам денег? Переложим их из правого кармана в левый, по пути несколько растеряв?

И как проскрипция (по сути политическое преследование инакомыслящих) принесёт нам денег тоже? Пока что-то не видать их ещё. А 5 лет минимум уже прошло.

Консультант, Москва

1. Полагаю, автор предполагал национализацию ранее приватизированных госкомпаний.

2. Проскрипция очень хорошо сохраняет уворованные деньги. Губернские и муниципальные руководители, в большинстве, дадут положительное заключение. А "сохранить, всё равно что нажить". "Нам", правда, не вяжется. :)

Редактор, Москва
Марат Джаманбаев пишет:
Скажите, я один не понял словосочетание "национализация госкомпаний"? Т.е. государство само у себя должно отобрать собственность?
Константин Фролов пишет:
1. Полагаю, автор предполагал национализацию ранее приватизированных госкомпаний.

Г-н Колташев ясно сформулировал, что он имеет в виду.

Executive.ru: Звучит еще страшнее, чем управляемая эмиссия…

В.К.: Дело в том, что есть так называемые государственные компании. По сути – это коммерческие структуры, на которые государство тратит деньги, и от которых нет особого прока, кроме обеспечения больших доходов их топ-менеджерам.

Президент, председатель правления, Москва

Немного сранно наблюдать, когда при обсуждении кризиса или кризисов речь идет только об экономике или финансах, о падениях спросов и "потрениев".
Во-первых, все кризисы рукотворны и управялемы.
Если же рассматривать кризис начала 21-го века, то это не кризис потребления или перепроизводства, не финансовый или экономический кризис. Это кризис УПРАВЛЕНИЯ! Только управленческие ошибки могли привести и привели в результате к тем проблемам в мире, которые мы наблюдаем.
В любой компании, будь то частная или государственная, финансовых кризисов не бывает. Бывают финансовые последствия. Но кризис всегда УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ.
Проблемы в финансовом секторе или в производственном всегда являются следствие принятия неверных управленческих решений, или вообще отсутствия управления как такового.
Война - результат принятия или не принятия управленческого решения.
Финансовый кризис - результат..... управления.
Любой другой кризис - есть результат.
Причина - отсутствие управления или низкое качество управления.
Потому и способы решения, которые сегодня применяют в США и по всему миру в виде накачки деньгами, снижения кредитной ставки и т.д., эти способы и методы тоже ведут лишь к ошибкам, усугубляющим кризис. Они основываются на неверной оценке причин.
Если бы на уровне самой вершины управления было дано заклчение, что причины в паршивом управлении, то была проведена смена курса управления, проведена работа по повышению качества управления, либо вообще произведена смена управленческой элиты. Разве мы это наблюдаем?
Мы наблюдаем продолжение линии на усугубление кризиса.
Нельзя пожар потугить бензином. Хотя, можно, если осушествить качесвтенный направленный взрыв. Ну, последствия такого решения тоже понятны...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.