Рауф Алиев: Давайте писать грамотно!


Буквально каждый день я получаю письма и документы со множеством опечаток и ошибок. Это разного рода деловая переписка — договоры, акты, технические задания, сметы, а также письма от клиентов, партнеров и коллег. К сожалению, не обращать внимания на такие «мелочи» постепенно становится нормой. 

Отсутствие ошибок правописания в документах — часть делового этикета. И, похоже, самая сложная. Очень непросто добиться беспрекословно грамотного письма, но не допускать элементарные распространенные ошибки в своей «менеджерской лексике» — уже заметный шаг на этом пути.

Так получилось, что существенная часть моей деятельности находится в области интернет-технологий и интернет-коммерции. И, получая разнообразные документы от клиентов и партнеров, понимаешь, что в интернет-тусовке правильно поставленные дефисы становятся редкостью. Все чаще видишь написанные через пробел «Интернет-проекты», «Интернет-портал», «Интернет-сайты», «Интернет-кафе», «Интернет-магазины». Коллеги, слова «веб-сайт», «веб-дизайн», «веб-дизайнер», «веб-мастер» пишутся не слитно, а всегда через дефис. 

Менеджерская и компьютерная лексика просто переполняется словами из английского языка, ставшими уже «родными». В них часто допускаются ошибки. И всегда приятно видеть правильно написанные слова фотогалерея, дилер, офлайн, рекомендация, русификация, трафик, атрибут, блогер, апелляция, контролировать. 

А эта ошибка просто несет пальму первенства среди всех прочих! «В течение недели/года/дня/часа» буквально через раз бьет по глазам неправильным написанием. Если вы пишите не о том, как бурные воды горной речушки уносили вас в заоблачную даль, а про время, не забывайте о буковке «е» на конце слова. 

Наверное, не нужно объяснять сленговое значение слова «геморрой». Так вот, оно то ли от переполнения эмоциями, то ли от чего еще, часто теряет одну буковку «р». «В лом», «на халяву», «с ходу», «в придачу», «на фиг» (и всевозможные производные) пишутся всегда раздельно. Слова «вообщем» в русском языке нет. Есть «в общем» и «вообще». Прецедент не путать с претендентом, а привилегию всегда писать через «и». Называя условия «приемлемыми» не ошибаемся во второй буковке «е». 

Довольно часто встречаются ошибки в слитном и раздельном написании чтобы/что бы (неверно — «Чтобы я не делал, …»). 

Ошибки в мягком знаке в глагольных окончаниях привели к тому, что запустили даже отдельный сайт, посвященный только этому — www.tsya.ru. Хотя что может быть проще — задавай вопрос и ищи в нем мягкий знак…  

Недорого, немодно, некрасиво, небыстро и тысяча подобных с частицей «не» пишутся слитно, когда нет противопоставления, когда можно заменить слово на синоним без частицы «не», не теряя смысл (неправильно: «Мы готовы сделать работу не дорого»). 

«По-моему», «по-новому», «Во-первых», «Во-вторых», «В-третьих», «В-четвертых» пишутся через дефис. Но при этом «получше», конечно, слитно. 

Прайс-лист пишется через дефис. А вот «Прейскурант цен» — писать неграмотно, потому что само слово прейскурант содержит слово «цена» по-немецки. Серверы, а не сервера. Договоры, а не договора. Города по большей части склоняются: «Где?» — «в городе Караганде!» (а не «в городе Караганда»). «В г. Москве», а не «В г. Москва». 

Про правила пунктуации можно писать очень много, а освоить их на все сто — совсем непросто. Но есть базовые вещи, которые бросаются в глаза даже бывшим троечникам. Это выделение деепричастных оборотов, вводных слов, перечислений. 

И не в последнюю очередь нужно обращать внимание на грамотную типографику. Пробелы после знаков препинания, длинные тире, кавычки, троеточия. Сборником таких правил, претендующем на полноту, является лебедевское ководство.  

В названиях брендов, торговых марках мы иногда встречаем дореформенную форму русского языка, с ятями и «десятеричными и». При этом зачастую выходит очень безграмотно. Очень яркий пример я обнаружил в Царицыно, где над статуей Екатерины написано ее имя аршинными буквами с двумя ошибками. 

Правил много, русский язык — один из самых сложных в мире. Терпимость к ошибкам начинает еще больше обострять проблему грамотнотного письма и речи. 

Во-первых, никогда не лишне настроить проверку орфографии в Outlook и выставить галочку принудительной проверки перед отправкой. Привыкнуть проверять в онлайн-словарях и на грамоте.ру слова, в которых сомневаетесь. Вы будете удивлены, узнав, что там есть ответы на почти все сложные случаи. 

Во-вторых, поставить себе раскладку Ильи Бирмана. Она облегчает ввод символов, которых на обычной клавиатуре нет, а в русской типографике есть — например, знак тире, кавычки-ёлочки, троеточия. 

Полезно пройти какой-нибудь онлайн-диктант на грамоте.ру. Это позволит объективно оценить, насколько хорошо вы знаете правила правописания. Хотя бы выборочно почитать ководство.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по работе с клиентами, Москва

''Терпимость к ошибкам начинает еще больше обострять проблему грамотнотного письма и речи''.

