Джон Вилсдон: «Шариат – основа финансового менеджмента»

Среди европейских стран Великобритания имеет, возможно, наиболее интенсивные, многоплановые связи со странами мусульманского Востока. Поэтому нет ничего удивительного в том, что базирующийся в Британии Chartered Institute of Management Accountants (CIMA) разработал и вывел на рынок специальную квалификацию в области исламских финансов СIMA Certificate in Islamic Finance. Об этих программах рассказывает менеджер по квалификации CIMA IF и преподаватель Джон Вилсдон.

Еxecutive: Как организован риск-менеджмент в системе исламского финансирования? Используются ли в ней страновые и корпоративные рейтинги?

Джон Вилсдон: Допустимые с точки зрения шариата техники оценки рисков встроены во многие инструменты исламской экономической системы, и в этом качестве они доказали свою эффективность. В составе мусульманских финансовых институтов действуют отделы риск-менеджмента, которые определяют риски и управляют ими. Речь идет о тех рисках, которые лежат за пределами исламской экономики. Уровень риска зависит от юрисдикции субъекта и от особенностей регулирования. Существуют и агентства, которые составляют рейтинги на базе методологи, принятой в исламской финансовой системе. Международные рейтинговые агентства оценивают исламские финансовые организации точно так же, как и любые другие компании.

Еxecutive: Каков уровень инфляции в мусульманских странах?

Д.В.: Как и в других государствах, в странах ислама уровень инфляции зависит от таких факторов как рост экономики, состояния ВВП, торгового баланса, фискальной и монетарной политики. Здесь нет разницы с немусульманским миром.

Еxecutive: Каков размер активов в системе исламского финансирования?

Д.В.: Существуют исследования, которые оценивают активы в объеме $1 трлн, а их рост – в размере 10-15% в год. Международная организация Islamic Financial Services Board полагает, что к 2012 году активы составят около $1,6 трлн. Рост обеспечивается различными факторами, в том числе спросом на исламские инструменты со стороны немусульманских стран, развитием рынка мусульманских ценных бумаг сукук, расширением системы исламского финансирования такафул и ростом популярности инвестиционных фондов.

Еxecutive: В западной экономике есть институт публичной компании, есть ли у него аналог на мусульманском Востоке?

Д.В.: Если вы спрашиваете о том, как шариат оценивает публичные компании, то ответ простой: нейтрально. Более существенно другое: направленность бизнеса, характер сервисов, которые предоставляет предприятие. Согласно установлениям исламские организации не могут действовать в сфере неисламских финансов, в ряде отраслей, например, в алкогольной промышленности. А финансовый менеджмент в компании должен быть построен в соответствии с методологией, одобренной шариатскими институциями.

Еxecutive: А есть ли в мусульманских странах аналог IPO?

Д.В.: Как я уже сказал, отношение шариата к публичным компаниям – нейтральное до тех пор, пока предприятие не начнет заниматься запрещенными видами деятельности. Исламские инвесторы могут вкладывать в любые компании, в том числе в ходе IPO, если бизнес этих компаний не противоречит шариату.

Еxecutive: Используются ли в исламском финансовом менеджменте такие показатели как EVA, OIBDA, EBITDA, ROA, ROTA?

Д.В.: Да, подобные коэффициенты применяются в исламской финансовой практике.

Еxecutive: А применяется на исламском Востоке формат бизнес-плана в том виде, в каком он принят на Западе?

Д.В.: Да, конечно. Бизнес-план структурируется так же, как мы привыкли это видеть на Западе, с единственным ограничением: производимые товары и услуги должны соответствовать шариату.

Еxecutive: Актуальна ли идея мусульманского финансирования для России?

