Лидер среднего звена

Мысль о том, что все изменения стратегии должен инициировать лидер, он же СЕО компании, не просто нашла свое отражение в львиной доле профессиональной литературы, но и укрепилась в корпоративной культуре многих организаций. При слове «лидерство» в памяти сразу же возникает картинка со всесильным генеральным директором, способным одним усилием воли изменить направление деятельности компании и указать ей путь на вершины успеха. Но часто ли мы сталкиваемся с таким положением вещей в реальной жизни?

Суровая правда заключается том, что в большинстве компаний у топ-менеджеров нет времени на отслеживание инноваций и поиска новых путей развития, поскольку их основная задача – выполнять требования акционеров и предоставлять им те положительные результаты, на которые они рассчитывают. У них нет времени быть лидерами. Но кто же тогда выполняет эту функцию? Ответ несколько неожиданен: менеджеры среднего звена. Они проявляют инициативу, предлагают новые решения, рискуют и часто выигрывают. Так что сегодня во многих компаниях лидерство выстраивается «снизу».

Однако этот процесс происходит не так легко, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, отнюдь не все менеджеры среднего звена умеют и хотят быть лидерами, а с другой, не всех руководителей устраивают столь активные сотрудники, горящие желанием взять на себя часть их функций. Но, тем не менее, эти процессы не просто неизбежны, без них ваша компания быстро проиграет в конкурентной борьбе, ибо любой организации нужен лидер.

Как научиться быть лидером и как правильно поощрять лидерство в своих сотрудниках?

Каждый лидер уникален, так же как и процесс его становления, но есть несколько закономерностей, которые красной нитью проходят через все истории успеха.

Главное, что необходимо вам помнить, если вы решили покорять новые вершины, - никто не скажет вам «Делай это!» и не покажет, как это можно сделать, но обязательно найдутся те, кто будет вас отговаривать. Вы должны заработать право быть лидером, а успехи на «вашем» месте будут первым шагом на пути к этой цели.

Проявлять инициативу и брать ответственность на себя – трудный шаг, но, по большому счету, у вас нет выбора. Ситуация на рынке такова, что слова «реструктуризация» и «сокращение издержек» могут появиться в бизнес-плане любой компании и тогда, если вы не заявите о себе, как о ценном, успешном и амбициозном менеджере, ваша участь будет незавидна.

Старая и всем известная истина – прежде, чем идти покорять соседние страны, нужно навести порядок в собственной. Поэтому вашим первым шагом к достижению заветного звания должна стать реорганизация вашей группы или деятельности. Вам необходимо освободить время и силы для осуществления лидерских функций. Кроме этого, вы дадите подчиненным хорошую возможность для роста.

Во-вторых, вы должны научиться воспринимать и анализировать не только внутреннюю информацию, но и информацию из внешних источников: клиенты, конкуренты, СМИ…Менеджер среднего звена, как правило, не оценивает подобного рода данные и не соотносит их с деятельностью компании. Но лидер должен всегда держать руку на пульсе, знать основные тенденции и чувствовать общее направление развития отрасли. Поверьте, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Лидер – это человек, который может и должен уметь увлекать за собой. Лидер – это тот, кто может завоевать доверие сослуживцев и сформировать команду единомышленников. Поэтому сфокусируйтесь на том, чтобы добиться влияния, а не контроля. Старайтесь решать все задачи совместно с подчиненными и коллегами, запомните, вы делаете что-то не для них, не за них, но вместе с ними. Люди с гораздо большим энтузиазмом воспримут идею стать равноправным учасником команды, но не завербоваться в чей-то отряд. Ваша команда поможет достичь тех целей, которые вы ставите перед собой, быстрее и эффективнее. Есть несколько простых правил, которые помогут вам покорить и увлечь людей за собой:

- Примите точку зрения людей, на которых вы пробуете влиять; не заставляйте их принимать вашу;

- Делитесь информацией с коллегами, не храните ее для личного пользования.

- Пробуйте влиять только на существующие процессы работы; не стройте новые. Большинство ваших коллег выстроили собственные процессы для выполнения повседневных обязанностей, попробуйте их скорректировать, но не внедряйте принципиально новые. Это наверняка замедлит работу и снизит ее производительность, кроме того, вы можете потерять лояльность сотрудника.

- Не бойтесь быть неправым. Ошибиться может каждый, это естественно, и для вашего имиджа не столь важно быть безупречным, важно то, как вы реагируете на ошибки. Признавайте их, позвольте подчиненным иногда одерживать над вами верх, это усилит их лояльность и стремление браться за сложные задачи.

- Представляйте все проблемы на максимально доступном уровне. Конечно, вы можете представить любую проблему так, что ее поймет далеко не каждый эксперт, но нужно ли это? Лучше постарайтесь донести ее до каждого менеджера.

