Три болезни власти, угрожающие руководителю

Власть – бремя.
Иван Калита

Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею.
Монтескье

При всех плюсах управленческой деятельности и моде на успех, если все пущено на самотек, издержки в виде проблем со здоровьем для руководителя неизбежны. И наряду с известными болезнями, представленными в медицинской литературе, появилась еще одна… разрушение мозга. По мнению ученых, у людей, обладающих властью, ухудшается специфический нейронный процесс, отвечающий за сопереживание. Американский психолог Дачер Келтнер назвал это «парадоксом власти»: как только обретается власть, люди теряют способности, которые нужны для того, чтобы обрести ее.

Сьюзен Фиск, профессор психологии Принстонского университета, утверждает, что власть уменьшает потребность в тонком восприятии людей, поскольку она дает нам в распоряжение ресурсы, которые прежде приходилось выпрашивать. Из-за отсутствия способности видеть индивидуальные черты окружающих, руководители больше полагаются на стереотипы. А что означает следование стереотипам? Это, значит, иметь те же результаты, что и большинство. Никаких прорывов. Можете забыть о мировом господстве.

С этими последними исследованиями напрямую связаны еще три состояния, которые обозначил доктор философских наук Виктор Шепель: «менталитетная усталость», «властный снобизм» и «возрастное слабомыслие». Их проявления – потеря вкуса к инновациям, отсутствие креативности, раздраженное отношение к инакомыслящим и зависть к более успешным людям.

Как правило, руководители, подверженные этим проблемам, все свое время посвящают работе, пытаясь продолжительностью рабочего дня компенсировать свою креативную и инновационную недостаточность. Совсем как непрофессиональные и неэффективные рядовые сотрудники, дабы сместить фокус со своей «эффективности». Такие руководители очень любят как раз таких подчиненных, которые разделяют с ними время пребывания в офисе. Но много работать не равно быть эффективным. Хроническая усталость, постоянное напряжение проявляются нервными срывами в деловых дискуссиях, категоричностью. Такие руководители не склонны выслушивать другие точки зрения, с неохотой меняют свои взгляды и выводы.

Синдром «менталитетной усталости» без внимания, корректировки изменений, без усилий по контролю себя зачастую перетекает во... «властный снобизм». Все предшествующие властному снобизму проявления ослабляют нравственные тормоза лидера.

Компании в России, на мой взгляд, похожи на разрозненные княжеств, где такой «князек», дорвавшийся до власти, устанавливает свой свод правил и законов. «Хозяин – барин», как говорят в народе. В отличие от американской системы, например, которая всецело подчинена Закону и Порядку, рядовым сотрудникам в России, меняющим в течение жизни работодателей, каждый раз приходится только уповать на порядочность и нравственные качества собственника и топ-менеджмента. Это похоже на парк аттракционов. Никогда не знаешь, какие «танцующие медведи и цыгане» ждут тебя в новой компании. Дикая, дикая страна.

Итак, симптомы «властного снобизма»:

  • Некорректное обращение с персоналом.
  • Должностное высокомерие.
  • Подавление критики в свой адрес.
  • Низкая толерантность.

С неприятием критики все понятно. Кто ж ее любит, кроме людей, постигших Дзэн. Обратная сторона этой медали – непомерная гордыня, которая превращает собаку, виляющую хвостом, в хвост, виляющий собакой. Должностное высокомерие всегда проявляется у людей, которым должность далась слишком легко, не по делам. Чем труднее путь человека – тем меньше в нем спеси. А если болен начальник, то откуда возьмутся здоровые подчиненные? Если люди все время слышат: «Не спорьте со мной!», – стоит ли удивляться, когда креативно мыслящие сотрудники покидают такие компании.

«Возрастное слабомыслие» (не слабоумие замечу, а слабомыслие) применительно к людям на руководящих постах проявляется:

  • в потере вкуса к научному познанию;
  • в вялости мышления;
  • в увлечении фактическими данными;
  • в некомфортных ощущениях во время дискуссий.