Д.В.: Многие полагают, что исламское финансирование – это религиозный феномен, который не имеет отношения к немусульманским странам, таким как Россия, но это не так. Исламское финансирование – это базирующаяся на религиозных нравственных представлениях система финансового менеджмента, альтернативная западной капиталистической «модели казино». Россия как развивающаяся экономика допустит ошибку, если не использует эту возможность для становления своей банковской системы. Было бы неправильным считать, что исламские финансы – это явление, адресованное только мусульманам. В реальности оно может быть востребовано всеми, кто заинтересован в социально ответственных инвестициях и этичном подходе к финансам. В то же время в России проживает 20 млн мусульман, и это – реальный рынок для исламских финансовых сервисов. Наконец, если Россия заинтересована в расширении своего присутствия в странах Среднего Востока, ей будет выгодно развивать соответствующие финансовые продукты.

Еxecutive: Какие компании заинтересованы в технологиях, принятых в исламской финансовой системе?

Д.В.: Прежде всего – крупные банки и финансовые компании, такие как HSBC, Kuwait International Bank, Standard Chartered, Bahrain Institute of Banking and Finance, Deutsche Bank, Shell, Siemens, Petro-Canada, Ernst and Young, Brunei-Shell Petroleum Company и так далее.

Партнерский материал


Справка о CIMA (Chartered Institute of Management Accountants)

CIMA, всемирно признанная международная профорганизация, специализирующая в области управленческого учета более 90 лет, заинтересовалась проблематикой IF в 2006 году. Директор по образовательным программам CIMA Роберт Джелли приступил к этому проекту в 2006 году. Перед ним была поставлена задача создать учебную программу в области ИФ, которая могла бы иметь глобальное значение и которая была бы в состоянии гармонизировать разнообразную практику в области ИФ в разных странах мира. CIMA провел тендер и по его итогам установил партнерство с Международным институтом исламских финансов (IIIF), который возглавляет доктор Мохд Дауд Бакар. IIIF обладает экспертизой в области шариатского законодательства и имеет большой опыт в создании учебной литературы. Помимо IIIF у CIMA есть экспертный совет, состоящий из ученых и профессионалов-практиков, работающих в разных странах мира и обладающих богатым опытом в сфере IF.

Учебная программа, завершающаяся получением сертификата в области IF стартовала в ноябре 2007 года. Предложение было с интересом воспринято рынком: серьезный спрос на программу обнаружился в 54 странах.

Курс состоит из четырех блоков, охватывающих такие сферы как:

  • Исламское коммерческое право;
  • Исламский банкинг и финансирование;
  • Исламский рынок капиталов;
  • Учет в системе исламского финансирования

Первый модуль посвящен исламскому коммерческому праву. Он содержит обзор различий между западной практикой и системой IF, которая исключает понятие процентной ставки и связанных с ней факторов неопределенности в развитии экономики. Этот модуль показывает также, как финансовые инструменты, одобренные шариатом, могут быть применены сами по себе или в сочетании с другими такими же инструментами. Система IF базируется прежде всего на принципах и договоренностях, которые соответствуют исламу как вероучению, в то же время существует возможность предлагать комплексные продукты, которые совмещают черты IF и западной финансовой системы.

Второй блок – Исламский банкинг и система страхования. Этот модуль посвящен изучению богатой практики финансовых институтов в различных мусульманских странах и предыстории этих организаций, исследованию методов финансирования, применяемых в IF. Особое внимание уделяется специфическим инструментам, их применению в финансовой индустрии.

Третий раздел – исламский рынок капитала. Слушатели изучают структуру и компоненты финансового рынка на Западе и на мусульманском Востоке. Надо сказать, что по структуре они очень близки. Подробно изучается история становления и устройство исламских банковских и страховых институтов.

Четвертый модуль – учет в системе IF. Здесь рассматривается практика учета в рамках IF, особое внимание уделяется ее отличиям от западной системы. Все ключевые элементы иллюстрируются примерами из практики. В терминах бухгалтерского учета главное отличие состоит в различных формах отчетности. Например, исламский финансовый институт может иметь розничных клиентов, которым он продает конкретные продукты, арендаторов, от которых он получает ренту, а также партнеров, с которыми он делит прибыли и убытки. Различные формы взаимодействия по-разному отражаются в учете, соответственно отчет о прибыли и убытках исламского банка выглядит совершенно иначе, чем аналогичный документ западного банка с его кредиторами и дебиторами.

