10 ментальных установок, отравляющих ваш бизнес

Построить стабильный и успешный бизнес мечтают все предприниматели, но не у всех получается. По данным ФНС, в 2022 году в России закрылось 290 200 компаний. Дело не только во внешних обстоятельствах, часто причиной неудачи служат и внутренние установки бизнесмена, которые не позволяют вовремя взглянуть на проблему с другого ракурса.

Какие психологические установки мешают предпринимателям развиваться

Установка – это некий психологический фильтр, который основан на прошлом опыте. Она запускается с самого детства и формируется в процессе воспитания, обучения и взаимодействия с окружающим миром. Когда установка вступает в дело, наш мозг не напрягается в поисках решения, а автоматически реагирует в ответ на раздражитель знакомым образом. Из плюсов: такие реакции помогают сохранять энергию, время и нервы. Из минусов: мы не замечаем, как некоторые из них нас замедляют, мешают развиваться и зарабатывать деньги. Рассмотрим как раз такие установки, которые портят бизнес изнутри.

1. «Я сам»

Эта установка нагло крадет время, из-за чего многие предприниматели занимаются лишними делами. Когда руководитель стремится выполнить все задачи компании самостоятельно: проводить сделки, составлять бизнес-планы, придумывать айдентику, нанимать сотрудников, бизнес не может развиваться эффективно. Если хотите расти и выходить на более высокий финансовый уровень, важно уметь делегировать. Ведь ключевая задача руководителя – добиться успеха чужими руками. Поэтому взаимоотношения в команде нужно сразу строить так, чтобы сотрудники работали на тебя, а не наоборот.

Решение. Начните с малого: наймите ассистента и отдайте задачи, от которых не зависит прибыль компании. Разрешите договариваться о встречах, обрабатывать входящие сообщения, готовить необходимые документы перед деловыми переговорами. Вы не заметите, как быстро безопасное делегирование освободит ваше время для стратегически важных действий.

2. «Лучше меня никто не сделает»

Часто бюджет компании расписан до мелочей, поэтому выделить деньги на нового специалиста сложнее. Вместо того чтобы перекладывать дополнительную задачу на себя или на некомпетентного сотрудника, стоит сразу обратиться к профессионалу. Но тут подключается еще один бессознательный страх: «Как это: нанять людей лучше, чем я!?». Некоторым руководителям удобно окружать себя неопытными сотрудниками, ведь на их фоне можно выглядеть умнее и неплохо сэкономить. А теперь поищем отличия. Профессионалы самостоятельно генерируют новые идеи и развивают ваш бизнес. Некомпетентные сотрудники любят вас, пока вы платите зарплату, и делают только то, что им говорят.

Решение. Задаем себе вопрос: «Моей компании нужна стабильность или развитие?». Если второе, то вспоминаем, что каждый сотрудник – это в первую очередь инвестиция, а задача любого бизнеса – вложить один рубль так, чтобы вернулось десять. Организуйте благоприятные условия для своих подчиненных, в которых они смогут расти и развиваться. Постройте их работу так, чтобы операционные процессы от вас не зависели. Тогда вам станет намного проще привлекать профессионалов и при этом не чувствовать себя на вторых ролях.

3. «Если установлю цену выше, то испугаю клиентов»

Многие предприниматели боятся поднять цену, думая, что так они потеряют поток клиентов. На практике происходит все наоборот: клиенты, которые ценят качество, не видят из-за низкой цены специалиста или конкретную услугу. Нет понятия цены, есть ценность, которую дает та или иная услуга. Хотите парадокс? Люди, которые не боятся платить, понимают, что все в мире стоит денег. И денег у них больше, потому что это взаимный процесс. Если предприниматель сам себя обесценивает, то и покупатели делают то же самое. Первый признак того, что вы работаете ниже рынка – вы не успеваете обслуживать поток клиентов.

