Владимир Бондарев: Игры, в которые играет бизнес

Владимир Бондарев

Бизнес-симуляция – одна из наиболее востребованных форм обучения персонала по всему миру. Однако насколько хорошо приживаются популярныезападные методики на российской корпоративной «почве» с нашей склонностью к авторитаризму в управлении? И какую именно игровую модель лучше выбрать HR-специалистам при планировании тренинговых сессий для своих сотрудников? Ведь, как утверждают эксперты, междубизнес-симуляциями различных производителей существует значительная разница.

В чем корень эффективности скандинавской разновидности деловых игр для обучения сотрудников российских компаний? Этот и другие вопросы стали предметом обсуждения нашего круглого стола, в котором приняли участие:

- Торе Бистром, вице-президент компании Celemi*, всемирно известного разработчика и провайдера игровых обучающих продуктов и программ;

- Татьяна Курач, генеральный директор и консультант тренинговой компании Forma-Futuro**,

- Юлия Пикина, коммерческий директор и консультант компании Forma-Futuro,

- Александр Рубцов, руководитель программ обучения, ведущий сертифицированный тренер-консультант компании Forma-Futuro.

- модератор круглого стола, Владимир Бондарев, журналист

Какой особый секрет делает бизнес-симуляцию эффективным методом в корпоративном обучении?

Торе Бистром:Самый короткий ответ: они работают! Основной принцип, который лежит в основе любого симулятора – это «обучение через действие» (learning by doing), «проигрывание» реальности путем практических упражнений. Без практики освоить многие вещи просто невозможно. Как бы вдумчиво и долго вы ни изучали инструкцию по тому, как ездить на велосипеде, не попрактиковавшись, вы на нем не поедете. Люди с удовольствием и очень эффективно обучаются с помощью симуляторов, потому что они соответствуют особенностям их мышления.

Приведу самый простой пример того, как именно работают бизнес-симуляторы. Однажды в начале шестидесятых один школьный учитель, стоя перед классом, давал урок по географии Европы. Он был молодым идеалистом: ему хотелось, чтобы дети не просто механически «вызубрили» названия столиц и понимали, какая страна с какой граничит, но поняли самую суть этой темы. Не смотря на все его старания, мало кто из подростков вообще слушал его рассказ. (Вспомните себя в возрасте 13-14 лет – наверняка у вас в голове была на каждый день более интересная «география»). Учитель был в ужасном расстройстве от равнодушия учеников к своему предмету. Но именно эта неудача полностью изменила его подход к обучению.

На следующий урок этот молодой учитель (это был Клас Мелландер – будущий основатель компании Celemi) принес изготовленные им дома два картонных паззла, разделил класс на две группы и предложил ученикам из кусочков самим собрать карту Европы, по-прежнему висящую на доске. Работа закипела. Ученики быстро продвигались вперед, яростно споря и обмениваясь информацией: одни сами смогли побывать в какой-то стране, другие вспомнили что-то из рассказов родителей. Паззл был сложен минут за 10 минут, пока учитель спокойно попивал кофе.

Откровенно говоря, мне и моим ровесникам несказанно повезло, потому что как раз в то время, когда мы учились, революционные эксперименты Класа Мелландера и его коллег с упражнениями, играми, соревнованиями и другими игровыми техниками полностью изменили систему школьного обучения в Швеции. Тогда как в других странах она еще долгое время оставалась традиционной.

Татьяна Курач: Методика активного «научения» была впоследствии перенесена в HR-практику. В сравнении с ней обычное «преподавание» знаний оказалось малоэффективным. Люди, независимо от того, взрослые они или дети, с огромным трудом воспринимают традиционное «объяснение» преподавателя с указкой в руках.

Но как тогда объяснить факт, что иногда тысячи людей в огромных спортивных залах в течение долгих часов увлеченно слушают выступление бизнес-гуру? Как правило, эти тренера выступают без указки, и все их действия больше напоминают игру актеров на сцене. Однако психологи утверждают, что к концу «спектакля» внимание слушателей и их способность воспринимать неизбежно ослабевают. Несмотря на то, что аудитория на этих мероприятиях бывает максимально подготовленная, люди платят немалые деньги за право быть в зале, а тренер порою бывают настоящими мастерами слова, если бы нам удалось заглянуть в головы слушателей, большинство из них большую часть многочасовых выступлений воспринимает как монотонное «бла, бла, бла». Теми, кто не ведет записи, запоминается лишь незначительная часть информации – но и она вскоре забывается.