- Постарайтесь сделать организационную структуру вашего отдела горизонтальной. В традиционной вертикальной схеме руководство осуществляется сверху вниз, и нет никаких связей между соседними точками. А если нет связи между отдельными участниками, то нет и команды, нет обратной связи. Попробуйте наладить горизонтальные связи с вашими коллегами, расширяйте круг такого общения, это расширит ваши горизонты, позволит видеть более полную картину и принимать более взвешенные, продуманные и глобальные решения.

- Станьте «советником, которому все доверяют». Вы должны заработать право влиять на людей. Люди должны хотеть говорить с вами, ценить, что они получают информацию, помощь или совет от вас. Советник должен уметь превращать любую беседу в значащее обсуждение. Больше слушайте, задавайте вопросы по сути дела, но никогда не впадайте в менторский тон. Вы советник, а не учитель.

- Никогда не ждите благоприятного момента, используйте любой подходящий. Вы никогда не дождетесь оптимального момента для продвижения своих идей и предложений. Когда все хорошо, вокруг царит спокойствие и никто не стремится к изменениям, а когда все плохо, руководство настолько занято более важными вещами, что им не до вас. Не ждите приглашения и старайтесь использовать ситуации, когда общее спокойствие компании нарушено (слияние, поглощение, модернизация…), тогда нарастает потребность в изменениях, и вас обязательно услышат.

А руководители должны помнить, что люди, которые хотят играть новые роли, всегда ищут новые идеи.

Материал подготовлен на основе статьи «Leading From Below» из журнала Business Insight

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Офис-менеджер, Москва

ну да, всё правильно, плюс персональные 'изюминки' должны быть с харизмой на пару)

Руководитель управления, Санкт-Петербург

ИИ? В чем смысл статьи? Руководство к действию? Если есть такой талант, то менеджер уже так себя и ведет, если нет,- то этого не воспитать коротенькими статьями. в общем, статья - ни о чем.

Председатель совета директоров, Москва
Тимур Галимов пишет:...если есть такой талант, то менеджер уже так себя и ведет...
и результат будет положителен, при условии, что топ-менеджмент разделяет и поддерживает менеджеров среднего звена, а в общем очередная порция популизма :| :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

Еще чуть-чуть и 'Осанна Серому кардиналу'!!!Но логика в статье есть..

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Имхо, идея верная, и часть замечаний по её воплощению - тоже. Но вот не любят ТОПы когда им сильно активно помогают :(

Генеральный директор, Благовещенск
Марат Бисенгалиев пишет:Но вот не любят ТОПы когда им сильно активно помогают
Не нужно обобщать. ТОПы разные бывают.
Генеральный директор, Благовещенск

Все, что сказано – правильно. Но статья построена логически не верно.Начав читать статью, никак не мог понять, при чем здесь «лидерство». «Отслеживание инноваций и поиск новых путей развития» и т. п. к лидерству не имеет прямого отношения. Лидер это человек, который в силу свих личностных качеств способен не только сформулировать цель, но и, самое главное, [B]подвигнуть людей идти за собой к этой цели[/B]. Даже если это цель сформулирована [B]не самим лидером[/B].Все самое интересное началось «в-третьих». Здесь все правильно. С этого и надо было начинать, если говорить о лидерстве. А поиск идей, генерирование целей и путей их достижения – это удел аналитиков. Хорошо когда у лидера в команде есть такие аналитики. Еще лучше, когда сам лидер может оказаться неплохим аналитиком. Но, повторюсь, если говорить чисто о лидерстве (как гласит заголовок), то нужно [B]в первую очередь[/B] раскрывать лидерские качества. А не «в-третьих».

Генеральный директор, Благовещенск
Лидер это человек, который в силу свих личностных качеств способен не только сформулировать цель, но и, самое главное, подвигнуть людей идти за собой к этой цели.
Подчеркну - 'в силу свих личных качеств, а не в силу административных ресурсов'.
Генеральный директор, Великобритания

Лидерством (если здесь это слово употребляется в значении 'руководство компанией') подобное и вправду странно называть, если только это не желание красивым словом побудить менеджеров к действию. Логичнее было бы говорить о расширении сферы ответственности, инициативности менеджера, который строит свою карьеру.А по сути любой менеджер (в нормальном понимании этого слова) - лидер, потому что ведет свою команду.

Директор по развитию, Москва

Такой человек должен обладать еще и смелостью. Он должен быть готовым к тому, что он просто будет отвергнут или уничтожен. Ему надо уметь настоять на своем и не бояться доказывать свою правоту. Еще к чему он должен быть готов, так это к тому, что его так и будут 'юзать' внизу, как пинки снизу для своих коллег, и никогда не будут продвигать наверх. Коллеги не будут от этого в восторге и будут стараться щелкнуть выскочку по голове. Явно или не явно. Со стороны это очень забавно смотрится и служит темой для зубоскальства 'смотрите, как он хочет, а его все равно не назначат'.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.