Такой руководитель теряет интерес к научным исследованиям. Он предает забвению аналитические способы работы с информацией и персоналом, недооценивает роль консультантов. Его мышление становится стереотипным. Он теряет остроту ума, быструю реакцию в принятии решений и в деловых дискуссиях, начинает избегать любых ситуаций, где нужен экспромт и гибкость мышления. Видит противников там, где их нет. К этому процессу часто подключается еще и старческий негативизм, который тоже возможно контролировать, вырабатывать привычку мыслить позитивно несмотря ни на что.

Думаю, все понимают, что цивилизованного развития страны невозможно добиться без усилий влиятельных людей. Править должны лучшие. Необходимо пересматривать свой образ жизни, задавать себе правильные вопросы, контролировать себя, не отказываться от помощи специалистов, в том числе психиатра, если потребуется. Необходимо научиться расслабляться, активно двигаться и заботиться о своем гармоничном душевном состоянии. Необходимо общаться с людьми, друзьями, которые присутствовали в вашей жизни задолго до того, как вы стали управлять людьми и обрели власть. Причина провала многих предпринимателей – разделение бизнеса и собственной жизни. Они фокусируются на бизнесе, но забывают вписать свое дело в свою жизнь. А потом обнаруживают себя больными, уставшими, несчастными и одинокими.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Давайте сначала определим (это я обращаюсь к уважаемому автору) термин власть - после этого можно будет принять или опровергнуть мнения видных ученых Запада.

Партнер, Москва

Интересная статья. Правда слишком уж пессимистично. И в российских компаниях есть демократичные руководители, не только "князья" и в иностранных очень часто далеко не ангелы работают. Выход то какой? Меньше работать и больше отдыхать? Я думаю, многие бы этого хотели. Но нужна для этого профессиональная команда и нужно доверие к этой команде. И с первым и со вторым у большинства российских руководителей и собственников проблемы.

IT-менеджер, Москва

Пару моментов хотел бы отметить:

1. Обретая определённую власть, человек, как правило, желает её усилить. Поэтому путь захвата власти не заканчивается, по-прежнему нужны способности, чтобы обрести (распространить) её.

2. С усилением власти расширяется зона ответственности и полномочий. При её значительном масштабе невозможно сохранять ко всем индивидуальный подход.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Профессиональный управленец(руководитель) - большая редкость... т.к. к "власти" стремятся как правило другие..

Консультант, Калининград

Странная статья: сначала о проблемах человека, получившего власть без адекватной ответственности, а в конце вдруг переход на личное. Не поняла.

Партнер, Москва
Павел Кузовников пишет:
Профессиональный управленец(руководитель) - большая редкость... т.к. к "власти" стремятся как правило другие..

Конечно, если владелец бизнеса пускает все на самотек, профессиональной команды не будет. Надо заниматься селекцией, развивать и обучать тех, кто хочет и может приносить пользу бизнесу, готов брать на себя ответственность за результат. Это работа с людьми, прямая обязанность руководителя и HR менеджера. Как еще построить профессиональную команду?

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Может, конечно, где-то по-другому, но я в ходе карьеры практически во всех компаниях, где работал, наблюдаю именно то, о чем написано в статье. Обретая власть, человек в России чаще всего становится го***ном. Это факт.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

В прошлые времена (до разгула «либерализма»), такая статья воспринималась бы, как весьма сомнительная-«однобокая». Ибо, в ней приведены мнения только тех людей, кои далёки от управленческого труда.

Генеральный директор, Владивосток

Красивая девушка, красивая статья - что еще дорвавшимся до власти надо?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Борис Дмитриевич, а что все управленцы -- это "дорвавшиеся до власти"? Вам же известно, как трудно управлять не имея права на подбор подчинённых. Так же понимаете откуда взялись HR-службы. -- Да, они -- средство компенсации издержек лишения руководителей права на подбор подчинённых.

Да, в России доминирует отрицательный отбор. Но, в первый раз что-ли.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.