Юлия Пикина: В основе методики обучения с помощью бизнес-симуляторов лежит разработанная Celemi психолого-педагогическая модель «Power of Learning – «Сила научения». Она направлена на мотивацию людей к быстрому обучению через игру и незамедлительному применению полученных знаний на практике. Выполняемые участником интерактивные действия закрепляются в сознании лучше, чем голословная теория, поскольку все навыки отрабатываются на уровне моторной памяти.

Александр Рубцов: Бизнес-симуляции, которые мы проводим, стимулируют появление у участников спонтанных инсайтов - «открытий», которые прочно врезаются в память как результат практического опыта. Мы называем эти эвристические озарения «моментом «Ага!»: внезапно люди получают способность проникать в суть происходящего и достигать высокого уровня понимания существующих проблем.

Кроме того командная бизнес-симуляцияотличается от стандартного тренинга высокой степенью вовлеченности людей. Часто во время кофе-брейка приходится слышать от участников: «Кошмар, битых два часа просидели…». Но когда проводится бизнес-симуляция, они готовы «играть» на протяжении двухдневной сессии без перерыва на обед. Важно, что во время обучения через симуляции сотрудники компаний вовлечены не просто в какую-то абстрактную игру, но в реальную практику именно той сферы бизнеса, в которой работает компания.

В группе можно не только обсуждать, планировать, но и наглядно видеть, что происходит. А когда вы помните, как проходил каждый шаг, как двигалась каждая пластиковая фишка, вы легко можете понять, почему все сложилось в игре именно так, а не иначе – а значит, могли произойти и в реальности. Таким образом, бизнес-симуляция гарантирует, что вы усвоите различные алгоритмы решений – причем в минимальные сроки, и это знание останется с вами навсегда после того, как сессия закончится.

Торе Бистром: Коллеги, я думаю, совместными усилиями мы уже пришли к выводу, что бизнес-симуляция – увлекательный и эффективный инструмент для обучения. Но ничего пока не сказано о том, что этот инструмент – настоящая подушка безопасности для бизнеса. Вы не задумывались над тем, почему самолеты падают достаточно редко? Потому что сегодня никто не посадит пилота за штурвал, пока он не пройдет тренировку на симуляторе. Все свои возможные нештатные ситуации надо пережить на земле, чтобы свести опасность реального полета к минимуму.

А почему так часто уходят в пике компании? Просто их менеджеры, не потренировавшись на симуляторах, сразу садятся за рычаги управлении бизнесом и, естественно, ошибаются… Наши бизнес-симуляторы –это не просто игры, это полетные тренажеры, в которых у руководителей и сотрудников появляется возможность в безопасном режиме совершать ошибки и проверять полученные навыки и знания.

Несомненно, Швеция является пионером бизнес-симуляций. Однако на сегодняшний день симуляторы разрабатываются в США, Германии, России и других странах. Существуют ли национальные особенности деловых игр?

Торе Бистром: Конечно.Ониотражают привычную для бизнеса модель управления, основной единицей которой является команда профессионалов с лидером во главе. Функционально это означает, что они:

  • созданы для всех групп участников, одновременно играющих за столом;
  • поощряют открытую коммуникацию и согласованную работу между участниками;
  • имеют хороший обучающий материал в виде учебников и других материалов (обучающие карты, электронные носители, визуальные предметы);
  • реалистичны – все модели и кейсы приближены к реальным ситуациям, типичным для разных индустрий в последнее время, а не каким-либо фантазийным историям;
  • хорошо математически сбалансированы и продуманы;
  • исключают случайный шанс (не используют кости, как в некоторых симуляциях), а имеют реальный алгоритм решений.

Юлия Пикина: К списку добавлю творческую, преобразующую основу бизнес-симуляций, которая очень важна в нашей практике обучения сотрудников российских компаний. Цель «шведского» соревнования – не в том, чтобы найти единственно правильное решение, а в том, чтобы смоделировать человеческие отношения в различных возможных для данного бизнеса ситуациях. Эта установка на вариативность непривычна для менталитета значительной части отечественных компаний. Для них характерны «вертикальные модели» управления, построенные на том, что подчиненные стремятся выполнять приказы руководства, не пытаясь понять их целей. Это может привести к серьезному торможению компании в ситуации изменений.

Сотрудники, прошедшие нашу командную бизнес-симуляцию, в результате начинают понимать, что эффективная работа организации зависит не только от квалификации и решений ее руководителя, но и от их личного участия, - и тогда эти сотрудники становятся опорой проводимых в компании изменений.

