Галина Царькова: Процессный подход как инструмент эмоционального управления

Галина Царькова

Я не читала книг гуру по менеджменту, я формально не управляла коллективом и, тем более, не принимала участия в управлении компаниями, в которых работала.

Но я знаю одно – формальность дает нулевой результат, даже если на годовом выходе – миллионы.

«Зачем мне нужно что-то другое?» – спросите вы. «Компания работает и приносит прибыль, а значит, мой метод управления эффективен!» Возможно. Нет эталона правильности, как нет и волшебной таблетки от всех проблем. Каждый сам выбирает, по какому пути идет.

То, что я сейчас пишу – не новый метод и даже не критика старого, это просто мой стиль работы.

В спорах не рождается истина, в них рождается новый взгляд.

Так случилось, что в определенный момент моя деятельность пересеклась с моделированием бизнес-процессов. Мне понравилось чертить стрелочки и квадратики, и я решила узнать об этом побольше. Так я и оказалась владельцем процессаJ

Надо сказать, что идеи на тему «как и что изменить, чтоб жить стало лучше» приходили уже давно. А тут у меня под рукой оказалась возможность это реально сделать. Естественно, я обрадовалась!

Однако на деле оказалось все не так однозначно. Ты не можешь просто прийти и указать на дырку в процессе, недостаточно предложить решение для того, чтоб ее устранить – надо сначала доказать, что эта дыра действительно есть и что она именно там, где ты думаешь. Оговорюсь, что при этом все руководители видели неэффективность процесса, но им нужны были цифры.

Именно из-за цифр я целый год готовила отчеты по исполнению KPI, и, о чудо, мы, наконец, решили переделать процесс.

- В чем же мораль этой басни? – спросите вы. Нету ее, морали. Есть просто потеря года, который был несладким в исполнении плана продаж. Да, это было вызвано кризисом, да, во многом из-за кризиса был спад по заказам, но именно он и был тем ключевым моментом, в котором бы все наши изменения «выстрелили». Просто компания не была готова что-то менять.

Возможно, всему свое время, а для перемен – тем более.

Для меня это был повод задуматься на тему: «а почему так?» и начать искать информацию.

Много книжек, еще больше статей. Переворот в мозгах «Мавериком» и, как следствие, неприятие традиционного менеджмента (оговорка – под понятием «традиционный» я не имею в виду «классический» - тот, который пропагандируется учебниками, я имею в виду применяющийся на практике в большинстве российских (и не только) компаний).

Сейчас, когда я эти строки пишу, в голове уже есть недостающий элемент паззла, которого вчера не было. Зачем процессный подход внедрять? Где она, конечная цель? Чего мы хотим добиться?

Отсутствие этой цели, или ее иллюзорность может свести на нет всю энергию – очень тяжко работать, не видя смысла.

Я видела цель в той компании – сертификация по ИСО. А дальше – хоть трава не расти. Нет, все понятно, поддержка, аудиты и все такое, но, по сути, внедрение СМК на деле оказалось красивой оберткой с огрызком конфеты. Соблюдены все формальности, описаны все процессы, а заказчик почему-то опять не сильно удовлетворен. Почему? Неизвестно! Что делать дальше? Правильно, внедрять Lean!!!

Кто-нибудь задумывался о правоте сочетания «соблюдать букву и дух»? Одно слово, а как оно может все повернуть! Мы соблюли все буквы, которые следует соблюсти, а дух остался в стороне.

Внедрение ради внедрения – ключевая ошибка в цели. Процессный подход не будет волшебной пилюлей, универсального лекарства от всех болезней никто еще не придумал. Пока мы, внедряя процессный подход, старательно выполняем некий набор действий по списку, организация продолжает тухнуть, как рыба, которая гниет с головы.

Вот она, вовлеченность менеджмента!

Прежде, чем начинать, надо сначала понять, что же такое процессный подход, а каждый, как известно, понимает по-своему. Для меня это не совсем философия и уж точно не правила, которым обязательно надо следовать. Для меня лично процессный подход – всего лишь инструмент управления. Но…. управления чем? Компанией, - напрашивается ответ.

