Почему опытные IT-специалисты становятся преподавателями

Как и зачем становятся преподавателями в IT, какие спикерам курсов нужны компетенции, как совмещать преподавание и работу, должен ли преподаватель быть шоуменом, — обо всем этом рассказала в интервью Ольга Скобина, методист учебного центра «Слёрм».

– Что нужно, чтобы преподавать в IT? Какие понадобятся компетенции?

Ольга Скобина: Сейчас в России высшее образование не дает представления о том, что в IT-сфере нужно будет делать на работе. Получается, многие айтишники учатся, оканчивают вуз, потом устраиваются на работу и там учатся заново – узнают о новых технологиях и решениях. Именно поэтому сейчас есть большой спрос на опытных IT-специалистов, у которых есть чем делиться. В качестве преподавателей востребованы специалисты с хорошим запасом собственных кейсов и интересных практик.

Есть документация, доступная всем, а есть жизнь. Документация — это как карта, а жизнь — это как пойти в путешествие по этой карте. Задача преподавателя — быть своего рода гидом в таком путешествии. Сказать студентам, где нужно сделать привал, где будет тяжело, если положить в рюкзак слишком много вещей и т. д. То есть главное — делиться своим практическим опытом. 

И второй момент, хотя он достаточно спорный: нужно любить преподавать, любить людей и вообще хотеть делиться знаниями.

— Получается, преподаватель обязательно должен любить общаться и взаимодействовать с людьми?

О. С.: Конечно, это здорово, когда спикер любит общаться с людьми и с интересом к ним относится. Потому что если ты к ним относишься с интересом, то и они к тебе — с интересом. Так и учиться проще.

В целом в IT способность учить других людей — это очень востребованный навык. Даже если сейчас вы не задумываетесь о преподавании, может возникнуть ситуация, когда коллегам понадобится ментор, стажерам — наставник, нужно кого-то обучить внутри компании. И тогда навыки коммуникации и преподавания — очевидный плюс.

Но, с другой стороны, в современном мире, мне кажется, успешны те люди, которые могут научиться в любой ситуации. То есть если студент осознанный, если он понимает, зачем он идет на мероприятие, то он почерпнет знания, даже если преподаватель не очень интересно рассказывает. У таких студентов преимущество, они быстрее развиваются, быстрее учатся и растут профессионально.

Поэтому, конечно, можно говорить, что преподаватель должен любить студентов, применять разные методы, развлекать. Но я, если честно, считаю что ключевое — это контент, а все остальное — приятное дополнение.

— Почему опытные специалисты хотят преподавать? Откуда берется мотивация?

О. С.: Во-первых, это момент самореализации. У меня такое ощущение, что однажды любой профессионал приходит к чему-то более масштабному. У него появляется потребность в миссии. Преподавание — это интересная и достойная миссия. Ты можешь способствовать профессиональному росту многих людей, тем самым повышать качество IT-индустрии в целом.

Во-вторых, это возможность получить новый опыт, развить новые навыки. Бывает так, что на работе засиделся в своей должности, хочется попробовать что-то новенькое. 

Еще одна причина — возможность учиться самому, систематизировать знания. Когда готовишься, начинаешь выстраивать свой опыт, что-то дополнительное читать, что-то исследовать, углубляться. Вообще, когда есть задача кому-то что-то объяснить, то лучше осознаешь сам свой опыт. 

У нас в «Слёрме» практически все курсы делаются командой спикеров. Так появляется возможность самому узнать что-то новое от коллег из других компаний.

— Какой опыт должен быть за спиной, чтобы можно было учить других? Сколько лет? Проектов?

О. С.: Здесь я не буду называть какие-то конкретные цифры, не буду говорить, сколько лет или проектов нужно. В целом можно на какое-то внутреннее ощущение ориентироваться, когда человек чувствует, что ему есть чем поделиться, что он уже накопил опыт и готов передать его другим.

У нас есть базовые курсы и продвинутые, для опытных специалистов. От сложности курса и от аудитории тоже зависит, какой опыт должен быть у преподавателя. Очень опытные преподаватели-гуру могут провести любой курс, но темы для новичков им будет скучно объяснять. К тому же их навыки уже настолько автоматизировались, что это даже иногда мешает донести простые вещи студентам.

