Алексей Скобликов: Классическая китайская методология в менеджменте

Алексей Скобликов

Китайская цивилизация обладает удивительным качеством: несмотря на революции, династийные перевороты, смутные времена, периоды расцвета культуры и ужесточения контроля, — Китай в целом никогда не отказывался от своего прошлого. В культурном отношении все династии Китая, включая коммунистическую, перенимали культурный код прошлых поколений. Бывали, конечно, и тонкие места. Во время культурной революции многие старые мастера покинули Китай, или были ликвидированы. Но и во времена Цинь Шуан-ди сжигались книги, а торговцы и ученые считались государством непродуктивным классом, достойным ликвидации. Тем не менее знания сохранялись и развивались, если не в столице, то на периферии, а сейчас если не на континенте, то на островах, в первую очередь на Тайване.

Наверняка, все наслышаны об «Искусстве войны» Сунь-цзы. Его труд «Искусство войны» так или иначе применяют в современных войнах, пытаются применять в бизнесе. Однако, всякий раз, когда военные стратегии привносятся в гражданскую жизнь — жизнь, бизнес начинают все более походить на войну. Цинизм, безжалостность, борьба на уничтожение, стремление к монополизации, манипулирование сотрудниками... Все это неотъемлемые черты военного дела. К примеру, ни один нормальный человек не станет убивать себе подобного. Чтоб дойти до этого человек должен находиться в крайне измененном состоянии ума: крайнее чувство голода, помрачение от ревности, прием искажающих мышление веществ. На войне все эти мотивы используются зачастую сознательно. За счет пропаганды, непрестанного морального давления, внушения образа врага, манипуляций с пищей и питьем, психотропных звуков (волынка, барабаны) солдат доводится до готовности на убийство. И хотя китайские стратеги были далеки от европейского цинизма в стиле Маккиавелли или Ницше, тем не менее, война есть война. И войне не место в мирной жизни, как не место таланту пикапа в счастливом браке. Попытка привносить военные стратегии в гражданскую жизнь подобно уличному заигрыванию с собственной женой — будоражит нервы, да и только.

Чжуан-цзы, великий классик даосской традиции, вероятно современник Сунь-цзы, говорил: «Когда из пруда выпускают воду и складывают рыбу на берегу, рыбы теснее прижимаются друг к другу, увлажняя друг друга своими жабрами. Но они с радостью забудут друг о друге, если снова окажутся в большом озере или реке». В этом состоит принципиальное отличие мирного процесса от экстремального, военного, стрессового. В мирной жизни не работают армейские образы дисциплины. Мудрый руководитель наших дней старается создать компанию, в которой каждый делает, что ему и так делается и это оказывается взносом в общее благо.

Так что же мы можем почерпнуть для современного бизнеса из вековой глубины китайской мысли? Желающие жить на войне могут почерпнуть искусство войны Сунь-цзы. А желающим жить мирно, но продуктивно, создавать, работать, зарабатывать, не становясь холодными ликвидаторами конкурентов и дезертиров, что ж, ничего не достанется, кроме пространных рассуждений даосов о бессмысленности мирского?

Отнюдь. Пожалуй, именно для людей с сердцем китайская история приготовила жемчужину навигации в перипетиях мирского плавания. Это не книга, не отдельный автор, это целостная стратегическая методология, которую в противовес военной стратегии можно охарактеризовать, как стратегия гармонизации и миротворчества. Эта традиция прошла через века, через династии, и в наши дни продолжает использоваться в том числе и в западных странах, благодаря мудрости тайваньских хранителей традиции, решивших, что нет смысла держать знание под крышкой. У традиции этой название, но буквальный перевод этого названия мало что говорит даже иным китаеведам, не говоря уж о самих «простых» китайцах. Назовем ее «Великие действия избегания трудностей». Знатоки китайского могут найти китайские материалы по теме 奇門遁甲, но большинство переводных материалов и экспортируемых Китаем специалистов порой заменяют нехватку компетенции монструозной мистичностью, как это заведено на рынке загадочных тайн экзотического происхождения.

Поскольку, историю пишут победители, известно, что «Великие действия» (ВД) использовалась всякий раз, когда благородный князь прогрессивных взглядов решал свергнуть прогнивший коррумпированный режим. ВД также упоминается виднейшим даосским алхимиком и фармакологом Гэ Хуном, который планировал свои походы в горы с помощью этой системы. Если вы смотрели недавно снятый фильм «Красные скалы» или читали сам оригинал — роман «Троецарствие», то скажу, что действия и речи Чжугэ Ляна испещрены признаками того, что он использовал ВД для планирования не только военных битв, но и политических шагов. Труды самого Чжугэ Ляна по системе ВД являются древнейшими из дошедших до нас связных объяснений системы.

