Бизнес-школа: плюсы международной аккредитации

Рецессия в экономике = рост в образовании?

До осени 2008 года Вадим Ш., сотрудник одной достаточно крупной российской компании, взирал на кризисные события с позиции стороннего наблюдателя. По сообщениям информагентств он следил, как рушились бизнесы, колебались курсы акций, компании терпели убытки и тысячами увольняли сотрудников. Для самого менеджера гром грянул в ноябре. Структура, где работал Вадим, начала спешно избавляться от «избыточного персонала». Из пяти сотрудников возглавляемого им отдела на своих местах остались только двое. Вадим Ш. поблагодарил небеса, что легко отделался, однако вынужден был наступить на горло собственной песне: о карьерном росте ему теперь не придется вспоминать довольно долго.

Знакомая ситуация, не правда ли? Нынешнее положение вещей на кадровом рынке не дает карьеристам ни малейшего повода для оптимизма. Работодатели крайне неохотно открывают новые позиции, активно торгуются с соискателями по вопросам компенсаций, да и общая картина рынка вынуждает многих затаиться: не уволили – и слава богу. Движение по карьерной лестнице временно замедлилось, а значит, потеряло свой статус самого эффективного способа повышения капитализации. Пора искать альтернативу?

Вполне возможно, что этой альтернативой станет бизнес-образование: не секрет, что нынешние слушатели программ MBA рассчитывают после получения диплома значительно повысить свою рыночную стоимость. По словам исполнительного директора международной The Association of MBAs (AMBA) Джанет Пурселл, в Европе и США спрос на программы мастера делового администрирования возрастает именно во времена нестабильности экономики. Компании снижают деловую активность, соответственно, менеджеры, работающие в этих компаниях, стараются использовать передышку для профессионального развития. «Кризис рано или поздно кончится, рынок труда стабилизируется, и обладатель диплома MBA получит несомненное преимущество при выборе работодателя», - объясняет мотив желающих получить степень мастера делового администрирования Джанет Пурселл.

Весенний призыв

Российские бизнес-школы успели закрыть осенний набор 2008 года с рекордными показателями благодаря активности слушателей и выросшим ценам на обучение. Сейчас, перед окончанием «весеннего призыва», цифры статистики обещают быть скромнее.

Картинку подпортят корпоративные клиенты, покупающие программы MBA для своих сотрудников: в нынешнее непростое время работодатели урезают расходы на повышение квалификации персонала. Исследование намерений обычных абитуриентов, проведенное компанией Begin Group осенью 2008 года и опубликованное в январе 2009, дает следующие данные: в сентябре минувшего года, когда масштаб кризиса нельзя было оценить адекватно, свое обучение на программах МВА планировали 57,4% респондентов. Причем чуть больше половины опрошенных собиралось поступать в 2009 году, а другая, меньшая часть - в 2010 или позже. Но посадка российской экономики оказалось жестче, чем предполагали многие. По оценке президента Российской лиги MBA и директора по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Юрия Тазова, в 2009 году в школы бизнеса придут не более трети участников сентябрьского опроса Begin. Во многом это обусловлено проблемами доступа к кредитным ресурсам, из-за чего на MBA в России формируется отложенный спрос.

Этот тренд отлично виден из-за рубежа. Во время телемоста Москва-Лондон Джанет Пурселл рассказала, что российский рынок бизнес-образования признан одним из наиболее динамичных в мире. В новых условиях, когда школам предстоит бороться за каждого клиента, он рискует стать еще и одним из самых конкурентных. Бизнес-школам нужно быть готовым к тому, что потенциальные слушатели станут обращать внимание не только на структуру программ и преподавательский состав, но и на формальные индикаторы качества образования той или иной бизнес-школы.

AMBA и не только

Будучи исполнительным директором The Association of MBAs, Джанет Пурселл поспешила разъяснить суть аккредитации AMBA. Ассоциация была создана в 1967 году силами горстки новоиспеченных мастеров делового администрирования и в течение нескольких лет была своеобразным клубом для общения выпускников MBA. Вместе с ростом рынка увеличивалось и число активистов AMBA, параллельно росла роль этой организации в мире бизнес-образования. Некоторое время спустя в сообществе созрел стандарт качества программ MBA, который (о чем не без гордости заявила Джанет) практически не менялся за несколько десятков лет. На данный момент AMBA аккредитовала 153 бизнес-школы в 69 странах мира. Всего в структуру Ассоциации входят более 9 тыс. организаций и частных лиц. Помимо членства в таких структурах бизнес-школы постоянно фигурируют в рейтингах профильных изданий. Чему верить – рейтингам или наличию аккредитации?