Александр Рубцов: Игры Celemi, в которые играют наши клиенты, немного похожи на шахматы, но немного сложнее – в игре играют сразу несколько групп. Каждая из созданных команд пытается выстроить свою стратегию и выиграть. Причем, как уже отметила Юлия, успешных стратегий в симуляциях может быть несколько, все зависит от того, каким образом будут взаимодействовать все команды вместе. При таком подходе, во-первых, происходит обучение внутри каждой группы – люди общаются, обмениваются своим видением ситуации и предложениями, а во-вторых, конкуренция между командами заставляет группы работать более активно.

Россия для шведской компании обладает особой притягательной силой. И дело не только в безграничности рынка, о которой упоминают все без исключения зарубежные предприниматели. Как утверждает Торе, скандинавские деловые игры как нельзя лучше отвечают природе русского характера.

Россия – это не Швеция. Нужно ли адаптировать продукты Celemi к российской действительности?

Торе Бистром: Наши обучающие продукты обладают возможностями «тонкой настройки» на потребности тех, кто хочет с ними работать. Если говорить о психологии людей бизнеса в вашей стране – я все больше убеждаюсь в том, что наши симуляции очень подходят.

Россияне в принципе любят игру, риск. Однако они не готовы проигрывать. Общаясь с менеджерами российских компаний на мастер-классах, я постоянно наблюдаю, как участники наших игр из России неизменно выбирают для себя более наступательную, радикальную стратегию построения бизнеса, чем игроки из других стран, которые больше концентрируются на сокращении издержек и оптимизации существующих бизнес-процессов. Выигрывать и побеждать – а это как раз то, на что нацелены наши симуляции.

Татьяна Курач: Конечно, мне приятно сознавать, что Celemi заранее подумала о том, как создать «шведскую модель с российским лицом». Однако любую бизнес-симуляцию, для того, чтобы игра была эффективной, необходимо адаптировать к условиям конкретной организации или компании. Не следует пользоваться стандартными вариантами симуляций. В противном случае участники игры могут оказаться в ситуациях, которые не свойственны их производствам, и полученные сотрудниками знания не смогут применяться на практике.

Чему могут научить руководители компаний своих сотрудников с помощью бизнес-симуляций? Какие проблемы бизнеса можно решать с их помощью?

Торе Бистром: Деятельность любой компании разбита на различные функциональные части: производство, продажи, логистика, продвижение, управление персоналом, но все эти части взаимно зависимы, объединены в единое целое, которое и называется бизнесом. В успешном бизнесе все части должны работать как единый часовой механизм. Признаки плохого взаимодействия известны: низкая управляемость, высокие издержки и слабая эффективность работы (даже если отдельные подразделения, как кажется, работают успешно). Симуляция – это прекрасная возможность продемонстрировать, насколько каждая функция важна для организации, и что игнорирование интересов коллег может привести к печальным последствиям.

Юлия Пикина: Участвуя в бизнес-симуляциях, работники получают целостное представление о структуре бизнеса, о причинах и следствиях предпринимаемых действий, и, в конечном итоге, создают свое собственное ценностное восприятие бизнеса, в котором они работают, а также понимание стоящих перед ними конкретных задач.

В рамках игры менеджеры принимают решения и соревнуются в области привлечения клиентов и увеличения прибыли, в разработке следующей гениальной идеи и развитии талантов в своей организации, и, в конечном счете, находят свое место на рынке.

Александр Рубцов:Очень ценным может быть использование симуляций для среднего управленческого звена, руководителей функциональных подразделений. Как правило, данная категория менеджеров в большей степени ориентирована на работу только своего отдела и не всегда видит связи своей функции с деятельностью компании в целом. Такое восприятие работы своего подразделения часто приводит к сложности в межфункциональном взаимодействии, а зачастую и к конфликтам. Ситуация может осложниться, если такого руководителя функции передвигают по карьерной лестнице на более высокий управленческий уровень, где требуется понимание бизнеса в целом.

Какая из бизнес-игр пользуется наибольшей популярностью в России?

Торе Бистром: В результате моих визитов в Россию у меня складывается впечатление, что наши симуляции здесь востребованы, но для того, чтобывыводить какие-то индексы популярности, у меня, к сожалению, пока недостаточно данных.

Во всяком случае, в мире наиболее популярна симуляция – Decision Base. Она тренирует навыки стратегического планирования. Команды участников непосредственно в рабочей обстановке соревнуются друг с другом в создании наиболее успешного предприятия. Поиск эффективных решений осуществляется в процессе проигрывания различных вариантов стратегических и финансовых изменений. В процессе игры участники управляют компанией, выбирают стратегические цели для ее развития, принимают пошаговые тактические решения, выстраивают взаимоотношения с клиентами, персоналом и акционерами, т.е. решают все те управленческие задачи, с которыми сталкиваются топ-менеджеры любой серьезной компании.