Продукты CIMA не имеют регионального уклона и нацелены на международную практику. Через все четыре блока проходит одна и та же идея: CIMA показывает общепринятую практикоe и какие явления заслуживают того, чтобы войти в международный оборот IF как развивающейся системы.

Те, кто получили сертификат в области IF, могут переходить к учебным курсам основной квалификации завершающимся получением диплома (сертификат в области IF дает освобождение от экзаменов первого уровеня основной квалификации), либо могут начать применять полученные данные на практике, на операционном уровне. Квалификация IF не готовит узких специалистов - замысел состоял в том, чтобы предоставить слушателям базис для получения широких знаний о системе исламской экономики. Следуя идее многоуровневого подхода, CIMA создал вторую программу в области IF, которая завершается получением диплома и программа должна начаться в марте-апреле 2011 года. Слушатели это программы переходят на другой уровень понимания вопроса и по завершении курса могут мастерски применять полученные знания на практике. Обе программы были созданы для профессионов в бизнесе, которые считают необходимым стать профи в такой области как IF.

Студенты могут пройти курс в РФ и за рубежом. Существует сеть из 70 экзаменационных центров в России и около 4500 – по всему миру. Студенты могут сдать экзамен в любом из них, вблизи от места проживания или же в любой другой стране. Учащиеся могут получить учебные материалы и в печатном или цифровом виде.

Задать вопросы по поводу квалификаций IF можно по электронной почте russia@cimaglobal.com и john.willsdon@cimaglobal.com

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Всё это замечательно, только почему-то шейхи и т.д. вкладывают свои кровные нефтедоллары не в шариатские, а в самые что ни на есть западные банки. И проценты хапают, Аллаха не страшась.

