Алексей Мишин: Стратегия развития: кто предлагает идеи и ставит цели?

Алексей Мишин

Многие руководители задают вопрос – с чего начинается стратегия развития предприятия? Где она начинается? Кто должен принимать участие в ее формировании и отвечать за ее выполнение.

Подобные вопросы (особенно в последнее время) часто задают владельцы и руководители компаний и фирм, как в личной переписке, так и во время мероприятий.

Мнений на данную тему очень много и все они разнятся.

Суммируя тот огромный массив информации, который есть сегодня по данной теме, предлагаю некоторый алгоритм (алгоритм испытан на практике в течение последнего года работы), который позволит сделать работу над стратегией развития более эффективной и результативной

Работа по созданию стратегии развития предприятия состоит из двух больших блоков – блока идей и блока целей.

Но при этом возникают вполне резонные вопросы:

Чьи это идеи?

Чьи это цели?

Кто должен заниматься этой работой – формированием стратегии развития предприятия?

Стратегия развития предприятия с точки зрения идей

Стратегия всегда отталкивается от идей. Именно наличие идей составляет основу будущей стратегии развития любого предприятия. Если нет идеи, то говорить о стратегии – все равно, что писать музыку, не зная нот..

Итак, чьи должны быть идеи? В первую очередь, конечно же, самого руководителя. Он, подобно капитану большого судна под названием КОМПАНИЯ, должен генерировать идеи по развитию своего бизнеса.

Именно руководитель задает вектор того развития, который будет у компании в будущем.

Но, к сожалению многие руководители, авторы своего бизнеса забывают о том, что делать ставку исключительно на свои собственные идеи –неправильно с точки зрения самой стратегии развития предприятия.

Как показывает практика консультирования, игнорирование идей сотрудников на этапе разработки стратегии может привести компанию к авторитарности. Работая по стратегии, которую разработал сам руководитель, сотрудник в компании будет действовать по принципу «Не мое, не жалко». Такой принцип, как правило, ведет компанию по изначально ложному пути. Но вина такому пути – целиком на руководителе.

Очень часто сотрудники компании, которые с точки зрения руководства являются «рядовыми», бывают носителями «прорывных» идей и проектов. Пренебрегать этими идеями не стоит.

Как поступает дальновидный, или как сейчас модно стало говорить, «продвинутый» руководитель? Правильно, прислушивается к идеям сотрудников, а еще более продвинутый руководитель, эти идеи реализовывает.

Что это дает самому сотруднику? В первую очередь, ощущение причастности к тому бизнесу, к той компании, в которой он, сотрудник, работает. Эта причастность дает большие дивиденды не только самому сотруднику («моя идея взята на вооружение моей компанией»), но и самому руководителю, который существенно поднимает свой личный статус в глазах коллектива.

Стратегия развития предприятия с точки зрения целей

Абсолютно четко можно говорить о том, что стратегия развития любого предприятия это определенный набор целей.

Именно реализация и осуществление их дает скачок роста компании, придает динамику в развитии компании.

Насколько четко, грамотно и правдоподобно (о чем многие сегодня забывают, к сожалению) поставлены эти цели, настолько эффективнее будет стратегия развития предприятия, а значит и само предприятие.

И тут большинство руководителей опять попадают в ловушку, пытаясь реализовать исключительно свои цели. Более того, не только реализовать свои цели, но и НАВЯЗАТЬ реализацию своих целей подчиненным.

Как известно, любое навязывание является легкой формой насилия, что вызывает однозначно реакцию отторжения.

Но дело тут не только в навязывании и насилием над волей сотрудников. Дело тут еще и в том, что многие руководители абсолютно не хотят думать о том, что их сотрудники, которые в компании работают, тоже имеют свои цели. И если кто-то мне возразит, что цель сотрудника исключительно в большом заработке, то могу однозначно сказать, что такие цели есть лишь у нерадивых сотрудников.

