Выход «за грани» – новая антикризисная стратегия

Моя профессия чем-то напоминает работу хирурга – вызвать могут в любой момент. Я занимаюсь траблшутингом, но на визитке пишу «консультант по кризисным ситуациям».

В тот вечер я пришел домой поздно. Один разговор выдернул из привычного состояния, как после холодного душа. Шутка ли, узнать, что нас ждет. Долго не мог уснуть. В голове мелькала подборка, недавно появившаяся в интернете. Сводка словно звук азбуки Морзе отбивала:

  • Chanel остановила производство.
  • Patek Philippe остановила производство.
  • Rolex остановила производство.
  • Gold’s Gym подала на банкротство.
  • Airbnb фактически прекратила деятельность.
  • Nike погрязла в долгах ($23 млрд).
  • Starbucks закрыла 400 магазинов.
  • Hertz – самая крупная компания по аренде автомобилей – подала на банкротство.
  • Zara закрыла 1200 магазинов.
  • Уоррен Баффет потерял $50 млрд за два месяца.

Стратегии нет ни у кого!

В голове шел разговор. Я вспоминал слова, услышанные от одного человека, что особенность времени, в котором все мы оказались, состоит в том, что ни у кого нет стратегии. «Да, я вижу, что практически все верят в то, что рано или поздно дела нормализуются, – говорил он. – Но кто останется «на плаву» к этому времени? Вот в чем нюанс».

И я решил написать эту статью. Кризису уже почти полгода и я знаю эту «стратегию», а скорее прием. Провел его на своих клиентах и уже понимаю – он работает именно для тех периодов, когда прогноз сделать невозможно.

В общем, мы плавно подошли к вопросу, какой должна быть стратегия в условиях, когда внешняя среда начинает напоминать бои без правил, а внутренняя – ад. Главное, что нужно понять – стратегий сейчас нет! Единственное снаряжение, с которым возможно идти в «бой», – это способность выходить «за грани».

Помните эту загадку? Нужно соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от листа. А помните, что это невозможно сделать, если не вывести линию за грани точек?

9 точек

Моя «стратегия» состоит в следующем – метод выхода «за грани». Этот прием не является новым, но мы довольно долго не находились в положении, когда прогноз невозможен. Позвольте привести два примера из жизни. Оба возникли в самый разгар пандемии.

Случай №1. «Даже на войне женщины красят губы»

Пришел ко мне человек, у которого бизнес остановился через две недели после объявления карантина. Его компания – оптовый оператор косметики. Дальше можно не продолжать. Отмечу, что в его команду входило больше тридцати человек, и они не были кассирами или грузчиками… Он спросил меня, можно ли ему в этой ситуации помочь. Я тоже его спросил: чего он хочет? Мой клиент замолчал, и я понимал, что в этот момент он, видимо, понял глупость того вопроса, с которым пришел. Не могу же я заставить его клиентов покупать то, что им сегодня не нужно!

Небольшое отступление. Я понимал, почему он пришел ко мне. Я специализируюсь по тем самым проблемам, о которых вы слышали в контексте траблшутинга, и видели фото, на котором стоит брутальный мужчина, одним своим внешним видом вселяющий надежды. В жизни, конечно, все не так, но я вот что хочу сказать. Если вы не станете этим самым траблшутером, вы поплывете по потоку лавины. Я не собираюсь впаривать здесь курсы по этому направлению. Я просто заявляю: вы не сможете управлять своим кораблем, если будете продолжать мыслить, находясь внутри «девяти точек». Нужен иной подход.

Дело в том, что траблшутинг (я про то, что внутри этого термина, а не про название) имеет один интересный признак, узнав о котором вы сильно удивитесь, как и мой клиент.

Суть вот в чем. Ваша обычная модель поведения, которую вы применяли до этого времени – это «два коленвала»: компетентность и воля. Убери один из них, и вы не руководитель. Я не беру во внимание тех, кто научился командовать на основе полномочий, и больше похож на цербера. Я беру в основу весь треугольник Адизеса: «власть – полномочия – влияние».

Поскольку в настоящее время прогноз невозможен, оба этих фактора (компетентность и лидерство) похожи на форсаж для машины, которая застряла в песках. Это не те факторы, с помощью которых можно выйти «за грани».