Председатель совета директоров, Москва
По своей сегодняшней деятельности, меня интересует Исламское микрофинансирование, но в интервью об этом мало чего сказано-это типичная реклама учебной программы, поэтому восполню данный пробел: Принципы исламского финансирования Исламское финансирование ссылается на систему финансирования, основанную на законе Ислама (широко известному, как Шариат). Финансовые принципы ислама исходят из основного принципа обеспечения благосостояния населения путем запрещения поступков, которые считаются нечестными или эксплуататорскими. Наиболее широко известной характеристикой исламских систем финансирования является строгий запрет на выдачу или получение любого установленного, предопределенного процента с финансовых транзакций. Данный запрет на проценты, с которым согласны большинство школ Ислама, происходит из двух фундаментальных предписаний Шариата: •Деньги не имеют существенной ценности. Деньги сами по себе не представляют ценности и могут возрасти в цене только, если они будут присоединены к другим ресурсам для осуществления продуктивной деятельности. По этой причине деньги не могут быть куплены или проданы как товар, и деньги, не подкрепленные ценностями, не могут со временем возрасти в цене. •Лица, предоставляющие денежные средства, должны разделять деловой риск, и считаются не кредиторами (кто, обычно, получает заранее определенный процент с прибыли), а скорее инвесторами (теми, кто разделяет награды, также как риск, связанный с их инвестированием). Тем ни менее, финансирование в исламе, значит больше, чем запрет на транзакции, основанные на процентах. Дополнительные ключевые финансовые принципы включают нижеследующее: •Материальная завершенность. Все финансовые транзакции должны быть привязаны, либо напрямую либо косвенно, к действительной экономической деятельности. Другими словами, транзакции должны быть подстрахованы материальными ценностями, а инвестиции могут быть вложены в реальные надежные ценности. Данное обстоятельство препятствует возможности проведения финансовых спекуляций, из-за чего такая деятельность, как продажа товаров без прикрытия считается нарушением Шариата. •Инвестиционная деятельность. Деятельность несовместимая с принципами Шариата, в частности та, что имеет отношение к потреблению алкоголя или свинины, а также к азартным играм и разработке оружия массового уничтожения не может быть финансирована. В более широком смысле, Шариат запрещает финансирование любой деятельности, попадающей под разряд вредной для общества в целом. •Никакого использования контрактов в своих интересах. Контракты должны быть заключены по обоюдному заключению, и должны оговаривать точные сроки и условия. Дополнительно, все вовлеченные стороны должны иметь четкое представление о покупаемых или продаваемых продуктах или услугах. Юриспруденция, используемая для создания контрактов, основанных на Шариате, сложна. Ученые должны закончить несколько лет обучения, прежде чем они будут сертифицированы для выдачи финансовых постановлений. Наиболее выдающиеся исламские финансовые правоведы пришли к общему соглашению относительно вышеприведенных основных финансовых концепций. Однако, центральная финансовая власть, соответствующая и уполномоченная принципами Шариата отсутствует, и соответственно, существуют различные и конфликтующие между собой мнения относительно разработки и распространения финансовых продуктов, соответствующие финансовым принципам Ислама. Развитие Исламской Финансовой Индустрии Рост Исламского Финансирования Всемирная Исламская финансовая индустрия подвержена быстрому росту. За последние 30 лет, индустрия наблюдала развитие более 500 учреждений, соответствующих принципам Шариата, чья работа на настоящий момент охватывает 75 стран (KPMG 2006). Среди данных учреждений имеются 292 банка (полностью Исламские учреждения и учреждения с Исламскими филиалами), 115 Исламских инвестиционных банков и финансовых компаний, и 118 страховых компаний. В настоящее время общая сумма активов насчитывает 500,5 миллиардов долларов США (Банкир 2007). С 2006 года, около 80 Исламских финансовых учреждений были вновь учреждены или были созданы. (Банкир 2007). Сто наиболее крупных банков – полностью поддерживающие принципы Шариата отметили, что годовой темп роста активов равен 27%, что опережает темп стандартных банков, чей темп равен 19% (Капур 2008). Растет количество Исламских инвестиционных фондов, соответствующих требованиям по управлению портфеля ценных бумаг, согласно принципам Шариата. Данные фонды включают в себя частные фонды акционерного капитала и около 250 общих фондов (соответствующие принципам Шариата). Их активы под управлением равны 16 миллиардам долларов США на 2006 год. Исламский рынок акций (сукукс) также продолжает расти с момента выпуска первых сукук в Малайзии в 2001 году. Размер рынка сукук в 2007 году приблизительно составил 47 миллиардов долларов США, по сравнению с 10 миллиардами долларов США в 2005 году (АМЕ Инфо 2008). Исламский рынок страховых услуг остается на стадии развития с приблизительным размером активов в 5 миллиардов долларов США согласно подсчетам в 2007 году. Глобальный оборот страхового капитала составляет 3,7 триллионов долларов США (Завая, 2008). Основные Исламские Микрофинансовые Контракты Нижепредставленные контракты являются наиболее широко распростроненными формами Исламских микрофинансовых контрактов. Каждый из них может оперировать как самостоятельно, так и в совокупности с другими контрактами, таким образом, создавая гибридный инструмент. •Мурабаха Продажа (стоимость затрат