X, Y, Z: особенности обучения разных поколений

Онлайн-образование в современных реалиях вышло на высокий уровень. Оно трансформировалось, притянуло к себе людей всех возрастов, под чьим влиянием появились новые тренды. Рассмотрим их с точки зрения трех поколений: X — родившиеся в 1960-1980, Y — даты рождения 1980-2000 и Z — родившиеся после 2000. 

Все эти тренды могут успешно объединить в команду разные поколения, подходы и типы мышления. Грамотно соединяя их, можно выстроить хорошую программу адаптации новых сотрудников, продвижения и обучения, а также обмена опытом. Это существенно повысит эффективность и производительность труда.

1. Обучение через гаджеты

Работа в мобильных телефонах — это маркер представителей поколения Z, которое родилось с гаджетами в руках. Они диктуют этот тренд, это их инициатива, под них начинаем изменяться и мы.

Для поколения Х это будет самое далекое и непонятное явление, потому что фокус внимания «иксов» остается на компьютерах. Они сложнее адаптируются к мобильным приложениям, им нравятся те, что просты и понятны. Наверняка многие сталкивались с тем, что бабушка просила настроить ей телефон или объяснить куда «тыкать», чтобы, например, отправить сообщение. Поэтому если вы упростите интерфейс и добавите крупный шрифт, то завоюете этим трендом поколения X и Y, которые хотят, чтобы о них заранее позаботились. Поколению Z же очень важно самим настраивать приложение под себя. 

2. Разноформатность

Все три поколения приветствуют разноформатное образование, потому что переключение мозга с одного способа получения информации на другой улучшает работу мозга и позволяет вновь сосредоточиться, найти новую точку «сборки». Можно использовать видеоролики, разбор кейсов, тесты, игровой формат, юмор и подробное знакомство со сложными документами. Разноформатность хороша, когда необходимо быстро усвоить большой объем информации. Например, когда вы нанимаете новых сотрудников и адаптируете их в компании или используете новое оборудование.

Поколение Z развивает свежий тренд и добавляет в процесс обучения геймификацию, то есть образование через игру. Геймификация существовала и раньше: это были тренинговые форматы, и сейчас они получили новый толчок для развития.

На нее активно откликаются и другие поколения, но подход «иксов» к геймификации отличается – их нужно «раскачать». Y и Z могут просто поиграть, получить удовольствие от общения и успокоиться. Но если вы хотите получить от игры выхлоп, то всем трем поколениям нужен смысл. Поэтому, если вы используете геймификацию в бизнесе, важно сориентировать особенно поколение Z, для чего вы это делаете. Акцентируйте внимание на смысловой нагрузке игры и сообщите, что конкретно хотите получить в результате. Иначе он не принесет того креатива, за который любят Z. 

3. Разнообразие образовательных платформ

Образовательные платформы хороши для бизнеса, но, когда нужно выбрать определенную программу для обучения команды, в них можно просто заблудиться. Решить проблему может высококвалифицированный HR: он продиагностирует чему надо обучаться, и выберет подходящую. Диагностика нужна, потому что не всегда то, что обозначается руководителем, является болевой точкой компании.

Для упрощения выбора платформы можно создать внутренний чек-лист компании и обозначить в нем требуемые параметры. Например, что нужно не просто пройти курс, а предоставить по его окончании определенную работу, или чтобы курс давал сертификат конкретного образца. Определите, важны ли для вас возможность рассрочки, возможность оплаты физическим лицом, возможность работодателя отслеживать процесс обучения сотрудников. 

4. Упор на софт скиллс и коммуникативные навыки

Безусловно, эмоциональный интеллект – это настоящее и будущее на много лет вперед. Это переход с агрессивных, так называемых «мужских» продаж на экономику отношений и «женский» подход, на выстраивание отношений с клиентом и поставщиком. Поэтому развитие коммуникативных навыков стало одной из главных компетенций любого бизнесмена или управленца.

Здесь онлайн-образование «убивает» прелесть офлайна. Эмоциональный интеллект нельзя прокачать только онлайн: так можно получить информацию, базовые знания, но не более того. Тренинги, которые предлагают прокачаться за три дня – тоже обман. Коммуникативные навыки отрабатываются годами в коллективе и регулярной усиленной работой над собой. Это не про «пришел, увидел, победил».

Поколение X здесь может стать очень хорошим наставником для Z. Представители Z могут получать знания с помощью онлайн-продуктов, а тренироваться, пробовать новое, вникать в практический смысл – с помощью «иксов». Потому что поколению Z сложно сосредотачиваться и «вывозить» монотонные программы обучения, а эмоциональный интеллект – это именно наработка опыта, хоть и с огромным количеством инсайтов. 