Куда я клоню? Если вы заметили, траблшутеры не являются более компетентными. Их также нельзя считать более волевыми. Но почему тогда они находят решения? Ответ: они обладают способностью выходить «за грани»… Возвращаемся к примеру.

В результате мой клиент собрал своих дистрибуторов и начал помогать им на уровне консультанта, а не пытаться им продавать свой товар. Он смог найти те «кнопки», которые помогали его клиентам (оптовым продавцам) в одной принципиальной вещи для любого руководителя, к которой я скоро перейду.

Вы спросите меня: в чем фишка идеи, что мой клиент начал помогать, а не продавать? И в чем вообще была его помощь? И я отвечу вам, как и ему, когда он задал этот же вопрос. Фишка в том, что когда нам плохо, наше сознание попадает в специфическое состояние: «захват». И мало кому известен прием, который используют все специалисты, оказавшись в экстремальных ситуациях. Этот прием не имеет ничего общего с квалификацией и силой воли.

Когда вы удерживаете свое сознание в определенном качестве, вы и находите нестандартное решение, которое, как искра при зажигании – запускает двигатель. Выглядит на уровне магии, но в этом суть. Решение можно найти, только если выйти «за грань». Иными словами, нужно выйти за рамки той проблемы, в которой вы оказались. Это такой прием. На обучение уходит два-три дня тренировки.

Как только вы входите на этот уровень сознания, у вас возникает эффект отстраненного взгляда на свою проблему, как на проблему третьего лица, решение находится само собой. «Вы просто прочертили линию чуть дальше».

Мой клиент дал своим дистрибуторам именно это. Он начал общаться с ними не как бизнесмен, преследующий свою коммерческую выгоду, а как человек, желающий помочь своим друзьям. При этом он удерживал себя в «этом» качестве сознания.

Он помог им вынырнуть из порочного круговорота всепропальства. Помог успокоиться, утихомирить эмоции и подключить аналитику. И дистрибутор смог посмотреть на свою проблему аналитически, а не эмоционально, и смог обсудить это. Решения нашлись почти сразу и были очень простыми.

«Дело в том, что женщины… – сказал мне клиент, – даже на войне красят свои губки помадой. Все, что нужно нам сделать – это просерфить на волне карантина, и показать дамам идею, что если они перестанут делать себя красивыми, у них падает иммунитет».

Не могу сказать, что под этим воззванием подписались ученые, но оно оказалось настолько правдиво по своей сути, что мы уже начали искать правовые решения, и подключили юристов для «прокладки маршрута по карантину».

Есть банальная фраза: «Надо просто успокоиться и смотреть на проблему со стороны». Но попробуй это сделать, когда у тебя кредиты, ипотека, аренда, сотрудники, налоговая требует свое – не так-то это и просто.

Это как в известной истории про траблшутеров, которые предложили делать на одной фабрике левые кроссовки, а на другой – правые, чтобы пресечь воровство. Простое решение? Да. А ты попробуй найди его!

В этом случае я показал клиенту, что так делать можно, и показал, как выглядит это состояние «за гранью». Он ощутил его на вкус. И смог научить этому и своих партнеров. Это действительно просто – после того, как ты этому научился. Но когда смотришь на работу траблшутера со стороны, то кажется, что это магия.

Случай №2. «Корабль плывет, пока им рулишь»

У второго клиента была проблема посложнее. Его компания – туроператор. И повода обращаться к консультанту, как вы понимаете, в таких случаях не остается. Но здесь уже был уровень почти клинической психологии. Когда бизнес разрушается так скоропостижно, обычное последствие – это сильное замешательство, которое возникает именно у руководителей из-за того, что они продолжают нести ответственность за людей. Их было около пятидесяти.

Такая ситуация похожа на проблему аэропортов: нельзя не поддерживать безопасность просто потому, что самолеты не летают, и что главное – не все полетят в ближайшее время.

То, что я описываю – это, конечно, проекция на ощущение и оценку жизни того человека, который стал свидетелем «скоропостижной смерти» своего бизнеса. Но именно здесь, для этой ситуации, прием, о котором я здесь говорю, сработал.

Вся команда из четырнадцати человек находится сегодня в состоянии управления судном. Правда, судно по-прежнему тонет, но пока не утонуло… В моей метафоре судно – это не железка, а люди, и пока они удерживают свое сознание в определенном качестве, корабль плывет.