Мнение о том, будто сотрудники думают только о себе, в то время как руководитель думает обо всей компании – не более чем ложное убеждение. Сотрудники могут быть не менее инновационными, чем их руководитель (а нередко и более «продвинутыми» в части инноваций, нежели сам руководитель). Думать сотрудники могут не только о себе любимом, но и о компании, а значит и о стратегии.

Каждый сотрудник (речь идет о сотруднике, который действительно НУЖЕН вашей компании) имеет свои цели, работая в вашей компании. Не считаясь с этими целями, руководитель может стать заложником исключительно своего видения, что всегда будет проигрышной позицией.

Что делать, спрашивают меня руководители предприятий? Неужели «опуститься до уровня рядового сотрудника» и спросить его о целях развития компании?

Да, отвечаю я, именно спросить! Спросить сотрудников о том, какой он видит компанию через два-три года – хороший показатель того, что руководитель видит в своих подчиненных будущих сподвижников, лидеров и партнеров (кстати, именно теме партнерства посвящена одна из последних книг Стивена Кови «Лидерство, основанное на принципах». Очень рекомендую).

Я все чаще склоняюсь к идее того, что вопросы разработки (именно разработки, а не принятия) стратегии предприятия, это командная работа. Плюсы такой работы вполне очевидны для руководителя – инвестируя свое внимание и время в такую работу, руководитель четко может оценивать способность каждого сотрудника, его возможности, его цели и отношение к компании.

Возникает один большой вопрос – насколько руководитель готов делать такие активные шаги в сторону своего персонала? Не будем лукавить – далеко не всегда и далеко не все руководители готовы к этому.

Причина тут в том стереотипе, который сложился исторически с нашим бизнес-менталитетом – начальник знает ВСЕ и ВСЕГДА лучше своего подчиненного.

Но к счастью, ситуация сегодня, пусть медленно но меняется. И сегодня уже появляются руководители, которые от этой парадигмы отходят.

А сотрудники тоже становятся «просветленными» и, выбирая своего работодателя, оценивают насколько руководитель, готов смотреть и слушать своих подчиненных.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Алексей, тема, конечно, актуальна, но Вы сосредоточились в ней, извините за прямоту, на тривиальных аспектах.
1. ''За кадром'' остался слабо обозначенный Вами треугольник ''владелец-руководитель-сотрудник''. А ведь он - источник многих проблем.
2. Что Вы понимаете под термином ''идея'' и как он связан с термином ''цель''? Обращаю на это внимание, поскольку этот бытовой и многозначный термин заводит тему в трясину.
Если весь Ваш посыл в том, что начальнику лучше советоваться с подчиненными в вопросах стратегии, стоило ли тратить столько букв?