и надбавка на контракт продажи) Наиболее широко распространенным контрактом, соответствующим принципам Шариата, является мурабаха. Основанные на активах операции сбыта используются для финансирования товаров, необходимых как оборотный капитал. Обычно, клиенты просят приобрести определенные товары, которые закупаются финансовой организацией непосредственно с рынка и в дальнейшем перепродаются клиенту с определенной надбавкой за предоставленные услуги. Допустимо что бы финансовое учреждение назначило клиента своим «агентом» (согласно контракту) для осуществления закупки товаров непосредственно с рынка. Однако, собственность товара (и присущий риск) полностью лежит на финансовой организации до тех пор, пока клиент не осуществит все выплаты. В большинстве случаев, клиенты осуществляют выплаты равными суммами взноса. Торговая наценка отличается от процентной ставки тем, что остается постоянной от первоначальной суммы, даже если клиент осуществил выплаты после даты срока платежей. Для соответствия принципам Шариата, основными условиями мурабаха продажи являются: финансовая организация должна владеть товаром до его продажи, товар должен являться материальным имуществом и клиент должен быть согласен приобрести товар по установленной надбавочной стоимости. •Ижарах (договор аренды). Ижарах является договором аренды, обычно, использованным для кредитования оборудования, обычно, такого как малое машинное оборудование. Срок действия договора и соответствующих выплат должны быть установлены предварительно для избегания каких-либо спекулятивных действий. Для того что бы операция была рассмотрена как соответствующая принципам Ислама (нежели, чем продажа прикрытая интересом) ижарах контракт должен указать что право на собственность и ответственность за ремонт лежит на финансирующей организации. Ижарах контракт может последовать за собой договор купли-продажи, при котором право на собственность переходит арендатору. •Мушарака и Мудараба (распределение прибыли и убытков). Схемы распределения прибыли и убытков (РПУ) являются Исламскими финансовыми контрактами, больше всего поощряются учеными Шариата. Мушараха является долевым участием в деловом предприятии, при котором стороны разделяют прибыли и убытки в соответствии с ранее установленными соотношениями. Мудараба означает финансирование, при котором одна из сторон действует как финансирующая организация, а другая предоставляет административный опыт и знание для выполнения проекта. В мудараба, прибыль разделяется в соответствии с ранее установленными пропорциями; все потери полностью покрываются финансирующей организацией. Если совместные предприятия мудараба несут убытки, финансирующая организация теряет предоставленный капитал, а администратор теряет время и усилия. Обе схемы РПУ требуют чрезвычайно детальную отчетность и высокий уровень прозрачности для того что бы прибыль и потеря были распределены справедливо. Таким образом, несмотря на сильное влияние со стороны Шариата, стороны сталкиваются с устойчивыми операционными затратами особенно в случае микро и малых предприятий, которые не подготовлены для учёта и отчётности по документам в установленной форме. •Такафул (взаимное страхование). Эквивалентом Исламского страхования - такафул является схемой взаимного страхования. Слово произошло от Арабского слова «кафала», которое означает гарантирование друг друга или совместное гарантирование. Каждый участник делает взнос в фонд, который используется для поддержки группы в необходимый момент, например в случае смерти, потери урожая или несчастного случая. Оплачиваемые надбавки инвестируются в соответствии с принципами Шариата, для ухода от процентной ставки. a.Существует только один тип возможного «займа», соответствующего принципам Шариата, Кард-Хассан Заем (или благотворительный), который не облагается интересом и часто рассматривается как благотворительный, так как обычно списываются в случае дефолта. Все другие механизмы лучше определяют финансовые соглашения, или контракты. Однако, для данной Пояснительной Записки значение «займа» часто используют для определения финансовых отношений в контексте с принципами Шариата. b.Хан, адаптированно (2008). Как работают сбережения? Продукты Исламского сбережения являются вкладами, которые инвестируются в соответствие с принципами, установленными далее в данном документе. Обычные сберегательные продукты являются одной из форм мудараба, когда владелец сбережений «вкладывает» свои депозиты в бизнес финансового учреждения. Финансовое учреждение вкладывает свой административный опыт, и ''переинвестирует'' депозиты/вклады в соответствии с принципами Шариата. Прибыль или потери разделяются согласно предварительному договору. Такая деятельность со сбережениями также может быть рассмотрена в форме Мушарака, так как вкладчики также предоставляются свои вклады для инвестиций в те же финансовые учреждения. Даже такафул может оперировать в качестве сберегательного продукта, так как страховые надбавки инвестируются согласно принципам Шариата и часто выплачиваются по окончанию действия договора, не считаясь с заявлением о выплате страхового возмещения. Источник:Карим Нимрах, Майкл Тарази, и Ксавье Рейлле. 2008. «Исламское микрофинансирование: Возникающая рыночная ниша.» Пояснительная записка 49. Вашингтон, ОК: CGAP, Август. Что касается Исламского финансирования в России, то у нас есть специализированная компания http://www.linova.ru/ которая издала ''Гид по исламским финансам в России'' http://www.linova.ru/download/Guide-Infrastructure_rus.pdf
Независимый директор, Москва