Сейчас мы рассчитываем на то, что бизнес будет полностью переориентирован. Оказывается (это озарение возникло у моего клиента в первую неделю применения метода), главным активом его бизнеса был менеджмент, который он смог построить за долгие годы работы.

Вы можете спросить: получится ли у него? Отвечу: уже получилось. Качество нашей жизни определяется не количеством дохода, а способностью удерживать себя в состоянии «за гранью».

Как нам это удалось?

У каждого из нас существует скрытая часть нашей психики – потенциал. Он зажигается, когда мы можем пробраться к потаенным тропкам своего подсознания. Там лежит чемоданчик с «жизнью». Мой клиент до применения приема, конечно, не знал о нем. Это его страстное желание создать команду с самым высоким уровнем профессионализма – некий «спецназ». Что-то вроде группы «ниндзя» в своем деле. Иными словами, жизненная ценность моего клиента состояла в том, чтобы создавать новые бизнесы в формате пиратских сообществ. А какой бизнес – это вопрос второстепенный. Когда он нашел это, внутренний огонь вспыхнул. Его и нужно уметь включать.

Вопрос, который привел моего клиента к тому, чтобы зажечь потенциал, звучал так: «Как может то, что я не принимаю, от чего шарахаюсь, как черт от ладана, стать для меня ценным?». Каждый находит своей ответ. Но фишка состоит в том, что если этот вопрос задавать при входе в определенное тета-состояние (наш прием), возникает сильный импульс, который заставляет человека выйти «за грани».

Когда мой клиент это понял, я уже не мог удержать его. Он тут же собрал совещание и объявил, что предлагает остаться всем тем, кто хочет начать делать с ним новый бизнес.

– Какой? – спросили они его.

– Новый – ответил он.

– Да какой новый, когда нам конец?!

– Пока что не знаю, – ответил он. – Но я знаю вот что. У нас одна из самых сильных команд, которые я видел. У нас есть опыт. У нас есть компетенции. У нас есть доверие друг к другу. Мы бизнес-спецназ. Мы проверены в боях много лет и мы прикрываем друг друга. Так уж сложилось. Неужели мы, черт бы нас всех побрал, не сможем придумать что-то новое?

Он показал своим людям ценность того, что у них уже есть. Показал, что такие подготовленные ребята, если они не сдадутся в душе, горы могут свернуть. Он вернул им (вдумайтесь только) веру в себя! Ведь лодка тонет не тогда, когда тонет железо. А когда люди на борту этой лодки приняли решение сдаться. Прекратили бороться.

Вся команда как раз и была близка к этому – прекратить бороться. Но он показал им их реальную силу: сильная команда не сможет не вырулить – если только не решит сдаться сама. Это и была его функция как руководителя. Но здесь, как вы понимаете, бравада не поможет. Воля и компетентность? Да. Но только при наличии знаний, как выходить «за грани».

Сейчас они выруливают. Не сказать, что все так же хорошо, как раньше. Но и не плохо. Запускают несколько новых проектов, нашли как новые ниши, так и смежные, на которые ранее не обращали внимания.

Зная этого человека и его команду, я уверен, что у них все получится. У них есть дух, есть намерение. Они бойцы. И при этом они были почти готовы сдаться. Сила духа творит чудеса. И ее надо научиться проявлять. Даже не так! Не проявлять, а являть. Являть силу своего духа.

Это та магия, которой владел Стив Джобс и некоторые другие ребята, которые поднимались каждый раз. Их бьют, а они встают. Их опять бьют, а они опять встают. Другой бы сдался уже, ну признай ты свое поражение! Но эти – встают.

И последнее. Я понимаю, что вы захотите узнать о приеме. Но прошу вас отнестись к моим доводам разумно. При всем моем желании я не смогу описать здесь этот прием. И дело не в правилах ресурса (не рекламировать). Прием не описывается в принципе. Другое дело, что его нетрудно найти, если только вы осознали его значение. Поверьте, все приходит по вере.

Читайте также:

Комментарии
Экономист, Москва

"Одному тебе я верю, Шерлок Холмс.

Отыщи мою потерю, Шерлок Холмс.

Запиши ее приметы,Шерлок Холмс.