Генеральный директор, Москва
Крючков Владимир пишет: 2. Что Вы понимаете под термином ''идея'' и как он связан с термином ''цель''? Обращаю на это внимание, поскольку этот бытовой и многозначный термин заводит тему в трясину.
Владимир, мы любим многое усложнять, особенно в формате корпоративном. Идея это то, что Ваша компания хочет нести рынку, а точнее, потребителю. Можно долго говорить о целях, но если нет идеи в самом начале, то все цели будут недостижимы. Сегодня, консультируя руководителей и задавая им один единственный вопрос ''А что Вы хотите вообще делать в бизнесе?'' я вижу, что 80% не знают ответа (надеюсь, не надо объяснять что ответ ''зарабатывать бабло'' не принимается)
Крючков Владимир пишет: Если весь Ваш посыл в том, что начальнику лучше советоваться с подчиненными в вопросах стратегии, стоило ли тратить столько букв?
Да, это мой посыл, ибо сегодня еще для многих руководителей является большим откровением тот факт, что с персоналом надо советоваться... и как можно чаще
Руководитель, Москва
Уважаемые коллеги, доброго дня! Написано правильно, но как всегда пару строк ;) , которые приходят в голову после прочитанного. ........Многие руководители задают вопрос – с чего начинается стратегия развития предприятия? Где она начинается? Кто должен принимать участие в ее формировании и отвечать за ее выполнение........ .....Итак, чьи должны быть идеи? В первую очередь, конечно же, самого руководителя. Он, подобно капитану большого судна под названием КОМПАНИЯ, должен генерировать идеи по развитию своего бизнеса......... Алексей, вот при таком вопросе сразу задаю себе другой: а все ли руководители хотели быть ими, все ли они в душе стремились к этому,все ли они готовы к данному,всем ли это вообще надо? И если это так, то для него нет идеи и стратегии, потому что он просто АФФТОР , а не АВТОР. Нет полёта мысли, ег омозг не устроен работать над этим. И мне думается, чт оесли по честному получить ответ на этот вопрос, то больше половины не готовы быть вечными руководителями с идеями и стратегиями всю свою жизнь. ....Очень часто сотрудники компании, которые с точки зрения руководства являются «рядовыми», бывают носителями «прорывных» идей и проектов. Пренебрегать этими идеями не стоит..... Вот здесь согласен полностью. Он (сотрудник) на данном этапе МЕЧТАЕТ ещё только о том ,что бы когда то в будущем быть руководителем. И поэтому именно ИДЕЙ у него много много. И вот здесь перехожу к фразе: ...Думать сотрудники могут не только о себе любимом, но и о компании, а значит и о стратегии. ..... А вот стратегию не доверил бы сотруднику. его это пока идеи, но мал он ещё до стратегии. Не обладает всей информацией чт обы правильно избрать стратегию идеи,проекта,компании...нет у него ресурсов для понимания. Поэтому для меня из этих двух слов вырисовывается следующее. ИДЕИ нельзя выкидывать и жить компании за счёт только идей руководителя. Это глупо, когда тебе бесплатно дают анализ,расчёты,видение того ЧТО можно сделать. А вот как это сделать, какие затраты лягут, в какое русло повести данное мероприятие, или же саму компанию на 80% всё таки простите меня на руководители лежит. И причина кроется ещё в другом: человеку или отдельному коллективу в компании, который дал идею, а потом ещё и дать разработку стратегии (не зная всех подводных камней) может всё извините похерить. а значит опустятся руки и от этих субъектов больше ничего не дождёмся. Только советоваться, но стратегия на руководители, а вот идеи как можно больше черпать от сотрудников. Извините, если много пустых букв, но это просто с утра на работе скучно. :D
Партнер, Москва
Алексей Мишин,
Да, это мой посыл, ибо сегодня еще для многих руководителей является большим откровением тот факт, что с персоналом надо советоваться... и как можно чаще
И да и нет. Для меня все выглядит в ином разрезе. С одной стороны, я бы сказал что к персоналу нужно обращаться постоянно. Т.е. включать мозг персонала для решения текущих вопросов организации их уровня. С другой стороны советоваться о стратегии бессмысленно. Уровень стратегического управления требует специальных инструментов и знаний. Сотрудники там не очень могут насоветовать. В организации каждый занимается своим делом, все друг от друга зависят. Сотрудники обрабатывают ресурсы, проектные менеджеры отвечают за бизнес операции а топы отвечают за свое - за управление технологиями, продуктами, процессами в организации. На счет идеи я бы тоже поправил. Потребитель ВСЕГДА хочет что бы ценность приобретаемого была выше денег которые он платит. За счет этого потребитель получает экономический эффект от использования продукта или услуги по сравнению с альтернативами или конкурирующими продуктами. Поэтому главное в бизнесе это идея как увеличить ценность, откуда получаем эффект. С уважением
Генеральный директор, Москва
Андрей Баландин пишет: Вот здесь согласен полностью. Он (сотрудник) на данном этапе МЕЧТАЕТ ещё только о том ,что бы когда то в будущем быть руководителем
Андрей, это заблуждение. Далеко не все хотят быть руководителями. Очень далеко не все. БОлее того, есть большая категория сотрудников, которым достаточно быть, что говорится ''тихим генератором идей'' при умелом руководителе. Это из практики.
Андрей Баландин пишет: А вот стратегию не доверил бы сотруднику. его это пока идеи, но мал он ещё до стратегии.
А вот тут есть явное неуважение ''мал он еще''. Если он ''мал'' с точки зрения руководителя, то зачем ты такого ''малого'' к себе взял. Да и потом, по поводу доверия-недоверия. Никто не говорит о том, что утверждать стратегию будет сотрудник. но вот принимать АКТИВНОЕ участие в ее написании - почему нет?
Руководитель, Москва
Алексей Мишин, Скажу проще. Не согласен с В.И.Лениным ,что каждая кухарка может управлять государством. компания-государство сотрудник-кухарка если по вашему каждый может дать такую идею и потом правильную стратегию ,что бы не развалить государство а вперёд его развивать, то вам повезло с сотрудниками. но давайте утопические взгляды оставим. спорить , простите больше нам не о чем. вы правы по своему. мне встречалось другое. то что не каждый хочет быть руководителем? спросите у них. и вам 90% ответят (нормальных адекватных молодых сотрудников) что хотят карьерного роста. всё это складывается из большей зарплаты, уважения,власти и всякого такого. зачем писать то, что уже давно написано. а вот терпеть не могу руководителей со слощавой улыбкой делающих вид ,что участвуют в профессиональной судьбе сотрудника, а на самом деле просто собой восхваляются какие они человечные и заботяющиеся. учите их. слушайте.помогайте и направляйте. их идеи плюс ваше видение (стратегия) гарантия успеха предприятия. да я уверен на все 100% что вы не дадите вести сотруднику (обычному из компании, не беру топов высшего звена) проект с его идей и его стратегией, не контролируя этого. глупость , не будет этого никогда и ни у кого. потому что за результата отвечаете вы, как ГЛАВНЫЙ. а зачем тогда вы бы нужны были бы вообще. не тот вопрос что бы показать себя со стороны ГУМАННОГО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБЯЩЕГО И ПОНИМАЮЩЕГО. в теории мы можем так думать, на практике всё равно везде идёт контроль. и прчиина одна: ПОТОМУ ЧТО ТАМ ДЕНЬГИ...ИЛИ ПРИХОДЯТ ИЛИ УХОДЯТ. :D
Генеральный директор, Москва
Андрей Баландин пишет: то что не каждый хочет быть руководителем? спросите у них. и вам 90% ответят (нормальных адекватных молодых сотрудников) что хотят карьерного роста. всё это складывается из большей зарплаты, уважения,власти и всякого такого. зачем писать то, что уже давно написано.
Андрей, карьерный рост и быть руководителем, не суть одно и тоже. И это принципиально!
Андрей Баландин пишет: на практике всё равно везде идёт контроль
Контроль контролю рознь. Вот например, делегирование это контроль? Конечно, да''! но вот какой контроль это уже другой вопрос
Руководитель, Москва