В наши дни знания и методы традиции ВД в полном согласии с тайваньской традицией и без налета неуместного мистицизма представлены в Европе в лице Даосского института менеджмента и консультирования Daomac®. В России этот традиционный подход представлен Консультационной группой «Лин Ци».

Используя этот метод для решения того или иного делового или социального кейса, специалист, опираясь на ряд формальных параметров, строит схему, отображающую структуру ситуации на абстрактном уровне. Затем, анализируя схему, приходим к выводам о том, что характерно данной ситуации, каковы предпосылки ее возникновения, каковы наиболее вероятные варианты развития, а также, самое важное, что можно предпринять, чтобы направить развитие ситуации в искомое русло. На этом уровне объяснения, это мало отличается от ряда европейских подходов. Однако, спецификой может быть то, что в схеме фигурируют такие элементы, как стили действий, замыслы, настрои. Система оперирует восемью типами стилей, девятью типами замыслов, восемью видами настроев. Так мы подходим к корням всякой проблемы — настроям и замыслам участников. И после того, как замыслы и настрои тщательно прояснены и скорректированы, реальный успех оказывается лишь делом техники. Это называется «одержать победу до сражения».

Результатом применения системы является приближение ваших рабочих процессов к естественным природным шаблонам без потери эффективности. Ведь самый мощный прилив приходит не волевым усилием, а следуя своей природе. Самый прославленный предприниматель едва ли станет воспринимать свой феномен, как чудо из чудес — он просто делал то, что ему делалось, а спустя 20 лет ненадуманного развития про него стали снимать вдохновляющие фильмы.

Как пример естественной эффективности приведу вновь цитату из Чжуан-цзы:

«Хороший повар меняет свой нож каждый год — потому что он режет. Обыкновенный повар меняет свой нож каждый месяц — потому что он рубит. А я пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, разделал им несколько тысяч туш, а нож все еще выглядит таким, словно только что сошел с точильного камня. Ведь в сочленениях туши всегда есть зазор, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же то, что не имеет толщины, вводишь в такое вот полое место, ножу всегда найдется, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно только что сошел с точильного камня.

Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Пристально вглядываясь в это место, я не делаю быстрых и резких движений, веду нож старательно, и вдруг туша распадается, словно ком земли рушится на землю. Тогда я поднимаю вверх руку, с довольным видом оглядываюсь по сторонам, а потом вытираю нож и кладу его на место».

Выдержки из «Чжуан-цзы» даны по переводу В. В. Малявина. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Китайская философия - это здорово. Малявину ВВ вообще памятник нужно поставить за переводы трактатов. Но, я за силу простоты. Перед тем, как решиться на оплату такого тренинга, необходимо посмотреть обе серии ''Red Cliff''. Причем в качественном смысловом! переводе. И только в том случае, если до вас ДОШЛО, что вы готовы к тому, что ''....Система оперирует восемью типами стилей, девятью типами замыслов, восемью видами настроев....'', можно инвестировать деньги в себя и топов. Резюме: по собственному опыту могу сказать, что любой такой тренинг сводится к такому, казалось бы, избитому понятию, как ''персональная мотивация''. Работать нужно с людьми, а не с программами в компе. Дать им, людям, реальную возможность! заработать на то, что им нужно в согласованные с ними сроки. И они вам дадут то, на что работает ваша ''персональная мотивация''. Проверено! P.S. Ни разу не слышал о тренингах, основанных на опыте русских купцов и предпринимателей 19 века.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Паньков пишет: P.S. Ни разу не слышал о тренингах, основанных на опыте русских купцов и предпринимателей 19 века.
На это есть ответ в статье: ''Китайская цивилизация обладает удивительным качеством: несмотря на революции, династийные перевороты, смутные времена, периоды расцвета культуры и ужесточения контроля, — Китай в целом никогда не отказывался от своего прошлого.''
Аналитик, Новосибирск

Браво!Наконец то в сообществе стали появляться статьи людей, которые понимают где истинные причины развития, деградации или вовсе - крушения.Надеюсь найдутся и те, кто обратит более пристальное внимание на свои ''замыслы и настрои'' и проверенные столетиями методы их формирования.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.