Для базовых курсов отличный вариант, когда преподаватель имеет уже свой опыт в несколько проектов, но еще помнит, как быть новичком. С одной стороны, он уже говорит, опираясь на свою практику, а с другой стороны, понятно раскладывает для начинающих.

— Про хард скиллс вроде все понятно. А какие софт скиллы точно понадобятся, чтобы начать преподавать?

О. С.: На мой взгляд, самое важное — это проектировочные навыки. Когда проектируешь образовательное мероприятие, важно подумать про учебный результат. С чем наши студенты выйдут с курса, чему они научатся. Тогда проще понять, какой контент и какая практика нужны.

Важно же не весь свой опыт вылить на головы людей и все свои знания, а действительно четко понять, что дать, а где будет уже перебор. Уметь построить логику курса и ввести по этой логике.

Как раз наша работа с преподавателями, методическая работа, помогает спроектировать курс. Мы делаем прогоны уроков или пересматриваем видеозаписи и задам спикеру этот вопрос: вот вы сейчас это рассказываете, а зачем это студентам? 

Еще часто говорят про ораторское искусство, но я не считаю, что это очень важно. Нужно просто уметь объяснить простым человеческим языком, потому что многие уходят в такой профессионализм… Может быть, из-за того, что чувствуют себя неуверенно. Начинают очень много терминов использовать, так студенты могут вообще ничего не понять, если еще не разобрались в теме. Там, где можно не усложнять, лучше не усложнять — человеку и так тяжело учиться.

— Вот вы говорите — красноречие не так важно. А как тогда удерживать внимание, как зацепить студентов?

О. С.: Все спикеры разные. Кто-то шутит классно, кто-то, наоборот, серьезный — и это хорошо. Я всегда учу чувствовать себя, чувствовать свою сильную сторону, свою уникальность и на ней уже строить выступления. Не надо пытаться играть какую-то роль, все равно не получится это делать долго.

Удерживать внимание помогает не только яркая речь. Есть много приемов. Можно вставлять в презентацию интересные картинки, можно формулировать классные вопросы для аудитории и вести диалог. Можно истории из жизни рассказывать или интересные метафоры подбирать.

 Это такое искусство — найти приемы, которые легко тебе использовать. Не нужно заниматься насилием над собой и перестраиваться в кого-то непонятного. Гораздо проще и приятнее понять, что получается использовать, и на этом строить манеру преподавания.

— Для преподавателя так важна практика, но как совместить преподавание и основную работу?

О. С.: Это, наверное, самый сложный и тяжелый вопрос. Преподавание — своего рода инвестиции. Когда человек четко понимает, зачем он идет преподавать, он находит время. И мне кажется, здесь важно найти какой-то свой определенный драйв. 

Нужно четко себе отдавать отчет, что это дополнительная нагрузка. Но она приносит все то, что мы выше перечисляли. Очень многое построено на самоорганизации. Так что преподавание — это про осознанный выбор. Если человек думал, что сможет все совмещать легко и непринужденно, может, конечно, внутри возникнуть диссонанс. Здесь, оказывается, работать надо.

Получается, что кто-то на выходных работает, кто-то — в нерабочее время. Нужно для себя спланировать изначально, что энное количество часов будет уходить на преподавание. 

Это можно сравнить с собственным обучением, когда мы, например, на какой-нибудь дополнительный курс записываемся, мы же понимаем, что он стоит дополнительного времени. И когда кто-то покупает курс, но это дополнительное время не закладывает, он просто перестает ходить, бросает, потому что другие дела отвлекали. А если человек спланировал и понял, что для него это важно, он выделит дополнительные три часа в неделю и пройдёт курс до конца. 

Еще хорошо помогает организовать себя и выделить время для преподавания работа в команде с методистом, менеджером курса и другими спикерами. У нас есть еженедельные встречи, прогоны, репетиции. Все это помогает понять, что ты не один где-то в вакууме создаёшь абстрактный курс, понять, какая цель, какой сейчас прогресс. Это такой поддерживающим механизм.

— Сейчас есть много новых образовательных методик, например, эдьютеймент — обучение как развлечение. Пробуют ли в «Слёрме» новые подходы?