Решение. Ключевая причина этой установки – страх быть отвергнутым. Из-за него человек придает большое значение чужому мнению и боится назвать цену, которую хочет. Здесь важно поработать со своей внутренней опорой – это фундамент личности, который позволяет человеку чувствовать в себе уверенность, говорить «нет» и эмоционально выдерживать отказы. Когда человек формирует внутри себя опору, повышение цены происходит автоматически: он начинает видеть, какую ценность несет миру. Хороший способ, чтобы укрепить опору: начать вести книгу своих успехов. Для этого выпишите все ваши достижения, обучения, награды, успешные кейсы и благодарности от клиентов.

4. «Либо идеально, либо никак»

Люди с этой установкой имеют завышенные стандарты и часто загоняют себя в жесткие рамки, где нет права на ошибку. Их главная награда – похвала и одобрение окружающих. Конечно, все формируется из детства. Типичный пример: ребенок прибегает домой и радостно сообщает, что у него четверка по алгебре, а мама говорит: «А почему не пять?». И так планка начинает расти. Если вовремя не остановиться, то человек перестает получать удовольствие от жизни: он живет для других. Поэтому везде важно найти баланс.

Решение. Разрешите себе выполнять задачи «хорошо», экспериментировать, не пытаясь полностью избежать недостатков в реализации. В погоне за идеальностью многие руководители теряют время и деньги, забывая, что бизнес на практике – это постоянный «тест гипотез». Пока вы пытаетесь сделать работу идеально, кто-то уже реализует вашу идею и заработает на этом.

5. «Первый продукт был лучшим, его и будем продавать»

Страх нового – это защитная реакция на малоизвестные обстоятельства. Человек не знает, что будет, если заменить привычный продукт на новый. А «старый» проверен временем. Таким предпринимателям удобно находиться в зоне комфорта. Вот пример, что будет, если не останавливаться на достигнутом: Джеймс Дайсон за 15 лет создал более 5 тысяч прототипов безмешковых пылесосов, чтобы получить тот самый продукт. Теперь он самый богатый человек Великобритании, и его имя известно на весь мир.

Решение. Страх нового можно одолеть, выйдя из зоны комфорта и сделав что-то непривычное. Пробуйте новые методы в разработке своего продукта, подключите других людей. Не забывайте следить в эти моменты за своим состоянием. Если испытываете стресс, остановитесь и вернитесь к этому занятию позже. Между комфортом и зоной стресса существует небольшая «прослойка», которую в коучинге называют зоной роста. Психологи утверждают, что в условиях стресса сложно научиться новому, поэтому важно его дозировать. Тогда «микродозы новизны» подействуют, и человек не будет относиться к новому как к чему-то опасному.

6. «Я здесь самый умный»

Рост любого бизнеса возможен только с командой. Рынок не стоит на месте, и то, что вы знаете сегодня, изменится завтра. Чтобы остаться на плаву и развиваться, руководителю необходимо постоянно быть в процессе получения новых знаний, ставить себя в позицию вечного ученика.

Решение. Разрешите себе эксперимент: наймите для выполнения сложной задачи самого квалифицированного специалиста за хорошую зарплату. Постарайтесь быть снисходительным к своим внутренним реакциям и проанализируйте причины их возникновения. Объективно оцените преимущества и результат работы человека, который в какой-то мере умнее вас.

7. «Сначала работа, потом все остальное»

Уставший руководитель – неэффективный руководитель. Отсутствие отдыха приводит к выгоранию и апатии, что в перспективе испортит любой бизнес. Работа – это средство, а не смысл существования, поэтому важно ставить на первое место свое здоровье и эмоциональное состояние. Ресурсы психики и тела не бесконечны. Простой пример: человек не может всю ночь не спать, иначе он сломается без сна. У работы без выходных такие же последствия. Многие предприниматели делают большие успехи в профессиональном плане, а вот времени на личную жизнь у них не остается.

