8 правил буддийских монахов, которые будут полезны в бизнесе и карьере

Только тот, кто никогда не строил бизнес или не старался сделать карьеру, занимая высокие управленческие должности в крупных компаниях, может сказать, что это просто. «Что там сложного, быть начальником или продумывать деловые встречи и презентации? Сидят только в своем удобном кресле и по крутым командировкам ездят». Со стороны, конечно, всегда лучше видно, но, как говорил Далай Лама: «Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь...». 

Когда мир превращается в гонку и вечную конкуренцию, когда занятость постепенно перерастает в круглосуточную, а во снах снятся цифры и отчеты, важно оставаться человеком. Как обрести гармонию ума в нашей неспокойной жизни? Как уйти от бессмысленных переживаний и напряженности? Как научиться замечать красоту мира и людей вокруг себя? Наверное, лучше всего об этом знают тибетские монахи, люди, мирнее и счастливее которых я пока еще не встречала. Бизнесменам и не только, есть чему у них поучиться. 

Попробуем перенести их опыт на нашу обыденную жизнь.

1. Исследовать себя, свое дело и становиться лучше

Суть саморазвития – стать лучшей версией себя, найти свою природу, обрести гармонию, делать шаги для развития. Пусть небольшие, но регулярно. Все это звучит довольно пространно, пока не поймешь, как такие правила применить в жизни. Ответ на поверхности: тот, кто не развивается, деградирует. Даже если вам кажется, что вы просто взяли паузу, приостановились, это шаг назад. Почему? Потому что мир идет вперед.

«Когда мы ведем машину и доезжаем до развилки дороги, где можно ехать и вправо, и влево, наши собственные руки поворачивают руль либо вправо, либо влево. Выбор в наших руках. Точно таким же образом, свернем мы на путь, который в будущем приведет нас к счастью, или продолжим ехать по дороге, приносящей бесконечную боль, — зависит только от нас. Никто не может повернуть руль за нас», – Тулку Ургьен Ринпоче.

Представьте себе метро. Вы с конкурентами шли в ногу, где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее. Вот вы даже поднажали и побежали вперед, обгоняя всех. Добежали до эскалатора и остановились, решили сделать паузу, потому что устали. Коллеги вас догнали, сделали еще один шаг и поехали вверх, а вы так и стоите внизу… Со временем даже может показаться, что внизу не так и плохо, все же работает, но это неправда.

Бизнес и карьера – процесс непрерывный, поэтому лучше сделать долгосрочный план и расписать шаги к его реализации в вашем удобном темпе, чем «выстрелить» и замереть. Каждый день становитесь немножко лучше.

2. Меньше суеты, больше осознанности

Вы наверняка и сами замечали, что когда делаешь что-то в спешке, то совершаешь больше ошибок: пропускаешь важное, забываешь нужное, упускаешь необходимые детали. Далее дело уже не идет так гладко, как хотелось бы. Поэтому осознанность – крайне важный навык в жизни любого человека, и особенно того, кто каждый день делает множество задач, принимает массу важных решений и ответственен за других людей. 

«Благодаря сосредоточению уменьшается рассеянность, вызванная обилием мыслей и чувств, и однонаправленный ум способен покоиться безмятежно и радостно», – говорит Калу Ринпоче.

Жизнь монахов чуть более размеренная, чем наша, но даже бизнесмены и карьеристы могут увеличить свою осознанность довольно просто. Лекарство – планирование. Долгосрочное или краткосрочное – нет разницы, помогут оба.

Если вы утром расписали день по часам, то в нем найдется место пониманию происходящего. Это дело привычки и тренировки, но со временем вы заметите, насколько больше вы сможете делать за то же время. Почему? Потому что в мыслях вы все меньше и меньше отвлекаетесь, остаетесь сосредоточенными на одном процессе. А значит, делаете его быстро и качественно, с первого раза. И форс-мажоры не выбьют вас из осознанности, потому что вы сознательно поменяете один пункт в плане на другой, переставив последний в подходящее место. Без эмоций и стресса.

