5 причин использовать blended learning в корпоративном обучении

В X5 Retail Group успешно комбинируют семинары, коучинг-сессии и занятия в лабораториях с обучением в системах виртуальной реальности. В РЖД усиливают свои электронные курсы онлайн-взаимодействием и офлайн-активностями, регулярно обновляют не только обычную, но и мобильную библиотеку корпоративного университета. «Ростелеком» снял для своих сотрудников обучающий сериал, и с 2019 года дает теоретические материалы онлайн (80% времени), а отрабатывать практику (20%) приглашает на очные мастер-классы.

Таких примеров в российском бизнесе все больше — у микса двух образовательных подходов, который еще называют blended learning, или смешанным обучением, есть очевидные преимущества и для работодателя, и для его сотрудников.

Blended learning — смешанный формат преподавания с очными занятиями и онлайн-активностями. В онлайне учащиеся слушают вебинары, консультируются в чате с наставником, изучают материалы курсов и проходят тестирование. В офлайне — посещают практические тренинги, прорабатывают кейсы, получают очные консультации. Объединив два подхода, компания может быстро и по единому стандарту обучить сотни и тысячи сотрудников. А те, в свою очередь, большую часть времени получают знания в удобное время с любых устройств, например, со смартфона.

Пандемия послужила дополнительным драйвером интереса к корпоративным системам обучения, в которых значительную часть материала сотрудники осваивают самостоятельно и онлайн. Привычка работать и учиться дистанционно останется с нами надолго, но blended learning — это не вынужденная мера или компромисс, а гибкий инструмент обучения, сочетающий преимущества традиционного и онлайн-форматов.

Виртуальная коммуникация не всегда позволяет эмоционально вовлечь сотрудника в процесс обучения, зато с этим отлично справляются очные мероприятия, в то время как электронные обучающие практики упрощают доступ к знаниям и их контролю.

«Почта России», СДЭК, РЖД, «Черкизово», «Ростелеком» и сотни других российских компаний уже запустили корпоративные университеты, в которых практикуют смешанное обучение, и успели оценить его эффективность. Например, в «ВТБ Лизинг» подсчитали, что комплексный инструмент обучения и развития менеджеров по продажам на 30% увеличил число сотрудников, успешно прошедших экзамен после базового курса с первого раза.

Итак, пять аргументов «за» использования blended learning.

 1. Сотрудники учатся когда угодно и где угодно

Большую часть учебного материала они получают онлайн, причем для этого им достаточно смартфона с выходом в интернет. Планировать время учебы они могут самостоятельно даже при очень плотном графике: одни уделяют самообразованию 20-40 минут в дороге или после работы, другие предпочитают учиться в выходные дни, погружаясь в тему на 2-3 часа. Хорошо знакомые темы можно пропустить, а сложные — пройти несколько раз.

Работодатель предоставляет сотрудникам свободу выбора и одновременно позволяет им проявить самоконтроль и дисциплину. Сотрудник может в любой момент повторить пройденный материал, вернуться к фрагменту курса, на котором остановился в прошлый раз, и в большинстве случаев сам выбирает, когда ему учиться. Исключение — когда практические групповые занятия проводятся в офлайне.

Елена Баева

Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»

Наши сотрудники обучаются с первого дня работы, и мы понимаем, что сам процесс должен быть удобным. Они проходят курсы, тесты, посещают вебинары в любое удобное время со своего смартфона. Мы отслеживаем статистику посещений в СДО, и она показывает, что наши сотрудники заходят на платформу даже по вечерам в выходные дни.

2. Компания охватывает обучением больше сотрудников, затрачивая меньше времени и денег

При смешанном подходе знания одновременно получают сотни и тысячи сотрудников, а методисты разрабатывают и записывают уроки, а затем просто открывают к ним доступ. Приглашать крутых тренеров вживую проводить очные мастер-классы в разные подразделения компании необязательно — достаточно вебинаров, после которых знания можно закрепить с наставником в группе или индивидуально. Компания ощутимо экономит, перенося классы в онлайн-среду и заменяя бумажные методические материалы электронными.

Ради справедливости заметим, что система дистанционного обучения тоже требует вложений — ее нужно купить, а затем заполнить контентом. Однако стоимость учебного часа в смешанном формате всегда ниже, чем в традиционном.

Михаил Мумлев

Михаил Мумлев, начальник отдела профессиональной подготовки технического департамента «Хенкель Баутехник»

Мы обучаем сотрудников и партнеров по всей России и, чтобы поддерживать стандарты качества компании, комбинируем разные форматы и инструменты обучения. Проводим вебинары, усиливаем электронные курсы практическими заданиями, которые разрабатывают наши эксперты-технологи для технических специалистов. Эти задания дополняют очное обучение и сокращают затраты на него.

3. Подходит для географически распределенных компаний

Главный офис в Москве или другом крупном городе, а сеть филиалов покрывает как минимум ЦФО, а то и захватывает еще пару федеральных округов — типичная история для крупного российского бизнеса, таких как РЖД, «Почта России», СДЭК. В таких условиях обучать большое количество людей по универсальному принципу сложно, а итоговые результаты сильно зависят от локального руководства.

Blended learning стирает границы между городами и округами, позволяет создать единую обучающую среду для всех сотрудников компании. Они будут пользоваться единой системой дистанционного обучения, которая доступна в любой точке России. А во время офлайн-коммуникации с руководителями, наставниками или кураторами смогут закрепить знания на практике.

Елена Баева

Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»

Мы организовали дистанционное обучение 23 тысяч сотрудников по России и франчайзи. 70% обучающих материалов перенесено в электронный формат. Обучение стало более доступным и больше не зависит от физических возможностей тренеров, к тому же затраты на дистанционное обучение несопоставимо меньше.

4. Удобно анализировать результаты обучения

Чаще всего результаты дистанционного и очного обучения отслеживают с помощью систем дистанционного обучения. Это позволяет всем участникам обучения видеть реальную картину: 

  • как сотрудники усвоили материал;
  • сколько времени суммарно обучались;
  • какие ошибки совершали чаще всего на всех этапах обучения с онлайн- и офлайн-активностями.  

Руководитель может видеть, как влияет обучение на результаты его подразделения.

Аналитика подкрепляется обратной связью, которую сотрудник получает в личном общении с тренером или куратором. Таким образом, blended learning позволяет быстрее реагировать на ошибки и успехи учащихся, получать статистику и рекомендации по улучшению процесса обучения.

5. Можно брать лучшее от каждого формата

Непринципиально, кого нужно обучить — курьера, продавца, менеджера по продажам, эйчара или даже бармена — грамотно комбинируя онлайн- и офлайн-курсы, можно добиться высоких успехов и на выходе получить сотрудника с ожидаемым набором hard skills. Меняться могут объемы учебного материала, соотношение электронного и традиционного преподавания, а также инструменты, с помощью которых работодатель будет доносить нужную информацию до сотрудников.

В одних случаях хорошо работает база знаний и медиатека с короткими видеоинструкциями, в других — нужно уделить больше внимания отработке практических кейсов вживую, а где-то уже используют дополненную реальность, чтобы обучать на ситуациях, максимально приближенных к реальным.


Смешанное обучение — одно из самых перспективных в корпоративной среде. Оно дает больше плюсов, чем «сольное» онлайн-преподавание, так как позволяет получить активный опыт живого общения с коллегами, тренерами, руководителями и кураторами в тех профессиях, где личный контакт очень важен для достижения высоких результатов.

Читайте также:

Ваша компания уже использует blended learning?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.