«​От работы дохнут кони, ну, а я бессмертный пони»

Эмоциональное выгорание – синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-психических ресурсов человека. Профессиональное выгорание – частный случай выгорания эмоционального, когда большинство стрессовых ситуаций возникают в области профессиональной деятельности человека. Термин введен в практику американским психиатром Гербертом Фройденбергером в 1974 году. Выгорание свойственно лучшим – тем, кто, светя другим, сгорают сами! И именно эти люди движут миром. Но самим им приходится нелегко.

Статистика Всемирной организации здравоохранения говорит, что только 12% из опрошенных сотрудников по-настоящему увлечены работой, только 14% испытывают оптимистичный настрой, а 25% (каждый четвертый) обладают пятью или более признаками депрессии. Когда я думаю об этой статистике, меня больше всего интересует, а кто те 88%, которые не увлечены работой и те 86%, которые не испытывают оптимистичного настроя? Какова их производительность труда сегодня? Насколько они лояльны к клиентам компании? Как долго эти люди работают на своем рабочем месте?

Исследование, проведенное компанией «Альфа-страхование» показывает, что менее всего склонны к выгоранию сотрудники первого года работы и те, кто провели на своем рабочем месте уже более десяти лет. А пик профессионального выгорания приходится на четвертый год работы сотрудника в организации. Почему? Потому, что этого срока достаточно для того, чтобы пройти путь с первой по четвертую стадию эмоционального выгорания. Как это происходит?

Первая стадия характеризуется восторженным отношением к работе, максимальным эмоциональным вовлечением, желанием себя проявить, доказать себе, коллективу, семье, что ты способен на многое, если не на все. Такие сотрудники на совещаниях тянут руку вверх, у них масса предложений, инноваций, они готовы выполнить любое начинание. Про них даже написали стихотворение: «Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу! И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу День рождения, Новый год, Восьмое марта, ночевать здесь буду завтра». Помните? В конце есть крылатая строчка: «От работы дохнут кони, ну, а я бессмертный пони»!

Многие считают, что стихотворение написано работником именно первое стадии. Нет! Это рабочее состояние человека, находящегося на второй стадии выгорания. Его упорство не оценили! Его талант не признали! Эта стадия характеризуется первыми разочарованиями. Заниженная самооценка делает восприятие негативных событий глубоко личными. Но сотрудник надеется, что все еще возможно, что он недостаточно хорошо и много работает. Он начинает задерживаться на рабочем месте, он приходит на работу в выходные и праздники. У него появляются первые признаки бессонницы. На совещаниях такие сотрудники недоверчиво кивают головой: ну-ну... И грустной улыбкой смотрят на других «бессмертных пони». Это стадия скепсиса.

Надежды еще остались, но появляется усталость, страх, тревожность. Стрессы растут, времени на личную жизнь остается все меньше. Человек начинает искать компенсации: кофеин, алкоголь, наркотики. Жизненный тонус падает. И это третья стадия, самая опасная: в это время умирает надежда. Раздражительность становится хронической. От нее страдают клиенты компании и коллеги. На этой стадии сотрудники способны на саботаж, на итальянскую забастовку. На совещаниях они молчат. Их одновременно раздражают и пони с первой стадии и скептики со второй, потому что они – циники. Они твердо уверены в том, что все закончиться не просто плохо, а очень плохо.

Далее чувство недовольства жизнью растет, бессонница становится хронической, проявляются все заболевания, к которым человек имеет предрасположенность. На совещаниях эти люди молчат, уже не испытывая раздражения, они просто отбывают повинность. Ложась спать, они заранее ненавидят утро, когда придется идти на эту работу, и поэтому они раздражены с самого утра. Появляется чувство беспомощности, бессмысленности своей жизни. Иногда они доходят до полного отчаяния. Развод с супругом, увольнение с работы, тяжелая болезнь, суицид – это четвертая стадия, последняя.

Уверен, что некоторым из вас знакома эта история, что вы переживали ее сами или видели, как сгорают у вас на глазах ваши коллеги. Но что делать? Коротко о главном.

Первое: необходимо проснуться и осознать, где человек находится и оглядеться. Далее: мы отказываемся от борьбы со стрессом. Мы знаем, что «между стимулом и реакцией у человека всегда остается свобода выбора!» (Виктор Франкл). Мы отказываемся воспринимать раздражитель, как источник стресса. Мы учимся видеть ситуацию целиком. И, наконец, мы понимаем, что полноценная жизнь человека – это жизнь, основанная на трех категориях ценности.

Первая – это ценность деятельности. Это наша реализация себя через работу. Я оказался в этой компании не просто так, а потому, что выбрал для себя эту профессию и эту компанию. И я осознаю, что это мой выбор, и только я несу ответственность за сделанный выбор. Моя работа в этой компании помогает мне в реализации моих личных целей, и я это также осознаю.

