Календжян Сергей Оганович, заместитель директора Института управления Президентской академии, д.э.н., профессор, Заслуженный экономист РФ в беседе с Executive.ru рассказал о том, какие изменения произошли в Академии, как продолжает развиваться международное сотрудничество в сфере бизнес-образования сегодня, и какие новые программы были реализованы в рамках этого сотрудничества.
Executive.ru: Сергей Оганович, Высшая школа корпоративного управления достигла за прошедшие годы больших успехов в области международного сотрудничества и признания. С учетом глобальных изменений, удалось ли сохранить лидерство в этой сфере?
Сергей Календжян: За последние несколько лет произошли большие трансформации как внутри Академии, так и во внешней среде. Прошел год с тех пор, как Высшая школа корпоративного управления вошла в состав нового большого Института управления в качестве Центра корпоративного и бизнес-образования. За это время реализовано уже много новых проектов, открывается целый ряд новых программ.
В условиях геополитических вызовов, конечно, пришлось полностью перестраивать стратегию международного развития, двигаться с Запада на Восток. Ключевой идеей было сохранить то лучшее, что было достигнуто в сотрудничестве с западными бизнес-школами, и преумножить это в работе с нашими новыми партнерами из Азии и глобального Юга. Одним из таких проектов стала программа Global DBA, разработанная для слушателей из Китайской Народной Республики.
Executive.ru: Расскажите об этой программе. Как возникла эта идея? Реализуется ли программа совместно с китайскими партнерами? Учитывает ли специфику китайского рынка бизнес-образования?
С.К.: В основе программы Global DBA лежит 25-летний успешный опыт реализации программы DBA для высших руководителей и собственников компаний России и стран ЕАЭС. Наша программа — единственная в России и Восточной Европе программа DBA, получившая международную аккредитацию AMBA. Однако очевидно, что нельзя просто скопировать образовательный продукт и перенести его на другую почву, особенно если речь идет о такой стране, как Китай. Необходимо адаптировать программу к новому рынку, учесть потребности бизнеса и культурные особенности страны. В этом смысле, очень важно иметь надежного китайского партнера, который станет «проводником» на локальном рынке. Таким партнером для нас стал Шанхайский университет инженерных наук, соглашение с которым было подписано еще в 2024 году. Программа Global DBA предназначена для руководителей китайских компаний, которые хотят не только развить свои управленческие компетенции, но и защитить диссертации в области менеджмента. Она включает 10 учебных модулей, которые будут проводиться в Шанхае ведущими преподавателями бизнес-программ Президентской Академии.
Executive.ru: Организовать программу для высших управленческих кадров за пределами Академии, а тем более в другой стране – это достаточно серьезный вызов. Является ли этот проект уникальным, или уже есть такой опыт?
С.К.: За прошедшие годы мы накопили огромный опыт реализации программ бизнес-образования на территории заказчика. Сначала это были корпоративные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а затем – уже полноценные программы MBA. Это было отличительной особенностью и конкурентным преимуществом ВШКУ с момента ее основания. Мы руководствовались принципом, что очень важно быть «близко к клиенту», сделать обучение не просто качественным, но и «удобным» для него. Так, например, мы обучили на программе MBA три группы руководителей в Кызылординской области Республики Казахстан. Сейчас проводится двухлетняя корпоративная программа MBA на Сахалине для компании ООО «Сахалинская энергия». А буквально на прошлой неделе мы запустили новый уникальный международный проект – программу MBA в Республике Кыргызстан.

Executive.ru: Как удалось выйти на этот рынок? Оказывали ли поддержку местные университеты? В чем специфика программы в Республике Кыргызстан, и кто является вашими слушателями?
С.К.: Как уже было отмечено ранее, принцип «Думай глобально – действуй локально» является секретом успеха любого международного проекта. Без серьезного партнера шансы на успех в новом регионе минимальны. Корпоративные заказчики программы МВА в Республики Кыргызстан – Высшая школа бизнеса Центральной Азии и Фонд «Central Asia Сapital», основателем и руководителем которого является наш выпускник программ МВА и DBA ВШКУ РАНХиГС Антон Андреевич Собин. Большую поддержку оказали и органы власти Республики. На торжественном открытии присутствовал Первый заместитель председателя кабинета министров Республики Кыргызтан Данияр Джолдошевич Амангельдиев, Министр цифрового развития и инновационных технологий Азамат Саадатбекович Жамангулов, исполняющий обязанности Торгового представителя Российской Федерации в Кыргызской Республике Самаров Айнур Шамильевич. Данияр Амангельдиев подчеркнул «востребованность программы МВА для успешного развития экономики, повышения качества управления, трансформации административно-командных методов управления в рыночные в Республике Кыргызстан». Особо была отмечена значимость сотрудничества между Россией и Кыргызстаном в сфере экономики и образования.
В первой группе МВА «Корпоративный менеджмент и маркетинг» приступили к занятиям 26 слушателей. Они представляют быстро растущие отрасли промышленности и строительства, а также страховые, инвестиционные и финансовые компании. Программа построена по очному принципу: 10 очных сессий пройдут в Бишкеке, 4 – в Москве, еще 7 модулей реализуются онлайн. Все преподаватели – профессора и бизнес-тренеры РАНХиГС, имеющие опыт преподавания в России, Европе и Азии. Открытие второй группы планируется в мае 2026 года.

Executive.ru: А как сейчас складывается ситуация с международным признанием программ бизнес-образования?
С.К.: До 2022 года мы успели получить международные аккредитации почти всех ведущих международных ассоциаций бизнес-образования, некоторые из них – несколько раз (AMBA). В связи со сложившейся международной ситуацией, сейчас все эти аккредитации для российских бизнес-школ временно находятся в «спящем режиме». Однако существуют ассоциации и рейтинговые агентства, которые остаются вне политики. Так, в июле 2025 года мы вошли в список Топ бизнес-школ мира, по версии международного рейтингового агентства Eduniversal, получив 4 пальмовые ветви из 5. С 2015 по 2022 год ВШКУ ежегодно принимала участие в рэнкинге и получала 3 пальмовые ветви и места в топ-20 программ бизнес-образования Восточной Европы. В этом смысле мы можем гордиться тем, что несмотря на сложную геополитическую обстановку, наши программы не просто признаются зарубежными коллегами, но даже повысились в своем статусе.
Executive.ru: В современных условиях, когда все вокруг меняется, что на Ваш взгляд, является главным для достижения успеха бизнес-школы?
С.К.: Турбулентность внешней среды, иногда переходящая в состояние сингулярности, выводят на первое место способности лидеров бизнес-образования опережать время и находить принципиально новые возможности. Это особый тип мышления, который позволяет достичь выдающихся результатов при любых обстоятельствах. Сейчас особенно руководствоваться принципом: «Успех – это успеть». Поэтому нужны быстрые и эффективные действия и решения. Буквально на прошлой неделе мы аккредитовали принципиально новую программу для лидеров строительной отрасли России «Система эффективного управления в условиях цифровой трансформации». В будущем мы готовы вывести эту программу на международный уровень для стран ЕАЭС.
Партнерский материал
Реклама. Рекламодатель ФГБОУ ВО «РАНХиГС» ИНН 7729050901 Erid: 2SDnjea38CF
Читайте также:





