Недавно я писал в своем блоге о шаблоне плана управления релизной разработкой, тема с шаблонами оказалась востребованной.
В этот раз я расскажу о финансовом плане департамента в его самом элементарном виде. Каждый может, взяв его за основу, сделать что-то свое.
Начнем, как всегда, с целей и задач.
Цель финансового плана — оценить расходы на фонд оплаты труда на предстоящий год в разрезе подконтрольного вами департамента.
Для упрощения в шаблоне плана не фигурируют налоги, так как это довольно специфичная для каждой компании тема. Тем не менее, из плана без налогов сделать план с налогами довольно несложно.
// Я сейчас не затрагиваю никакие другие статьи расходов, кроме ФОТ, так как не хочется все мешать в одну кучу. Возможно, об этом я напишу отдельно.
Какие задачи мы решаем с помощью такого плана?
- Получаем представление о порядке расходов по фонду оплаты труда в разрезе вашего отдела;
- Фиксируем эти цифры с финансовым директором или вашим непосредственным руководителем или генеральным директором;
- Получаем данные для отдела персонала и отдела снабжения — сколько людей будет в какой момент, что позволит им планировать рабочие места, а также собственное время (вдруг у вас в мае взрывной рост!);
- Получаем данные по средним зарплатам по должностям — позволит оценить, насколько зарплата каждого вашего сотрудника отлична от средней по этой должности;
- и многое другое.
В отличие от плана управления релизной разработкой, этот шаблон полон формул, и они реально облегчают его актуализацию в течение года. Поэтому требования к электронным таблицам повыше: желателен MS Excel, в опенофисе может не заработать.
Итак, какие блоки есть в плане:
- Закладка с общими словами про план (закладка «Справка»);
- Собственно помесячный план в разрезе месяцев и должностей (закладка «Финплан по отделу»);
- Перечень сотрудников (закладка «Штатное расписание»);
- Справочник должностей и отделов (закладка «Должности и отделы»).
Начнем с конца. В первую очередь нужно актуализировать справочник должностей и отделов. Каждой должности и отделу сопоставляется код, который потом фигурирует в других таблицах.
Будете добавлять новые строки — постарайтесь вставлять их в середину, а не в конец или в начало. В целом, там есть везде «защита от дурака», но вдруг я где забыл. Иначе может уплыть набор строк, которые просматриваются другими таблицами. Например, если суммирование в экселе шло A1-A10, то добавление одиннадцатой строки в сумму уже не включится. Это имеет отношение ко всем другим таблицам. Поэтому я всегда стараюсь захватывать в диапазонах лишнюю пустую строку на всякий случай.
Во-вторых, нужно актуализировать должности:
Один из столбцов, как видно из рисунка, имеет стиль «наклонный шрифт». Здесь и далее это будет означать, что этот столбец трогать не надо — он рассчитывается автоматически. А остальные как раз надо. В частности, по каждой должности нужно указать зарплату «для плана». Обычно это немного больше, чем средняя зарплата по должности. За счет «дельты» имеем возможность где-то взять сотрудника «подороже», а кому-то немного повысить зарплату. Код должности не обязательно должен быть в квадратных скобках, но так немного удобнее, как вы увидите далее.
Перейдем к закладке «Штатное расписание». Здесь нужно ввести данные по всем существующим сотрудникам, плюс добавить вакансии.
Широкая таблица тут представлена в две «строки».
По каждой вакансии нужно:
- Выбрать из ниспадающего списка «Код должности»;
- Выбрать из ниспадающего списка «Код отдела»;
- Порядковый номер или уникальный код сотрудника внутри должности;
- Ввести ФИО или слово «Вакансия»;
- Указать оклад и премию.
Автоматически рассчитаются:
- Полный код сотрудника, включающий отдел, должность и уникальный номер/код внутри должности;
- Должность текстом с указанием отдела (просто «для красоты», как говорится — для проверки, правильно ли указаны коды);
- Средняя зарплата по его должности и отклонение от средней зарплаты — абсолютное и относительное.
Теперь самое интересное. В закладке «Финплан по отделу» нужно обеспечить, чтобы правильно были заполнены коды отделов и должностей во всех трех таблицах. Если у вас в отделе одни ведущие программисты, то в этих таблицах будет одна строка. Если еще и верстальщики, сколько бы их не было, то две.
В первой таблице вы должны указать код должности, отдел и число сотрудников по месяцам.
Во второй и третьей таблице нужно лишь указать точно такой же набор должностей, как в первой. Больше ничего трогать не надо, там все рассчитывается само (помним, что италиком выделены ячейки, где все рассчитывается за вас).
Третья таблица — планируемые средние зарплаты по месяцам — вспомогательная:
Вторая таблица — самая важная. Это таблица расходов на ФОТ без налогов по месяцам и должностям.
Шаблоны можно скачать на личном сайте автора
Сам шаблон можно взять тут: http://raliev.ru/usefuldocs
Нужно ли что-то дополнительное, если в большинстве компаний используется прикладные программы ''расчетчики зарплат'' и если туда вносится информация не абы как, то дополнительный инструмент и не нужен.
Если в отделе не большое количество персонала, то руководитель отдела может сделать в exel-е все что угодно сам.
Бюджет только по ФОТ не интересен.
Интересно если у Вас шаблон для составления бюджета строительного участка. Офисный планктон загнать в таблицы легко и есть кому баловаться на компьютере, а вот начальника цеха, начальника стройучастка заставить это сделать - это есть интересная задача.