Суета – это не внешнее положение вещей, это внутреннее состояние. Если она напала на вас внезапно, остановите себя принудительно. Выпейте чай с чем-то вкусным и за эти 3 минуты накидайте план, как разгрести завал. Поверьте, вы тем самым не потеряете время, напротив, вы станете мобильнее и собраннее, поэтому сможете все сделать без ошибок.

3. Все непостоянно

Наверное, это одна из самых важных мудростей тибетских монахов, которую нам сложнее всего принять. Как бы мы ни прятались за отговорками, что начнем бывать чаще с родными и близкими с нового года или когда закончится очередной проект, этого не происходит. Мы не замечаем, как летят года и растут наши дети, не видим, как проходят дни активной части нашей жизни, и так и не осуществляем мечту детства, закопавшись в бумажках в офисе. 

Уделяйте внимание себе и близким. Полноценное, заинтересованное внимание. Поставьте в свой план занятия интересным делом, игры с детьми, ужин с любимыми. Все непостоянно! Мир меняется с бешеной скоростью, не откладывайте радость на потом.

«Непостоянство – это единственная постоянная вещь в относительной реальности», – напоминает Мингьюр Ринпоче в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья».

Кстати, в работе все тоже непостоянно. Сложные времена потому и называются временами – они проходят. Нужно мобилизоваться и помнить об этом. Хорошие времена тоже закончатся. Потому используйте их на максимуме: развивайтесь, учитесь, делайте крутые проекты и сбережения, пользуйтесь привилегиями, старайтесь сделать чуть больше обычного. В этом случае, когда светлая полоса подойдет к концу, вы будете готовы и спокойны – у вас и вашего дела есть запас прочности и в деле, и в уме.

4. Прошлого нет, и будущего тоже

«Прошедшее – забыто. Грядущее – закрыто. Настоящее – даровано. Поэтому его и зовут настоящим», – говорил мудрый сэнсэй в мультфильме «Кунг-фу Панда». 

Сейчас о том, что надо жить здесь и сейчас, говорят все, кому не лень. Но тут стоит разобраться, что это значит. Люди умственного труда больше всего устают именно от процесса думания. Мы в прямом смысле все время что-то анализируем или прокручиваем. Чаще всего это мысли о прошлом – как надо было поступить, или о будущем – что нужно будет сделать. 

Выделяйте для анализа отдельное время (утренние часы обычно самые продуктивные). Ищите свои ошибки в неудачном прошедшем заседании, продумывайте будущие диалоги с начальником, стройте планы и рефлексируйте о прошлом, но в строго отведенное вами для этого время, осознанно. 

Просто загружать себя бесцельным мыслетворчеством посреди активного рабочего дня очень непродуктивно – вы не можете сосредоточиться на важном, оказываетесь психологически нестабильным, чувствуете себя уставшим. Заметили, что начинаете задумываться о чем-то, оцените, нужно ли выделить на решение вопроса время сейчас. Если это важно, меняйте план, если не важно, решите, когда уделите проблеме время, и откладывайте ее.

На своем примере скажу, что таким образом я давно взяла за привычку заниматься планированием ужина вечером предыдущего дня, а прошедший день анализирую перед сном. Очень расслабляет голову.

5. Гармония тела

«В здоровом теле здоровый дух». Никто и не спорит, и тибетские монахи тоже. Гармоничный ум поддерживает иммунитет и не дает прорваться болезням. Гармоничное тело поддерживает стабильность мышления и хорошее настроение, что стабилизирует ум. Все взаимосвязано. Поэтому не забывайте следить за своим питанием (монахи, кстати, по большей части вегетарианцы), физическим здоровьем и ухоженным внешним видом. Поверьте, в бизнесе это поддержит вас – на повышение и в партнеры быстрее предложат крепкого, ухоженного, подтянутого пусть даже и не молодого человека. Доверия к нему значительно больше. 