Проректор института экономики и финансов «Синергия» Лариса Карташова предостерегает от путаницы: аккредитация и рейтинги служат разным задачам. «В рейтингах школы сравниваются друг с другом, а при аккредитации идет проверка программ школ на соответствие международным критериям и стандартам, - говорит она. - Аккредитация - это свидетельство качества программы. Она, как правило, дается на несколько лет, в то время как положение бизнес-школ в рейтингах может постоянно меняться в зависимости от того, кто готовит очередной рейтинг и какие школы в этом рейтинге участвуют».

На первый взгляд необходимость всех этих «знаков отличия» сомнительна, но Юрий Тазов не склонен преуменьшать их полезность. По его мнению, они помогают будущему слушателю сориентироваться в море информации. В пользу этого говорит и статистика, собранная силами ВШМБ: осенью 2008 года от 42% до 59% поступавших на различные программы МВА в ВШМБ считали важным для себя факт международной аккредитации программ. «Высокий уровень интереса поступающих к наличию у бизнес-школы международных аккредитаций подтверждает моя практика работы на образовательных выставках. Как правило, не сильно разбирающиеся в тонкостях процесса международной аккредитации люди, тем не менее, живо интересуются ее наличием в 75% случаев», - делится наблюдениями Юрий Тазов.

Наличие логотипа международной ассоциации на рекламных материалах становится для школ маркетинговым преимуществом и помогает лучше продавать образовательные услуги. Лариса Карташова посвятила E-xecutive в тонкости процесса аккредитации. По ее словам, аккредитация инициируется самими школами. Если по результатам предварительного аудита очевидно, что школа пока не дотягивает до международных стандартов, ей советуют повременить с вступлением и направить свои усилия на устранение выявленных «узких мест». Международные ассоциации предпочитают не выносить сор из избы и не афишируют «незачет», выставленный школе. Более того, даже при успешной аккредитации об этом не объявляется до утверждения и получения соответствующего свидетельства. О цене прохождения аккредитации проректор «Синергии» умолчала.

Вотчина глобалистов

Во время телемоста Джанет Пурселл не могла не отметить, что в настоящее время бизнес-образование находится на пике популярности – возможно, на самом высоком за свою столетнюю историю. На фоне всеобщего подъема европейские бизнес-школы вплотную подтянулись к американским: половина фигурантов самых авторитетных мировых рейтингов – школы именно Старого Света. Исполнительный директор AMBA с гордостью говорит, что в этом немалая заслуга возглавляемой ею структуры. Ассоциация смогла стандартизировать качество бизнес-образования в большинстве стран мира и способствовало формированию по-настоящему глобально рынка труда: выпускник аккредитованной AMBA школы из Австралии сможет найти работу в Бразилии или Индии.

Впрочем, для российских слушателей или абитуриентов глобальность – вещь достаточно умозрительная. Согласно исследованию рекрутинговой компании MarksMan, проведенному осенью 2008 года, 71% опрошенных работодателей отдают предпочтение обладателям степени MBA иностранных бизнес-школ. Да и сами «абитуриенты» не прочь получить заветный диплом в Великобритании, США или другой стране с богатыми традициями бизнес-образования. Реальность намного прозаичнее. Лариса Карташова приводит следующую статистику: в России на программы MBA поступают около 5 тыс. человек, а экзамен GMAT на знание английского языка для поступления в западную бизнес-школу сдают не более 1,5 тыс. россиян. Эти цифры отражают общую конъюнктуру рынка.

Почему же россияне уверены, что поиск пророка в своем отечестве по определению не сможет увенчаться успехом? «Корень такого отношения - в ментальности наших людей, которые изначально считают, что бизнес-образование в западных школах круче российского, - говорит Юрий Тазов. - Такое отношение умело подогревается провайдерами западных бизнес-школ: например, блоги по МВА пестрят обсуждениями о том, как написать эссе, сдать GMAT, получить гранты и так далее. Однако, несмотря на большой интерес к теме зарубежного МВА, ежегодно туда отправляется около 1 тыс. человек - в разы меньше тех, кто идет учиться в российские бизнес-школы. При этом большинство из них делает этот шаг с прицелом своей дальнейшей работы на Западе». По мнению собеседника Executive, победить предубеждение можно только качественной подготовкой на отечественных программах МВА, которые действительно помогают делать бизнес в России.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Чернов
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Толково. Конечно, пойти на MBA – лучше, чем сидеть сложа руки. Другое дело, что это не гарантирует повышение вашей стоимости на рынке труда. Впрочем, как и сногсшибательных карьерных высот в перспективе. Хорошо на эту тему в «Сквозь кризисе» сказано: «Свою самооценку лучше повышать достигнутыми результатами в бизнесе, а не дипломами или сертификатами». Присоединяюсь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.