Владимир Борисов: О сложностях внедрения новых рекламных технологий – практика сарафанного маркетинга на отечественном рынке

Владимир Борисов

Данная публикация будет ответом сразу на два недавно вышедших материала: речь идет о статье «Слова на ветер» Динары Мамедовой («Секрет Фирмы», №10, 2012 г.) и авторском комментарии Михаила Пискунова к этой статье, опубликованном на портале E-xecutive под заголовком «Четыре составляющих “сарафанного” маркетинга».

В октябрьском номере «Секрет Фирмы» представил на своих страницах несколько сырой материал о технологии нашего агентства – что-то выпало из контекста, о чем-то важном не было сказано, не было анализа хороших кейсов (например, кампании для Pampers, Braun, Head&Shoulders и др.) Был единственный спикер со стороны клиента – с которым мы друг друга недопоняли. Таким образом, статья получилась необъективной – что нас очень удивило. В комментарии Михаила Пискунова были повторены ошибки из журнала и прибавились заблуждения самого автора.

Итак, в ряде моментов исказилось реальное положение дел. В частности, вслед за «Секретом Фирмы», Михаил повторил следующую фразу: «Самое сложное в сарафанном маркетинге – найти и отобрать агентов, которые будут ненавязчиво рекомендовать товары и услуги компании». Это не соответствует действительности – мы никого не заставляем «ненавязчиво рекомендовать» товар. Мы не нанимаем агента на работу, не давим на него и не ставим перед ним обязательств. У нас другая задача – сделать так, чтобы нашему агенту хотелось искренне посоветовать продукт.

Когда человеку нравится продукт – он обязательно посоветует его своему другу, в свою очередь, тот попробует и посоветует его уже своему знакомому. И так по цепочке – включается «сарафанное радио». В качестве call to action мы используем слоган «Новинки в обмен на честное мнение» – и нашим агентам такой бартер нравится. Цель агентства –запустить такую кампанию, в рамках которой впечатление от продукта получилось бы только хорошим. Так и выходит – процент негативных отзывов в любой акции составляет не более 3%.

А для того, чтобы о продукте захотелось говорить, мы используем инструмент Conversation Starter. Помимо всего прочего, он включает в себя упомянутые в статье «СФ» и в отзыве Михаила набор для эксперимента или набор для вечеринки.

Зачем агенту проводить эксперимент? Если не из стремления получить новый опыт, то хотя бы из любопытства – проверить, действительно ли работает пятновыводитель, впитывает ли подгузник и т.д. И даже такой фактор, как лень – тоже учтен: мы высылаем агенту полный набор для проведения по-настоящему интересного эксперимента, где все расписано по пунктам, разложено по полочкам и «готово к употреблению».

С вечеринками ситуация аналогичная – агент получает полный набор эмоционально вовлекающего нетривиального реквизита для вечеринки. Например, для одной из кампаний в этом формате мы выслали buzz-kit, который содержал брендированную игру «фанты» (с эксклюзивными заданиями – наш собственный копирайт). Агентам очень понравились эти фанты, о чем они говорили в своих отзывах – понятно, что такая игра в дальнейшем станет центральным элементом вечеринок. Что получаем на выходе – элемент долгосрочного эмоционального вовлечения аудитории.

Кстати, в той же статье «СФ» было упоминание о девушке-агенте, которая оставила на странице в соцсети пост о том, что провела вечеринку с коллегами в другой день вне офиса. Такая ситуация не свидетельствует о нерезультативности акции. Наоборот, это как раз пример качественно проведенной работы – сотрудники компании в свободный день по собственному желанию собрались вместе на природе и безмятежно поиграли в брендированную игру.