Кроме того, запущенные болезни обычно грозят длительными больничными. Поэтому поддерживайте свое здоровье ежедневно, чтобы не свалиться в самый неподходящий момент. 

6. Стабильность ума

«Когда нашим умом завладевают негативные мысли, весь мир кажется нам мрачным и унылым. Если мы будем искать недостатки, то непременно найдем их, однако они окажутся отражением нечистоты нашего собственного ума», – Рингу Тулку Ринпоче.

Не допускайте негативные мысли в ваш ум. Это те, которые не приносят пользы и при этом портят ваше настроение, а могут и другим день усложнить, если перейдут в слова или действия. Мы слишком много переживаем по пустякам, злимся тем, где можно проявить мудрость, и боимся того, чего может не произойти. Помните, истерика или агрессия проблему не решает, а усугубляет. Всегда. Мы начинаем мыслить на уровне животного – бей или беги, действуем на инстинктах. Ни один лев еще не создал успешную карьеру и не построил корпорацию. 

При этом никто не мешает сыграть рассерженного управляющего и надавать пинков недобросовестным сотрудникам. Вот только это внешняя картинка, внутри вы спокойны и свободны от эмоций. Тренируйтесь злость менять на терпение, страх на анализ и т.д.

7. Последствия всегда будут

Не стоит опровергать причинно-следственную связь. Посадив семечко яблока, глупо ждать плодов груши. Поэтому не забывайте давать людям, с которыми работаете то, чего сами себе желаете. Хотите больше зарабатывать? Периодически платите премии. Хотите, чтобы вам помогали сотрудники? Прислушивайтесь к их просьбам. Хотите успешную карьеру? Помогите коллеге в его продвижении. Этот принцип работает в любой сфере.

Очень подробно и просто о нем написал Майкл Роуч в книге «Алмазный огранщик», он рассказал, как, будучи монахом, сделал многомиллиардный бизнес на драгоценных камнях, при этом не нарушив своих устоев. Почитайте, если подход вам близок.

8. Медитация – это привыкание

Все вокруг делают разные медитации. Это давно уже практика не только монахов, к ней прибегают люди самых разных и неожиданных профессий. Потому что это привыкание к стабильному, спокойному, уравновешенному, а значит, продуктивному уму.

Если вы хоть раз почувствовали, какая свобода и отдых приходит, когда в уме нет кучи мыслей и эмоций, то всегда сможете вернуться к этому состоянию в любой стрессовой или форс-мажорной ситуации. Поверьте, ваша карьера от этого только выиграет.

«Медитация не связана с прекращением мышления. Медитация — это просто процесс пребывания ума в его естественном состоянии, которое открыто для возникающих мыслей, эмоций и ощущений и естественным образом их осознает», – Йонге Мингьюр Ринпоче.

Поэтому выберите любой способ концентрации и тренируйтесь. Например, следите за вдохом и выдохом, а мысли просто отпускайте. Тишины добиваться не надо, мыслить – наша природа, но постарайтесь заниматься только дыханием всего одну минуту. И так 4 раза в день. Увидите, как со временем вы будете спокойнее и радостнее, а ваше дело – стабильнее.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

12 истин бизнеса из личного опыта:

1. Всё стоит денег.
2. Всех денег не заработать.
3. Клиенты не друзья.
4. Друзья плохие клиенты.
5. Если проект не интересен, он не получится.
6. Команда это не навсегда.
7. Деньги вперёд.
8. Контракт это бумажка.
9. Администрировать должны другие.
10. Технологии это все.
11. Надо отдыхать.
12. Тебя быстро забудут.

Антон Французов пишет:
Не хватает 9-го правила

Ничего нет, всё иллюзия, поэтому делай что хочешь и будь что будет.

Самый главный вопрос -- Чего же ты по-настоящему хочешь?
Тот, кто сумеет ответить себе на него -- узрит красоту, обретет щастье и выйдет из Колеса Сансары.


Всё остальное -- мелкие технические вопросы, которыми можно вообще не заморачиваться.

(Будда кликабелен...)