Алексей.
Значит мы переходим больше к философии о вопросе ИДИЕ и СТРАТЕГИИ.
Если владелец (как понял это мы подразумеваем под руководителем?) хочет создать схему : идеи от сотрудников - стратегия их - стратегия общая - привязка проекта к сотруднику - воплощение - итог
Тогда проще выйти из ''игры'' и быть просто администратором. Направлять все эти потоки, следить, но не вмешиваться на опредленном этапе деятельности, пока не полетел проект вниз?
Может что то важное я и упустил с ваших объяснений. но понял одно6 команда,команда и ещё раз команда. Логично окнечно, но н е готовы ни одна сторона ни другая. плюсы есть в этом: взаимозаменяемость на всех ''фронтах'', постоянный поток идей и новаций, настроение в коллективе, отдача от работы.
Это идеальность....жаль чт отакого коллектива не наблюдал. Интересно было бы в нём поработать. вот там раскрытие идёт на все 100%

Генеральный директор, Москва
Андрей Баландин пишет: Может что то важное я и упустил с ваших объяснений. но понял одно6 команда,команда и ещё раз команда. Логично окнечно, но н е готовы ни одна сторона ни другая
Да, большинство не готово.... И это бич наших компаний
Руководитель, Москва

АААААААА
ка обидно. писал писал. наверное самое большое за всё время и ........ваша сессия истекла... жесть. :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.