О. С.: По-моему, сейчас некоторые IT-специалисты немного уходят в шоументсво. Это и необычные костюмы, и яркие розовые сайты... Я не против такого контента. Но мы не идем в эдьютеймент. 

Всегда надо сначала понять, какая у нас цель, а потом понять, какая под эту цель нужна форма. Если к нам приходят серьезные специалисты учиться, их развлекательный компонент будет скорее раздражать. А для начинающих это хорошо подойдет. Важно не идти за трендами, а понимать, что нужно для конкретного мероприятия и аудитории.

Мы создаем определенную приятную атмосферу, где безопасно учиться. Для нас это главное в современном образовании. А ещё нам нравится строить обучение на осмыслении полученного опыта. 

На обучении через осмысление опыта построены и наши интенсивы по SRE и service mesh, там максимум кейсов и практики, через которые студенты проходят. Так проще актуализировать знания и получить новые.


Спикеры курсов учебного центра «Слёрм» тоже поделились своими мыслями о пути к преподаванию и мотивации.

Виктор Попов, спикер интенсива по Docker:

Если вы часто отвечаете на вопросы коллег, и они продолжают ходить к вам с вопросами, задумайтесь — может быть, в вас спит отличный преподаватель. Ну если, конечно, у коллег есть альтернатива у кого бы еще спросить.

Преподавание позволяет лучше разобраться в каких-то вещах, структурировать знания. Когда изучаешь для себя, часто удовлетворяешься тем, что нужно для задачи. А тут думаешь: «А если студент спросит почему ХХХ?» — что я ему отвечу? И копаешь дальше.


Марсель Ибраев, спикер курсов по Kubernetes:

Мне нравится видеть результат моего преподавания. Я получаю кайф, когда люди понимают то, что я объясняю, задают классные вопросы, могут применять то, про что я рассказывал. Это позволяет понять, что я делаю полезные вещи. Что люди после моего курса повысили свой профессионализм, что они смогут решать более сложные задачи, что в итоге их жизнь может измениться к лучшему. 

Для того чтобы проводить качественное обучение, мало быть экспертом в своей области. Нужно научиться доходчиво объяснять сложные вещи простыми словами. Нужно понимать, как строить программу обучения, в какой момент и про что рассказать. Для меня все это в свое время было открытием и целой новой наукой.


Владимир Гурьянов, спикер видеокурса по мониторингу и логированию в Kubernetes:

Один из важных аспектов преподавания для меня — это развитие софт скиллс. Так или иначе, тебе приходится уделять внимание тому, как ты говоришь, как ты формулируешь. Приходится и фантазию развивать, и говорить просто о сложном, и много раз повторять одно и то же. И, хочешь или не хочешь, приходится взаимодействовать с теми, кто пришел учиться. А эти умения сейчас становятся не менее важными, чем технические знания и умения. Сейчас важна командная работа, а если ты не умеешь объяснять, не умеешь формулировать свои мысли, то ты плохой командный игрок. И, по моим наблюдениям, все чаще компании делают выбор в пользу кандидатов с сильными софт скиллами.  


Тимофей Ларкин, спикер видеокурса по CI/CD:

Я из тех, кто считает, что у (очень) хороших инженеров есть активность на Гитхабе, статьи на Медиуме или Хабре, выступления на митапах и конференциях и прочее. Поэтому, если есть время и возможность, я стараюсь заниматься факультативными активностями. Это и продвижение личного бренда, и способ получить опыт совершенно иного толка, чем на основной работе. Конкретно преподавание — еще и способ самому более глубоко изучить тему.

Узнать больше об интенсивах и видеокурсах для IT-специалистов можно на сайте «Слёрма»

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Евгений Равич, Андрей Роговский
Генеральный директор, Москва

Все по делу, спасибо. Понравилось!

Консультант, Украина

У меня опыт как и со стороны IT, так и со стороны менеджмента.

Учить надо всех, и прежде всего - грамотно выстраивать культуру коммуникаций.

Именно по этому я и зарегистрировал методологию, по которой пишу книгу. Кстати, при желании можно сделать запрос в соавторы. Есть еще 6 лотов.

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.