Радик Кагиров: Генеральный продюсер Королев

Радик Кагиров

Исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося конструктора ракетно-космической техники С. П. Королёва (10 янв. 1907 г.). А ведь он был не только ракетчиком, но еще и успешным продюсером.

Потому что:

- он обеспечивал эмоциональный результат;
- его проекты имели широкий общественный резонанс;
- его команда добивалась максимально быстрой и эффективной реализации проектов;
- под его руководством решались задачи.

У него с детства была мечта – страсть к полетам, к преодолению новых рубежей и высот. Это устремление созвучно мечтам очень многих людей, и Королёв подспудно это чувствовал. Поначалу его спонсировало государство и требовало только одного – чтобы создавал грозное оружие. А когда первый Sputnik во всем мире вызвал неожиданно много шума, Королева начали подгонять, чтобы создавал все новые информационные поводы для гордости.
Именно волна общественного интереса подстегнула развитие космических исследований, отчего «самодеятельные идеи» Королёва, поначалу почти не интересовавшие политиков, были поддержаны властями – конструктору выделили огромные средства, и наделили его огромными полномочиями, обязав его держаться на идеологическом гребне. Выдающийся конструктор стал, по сути, настоящим ньюсмейкером и продюсером. Когда-то у военных была соответствующая поговорка о конструкторах ракет: «Королёв работает на ТАСС, Челомей на унитаз, Янгель работает на нас». Так что космические проекты Королёва больше влияли на медийную сферу, чем на оборонную промышленность.

Королёв, прошедший через лагерную шарашку, и, по воспоминаниям его сотрудников, человек суровый и строгий, все же одержим был «музыкой космоса». Своими красивыми идеями он «заражал» многих. Убеждал, заинтересовывал, находил аргументы, рисовал улетные эскизы. Когда понадобилось построить целую инфраструктуру и привлечь множество организаций, то его команда проводила что-то вроде «питчингов», с красочными плакатами – «раскадровками» будущего шоу.

Как вспоминал «со-продюсер» Королёва, ученый Юрий Мозжорин: «Предстояло проделать большую организационную работу по вовлечению всех смежников, разработчиков различных средств измерений, аппаратуры обработки и передачи информации в согласованную работу, задав им выполнимые исходные данные. Кроме того, необходимо было отрекогносцировать места расположения ИПов, договориться об их отводе с местными властями, составить строительные проекты и организовать строительство. Наконец, добиться от Генштаба выделения численности, утверждения штатных расписаний с приличными окладами. С целью решения этой задачи нужным образом мне приходилось ездить с набором красочных плакатов по различным Управлениям Генерального штаба ВС и подробно в течение полутора-двух часов рассказывать, что такое спутник, почему он не падает на Землю и какие блага от него в будущем может получить Министерство обороны в области связи, разведки, навигации, метеорологии и геодезии. Все военные начальники внимательно, улыбаясь, слушали, задавали скептические, а порой и шутливые вопросы. Было видно, что они считали это далекой, полуфантастической перспективой. Однако, несмотря на это, помогали, и очень быстро удалось решить все организационные вопросы…»

Королев придавал огромное значение пропаганде и популяризации космонавтики и с «широкой публикой» работал самолично – его статьи, подписанные псевдонимом «профессор К. Сергеев», регулярно печатались в «Правде». Королёв был инициатором строительства обелиска в честь покорителей космоса. В своем КБ он создал музей ракетно-космической техники и принимал большое участие в создании музея космонавтики в Калуге.

Так совпало, и, возможно, не случайно, что в 60-е годы, ознаменовавшиеся первыми прорывами в космосе, властителем дум был театр. Тогда же канадский профессор Маршалл МакЛюэн заметил, что запуск спутника сделал возможным «глобальный театр». О том же писал T.A. Хаппенхеймер в книге «Обратный отсчет. История космического полета»: «…основная цель пилотируемой космической программы может быть приравнена к представлениям в театре. Все же театр в течение долгого времени был существенным элементом наиболее серьезной и продуктивной политики. Пышными представлениями прославилась Британская империя, с ее эскадронами бравых гусар на парадах и облаченными в парики судьями, смотрами ее военно-морских эскадр и воспеваниями оркестров «Боже храни королеву». Представления играли существенную роль в работе Уинстона Черчилля и Джона Кеннеди, мастеров риторики вызова и надежды. Драматизация идеалов интернационализма в новом столетии, и придание им жизни, могут привести к тому, что предвидения Фон Брауна и Королева сбудутся».

Перед зрителями «противостоящих лагерей» СССР и США, по обе стороны высокой сцены, было развернуто захватывающее «театральное представление». Космическая символика стала флагом в идеологическом наступлении.

Сейчас люди стали больше беспокоиться о цене билетов на «представление» и не так охотно верят провозглашаемым свыше репликам. Внимание широкого круга «зрителей» несколько притупилось, но все-таки осталось. Заинтересованно за событиями на орбитах следят только любители и критики. И все же в космосе и на Земле продолжает создаваться фантастическая и эмоционально значимая драма. Что будет дальше, поживем – увидим.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Валерий Корчевский
Knowledge manager, Украина

Это были люди (Генеральные Конструкторы) с очень специфическими характерами. Власть была ВЫНУЖДЕНА их терпеть ввиду крайней нужды. Когда такая нужда (крайняя) отпала, ТАКИХ людей к решению вопросов больше не ''пропускали''.
Успел поработать (к сожалению, очень недолго) под руководством М.К Янгеля..... Таких больше не будет. :(

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.