Директор по развитию, Самара
Сергей Средний пишет:
12 истин бизнеса из личного опыта

Люто плюсую. Всё так - ни убавить, ни прибавить.

Независимый директор, Москва

Как же так ? !

п. 4. Прошлого нет, будущего тоже.

п. 7.  Последствия будут всегда.

Логическая неувязочка....

Руководитель группы, Москва

Монахи не подвержены людской суете. И живут они в монастырях. И уходят они всегда от конфликтов, мило улыбаясь, считая себя мудрыми. Если карасям эти советы против акул бизнеса пригодятся - мое почтение. Быть может, в определенных видах неторопливой предпринимательской деятельности подобные рекомендации и помогут. Но в динамично меняющихся рынках, жестких переговорах, ожесточенной конкурентной борьбе ... (спиcок можно продолжить) ... как раз самое время задуматься о вечном.
На мой взгляд, сугубо личный, умение критически думать и умение преодолевать критические ситуации, являются фундаментом успеха.
К мудрости буддизма обращаются в поисках смысла жизни, а не ответа на вопрос по поводу личной эффективности.
В буднях предпринимателя гораздо важнее уметь лично для себя научиться определять психологически критические ситуации, такие как - стресс, фрустрация, и ценностный конфликт (классификация из психологии критических ситуаций, как специального раздела психологии), и научиться находить выход из них.
Пассивное мудрое созерцание ... Вспомнилась шутка про мудрость буддизма:
Как быть всегда веселым?
-Всегда смеяться над собственной глупостью!

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
12 истин бизнеса из личного опыта:

Уместно. Жизнено. 

Сергей Средний пишет:
Ничего нет, всё иллюзия, поэтому делай что хочешь и будь что будет.

Хм))) безотаетсвенно рассуждаете. И, это перечёркивает всё выше предложенное. Правило звучит так: делай то что должно. И, будь, что будет.

Сергей Средний пишет:
Всё остальное -- мелкие технические вопросы, которыми можно вообще не заморачиваться.

А, это важно. 

Есть настоящее, здесь и сейчас. Над ним ты и властен. Есть прошлое, которое не вернешь. Но, его опыт полезен в настоящем. Будущее полностью нам не открыто. И, настоящее отчасти формирует твоё будущее. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
12 истин бизнеса из личного опыта:
1. Всё стоит денег.

Ну этот тезис не абсолютен, есть вопросы, которые с помощью денег не решить, точнее только за счет денег.

Researcher, Москва
Михаил Лурье пишет:
Ну этот тезис не абсолютен

За все надо платить (по меньшей мере деньгами). Будьте готовы за все платить. Всё имеет цену. Об этом речь.
А не о том, что все можно купить за деньги.
Кто ж спорит?

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
За все надо платить (по меньшей мере деньгами). Об этом речь.А не о том, что все можно купить за деньги.

Не совсем так, например, если в этом районе тебя хорошо знают с положительной стороны, то ты можешь не платить за рекламу своей деятельности в этом районе, к тебе будут приходить без платной рекламы.

А в другом районе, если тебя хорошо знают с отрицательной стороны, после любой рекламы с тобой не будут иметь дел.

Researcher, Москва
Михаил Лурье пишет:
Не совсем так

Да как угодно, лишь бы вам было хорошо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какими услугами самозанятых работодатели пользуются чаще всего

70% работодателей в России привлекают к решению рабочих задач самозанятых.

Количество социальных предпринимателей в России выросло на 27% за год

В обучающих программах Лаборатории социального предпринимательства в 2022 году приняли участие свыше 4,5 тыс. человек.

Студенты назвали лучших работодателей России

Международные компании перестают быть фаворитами у студентов, а смысл и ценность работы для начинающих специалистов становятся все более важным фактором при выборе работодателя.

Сеть Fix Price создала 4,2 тыс. новых рабочих мест в России в 2022 году

Всего за прошлый год компания Fix Price открыла более чем 750 новых магазинов в России и в зарубежных странах присутствия.