Валерий Пожидаев: Почему рынок тренингов похож на болото

Валерий Пожидаев

frog.jpgМногие слышали фразу гуру в области маркетинга и позиционирования Джека Траута – «позиционируйся или умирай»

Однако если спросить, что это значит, особенно применительно к рынку КТК (коучинга, тренингов и консалтинга), то очень немногие смогут ответить на этот вопрос, и единицы смогут сказать, каково их рыночное позиционирование, как тренера, коуча или консультанта. Или каково позиционирование их тренинговой или консалтинговой компании.

А ведь именно от того, есть у вас рыночное позиционирование:

  • отстроились ли вы от конкурентов;
  • заняли ли вы «полочку» в голове у потенциального клиента ;
  • есть ли у потенциального клиента четкое понимание того, чем именно вы занимаетесь и по-поводу каких услуг к вам можно обратиться,

Во многом ваш успех на рынке КТК зависит от ответов на эти вопросы.

Кроме того, от того, каково ваше рыночное позиционирование и нужно выстраивать стратегию компании, и соответственно, разрабатывать продуктовую линейку.

Продуктовая линейка – это линейка продуктов которые позволяют собирать клиентскую базу и последовательно продавать свои продукты от дешевых к дорогим. О создании правильной продуктовой линейки я расскажу в одной из следующих статей.

Так что же такое позиционирование, как его разработать, и как его эффективно использовать?

Определение позиционирования:

Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов. Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом.

Отметим основные стратегии позиционирования услуги в целевом сегменте:

1) Позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
2) позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
3) позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
4) позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
5) позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
6) позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.

Таким образом, позиционирование тренера связано с выделением его отличительных преимуществ, удовлетворением специфических потребностей или определенной категории клиентов, а также с формированием его характерного имиджа.

Позиционирование тренера происходит после выбора сегмента рынка, в котором тренер работает Позиционирование тренера позволяет в наиболее выгодном свете представить тренера клиенту.

На данной стадии возникают следующие типичные вопросы:

  • каковы отличительные свойства и/или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?;
  • как воспринимаются позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств или выгод?;
  • какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей и позиций, уже занятых конкурентами?;
  • какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?

После позиционирования тренера, намного проще разработать эффективную маркетинговую программу, которая действительно принесет реальный результат.

Приведу пример успешного позиционирования:

К прохожим на улице подходит интервьюер и задает вопрос, который приводил опрашиваемого в ступор и замешательство:

«Назовите пожалуйста шампунь от перхоти №2» Все к кому интервьюер обращался, не мог дать ответа на этот вопрос.

Зато на вопрос: «А назовите шампунь от перхоти №1 на рынке» люди очень быстро отвечали: «это Head & Shoulders.

Примерами эффективного рыночного позиционирования на рынке КТК Украины являются следующие компании, тренеры и бизнес-консультанты: Николай Латанский, Людмила Богуш, Владимир Высоцкий

Вот она сила рыночного позиционирования. Самый яркий пример успешного рыночного позиционирования на рынке КТК – Людмила Богуш и ее компания BogushTimeTechnologis

Они добились потрясающего результата: сейчас, когда возникает речь о тренингах по управлению временем, у большинства людей, которые связаны с заказом тренингов для своих компаний, в голове , «загорается лампочка» и возникает имя – Людмила Богуш. Для меня это пример для подражания и я стараюсь использовать те же инструменты и ходы, которые используют они.

chess.jpg

Сейчас таких примеров на рынке очень мало, поэтому на сегодняшний день рынок КТК представляет из себя «болото».

То есть очень много тренинговых компаний отличаются друг от друга только названиями. И предлагают практически одинаковые (даже по названиям) продукты, совершенно никак не выделяясь из этого «болота».

Человеческий ж мозг устроен таким образом, что ему необходимы какие-то эмоциональные «зацепки» для того, чтобы закрепить за компанией или личностью определенную «полочку» в сознании, с которой потом будет удобно информацию (понимание, знание) достать.

Хорошая новость: сейчас большинство «полочек» в сознании потенциальных клиентов услуг КТК не заняты.

Поэтому, первым шагом для компании или профессионала, который хочет «порвать» рынок тренингов и консалтинга по какой-то из тематик (менеджмент, продажи, переговоры и т.д) является придумывание эффективного рыночного позиционирования и широкое информирование публики о этом.

Плохая новость: на одну тематику услуг КТК может приходиться не более 3-х полочек.

При этом те, кто занимает первое место, снимает сливки и занимает до от 30 до 80% рынка, а две другие компании делят между собой остатки. Остальные же собирают «крохи» со стола первых трех.

Поэтому, прежде всего, придумайте себе рыночное позиционирование.

Как это сделать. Несколько простых принципов:

1. Оно должно быть простым, коротким, понятным и емким.
2. Также важно, чтобы оно вызывало эмоциональный отклик.

Примеры успешного рыночного позиционирования на рынке КТК:

Николай Латанский – Первый русскоязычный мотивационный спикер
Людмила Богуш – Леди тайм-менеджмент Украины

Для более полного понимания принципов позиционирования, рекомендую прочитать книгу «Позиционирование. Битва за умы».