И пойди искать по свету, Шерлок Холмс,

Шерлок Холмс."(с)Лайма Вайкуле

Понравилось. Особенно вторая история.

Но вот,например,Максим Кульгин довольно скептически относится к подобному консалтингу. И такое мнение волне резонно. 

 

Генеральный директор, Украина

Если чье-то мнение резонно должны быть доводы. Резонно? ) И еще... это не консалтинг... В этом нюанс. Консалтинг находится внутри девяти точек. Там, кстати то же нужно уметь работать... Но это уже другая тема. Спасибо за отзыв!

Генеральный директор, Москва

Это как в известной истории про траблшутеров, которые предложили делать на одной фабрике левые кроссовки, а на другой – правые, чтобы пресечь воровство. Простое решение? Да. А ты попробуй найди его!

Можно ли прояснить: это простое решение действительно остановило воровство?

 

Генеральный директор, Украина

Поскольку это вымышленная история, то ее логический конструкт именно в этом. Или мы пришлём к продолжению истоиии: воры создали концерн и наладили взаимообмен. )

Независимый директор, Москва

Сам подход неплохо описан ! Образно, эффектно. "Спецназ", "внутренний огонь", "озарение", "судно по прежнему тонет".  Браво, автор ! Хотел уточнить, а какое влияние на эту вашу профессию оказывает бэкграунд ? 

Генеральный директор, Украина
Александр Сейнов пишет:

Сам подход неплохо описан ! Образно, эффектно. "Спецназ", "внутренний огонь", "озарение", "судно по прежнему тонет".  Браво, автор ! Хотел уточнить, а какое влияние на эту вашу профессию оказывает бэкграунд ? 

 

 

Непосредственный опыт на "передовой" плюс некоторые "не бизнесовые школы". Два случая в статье — реальны. Их на самом деле больше. По сути я это применяю не последние 6 месяцев а лет 15. Просто сейчас это стало не желительным, а необходимым. Средний класс, выращенный в "зоопарке", неожиданно оказался в "джунглях". Как то так. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

На войне нет постоянного ношения масок - даже противогазы положено снимать. А когда все с утра до вечера с закрытой нижней частью лица - помада станет лишней

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Подход автора - это всё скоро закончится и заживём как прежде. Ан нет. Переждать - не получится. Вирус уже взяли на вооружение все сильные мира сего. У Оруэлла "1984 год" много чего не нужно от слова "совсем". Кроме телевизора и компьютера

Директор по рекламе, Москва

очень imho проваливаются те у кого нет активной позиции торговли через инет, кто не научился устанавливать хиты продаж для сети и подписывать покупателей на них заранее - люди сидели дома и подписаться на продукты через сеть у них было время, у меня есть в пригляде парочка тестовых инет магазинов с правильной политикой вывода и подписки хитов и они (хотя точных данных нет) судя по быстрой раскупке хитов в наличии торговали на ура это одежда и БТиЭ

такой же расклад был на Арт рынке внезапно для галерей и кураторов стали продавать отлайн проекты (причем уровня ивента в FB) сначала кураторы на мастер классах приводили эти ивенты как остой грехопадения, треш и угар и предостерегали там покупать, но когда поняли что им не остановить тренд с поджатыми хвостами пошли туда же со своими клиентами

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
На войне нет постоянного ношения масок - даже противогазы положено снимать. А когда все с утра до вечера с закрытой нижней частью лица - помада станет лишней

Британским офицерам на передовой в первую мировую войну , рекомендовалось иметь либо помаду либо румяна в своих нэсэсэрах. Они ими показывали щёки. Типа , всегда радостные, свежие и оптимистичные  с розовыми щёчками для бодрости солдат и  нижних чинов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Booking уволит четверть персонала из-за пандемии

Ранее о сокращении четверти персонала из-за пандемии сообщали сервисы Aibnb и TripAdvisor.

В Москве повара в ресторане заменит робот

Компания не исключает дальнейшего использования робота в проектах, но все будет зависеть от результатов первой точки.

Четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с IT-технологиями

Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT в качестве образования и дальнейшего построения карьеры дочерям чем сыновьям.

Visa и «Яндекс.Касса» запустили сервис по отказу от «зарплатного рабства»

Новый сервис позволит организациям перечислять зарплату в любой российский банк по выбору сотрудника без платежных поручений.