Решение. Полезно составить расписание. Руководителю важно научиться планировать не только бизнес-дела, но и свой отдых, без которого сложно обрести баланс в жизни.

8. «Хороший продукт продает себя сам»

Это когда все усилия направлены на разработку продукта, а продвижению внимание не уделяется. В итоге даже отличный товар получается оторванным от реальных потребностей рынка и не таким востребованным у покупателей. Чтобы этого не случилось и чтобы понять истинные потребности аудитории, нужен маркетинг. В системе бизнеса маркетинг играет третью роль после руководства и финансирования.

Решение. Маркетинг – это инвестиция, а не расходная статья. Маркетологи рекомендуют вкладывать не менее 20% от общей прибыли компании в развитие: если вы отдаете 10% на маркетинг, ваш бизнес умирает, если 15% – вы стоите на месте, если 20% – движетесь вперед.

9. «У меня нет права на ошибку»

Вспомните, как дети учатся ходить: этот процесс напрямую связан с падениями и опытом. Ребенку все равно – что ему говорят, и что о нем думают. С возрастом все меняется, и у взрослого человека мнение окружающих встает на первый план. «Меня перестанут уважать, если я совершу ошибку»: из-за этой мысли некоторые предприниматели постоянно стрессуют. Ситуация усложняется, когда руководитель ждет идеального результата не только от себя, но и от коллег. Сотрудники были бы рады учиться на своих факапах, но у них нет на это права, они боятся требовательного начальника. В конце концов, у всех происходит эмоциональное выгорание, исчезает творческий поток, который помогает двигать бизнес вперед.

Решение. Чаще всего все ошибки, которые мы боимся совершить, происходят из-за непосильных задач. Попробуйте применить метод быстрых побед. Посмотрите на фотографии Эвереста, подъем на него кажется невозможным, но если расписать план восхождения на маленькие задачи, то совершить невозможное будет не так уж и сложно.

10. «Сейчас нельзя рисковать»

Встречный вопрос: а когда было можно? В мире всегда неспокойно. Выиграли те, кто не боялся рисковать и смело принимать решения. Единственный способ избавиться от рисков – устроиться работать на кого-то другого. Если руководитель избегает рисков, то его компания теряет шансы создать уникальный продукт.

Решение. Чтобы риск был грамотный, обратите внимание на опыт конкурентов – это вдохновляет и дополнит видение собственного бизнеса. Попробуйте обратиться к другим предпринимателям и организовать с ними встречи, где вы сможете получить консультацию или даже небольшую рекомендацию по своему проекту. Успешные и осознанные люди обычно открыты и не боятся делиться опытом.

Приведу в пример опыт топового свадебного агентства в Дубае. В 2022 году многие русские специалисты переехали в Эмираты. Естественно, в агентстве стали переживать за рост конкуренции. В итоге они решили рискнуть и действовать от обратного: «Не можешь конкурировать? Возглавь!». Они организовали мероприятие, на котором поделились опытом и рассказали «новеньким», как устроен в этой стране свадебный рынок. Такой шаг позволил укрепить агентству лидирующие позиции в своей сфере.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

следуйте правилам или будте Стивом Джобсом....

Консультант, Нижний Новгород

Мне показалось, что многие устаовки повторяют друг друга. Например, 1, 4, 9

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

1 и 2 по моему одно и то же. Пункт 10 =- очень странный

"Выиграли те, кто не боялся рисковать и смело принимать решения."

Кто то выиграл а кто то наоборот

Генеральный директор, Москва

Часть из пересленного - ментальные ошибки, другие могут быть связаны с проблемами образования конкретного менеджера, прочие - с организацией и планированием работ.

Но подобных ошибок очень много. От них никто не застрахован.

Жаль, что некоторые фразы тяжело понять.

Чтобы риск был грамотный, обратите внимание на опыт конкурентов – это вдохновляет и дополнит видение собственного бизнеса.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.