5. Обучение учителей

Это напоминает мне анекдот про двух бизнес-тренеров. Один другому говорит: «Как увеличить продажи?», второй отвечает – «Так приходи ко мне, я тебе все расскажу». На что первый усмехается: «Рассказать я и сам могу, а как увеличить?».

Происходит некая рокировка поколений: сейчас наставниками могут быть представители Z. Они достаточно легко все расскажут и объяснят поколениям X и Y, главное, чтобы для Z был в этом смысл. Если не объяснить им, для чего все делается, то Z и не будут делать. Для них мало слова «надо». Если же сказать Z, что X имеет много заданий, но их надо систематизировать и дополнить, научить работать с новыми технологиями, то Z будут отличными наставниками.

6. Точечное образование

Для «Зетов» характерна невозможность сосредоточиться дольше, чем на 80 секунд, что вызывает изменения в программе обучения, ее сокращение и ускорение.

«Иксы» же вполне устойчивы и могут концентрироваться на процессе, поэтому для них вполне достаточно классического образования. Они тоже пользуются короткими «обучалками», но для них они не становятся основными.

Для поколения Y важно объединять оба подхода: они могут и кропотливо учиться, и нарабатывать навыки для короткого, быстрого обучения. В этом смысле Y более «подвижные», чем X, и более устойчивые, чем Z.

Ускоренное точечное образование и дает нам «ускоренных» точечных специалистов, которые знают только одно действие и не могут при этом думать. Я бы этот подход использовала в бизнесе для написания кратких методических материалов и инструкций, которые будут ясны и понятны. Тогда точечное образование станет полезным: ты не просто обучаешься, а адаптируешь свои знания для конкретных ситуаций. Например, в Интернете можно разобраться в процессе составления отчета о движении средств, и сделать его для своего предприятия самостоятельно, с учетом полученных знаний.

Все врут, или как выбрать образовательную программу

Из точечного обучения вытекает еще один тренд, который я условно назвала «все врут». Количество вранья сейчас запредельное. Поток большой, а выбрать в нем истинно то, что вам нужно, весьма сложно. Требуется очень высокий уровень внимательности, особенно в онлайн.

Выделяется два больших образовательных направления: «шоу-программы», где вам обещают за пять минут вылечить все, дать «волшебную таблетку», и классическое монотонное обучение. Зачастую шоу-программы предлагают под видом точек опоры ложную, «пустую» или непроверенную информацию. И когда мы начинаем применять ее в жизни, результат получается не тот, что мы ожидали.

Перебрав разные «шоу-программы» и поняв, что это была пустая трата денег на красивые лозунги, многие вспоминают про классическое монотонное обучение и удивляются: «Неужели это возможно? Это же просто здорово, когда можно обучаться на материалах своего предприятия, брать и сразу внедрять теорию».

Главный фактор выбора – требуется от вас прикладывать усилия или нет. Если вам говорят, что придется «попотеть», делать домашние задания, самому собирать информацию – смело вписывайтесь. Рост и образование возможны только через приложение собственных усилий.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Богдан Литовченко, Елена Рыжкова
Преподаватель, Украина

Честно говоря, все правильно, все креативно, но логику я не понял: 

"Перебрав разные «шоу-программы» и поняв, что это была пустая трата денег на красивые лозунги, многие вспоминают про классическое монотонное обучение и удивляются: «Неужели это возможно? Это же просто здорово, когда можно обучаться на материалах своего предприятия, брать и сразу внедрять теорию".

Начали "во здравие", о окончили "за упокой" - надо всех - X-Y-Z - посадить за электронные парты? Возвращаемся к давно апробированному образованию взрослых "политинформация - лекция общества "Знания" - университет марксизма-ленинизма" под руководством профессиональных консультантов?

Этот вывод напоминает мне сюжет рассказа О.Генри "Трест, который лопнул". 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Богдан Литовченко пишет:
надо всех - X-Y-Z - посадить за электронные парты? Возвращаемся к давно апробированному образованию взрослых "политинформация - лекция общества "Знания" - университет марксизма-ленинизма" под руководством профессиональных консультантов?

Не надо. И не "всех", а только тех, кто сам хочет, и осознанно.

Автор в этом абсолютно права. Хотят не абстрактного обучения, а привязанного к решению практических задач.

Это же просто здорово, когда можно обучаться на материалах своего предприятия, брать и сразу внедрять теорию".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.