Как обезопасить компанию от блокировки счетов по новым правилам Центробанка

С 1 июля 2022 года в силу вступила новая версия закона 115-ФЗ, по которому банковских клиентов, компании и ИП будут делить на три группы по степени риска совершенных подозрительных операций — обналичиванию и отмыву денег.

  • Так, в красной группе будут находиться предприниматели и фирмы, которые участвуют в сложных схемах и через которые проходят сомнительные денежные операции. Центробанк считает, что численность таких клиентов составляет 0,7% от всего бизнеса. Их счета будут замораживать, а компанию или ИП даже смогут принудительно ликвидировать.
  • К желтой группе будут относиться организации и бизнесмены, которые проводят как реальные, так и сомнительные операции. Последние банки будут блокировать. По подсчетам Центробанка, таких банковских клиентов — около 0,3%.
  • В зеленую группу войдут организации и ИП, ведущие реальную хоздеятельность и не участвующие в сомнительных схемах и операциях. Их платежи ограничиваться не будут. Центробанк оценивает число таких клиентов в 99%.

В какую группу должны попасть клиенты, Центробанк будет определять по данным хозопераций, налоговой нагрузке, историческому поведению предпринимателя. Всю эту информацию ЦБ получает из банков, ФНС, Росфинмониторинга и информирует банки о том, к какой категории отнес фирму или бизнесмена.

Окончательно решение, доверять ли оценке ЦБ, лежит на банках: они могут как просто согласиться с ней, так и принять к сведению (см. п. 2 ст. 7.6 № 115-ФЗ). Специалисты при этом уверены, что разногласия между оценкой ЦБ и кредитных организаций почти исключены.

Что ЦБ подразумевает под подозрительными операциями

В законодательстве нет четкого определения, что является подозрительной операцией. Кроме того, ЦБ не раскрывает свои алгоритмы оценки, поэтому нельзя доподлинно узнать, что, по его мнению, будет считаться таковой операцией, однако некоторые ее признаки перечислены в уже упомянутом 115-ФЗ (см. ст. 6), положении Банка России от 02.03.2012 № 375-П и приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103

К подозрительным финансовым операциям могут отнести случаи, например, когда клиент без указания причин отказался предоставить по операции пояснительные документы. Или, например, когда через счет фирмы или предпринимателя проводятся только транзитные финансовые операции. Если клиент не оплачивает налоги с данного счета, не начисляет зарплату или получает деньги на счет и сразу же их снимает, это также может вызвать у банка вопросы.

Если подобные ситуации повторяются из раза в раз или, хуже всего, комбинируются друг с другом, это даст банку основание отнести клиента к красной группе риска и установить за ним контроль.

Как узнать, какой риск присвоили юрлицу

По закону (см. п. 8 ст. 7.7 115-ФЗ), узнать о том, что юрлицо находится в группе риска, клиент сможет только в том случае, если банк отнесет его к красной группе. Так, его уведомят об этом в течение пяти рабочих дней. В целом же банки не обязаны предоставлять клиентам информацию о том, в какую группу их определили.

Но если клиент все же хочет уточнить свой статус, он может направить запрос в обслуживающий банк. Не ответить на запрос предпринимателя банк не может — по закону, информация о рисках совершения подозрительных операций юрлицом является открытой (см. ст. 9.1 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ). При этом число запросов от клиента не ограничено.

Что будет, если юрлицо оказалось в одной из трех групп

Если клиент попадает в красную группу, банк, согласно ст. 7.7 № 115-ФЗ, приостанавливает все денежные и имущественные операции по счету, не позволяет выдать остаток денег или перевести его на другой счет, а также отказывает в переводе средств через систему быстрых платежей (СБП) и в других электронных операциях. При этом закон позволяет, например, осуществлять бюджетные платежи, перечислять зарплату тем работникам, которые были в штате до блокировки счета, и только в тех суммах, которые были ранее, и т. д.

Если клиент оказывается в желтой группе, банк будет запрашивать дополнительные документы и пояснения по тем операциям, которые провел предприниматель. Решение о блокировке или допустимости операции будет приниматься по двум условиям — предоставил клиент пояснения или нет, и какой характер носила финансовая операция.