Неправильно. Не компанией, не людьми, а мозгами людей.

Опять-таки, для меня лично… процессный подход – инструмент так называемого эмоционального управления. Микрореволюзия. Взрыв в мозгах. Поворот на 360 градусов. Смена сознания.

Если Вы - руководитель компании, поставивший себе задачку внедрить процессный подход, спросите себя, только честно, настолько, чтоб изнутри не осталось ни малейшего колебания – готовы ли Вы меняться? Готовы ли Вы признать, что вся выстроенная годами система управления, несмотря на стабильную миллионную прибыль, положение на рынке и репутацию, неэффективна? Готовы ли Вы признать, соответственно, свою некомпетентность как менеджера, несмотря на гений стратега?

Признали? Действительно? А насколько вы готовы все поменять?

Вся штука внедрения в том, что невозможно предугадать, чем это закончится и на какой срок затянется. Весьма вероятно, что изменения затронут все сферы бизнеса сверху донизу, в том числе – и особенно!!!! – в управлении персоналом.

Готовы ли Вы к руководству сознательным коллективом? Людьми, которые могут, умеют, хотят и принимают решения сами? Людьми, которые, как вам покажется, отнимают у вас часть власти – именно потому, что они стали владельцами бизнес-процессов.

Готовы ли Вы добровольно перекинуть часть своей королевской мантии на плечи сотрудников?

И, наконец, самое главное – готовы ли вы признать в ваших сотрудниках самостоятельных взрослых людей или же хотите всю жизнь работать с детьми, потому что детей контролировать куда как проще!

И если хоть один ответ отрицательный – сделайте ручкой процессному управлению и «зрейте» дальше! Тем не менее, я понимаю, что практически каждый ответит «да» - слишком уж тяжело расстаться с иллюзией и взглянуть в зеркало, слишком страшно увидеть чудовище на месте красавца.

Бизнес-процессы, BSC, KPI, Lean, 6 сигм – сколько слов и все новомодные! Как сладостно их про себя повторять, веря в волшебную силу! Как приятно в беседе с партнером эффектно ввернуть словечко, блеснув эрудицией! Какими социально значимыми и умными мы себя чувствуем, произнося эти слова! Именно в такие моменты видим в себя теми, кем не являемся. Менеджерами. С Большой Буквы!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Москва

А матчасть поизучать перед публичным выступлением не судьба?