После того, как вы придумали позиционирование, начните рекламировать свои услуги именно с точки зрения своего позиционирования. Однако не попадитесь в ловушку.

Продать дорогой продукт (особенно дорогую услугу) с помощью рекламы можно, однако для этого нужно потратить столько денег, что эта услуга станет убыточной. Если у вас есть другие данные, или вы готовы экспериментировать, буду рад получить информацию от вас.

Для подтверждения моего утверждения о том, что дорогой продукт (особенно услугу) продать с помощью рекламы не получиться, рекомендую прочитать книгу «Расцвет пиар и упадок рекламы» Эла Райса.

Главная идея книги: если вы не «положили» продукт на полочку в голове потенциального потребителя, деньги, которые вы потратили на рекламу будут деньгами, выброшенными на ветер.

В моих следующих статьях я расскажу вам о том, какие продукты на рынке КТК и как нужно рекламировать, чтобы это приносило максимальную отдачу.

Совет:

Если вам самостоятельно тяжело определить свое рыночное позиционирование, или вы хотите проверить, правильно ли вы себя позиционировали, рекомендую

1. Провести опрос среди ваших клиентов, которые к вам лояльно относятся.

Спросите их о том:

  • Как они воспринимают вашу компанию и вас, как тренера и консультанта?
  • По какому поводу они бы обратились именно к вам?
  • Каково, по их мнению, ваше преимущество перед другими тренерами и консультантами?

И исходя из их ответов действуйте дальше. Вполне возможно, что ваша самоидентификация может сильно отличаться от того, как воспринимают вас клиенты. Кстати, опрос замечательный инструмент пиара, поэтому рекомендую почаще им пользоваться.

2. Воспользуйтесь услугой съемки видео визитки. Дополнительным продуктом съемки, который вы получаете, является формулировка ваших конкурентных преимуществ и рыночного позиционирования.

Буду рад, если мои рекомендации помогут вам стать успешнее.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород
Мне статья понравилась, полезная. А если и хочется придраться, то к мелочам. Автор пишет: от того, каково ваше рыночное позиционирование и нужно выстраивать стратегию компании, и соответственно, разрабатывать продуктовую линейку. Я бы рекомендовал чуть иначе - сначала разработать стратегию компании. Из корпоративной стратегии вытекают функциональные стратегии, в частности, стратегия маркетинга. А главная стратегия маркетинга - это стратегия позиционирования. А продуктовая линейка - это не только ''вытекающая из позиционирования'' штука, но и сама влияющая на это позиционирвоания, как у другие составляющие маркетинга mix. Автор пишет: Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов. Опять же, у меня нескольтко иное отношение к термину. Позиционирование - это что уже есть (что-то вроде баланса предприятия на конкретную дату). А разработка и реализация программы - это инструменты по изменению позиционирования. Проверяется, как и описал автор, опять же опросом - что теперь ЦА думает о продукте (здесь тренингах) после реализации этой программы.
Артём Кузнецов +1096 Артём Кузнецов Директор по PR, Москва

Очень грамотная статья и хорошие советы. Спасибо.

А по поводу того, почему плохо с позиционированием в сегменте консалтинга, думаю это проблема любой области - мало профессионалов и много дилетантов которые сами не понимают чем занимаются. Просто тут это больше бросается в глаза, так как представители данного сегмента изначально позиционируют себя как более знающие и опытные люди в вопросах управления бизнесом.

Григорий Клинов Григорий Клинов HR-директор, Москва

Позиционирование рулит! Но вот в чем проблема - КТК-игроки, стремясь угнаться за прибылью, ориентируются на клиентский спрос, а не на свою уникальность. Вот, к примеру, стало модным ''лидерство'' - и тренеры, компании, которые занимались чем то своим, сразу же начали экспертами по лидерству. Яркий пример - Р. Гандопас, позиционировавшийся как тренер по ораторскому искусству, теперь - ''тренер по лидерству''. Когда страсти по лидерству поутихнут, точнее, когда Заказчик поймет, что ''лидерство'' - это новая упаковка старых тренингов, появится новый тренд, и все сразу же побегут туда...Позиционируйся или умри - но на КТК рынке многие боятся спозиционироваться и умереть...

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Может я чего не дочитал в статье. Но, ''по диагонали'' видно только одно: ''нужна правильная поза''.

Да. ''Рынок тренингов похож на болото''. Потому что, там пытаются научить чужие руки тому, что свои никогда не делали.

:)

Коммерческий директор, Москва

А лягушка мне понравилась, да и болото ей по душе! :D

Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж
Александр Гунькин пишет: А лягушка мне понравилась, да и болото ей по душе!
На зеленой солнечной опушке Прыгают зеленые лягушки И танцуют бабочки-подружки, Расцветает все кругом. Мы в дороге с песенкой о лете, Самой лучшей песенкой на свете, Мы в лесу ежа, быть может, встретим, Хорошо, что дождь прошел. ...Извините... :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.