Предлагаю поменять местами статью и комментарий Евгения Корнева.

Специалист, Узбекистан

Поддерживаю Евгения. :D
И еще - все это не более, чем нормы здорового бизнеса, ориентированного на долгосрочную перспективу, независимо от вероисповедания. В моей практике я пытался получить у Западно-Германского инвестора кредит на строительство развлекательного комплекса. Ответ был прост и прям: ''Сначала научитесь работать, потом будете развлекаться''.

Генеральный директор, Новгород

Когда у нас будут кредиты под 2%, как на Ближнем Востоке?

Сбербанку тогда придется половину офисов сразу закрыть.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Евгений (Корнев), спасибо.
посчитал статью бесполезной, но Ваши комментарии и определения заставили меня обратить внимание на тему.

Менеджер, Москва

присоединяюсь, Евгению спасибо!) саму статью оценила низко - общие слова, за исключением рекламы себя (что также не особо интересным показалось).
начав читать, зацепилась за риск-менеджмент - думала ну вот, наконец-то узнаю еще что-то интересно из этой области (хотя бы не с т.зр. управления, а с т.зр. финансов - но все же...). к сожалению на эту тему кроме самого термина ничего по сути и нет....
Евгений, может быть Вы обладаете информацией на эту тему? заранее благодарна

Финансовый директор, Москва
Евгений Корнев, Спасибо. Присоединяюсь к предложению г-на Брычкова. Имею к Вам вопрос.
Евгений Корнев пишет: По своей сегодняшней деятельности, меня интересует Исламское микрофинансирование
Ваш интерес носит теоритический характер или практический? Если практический( как я надеюсь), то что Вы считаете возможным взять из исламского микрофинансирования для применения в нашей стране (если, как я предполагаю, Вы собираетесь работать в России)? Спасибо.
Руководитель управления, Украина

Статью в утиль, коментарии в основу))