Вторая ценность – это ценность переживания. Мне нравится моя работа. Я здесь нужен. Мои отношения в коллективе зависят прежде всего от меня самого. Я умею радоваться жизни во всем ее многообразии. Вечером я занимаюсь спортом, потому что это приносит мне энергию и радость. Я провожу выходные на природе в кругу моей семьи, и это доставляет мне радость. Я понимаю смысл того, что я делаю. Я понимаю смысл того, что я делаю для компании, я понимаю смысл того, что компания делает для своих клиентов, я понимаю смысл того, что мы вместе делаем для наших клиентов.

И третья категория ценности – это ценность позиции. Если что-то идет не так, если меня окружили неприятности, то я осознаю, что это результат сделанного мною выбора. Я – личность, осознающая свои ценности, я живу свою единственную и неповторимую жизнь. Справиться с этими неприятностями так, как это делаю, не сможет больше никто. Я – сильный, у меня есть достоинство.

Я хочу вернуться к началу. Выгорание свойственно лучшим. Нам нужно уберечь их от выгорания, потому что именно осознанная вовлеченность в работу дает нам рост производительности труда и лояльность сотрудника к клиентам и работодателю.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по персоналу, Беларусь

Спасибо большое, очень хорошая статья!

Менеджер, Южно-Сахалинск

Игорь, спасибо! Статья отличная - очень полезная! Особенно для тех, кто прошел все стадии и больше не хочет наступать на одни и те же грабли! И написано прекрасным и образным языком, что тоже очень приятно!

Консультант, Санкт-Петербург

Спасибо, Иван! Спасибо, Валентина! Статья вошла в десятку самых популярных в апреле.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Я когда был "наемником" все всегда было не понятна позиция нанимателя. Я знал, что я выиграю "бой" (в 90 годах именно таким был бизнес), а мне не разрешали акционеры. Потом дошло! Что я должен был им преподнести на блюдечке с золотой каемочкой само решение вопроса! Я приносил, как !холуй"! И в итоге им от ворот поворот, причем старая гвардия с должностными административными связями выше моего!

Я всегда договаривался в то время с себе подобными!! Ни когда не перепрыгивал, через головы. Всегда делился с нужными людьми. Но ни когда после этого не мог понять дебилов совмещающие должность акционера и директора, плативший 2 000 рублей и бросавший тебя на амбразуру.

Действуй своими методами и своей интуицией! Есть возможность воровать в компании, которая тебя не достойна и где руководство нувориши, и думают только о себе, воруй, раз честно не хотят работать!

И все у тебя получиться!

Хороших выходных и С Днем Великой Победы!

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Кстати автор статьи на фото, похож на артиста в сериале "Next", там он играл роль "Газировки" :)

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Очень интересная статья.

Стадии правильно описаны. Бывал свидетелем десятков подобный случаев.

Мое реккомендации для того, чтобы НЕ стать жертвой подобного выгорания, следующие :

- обязательно необходимо иметь какое-то хобби, это поможет отвлечь от неприятных мыслей и событий, которые имеют плохое свойство наслаиваться друг на друга, и через некоторое время без просвета в душе человек начинает воспринимать ВСЕ в черном свете;

- ни в коем случае не падать духом, продолжать борьбу. Мы не проигрываем до тех пор, пока САМИ не сдаемся. Можно сидеть на совещаниях и молчать - но это должно быть не молчание циника, а мудрого человека, который понимает, что в данный момент необходимо переждать определенный период;

- ни в коем случае не печатать в собственном создании какую-то определенную фирму, как конечную точку в своей жизни, ибо в случае недоразумений человек впадает в ступор - ведь он ТАК надеялся;

- необходимо регулярно развиваться и заниматься самосовершенствованием в выбранной профессии и сфере, потому что основная и самая глубокая причина того, что человек впадает в депресиию, это то, что человек понимает, что вне пределов ЭТОЙ фирмы он НЕ востребован.


Консультант, Новосибирск

Хронический стресс не является главной причиной эмоционального выгорания (он стоит в этом на 2 месте). А на первом месте : неспособность (закладывается от рождения как ментальная проблема на уровне изъяна в 11 номинациях по силе, и в 22 номинациях по здоровью, что приводит к самому высокому уровню внутреннего "пожирательства времени") поставить себе объективную оценку за то, что данная деятельность не является выражением индивидуальной космической миссии на уровне программы судьбы. Все эмоциональные проблемы в человеке - являются следствием и отражением его ментальных проблем. Без укрепления разума (точечного, в тех секторах, где здоровье просажено больше чем сила, что всегда приводит к привлечению "пожирателей времени" в судьбу) их невозможно убрать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.