С зеленой группой все просто — фирмы, которые отнесли в эту категорию, не заметят для себя каких-либо изменений. Банк не сможет отказывать в операциях ни по внутренним, ни по внешним счетам, однако стоит юрлицу провести хоть одну подозрительную операцию, и из этой зоны его могут убрать.

Что сделать, чтобы оставаться в зеленой зоне

Первое и самое очевидное — не проводить подозрительные операции, однако, как уже говорилось ранее, алгоритмы оценки деятельности компании или предпринимателя Центробанк не раскрывает, поэтому единого свода правил, которые помогут оставаться в зеленой зоне, нет.

Чтобы снизить риски «вылета» из зеленой зоны, можно придерживаться нескольких принципов:

  • Работать только по своим ОКВЭД и обо всех изменениях сообщать в банк;
  • Указывать полное назначение платежа в платежных документах;
  • Указывать достоверные сведения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • Вовремя платить налоги и взносы, в том числе зарплатные, и перечислять их с того же счета, что и зарплату;
  • Не игнорировать запросы банка;
  • Не работать с сомнительными контрагентами.

Как быть, если юрлицо оказалось в красной группе?

Специалисты уверены, что несколько месяцев после вступления поправок в 115-ФЗ в силу в красную группу будут попадать и добросовестные предприниматели. В любом случае это решение можно оспорить, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке и затем — в суд. По ст. 7.7 115-ФЗ, это можно сделать в течение шести месяцев с даты, когда вынесли решение. Клиент должен представить документы и пояснения, которые опровергают действия банка.

Если межведомственная комиссия соглашается с доводами клиента, она либо снижает уровень риска (это происходит не позже одного рабочего дня за днем, когда вынесли решение), либо оставляет клиента в красной зоне. В последнем случае, как уже говорилось ранее, это может привести к ликвидации фирмы, при этом денежные средства на счете вернут ее собственнику.

***

Быстро оценить надежность контрагентов и риски собственной компании можно, используя специальные сервисы. Например, сервис автоматической проверки контрагентов «Такском-Досье».

В справках от сервиса собраны все данные о компаниях: арбитраж, аффилированность, связи между компаниями и владельцами, информация о хоздеятельности и финансовой активности. Информация агрегируется из официальных источников: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФНС, Росстата и других и это помогает проявлять должную осмотрительность.

С помощью сервиса «Такском-Досье» можно:

  • Оценивать риски и слабые стороны своей компании по официальным данным.
  • Проверять организации, участвующие в тендерах, что поможет снизить риск сотрудничества с мошенниками.
  • Выявлять слабые места конкурентов по их открытым данным.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Нижний Новгород

Цитата: "Как обезопасить компанию от блокировки счетов по новым правилам Центробанка".

И что мы читаем в тексте? На этот вопрос автор ответа не даёт потому, что он простой до безобразия - не занимайся обналом и уходом от налогов. Весь текст про - ответ на вопрос "как компания попадает в группу риска административной и уголовной ответственности по уходу от налогов".

Ещё меня смутила фраза, цитата: "...при этом денежные средства на счете вернут ее собственнику". Правда? Работа по предупреждению ухода от налогов происходила и раньше. И что-то я не припомню случаев возврата средств отправленных разными компаниями на "обнал". Вот ни разу не слышал о такой заботе государства об участниках российского бизнеса, пусть и не чистых нАруку. 

Ниже по тексту автор задаёт ещё один вопрос на который как бы отвечает, цитата: "Как быть, если юрлицо оказалось в красной группе?". Но и тут ответ мы получаем очень скромный. Вместо ответа на вопрос предлагается использовать "Такском-Досье". У меня совсем недавно был случай, когда мне отказали в платеже. При этом моя компания совершенно чиста, так же как и мой контрагент. Было похоже на произвол известного крупного банка.

Юрлицо не должно волновать с какими по цвету контрагентами от заключает договор, если он работаерт честно и открыто. Мне что, содержать службу безопасности? Если мой контрагент не закрыт и я готов ему сделать перечисление или он мне, то в чём проблема? 