Генеральный директор, Москва
Для тех, кому интересна тема вот еще одна статья, с иранского сайта, т.е. ближе к первоисточнику, чем британские ''эксперты''. Иcламский банк – идеальный банк Кризис заставил многих европейцев взглянуть на восток. Нет, не в поисках культурных или духовных ценностей, а на банковскую систему. Как бы это странно не звучало. Да, мы привыкли считать залогом стабильности швейцарскую банковскую сеть, однако в период финансового кризиса именно исламские банки продемонстрировали удивительную устойчивость. Пока экономисты продолжают спорить, в чем залог стабильности исламского банкинга – ведущие европейские страны начали активно внедрять у себя «халяльный» бизнес. В России пока этого не происходит – причина в отсутствии соответствующих законодательных норм. Хотя, на примере Дагестана, где начали активно вводиться отдельные исламские банковские продукты, видно, что интерес есть. Кризис, действительно, встряхнул всю мировую банковскую систему – из бизнеса вышли крупные игроки, некоторые банки слились. Таким образом, нестабильность заставила финансистов искать новые возможности привлечения средств. Люди, которых еще недавно можно было назвать деловыми партнерами, теперь заняты решением собственных проблем. Видимо, эта ситуация вынудила финансистов искать счастья на азиатских и ближневосточных рынках. И то, что еще вчера казалось невозможным для внедрения, стало изучаться и даже внедряться. Как выявили экономисты, большую роль в стойкости исламского банкинга сыграли запрет на взимание фиксированного процента и сложные финансовые инструменты. По словам экономиста Амины Абдурашидовой, это помогло исламским банкам избежать колоссальных убытков вследствие неуплаты долгов. «А именно это стало причиной обвала мировой финансовой системы. Эти и некоторые другие аспекты и нормы исламского банкинга позволяют ему успешно противостоять обстоятельствам, которые привели западную финансовую систему к кризису. На сегодняшний день принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и в США», - отметила она. Все началось в 1975 году. Исламский банк развития и Дубайский исламский банк положили начало официальному развитию исламского банкинга. А на сегодняшний день насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов, управляющих портфелем активов, оцениваемым примерно в 500 млрд долларов США. Причем география размещения исламских банков разнообразна, то есть не ограничена восточными странами. Так, если на Востоке основными центрами развития исламского банкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром становится Великобритания. Всем имуществом владеет Аллах Исламский банкинг основан на законах и принципах шариата. Идеология исламского банкинга заключается в том, что всем имуществом владеет Аллах, а человек лишь может распоряжаться этой собственностью во время жизни на земле. При управлении «вверенными средствами» человек должен избегать двух вещей - спекуляции и бездействия. Как рассказал корреспонденту IslamNews эксперт банковской сферы, экономист Даниял Магомедов, в исламских банках, если вы хотите занять денег, то процентов с вас не возьмут. «В странах, где действует данная банковская система, существует совет экспертов шариата, который решает, насколько велика ваша нужда в средствах. То есть если вы имущий человек и деньги вам нужны, например, на открытие дополнительного бизнеса, то совет назначит вам одну плату за услугу банка. А в случае если эксперт установит, что вы бедны и деньги вам нужны на какие-то, например, экстренные траты - совсем другую. То есть эксперты решают, какая плата подходит для того или иного случая», - рассказал он. По правилам, клиент знает, в какие бизнес-проекты банк вкладывает его деньги, ведь есть и сферы, запретные для инвестирования. Нельзя вкладывать средства в проекты, связанные с производством алкоголя, табака, эротической продукции, с продажей свинины, с азартными играми. На практике это означает, что основным отличием исламских инструментов от всех остальных является отказ от ссудного процента и запрет на «торговлю воздухом». Такие инструменты, как кредиты, фьючерсы и классические облигации, исламом запрещены, поскольку они фиксируют доход в процентах и не подразумевают никакого имущественного обеспечения - только воздух. А ведь именно «торговля воздухом» (не обеспеченными ничем производными инструментами) и явилась одной из причин нынешнего мирового кризиса. Возникает вопрос, как же тогда исламские банки и их клиенты, которые делают вклады в этих банках, получают прибыль? Даниял Магомедов объяснил, что они зарабатывают на реальных активах: имуществе или ресурсах. И есть покупатели и продавцы, а не кредиторы и заемщики. Он привел и другой пример: «если вы хотите приобрести, например, автомобиль, то автомобиль приобретается в собственность банка. Банк выдает деньги под залог своего автомобиля. Когда вы занимаете деньги в исламском банке, вы не можете взять их просто так, нужно указать, на что именно пойдут средства». Один из