Татьяна Курач: В настоящее время мы активно внедряем в практику обучения своих клиентов бизнес-симуляцию Apples&Oranges – «Яблоки и апельсины». Этанастольная бизнес-игра используется в нашем 2-х-дневном обучающем курсе «Финансы для не финансистов». Игра представляет собой рабочую модель финансовой деятельности компании, интерактивное использование которой помогает участникам тренинга научиться: формировать и применять основные финансовые инструменты в ежедневной практике; определять наиболее важные факторы, влияющие на прибыльность компании, оценивать важность взаимодействия всех отделов компании в процессе достижения общего результата.

И все же хотелось бы представить себе процесс этой игры наглядно. Смогли бы описать механизм ее действия?

Торе Бистром:Каким образом мы, например, можем представить себе по описанию вкус борща – пока его не попробуем? Но давайте все же попытаемся приготовить виртуальный обед.

Итак, во что играем? Decision Base. Отлично! С чего начнем? Прежде всего, нужно хорошо визуализировать процесс, если мы хотим, чтобы люди действительно могли подумать. Для этого мы создаем различные игровые поля, где разными способами представлены ценности, процессы, люди и деньги компании. Исходные данные этого симулятора: существует некая компания-производитель, которая в начале игры выпускает всего один единственный продукт на одной-единственной фабрике, которая географически присутствует только на одном рынке. Не правда ли, внешне напоминает «Монополию»?

Из всех участников формируется шесть команд, состоящие из различных специалистов, отвечающих каждый за свою часть бизнеса и одновременно за успех всего предприятия. Один из них, например, директор по маркетингу, другой – руководитель производства, причем, как правило, участники «обмениваются ролями», поскольку они не всегда хотят в симуляционной игре заниматься тем, чем они занимаются в реальной жизни.

Изначально команды находятся в равных стартовых условиях. Каждой из них предоставляется одинаковая информация о рынке, цены и нормы выпускаемой продукции на различных географических рынках, а также виды продуктов, которые они могут развивать. Они могут принимать совершенно разные или даже противоположные стратегические решения. Они вольны решать, расширять ли им линейку продуктов, играя на разных рынках, или сконцентрироваться на единственном эффективном производстве с гибкой производственной политикой и хорошими показателями роста. Могут по-разному управлять денежными потоками, на свое усмотрение покупать или арендовать новые производственные помещения.

Если одна команда произвела избыточное количество продукции одного вида, а другая получила много заказов на другой вид продукции, в компании в целом возникнут проблемы: с одной стороны, нужно во что бы то ни стало найти сбыт, а с другой – становится невозможным удовлетворить потребности клиентов. Это очень эффективное упражнение на тему стратегии, которое полезно для людей, которые занимают даже такие высоко статусные позиции, как генеральный директор или CEO.

Конечно, Decision Base – обучающий продукт, как и все симуляторы, но вы получаете много полезных навыков, но еще более важным моментом является то, что у вас появляется полная картина, как работает компания в целом. Нечто подобное вы сможете увидеть и в реальной жизненной ситуации.

Ну что ж, будем надеяться, что игры Celemi в России только начинаются.

_____________________________________________

* - Celemi (Швеция) - это 20 лет успешного тренингового опыта в подготовке эффективных команд. Обучающие технологии работают в рамках партнерской сети в 70 странах мира, а программы переведены больше чем на 25 языков. Согласно данным компании, по итогам первого полугодия 2011 года, обучение с помощью бизнес-симуляций Celemi прошли свыше 3 млн представителей бизнес-среды по всему миру.

** - Forma-Futuro – тренинговая компания, разработчик и провайдер обучающих решений для корпоративного обучения, широко использует игровые технологии. Компания постоянно отслеживает современные методики в области образования и имеет богатый опыт сотрудничества с разработчиками программ мирового уровня. Стратегический партнер Celemi в России.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Норкин
Адм. директор, Москва

...''Приведу самый простой пример того, как именно работают бизнес-симуляторы. Однажды в начале шестидесятых один школьный учитель, стоя перед классом, давал урок по географии Европы''...

А мне все время казалось, что игровые методы научения использовались и раньше. И если война - лучший бизнес, то Петр Первый как раз и начинал играть в гвардейцев. Потом они стали основой гвардейских полков.

Можно вспомнить персонал-технологии, и еще множество других, да как-то неловко... Все-таки это же передовой опыт, учиться надо бы, перенимать, так сказать...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.