Проблема в том, что наша правоприменительная практика фискального характера, когда интересы юрлиц не принимаются в расчёт, когда главное формальное выполнение закона, а иногда даже не закона, а административных регламентов не обладающих статусом закона. Например, меня бесит ежегодный тест на мою лояльность политической системе, где я должен подтвердить, что не шпион и не иноагент. Оставьте мне право нести ответственность за свои действия самому. Предупредите, но не допрашивайте и не делайте теоретическую возможность моих противоправных действий основанием для отказа в банковских услугах до того момента, пока не появились основания для подозрений.

 

 

Директор по правовым вопросам, Москва
Михаил Трофименко пишет:

Цитата: "Как обезопасить компанию от блокировки счетов по новым правилам Центробанка".

И что мы читаем в тексте? На этот вопрос автор ответа не даёт потому, что он простой до безобразия - не занимайся обналом и уходом от налогов. Весь текст про - ответ на вопрос "как компания попадает в группу риска административной и уголовной ответственности по уходу от налогов".

исходя из самой же статьи это 1% от количества компаний. Нет, конечно, количество прокладок и всевозможных совсем в чОрную работающих на подставных бенефициарах и дирах юр.лиц снизилось в разы, может, в десятки раз, но никак не 1% + к этому совершенный разгром логистики, экономических связей, появление списка "недружественных стран", ежедневные смены парадигм наших иностранных непартнеров - отсюда и дергание банков... иногда похожение на судороги. Недавно мне выкатили проверку корпоративного пакета документов, которому полтора года. Ну, неожиданно не понравился им один пункт в Протоколе Собрания Директоров. На все мои разъяснения в абсолютной законности со ссылками на нормат.акты не возымели. Пришлось "созывать" СД и вносить изменения. 

 

Михаил Трофименко пишет:

Проблема в том, что наша правоприменительная практика фискального характера, когда интересы юрлиц не принимаются в расчёт, когда главное формальное выполнение закона, а иногда даже не закона, а административных регламентов не обладающих статусом закона. Например, меня бесит ежегодный тест на мою лояльность политической системе, где я должен подтвердить, что не шпион и не иноагент. Оставьте мне право нести ответственность за свои действия самому. Предупредите, но не допрашивайте и не делайте теоретическую возможность моих противоправных действий основанием для отказа в банковских услугах до того момента, пока не появились основания для подозрений.

да Вы анархист )))) 

Пока мы все на этой Земле существуем в парадигме "государство это аппарат принуждения", а не "государство – это система, обеспечивающая добровольное и благожелательное взаимодействие всех составляющих его людей, институтов, территории и природных богатств, для его же процветания и обеспечения мирного сосуществования с народами мира" , то и право нести ответственность самому как звучит странно) Вы не находите?

нет, я согласна, что это своего рода почти идеал, но сейчас все институты не только нашей страны, а глобально под это не подходят.

 

Партнер, Москва

"забавное" упоминание в новой статье в скобках после других скобок - .... индивидуальных  предпринимателей ... введёт в ступор немало ИП  - синтаксис ещё тот :)   То ли законодатели не знают о союзе "и", или перечисляют наравне с юрлицами, или исключают из списка ... 

Центральный банк Российской Федерации доводит информацию об отнесении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), ...

Аналитик, Нижний Новгород
Елена Виноградова пишет:
нет, я согласна, что это своего рода почти идеал, но сейчас все институты не только нашей страны, а глобально под это не подходят.

У меня, как человека серьёзно интересующегося нестатистической социологией, нет иллюзий относительно целей и задач государства, являющегося исполнителем воли высшего сословия. Но принуждение выполнять свою волю может быть разным, от бандитских методов, до интеллектуальных. Например, формализм, фискальный характер правоприменительной практики не может быть полезен элите желающей развития своих ресурсов. Производственные процессы, специалисты, промышленность наконец, всё это может и должно давать прибавочную стоимость. Вопрос лишь втом, какая это элита, патриотическая или компрадорская. Патриотическая не в смысле идейно заряженная, а связывающая будущее своё и своих детей с Родиной. Пусть даже по меркантильным соображениям или соображениям безопасности.

Вот такой элите точно не нужно сдерживать развитие промышленности и деловой активности. Все государственные и прочие системообразующие институты не стригут купоны, а активно помогают бизнесу. У нас пока стригут. Значит элита наша компрадорская, временщики, где Россия - место зарабатывания бабок.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.