По поводу предположения Михаила о нежелании выкладывать фотографии после знакомства с продуктом. Наша статистика говорит об обратном – feedback от агентов почти стопроцентный. Вот, к примеру, фотографии участников акции премиального собачьего корма Cesar. Акция по Pampers – в галерее пока что только фотографии малышей агентов. Скоро выложим также фоторепортажи о проведенном эксперименте. К слову, эксперимент включал в себя тест по пяти параметрам (т.е. больше, чем просто «налить в подгузник воду и жидкое мыло», как об этом было написано в статье «СФ»). Дам здесь несколько ссылок на принтскрины отзывов из блогов и соцсетей:

В статье «СФ» ничего не сказано об основном преимуществе сарафанного маркетинга – таргетинге. Мы высылаем посылки только целевой аудитории продукта – т.е. людям, заинтересованным в продукции. У нас есть база агентов – общительных и жизнерадостных людей, которые любят «поболтать» оффлайн и поделиться мнением в сети. При вступлении в ряды агентов Buzzaar надо заполнить анкету – возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, возраст детей, присутствие в социальных сетях, количество онлайн и оффлайн друзей, участие в форумах и блогах, наличие автомобиля и т.д. Кроме того, мы регулярно набираем целевую аудиторию на каждую конкретную акцию – при помощи современных технологий и нашей экспертизы можно осуществить любой таргетинг. Таким образом, наш клиент может получить таргетированные группы – парикмахеры, работающие на дому, или, к примеру, владельцы кошек или собак с уровнем материального доставка выше среднего. Это определяет одно из преимуществ WOM-маркетинга – клиент не тратит бюджет на нецелевые контакты.

Аудит «разговорного» потенциала продукта мы, разумеется, проводим – мы не будем рекламировать заведомо некачественный продукт. Это золотое правило сарафанного маркетинга – ни при каких условиях нельзя обманывать агента, иначе компании будет причинен непоправимый урон.

Тут стоит подвести итог, ответив на вопрос Михаила Пискунова о том, какая мотивация у агента. А она такая: потенциально заинтересованный в продукте агент, представитель целевой аудитории бренда, общительный человек с активной жизненной позицией – делится своим мнением о качественном продукте в эмоциональной оболочке.

Теперь по поводу стоимости кампаний. Цитирую Михаила: «К сожалению, складывается впечатление, что на рынок маркетинговых услуг приходят агентства не для того, чтобы помочь компаниям распространить коммерческий слух и увеличить объемы продаж, а лишь в целях нажиться самим за счет тех, кто пока не знаком с этим инструментом». Нам дорога наша репутация и репутация всемирной организации сарафанного маркетинга WOMMA, куда мы входим, мы заинтересованы в долгосрочном партнерстве и хороших отзывах клиентов на нашем рынке (т.е. хорошей молве о нас), нам интересно развивать здесь новую маркетинговую технологию – поэтому нам совершенно не нужно (и не хочется!) на ком бы то ни было «наживаться».

Из чего складывается стоимость акции? Это образцы продукта (для агента и его друзей), разработка содержимого buzz-kit (дизайн, изготовление и другие работы), разработка креатива и копирайтинг, менеджерская и модераторская работа, работа по распространению посылок, ведение клиентского блога на сайте, поддержка акции в соцсетях, сбор и обработка данных в рамках кампании. Кстати, мы проводили кампании и с бюджетом в 600 тысяч – все зависит от клиента и его целей.

А что до утверждения Михаила, что такой технологии и вовсе нет – мировая маркетинговая практика говорит об обратном. Сейчас на Западе сарафанный маркетинг – это животрепещущий тренд, о нем очень много пишут и говорят. А главное, делают – эта технология востребована и набирает обороты. В США сарафанный маркетинг – это уже целая отрасль с оборотом 3,7 млрд в год . Кстати, почитайте книгу Энди Серновица «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить» – некоторые рассуждения Михаила почти буквально представляют собой тезисы этой книги. Книга переведена на русский язык и пользуется большим спросом, одно очень уважаемое издательство выпускает уже не первый тираж.

Если у Вас возникли вопросы о технологии – задавайте, я с удовольствием на них отвечу. На всякий случай поделюсь здесь ссылкой на новый материал, где я даю ответы на часто задаваемые вопросы о сарафанном маркетинге в России и СНГ. Быть может, там будет ответ на Ваш вопрос. Если нужны пояснения etc. – You`re welcome!

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Леонид Харитонов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.