Это правда :) Если речь, конечно, идет о проблеме ГРАМОТНОГО письма и речи.

Генеральный директор, Калининград
Хм... Про грамотность...
Деловые переписки, коммерческие предложения, корпоративная документация и официальные бумаги
Разве принята множественная форма сочетания ''деловая переписка''?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Ольга Овсянникова пишет: Разве принята множественная форма сочетания ''деловая переписка''?
И еще вопрос, коли на то пошло :)
пишет: Участник Сообщества Рауф Алиев уверен - терпеть этого нельзя и объясняет, как грамотно совершенствовать свою письменную речь.
Насколько я понимаю, тут знаки препинания по-другому стоять должны. Во-первых, вместо тире лучше двоеточие. Но это мелочи. Эти знаки частенько друг друга заменяют. А вот во-вторых, после ''терпеть этого нельзя'' запятая нужна. Сложное предложение. ''Терпеть этого нельзя'' - придаточное предложение. Открыл статью. У... Со стилистикой-то у автора точно худо. Будет время, завтра разберу. :) Сегодня некогда уже. Навскидку сразу же второй абзац:
Очень непросто добиться беспрекословно грамотного письма, но не допускать элементарные распространенные ошибки в своей «менеджерской лексике» — уже заметный шаг на этом пути.
1. ''Беспрекословно грамотное письмо''. Хм.. С каких пор ''беспрекословно'' употребляется в таком контексте? 2. Не допускать (кого? чего?) элементарнЫХ ошибОК.
А эта ошибка просто несет пальму первенства среди всех прочих!
''Несет пальму''?? Обычно эта самая пальма ''принадлежит''. Ее, на худой конец, можно ''занимать'' (если ты обезьяна ;)) Но куда ее можно НОСИТЬ?? :) Ладно. Хватит. Пошел. :)
Генеральный директор, Нижний Новгород
Довольно часто встречаются ошибки в слитном и раздельном написании чтобы/что бы (неверно — «Чтобы я н[COLOR=red=red]е[/COLOR] делал, …»).
Слеза скупая навернулась аж. Аффтар, жги исчо
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск
Елена Рыжкова пишет: Довольно часто встречаются ошибки в слитном и раздельном написании чтобы/что бы (неверно — «Чтобы я не делал, …»). Слеза скупая навернулась аж. Аффтар, жги исчо
:D супер! Тоже что ли статью прочитать?)
Генеральный директор, Калининград

Уважаемый Рауф,
Коль скоро Вы беретесь за столь актуальную тему, было бы здорово, если бы Вы обратили внимание на правописание, синтаксис и пунктуацию в собственном материале.
Я не буду здесь приводить цитаты из статьи, поскольку, замечаний много. Не помешало бы также уделить внимание стилистике. Тяжеловесно и несвязно (ИМХО).

Если Вы сбросите мне в личку Ваш e-mail, я перешлю текст с правками в режиме рецензирования. Готова ответить на любые Ваши вопросы. Правда, меня хватило только на 6 первых абзацев.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ольга Овсянникова пишет: Если Вы сбросите мне в личку Ваш e-mail, я перешлю текст с правками в режиме рецензирования.
Оль, не развращай народ бесплатным консалтингом, а?:)))))
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

ой, да тут много всего))) Вот, например, ''Если вы пиш[COLOR=red=red]и[/COLOR]те не о том, как бурные воды горной речушки уносили вас в заоблачную даль, а про время, не забывайте о буковке «е» на конце слова.''

А вообще, мне кажется, эта статья специально написана с ошибками - провокация такая. Не верится, чтобы автор, призывающий к грамотности, не дал свою статью хотя бы грамотным друзьям на проверку.
Если же всё ''по-взрослому'', то автору неплохо последовать собственному совету: ''Полезно пройти какой-нибудь онлайн-диктант на грамоте.ру. Это позволит объективно оценить, насколько хорошо вы знаете правила правописания.''

Генеральный директор, Нижний Новгород

http://lurkmore.ru/Grammar_nazi/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA

Вот тут - почти всё. Формат подачи ИМХО идеальный.
Статья автора - плохо выполненный конспект. Так что кому интересно - проще припасть, так сказать, к оригиналу)))

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Рауф Алиев пишет:Если вы пиш[COLOR=red=red]и[/COLOR]те не о том, как бурные воды горной речушки уносили вас в заоблачную даль, а про время, не забывайте о буковке «е» на конце слова.
В этом случае глагол употребляется не в повелительном наклонении. Поэтому надо писать ''пишете'', а не ''пишите''. ;)
Про правила пунктуации можно писать очень много, а освоить их на все сто — совсем непросто. Но есть базовые вещи, которые бросаются в глаза даже бывшим троечникам. Это выделение деепричастных оборотов, вводных слов, перечислений.
Называя условия «приемлемыми» не ошибаемся во второй буковке «е».
Где же запятая после деепричастного оборота? ;)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.