. . . . Директор по развитию, Москва
Сейчас, когда я эти строки пишу, в голове уже есть недостающий элемент паззла, которого вчера не было. Зачем процессный подход внедрять? Где она, конечная цель? Чего мы хотим добиться? Отсутствие этой цели, или ее иллюзорность может свести на нет всю энергию – очень тяжко работать, не видя смысла.
Ну и так далее... Вот и про Лин затронули оч. эмоционально. Цель внедрения процессного подхода - экономия времени. Только это! Естественно при том же результате (как минимум). Итак - только экономия времени!!! Но это не мало, поверьте... Причем времени всех - от учредителей, до рядовых сотрудников. Типа, сделал дело - гуляй смело... Как некуда гулять?! Ответ таким нерадивым - ''можешь осваивать новые специальности''. Бонусом компании, которая внедрила процессы будет, например возможность людей работать удаленно - дома или в ''офисах перехватчиках''. Если Вы видите вокруг своего автомобиля пробку, то знайте: - Вы едете в направлении работы, где не ценят время (читай не практикуют процессный подход), - по улице города, где такая же напасть, - в стране где те же грабли!!! Теперь насчет творчества... В идеальной ''процессной компании'' творчества почти нет... Но не надо делать вид что вы расстроены 8) Оно конечно есть, кое где, но очень хорошо скрыто от многих исполнителей. Да действительно, японцы правильно пишут в книжках про Линн, творчество и высшее образование являются препятствием во многих случаях, реализации цели о которой я писал выше. Процессы пишутся для того, чтобы голова отключалась во время работы. Но не забывайте ее включать после нее... тогда счастливая и долгая жизнь, вам обеспечена!
Специалист, Москва
Цель внедрения процессного подхода - экономия времени
или, быть может, так? Цель - экономия времени, средство достижения - автоматизация БП, для автоматизации БП надо сначала описать БП => внедрить ПП... Нет? И еще момент (немножко не в тему комментария, но очень бы хотелось услышать Ваше мнение...) если ставится цель ''наладить процессы компании'', как средство выбирается ПП, как Вы думаете, каковы шансы успешного достижения цели при отсутствии готовности сменить курс управления?
Бонусом компании, которая внедрила процессы будет, например возможность людей работать удаленно - дома или в ''офисах перехватчиках''
200% Подпишусь под каждым словом!!! Только многие ли крупномасштабные компании готовы предоставить своим сотрудникам возможность работать удаленно? Если да, то это, скорее, будет один из последних пунктов плана... и тут опять мы упираемся в то, что чуть-чуть, но все же надо сменить нынешний стиль управления... а многие ли признают, что он не сильно эффективен?
Процессы пишутся для того, чтобы голова отключалась во время работы.
Конвейерные - да, однозначно но есть же те, в которых ох как сильно надо думать:):):)
Специалист, Москва
А матчасть поизучать перед публичным выступлением не судьба?
Борис, спасибо Вам большое за комментарий!!! Было бы замечательно, если критические комментарии были бы более детальны (что-то вроде ''разбора полетов'', если Вас не затруднит). Первое, где начала искать ответы на вопросы из практики - это книги, статьи, ресурсы по менеджменту качества итд.... но чем дальше, тем больше, возникали ощущения, что ПП очень многие воспринимают как лекарство от всех болезней, а на самом деле это вопрос стиля управления...Готова признать, что мои выводы неправильны, но хотелось бы узнать, в чем конкретно ошибка:)
Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
Галина Царькова, Вы эту статью читали?
Researcher, Москва
ПионЭрия на марше! Галине Царьковой посвяшается! Если Вы претендуете на некоторую «аналитичность» своих рассуждений то должны , для продвижения своей идеи, рассказать о: 1. Области/отрасли применения; 2. Преимущества и недостатки с точки зрения применения в тех или иных областях 3. Сравнение с другими подходами. В Вашей статье есть несколько фраз, которые Вас дискредитируют как специалиста бизнес-аналитика. А именно: [COLOR=blue=blue]Цитата: «…процессный подход – инструмент так называемого эмоционального управления.»[/COLOR] Ровно наоборот! Процессный подход скорее – роботизированный (от слова Робот) подход. Он обеспечивает заданное качество ПРОИЗВОДСТВА, а не эмоционального управления. [COLOR=blue=blue]Цитата: «…Готовы ли Вы признать, что вся выстроенная годами система управления, несмотря на стабильную миллионную прибыль, положение на рынке и репутацию, неэффективна?»[/COLOR] Глупость! Есть огромное количество факторов влияющих на «стабильную прибыль» и на обоснование внедрения «процессного подхода». [COLOR=blue=blue]Цитата: «…свою некомпетентность как менеджера…»[/COLOR] По Вашему компетентность только проявляется в процессном подходе? [COLOR=blue=blue]Цитата: «…Людьми, которые могут, умеют, хотят и принимают решения сами?»