4 антистрессовых привычки менеджера среднего звена

Работа руководителя всегда сопряжена с определенной долей стресса, особенно руководителей среднего звена. Они находятся в самой стрессогенной обстановке, потому что с одной стороны на них давят подчиненные, а с другой стороны – учредители. Будучи коммерческим директором в FMCG-компании, я сама часто с этим сталкивалась. С одной стороны, было непрерывное давление со стороны руководителя: увеличение продаж, уменьшение дебиторской задолженности, снижение затрат, а с другой давление со стороны сотрудников: увеличение доли конкурентов, более выгодные предложения со стороны конкурентов, увеличение затрат у конкурентов.

Какой совет в этом случае я хочу дать всем руководителям? Какие привычки помогут сохранить чувство собственной целостности в жестком мире бизнеса?

1. Не принимать близко к сердцу все, что вам говорят

Не забывайте, что мнение ваших сотрудников и мнение учредителя остается всего лишь их мнением. А, как известно, сколько людей, столько и мнений. Мнение каждого человека зависит от его опыта, его знаний, от количества прочитанных им книг, пройденных тренингов, от ситуаций, в которые он попадал в течение своей жизни. Поэтому мнения всегда носят субъективный характер, отражают ценности и цели конкретного человека.

Конечно, вы не можете ни обращать внимания на мнение своих сотрудников, так как не сможете быть лидером, отрицая значимость мнения сотрудника. И, конечно, вы не можете ни обращать внимания на мнение учредителя, иначе вы рискуете потерять место руководителя. Но вы должны помнить о том, что только вы обладаете максимальным количеством знаний по конкретной ситуации. Подчиненные видят только ту часть, которая относится к оперативной информации, которую они получают от своих клиентов, от конкурентов, на профессиональных форумах; но они не видят стратегии компании. Руководитель, напротив, видит только стратегию.

Есть анекдот про зайцев, на которых постоянно охотились лисы. Зайцы пошли за советом к мудрой сове. Сова дала им совет стать ежиками, мол, на ежиков лисы не охотятся. Обрадованные зайцы пошли домой, но по пути поняли, что не знают, как это – стать ежиками. Вернулись к сове и спросили. А сова им отвечает: «Я – стратег, а вы меня какую-то ерунду спрашиваете». Так вот, только вы, руководители среднего звена, знаете, как зайцам стать ежиками. В ваших руках находится информация, которая стекается и сверху, и снизу. Вы являетесь уникальным носителем информации, в которой органично синтезируется и стратегия, и оперативная информация, и тактика выполнения. Именно вы можете принять единственно верное решение задачи, которая стоит перед вашим отделом. Соответственно, принимая решение по какой-то конкретной задаче, опирайтесь на мнения верхов и низов, но исходя из собственных целей, из собственных ценностей, исходя из цельного понимания и стратегии и оперативной информации.

2. Уметь отделять мнение от фактов и находить в ситуации позитив

Кейс: компания обратилась ко мне за серией тренингов для руководителей среднего звена по лидерству. Учредитель отметил частые конфликты в отделах в последнее время и решил провести серию управленческих тренингов. Разбирая ситуацию, выяснилось, что недавно учредитель нанял независимых экспертов, которые проверяют текущую деятельность компании. В результате руководители испытывали постоянный стресс. Где-то в кулуарах постоянно обсуждалась работа экспертов, высказывались различные мнения относительно их «реальной» задачи. И основная часть комментариев были окрашены в негативные тона.

При общении с учредителем я выяснила, что задачей экспертов было найти новые пути развития компании, и ни в коем случае не ставился под сомнение профессионализм имеющихся руководителей. Получается, что факт – это наличие экспертов, а мнения, которыми оброс этот факт, вызвали у менеджеров стресс. В итоге для руководителей был проведен тренинг по стрессоустойчивости, так как к их лидерским компетенциям не было вопросов вообще.

3. Лично контролировать ситуацию

Я не раз замечала: при возникновении проблем, которые могут вызвать стресс у менее стрессоустойчивого менеджера, более эффективные руководители предпринимали прямые действий для решения проблемы. Что значит прямое действие? Это значит, не сидеть и ждать, когда кто-то решит задачу, а встать и сделать самому. Существует мнение, что руководитель не должен понимать досконально, что происходит у него в отделе, не должен быть профессионалом в своем деле. Я в корне не согласна с этим мнением. Я считаю, что руководитель среднего звена должен быть профессионалом каждой операции, которая происходит в его отделе. Именно поэтому я считаю, что лучшими руководителями всегда являются те, кто начал снизу и закончил в верхней точке.

Лично я начинала с менеджера по продажам. Поэтому мне близки и понятны аргументы этой категории сотрудников. Но при этом, будучи коммерческим директором, я понимала стратегический план развития компании, я видела, каким образом он должен быть выполнен. И поэтому при возникновении каких-то сложностей я всегда могла справиться с ними самостоятельно. Я не говорю о том, что руководитель должен в любой ситуации помогать сотрудникам. Конечно, руководитель обязан обеспечить работу в отделе так, чтобы каждый занимался своим делом. Но в ситуации, когда подчиненный действительно не компетентен, показать мастер-класс руководитель может и должен. Хотя бы для того, чтобы не доводить до стресса себя самого.

4. Воспринимать проблемы не как угрозу, а как возможность

В этом смысле мне нравится изречение Томаса Эдисона: «Я не терпел поражения. Я просто нашел 10 тыс. способов, которые не работают». Есть два подхода к ошибкам, своим и своего подчиненного. Первый подход отражает западный менталитет: если человек ошибся, значит, он не профессионален, значит, его надо критиковать, ругать и не доверять серьезных проектов. В результате, из-за страха ошибки и наказания человек принимает решение ничего не делать вообще. Второй подход отражает восточный менталитет, и говорит о том, что для достижения какой-то цели человек должен совершить 35 ошибок (количество ошибок в разных источниках разнится, пусть будет 35). Иными словами, чтобы достигнуть цели, он должен преодолеть 35 ступенек, и невозможно перепрыгнуть их сразу все. Не совершая ошибок, человек не узнает о подстерегающих его опасностях, успех будет единичным. Поэтому ошибка – это хорошо, это путь наверх, к цели. Подчиненных не ругают за ошибки, а обсуждают их.

Управляя сотрудниками, я старалась пользоваться восточным подходом, несмотря на то, что очень хотелось использовать западный. Организуя выполнение задач, я всегда максимально просчитывала риски, которые могут возникнуть на пути у моих подчиненных, ошибки, которые они могут допустить. Я себя подготавливала к тому, что могут быть ошибки, срывы сроков, неточности восприятия, сложности с дозвоном клиентам и так далее. Поэтому если мой сотрудник совершал какие-то ошибки, это не было для меня стрессом, это было ожидаемо. Я радовалась тому, что грамотно учла риски и тому, что мой сотрудник достиг цели с минимальным количеством ошибок.

Управление не должно означать постоянный стресс. Формируйте правильные привычки и руководите в удовольствие!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.

Nissan уволит 9 тысяч сотрудников

Японский автопроизводитель также сократит производственные мощности на 20%.