основных принципов исламской экономики - разделение рисков. Банк и его клиенты вместе выигрывают от инвестиций и теряют средства в результате неудачных операций. Реки нефтедолларов Основной причиной столь бурного развития исламского банкинга стал значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран. А также интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США. Однако, несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен со все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (путем открытия «исламских окон»), трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке. Исламский банкинг - для России понятие новое, однако уже в скором времени услуги, предоставляемые исламскими банками, могут быть востребованы российскими мусульманами. В Дагестане, к примеру, банк «Экспресс» выпускает пластиковые карты, соответствующие канонам ислама. Также банк предоставляет ячейки, в которых можно просто хранить документы, деньги, драгоценности; вложение средств в золотые и серебряные монеты; денежные переводы в любой город и страну и банковские карты. Понятно, что не все одобрят внедрение исламского банкинга у себя в стране, так как у любой инициативы есть свои сторонники и противники. Противники считают, что исламский банк - это древняя технология, но если ваша цель - не соблюдение неких моральных принципов и этических норм, а повышение уровня потребления и, соответственно, прибыли, эта технология не самая лучшая. Именно такое мнение разделяет экономист Ахмед Алиев: «Финансового процветания исламские банки достигли за счет нефти, которую потребляют американские водители и промышленники. А сами исламские принцы предпочитают, между прочим, нанимать европейских и американских банкиров, управляющих их финансами, и посылать детей учиться в американские и английские учебные заведения. Так что исламский банкинг - это интересная технология, но это не самый передовой край финансовых изобретений. Да, исламский банкинг делает много полезных вещей. Но такого процветания, как западный мир, исламский мир пока не достиг». Иного мнения придерживаются сторонники. Как рассказал корреспонденту IslamNews первый вице-президент Ассоциации дагестанских банков Али Алиев, исламские финансовые организации в период кризиса оказались в лучшей ситуации в сравнении с их западными коллегами - они не потеряли так много денег, имеют более прочные финансовые позиции, чем традиционные банки. «Сейчас ведущие финансисты занимаются поиском альтернативных финансовых систем. Исламские принципы ведения бизнеса, я считаю, являются тем инновационным подходом, который нам надо изучать и использовать в дальнейшем. Для Дагестана, где 95% жителей - мусульмане, данный способ ведения бизнеса представляется наиболее привлекательным». По его словам, сейчас исламские потребители банковских услуг становятся более требовательными. Это заметно уже на западных рынках, где происходит укрепление этого направления. Многие финансовые институты стран Персидского залива видят своей целью расширение деятельности в предложении спектра услуг и продуктов. Их успех будет зависеть от продуктовой линейки, типов клиентов, на которых нацелен банк, и на условиях рынка в это время. Со своей стороны, Али Алиев подтверждает, что в республике с приходом крупных банков будет и аудитория, и потребность: «Основная беда дагестанских банков - это то, что они небольшие, существует нехватка ресурсов, а когда есть ресурсы, значит, мы находим и своих клиентов. Но приход арабских банков - это вопрос политики, не экономики», - отметил он. Таким образом, главным препятствием для банка, который захочет работать в России по законам шариата, на взгляд Али Алиева, остается законодательство. «Ряд нормативов и подзаконных актов мешают активному участию исламского капитала в экономической жизни нашей страны». Автор: Диана Алиева http://russian.irib.ir/radioislam/2010-08-31-12-33-40/2010-01-13-15-03-15/item/150243-иcламский-банк-–-идеальный-банк
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Школа Сколково стала партнером новой армянской бизнес-школы «Матена»

Вместе со школой Сколково «Матена» создает свои первые образовательные программы, рассчитанные на руководителей высшего и среднего звена, а также собственников бизнеса. 

Школа бизнеса Мирбис отмечает свой 33-й день рождения

Уходящий календарный год и новый год в жизни Мирбис оказался интересным и ценным с точки зрения новых инсайтов, решений и приобретений.

В WU рассказали о 4 лидерских навыках, которые можно развить на программе EMBA

В этой статье представлены 4 лидерских навыка, развитию которых уделяется особое внимание во время обучения на программе EMBA.

МИРБИС открыл набор на зимний старт программы MBA в формате weekend

Занятия будут проходить в удобном формате уик-энд 1 раз в месяц (пт, сб, вс).

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.

Две трети работодателей увеличили за последний год количество временных сотрудников

Многие сотрудники стали выбирать проектную или временную занятость.