[/COLOR] В процессном подходя решения выбирают ТОЛЬКО из списка допустимых и разрешённых. Хотят и умеют – это самоуправство. Вообще процессный подход ОПЕРИРУЕТ не людьми, а ФУНКЦИЯМИ. И термины «Хотят» и «могут» исключаются в принципе. Действует только один – «ДОЛЖЕН». [COLOR=blue=blue]Цитата: « …Людьми, которые, как вам покажется, отнимают у вас часть власти – именно потому, что они стали владельцами бизнес-процессов.»[/COLOR] Какой ужас и профанация :o . Кто Вам сказал что «Владельцы» бизнес процесса – это люди, исполнители в этом процессе? Владелец, а именно человек наделённый властью изменять, открывать, закрывать Бизнес процесс есть только один, ВЛАДЕЛЕЦ компании или его уполномоченный представитель – директор. И последнее, Вы пишите: [COLOR=blue=blue]Цитата: «…Готовы ли Вы добровольно перекинуть часть своей королевской мантии на плечи сотрудников? И, наконец, самое главное – готовы ли вы признать в ваших сотрудниках самостоятельных взрослых людей или же хотите всю жизнь работать с детьми, потому что детей контролировать куда как проще! И если хоть один ответ отрицательный – сделайте ручкой процессному управлению и «зрейте» дальше!»[/COLOR] Эти вопросы из категории жёлтой прессы :evil: . Типа «Ты дура или идиотка?»(ничего личного!). Я использую процессный подход. При этом только ограничено на производстве. Часть своих полномочий :D своим прямым подчинённым в том объёме, который считаю необходимым и под жёстким (детским в Вашей терминологии) контролем. Вплоть до «повтори что сказал дословно…» Признаю своих сотрудников взрослыми людьми в той степени, в которой это необходимо. А именно ответственность за свои дела и поступки. При этом использую оперативный (это в моей терминологии, а у Вас, наверное, детский) контроль за исполнением своих обязанностей вплоть до контроля «текста программы». Профессиональный бизнес аналитик кроме «рисования» Бизнес процессов ещё «использует» такие понятия как «контекст», «цель», «предмет», «точка зрения», «ограничения». Они, эти понятия часто являются определяющими при построении процессов «as-is/to-bе» и для продвижения-убеждения окружающих. Судя по статье у Вас это пока не наблюдается. Я не противник процессного подхода, но Вам об этом писать ещё рано. Вы дискредитируете идею и метод своими комментариями и умозаключениями.
Консультант, Москва
Галина Царькова пишет: Было бы замечательно, если критические комментарии были бы более детальны (что-то вроде ''разбора полетов'', если Вас не затруднит).
Полёта не было, поэтому не будет и разбора.
Галина Царькова пишет: Готова признать, что мои выводы неправильны, но хотелось бы узнать, в чем конкретно ошибка
Ошибка в том, что коли уж Вы, по собственному признанию, ...
Галина Царькова пишет:Я не читала книг гуру по менеджменту, формально не управляла коллективом и не принимала участия в управлении компаниями. Но я знаю одно – формальность дает нулевой результат, даже если на годовом выходе – миллионы. То, что я сейчас опишу – не новый метод и даже не критика старого, это просто мой стиль работы.
...и при этом Вы не задали вопрос в стиле ''читала у того про то, у этого про это, запуталась, помогите разобраться''. Вместо этого, не изучив матчасть, Вы написали статью, в которой в менторском тоне стали читать людям (профессионалам в этом, по большей части) нотации. А если хотите подробностей - посмотрите отзыв Валерия Овсия.
. . . . Директор по развитию, Москва
И еще момент (немножко не в тему комментария, но очень бы хотелось услышать Ваше мнение...) если ставится цель ''наладить процессы компании'', как средство выбирается ПП, как Вы думаете, каковы шансы успешного достижения цели при отсутствии готовности сменить курс управления?
8) (я кажется стал лаконичнее Р. Ямолеева...)
Специалист, Москва
Вы дискредитируете идею и метод своими комментариями и умозаключениями.
Валерий, благодарю Вас за комментарий! На сей раз я попытаюсь дискредитировать стили управления в целом:) На мой детский взгляд, наибольшая эффективность процессов достигается при предоставлении сотрудникам полной свободы действий и возможностей принятия решений в рамках их компетенций, а наибольшей личной эффективности - когда занимаются тем делом, которое им действительно нравится:) :)
Руководитель управления, Украина
Галина Царькова пишет: На мой детский взгляд, наибольшая эффективность процессов достигается при предоставлении сотрудникам полной свободы действий и возможностей принятия решений в рамках их компетенций, а наибольшей личной эффективности - когда занимаются тем делом, которое им действительно нравится
Галина. Ваша цытата описывает демократический стиль управления, характерный социотипам ЭИИ с информационными доминантами: рациональьность доминирует над иррациональностью, этика доминирует над логикой, интуицитя доминирует над сенсорикой, интроверсия доминирует над экстраверсией.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.

Пожар на складе Ozon: ущерб в 10 млрд рублей, компания выплатит компенсации продавцам

Основная версия пожара – поджог. Склад в Подмосковье уже не спасти.