Компания с принципами

Выбор компании-работодателя всегда связан со множеством вопросов, начиная от уровня вознаграждения и заканчивая корпоративной культурой. Издательский дом (game)land сам предъявляет соискателям особое требование: определиться, насколько вы и (game)land подходите друг другу. Причем для этого каждому необходимо ответить для себя на вопрос: чего я хочу достичь в жизни, и соответствуют ли мои принципы принципам компании? Если ответ дан утвердительный, (game)land предпримет все усилия, чтобы сотрудник достиг своей мечты в ее стенах.

Чтобы проиллюстрировать эту особую культуру оценки и мотивации кадров, мы провели интервью с двумя топ-менеджерами (game)land. Один из них - оперативный директор компании Борис Скворцов, который работает в компании более 10 лет и сделал карьеру от программиста до второго лица в (game)land. Другая - финансовый директор Елена Дианова, перешедшая в издательский дом из инвестбанка «Ренессанс-Капитал».


Справка о компании

Издательский дом (game)land специализируется на выпуске журналов для узких целевых аудиторий, преимущественно – для молодежи. Среди ее изданий –«Страна игр», «Хакер», Computer Gaming World, «Хулиган», «Свой бизнес», «DVD эксперт» и другие. Издательство планомерно расширяет бизнес, запуская и приобретая новые проекты, в основном – в области индивидуальных интересов молодежи. (game)land всегда ищет максимально сфокусированные целевые группы, добиваясь окупаемости своих изданий с тиража, начиная с первых номеров. На сегодня крупнейшим акционером компании является ее основатель и генеральный директор Дмитрий Агарунов. 20% компании принадлежат шведскому венчурному фонду Mint Capital. Оборот компании в 2004 г. составил около $15 млн.

Одной из наиболее ярких черт компании является ее акцент на определенных ценностях, соответствовать которым должен любой приходящий сюда сотрудник, любой «человек (game)land». Эти ценности – забота, взаимоотношения, духовность и влияние. То есть, каждый приходящий сюда должен заботиться о других, поскольку только в команде можно добиться максимального результата. Затем, он должен работать на изменения к лучшему («влияние»), понимать, что жизнь человека не сводится к потреблению - смысл его существования более глубок («духовность»). Наконец, он должен верить, что сами по себе отношения между людьми есть высокая ценность. А еще у компании есть определенные принципы, которых все в ней стараются придерживаться в повседневной работе: ясность, действие, фокус (фокусировка, сосредоточение на главном), радость, простота, ответственность.


С этими необычными требованиями столкнулась и Елена Дианова, которая пришла в издательский дом в середине прошлого года. Ее пригласили в (game)land по настоянию западных инвесторов издательства: необходимо было внедрить в компании финансовые стандарты, принятые в международной практике. (game)land – необычная компания, где существует сложившаяся система приема и адаптации людей. Кроме того, важную роль играет основатель компании Дмитрий Агарунов. Например, знакомая Елены, которая рекомендовала ее в издательском доме, предупредила: «У тебя есть два варианта – либо ты сможешь работать с Дмитрием, либо не сможешь. Все люди делятся на эти категории». Причем объяснить, чем же так «страшен» Дмитрий, знакомая Елены не смогла. «Я была несколько удивлена таким подходом, - говорит Дианова, - однако, встретившись с Агаруновым, поняла, что я из тех, кто сможет с ним работать. Дмитрий – очень вдохновляющий человек и руководитель. А принцип «подходишь – не подходишь» относится не к его личным пристрастиям, а тем ценностям, которые установлены в (game)land».

Помимо Агарунова, Дианова встречалась с представителем фонда Mint Capital, инвестора издательства. Кроме того, Елена проходила собеседования с оперативным директором Борисом Скворцовым и психологами. «Эти встречи не были формализованы, - поясняет она, - в основном мы присматривались друг к другу как личностям».

Насколько необычной показалась для Елены корпоративная культура (game)land? «Перед собеседованиями, наводя справки о компании, я столкнулась с определением “секта”, - говорит Елена Дианова. - На вопросы к человеку, который меня сюда рекомендовал, я получила ответ: “Это невозможно объяснить, но ты поймешь”. Наверное, у меня изначально были какие-то опасения, но оказалось, что единственное проявление чего-то необычного в (game)land – это то, что все люди очень доброжелательны. Те, кому не нравятся другие люди, кому неприятно общение, кто не любит заботиться о других (то есть, не разделяет ценностей компании), просто здесь не работают. Видимо, представления о “сектантстве”, основываются на том, что у компании есть принципы и ценности. А это уже необычно, несмотря на всю их логичность: строгие ценности есть далеко не у каждой компании, и даже не у каждой крупной. Но повторю, эти принципы и ценности очень практичны и очевидны, они обеспечивают комфортную обстановку в работе. Когда люди заботятся друг о друге, когда им приятно общаться и дарить друг другу радость, это просто дает дополнительную мотивацию ходить каждый день на работу!»

Еще один момент, с которым сталкиваются все кандидаты в (game)land, - это психологическое тестирование и собеседование. Это обязательный этап: психологи, которые ведут собеседование, давно работают с компанией, хорошо понимают, каких принципов работы она придерживается. Это помогает отсечь тех людей, которым, может быть, нужна работа, они профессионалы, но им претят ценности, декларируемые (game)land.

В этих ценностях есть и очевидная бизнес-логика. Например, одним из принципов компании является простота и ясность, прежде всего, в общении и передаче знаний. Другой принцип - «фокус»: можно выполнять множество мелких задач, но ни одна цель не будет достигнута, если ты на ней четко не сфокусируешься. Кстати, в компании существует следующая практика: каждый новый сотрудник формулирует для себя ограниченное число целей, которых он намерен достичь, причем целей максимально конкретных и исключительно важных для тебя лично. Казалось бы, простой вопрос «Чего вы хотите в жизни?» на самом деле оказывается очень сложным. «Нелегко в повседневной, рутинной жизни задать себе этот вопрос, и еще сложнее на него ответить, - полагает Дианова. - Люди, которые здесь работают, должны задаваться этим вопросом, поскольку твоя цель должна быть в русле целей компании. Ведь если ваши устремления расходятся, зачем работать именно здесь?»

По словам Диановой, среда в издательском доме комфортна и для построения карьеры в традиционном понимании. «Если ты хочешь чего-либо добиться, здесь тебе даются идеальные условия для этого, - говорит она. - Компания очень инновационная и использует технологии, которых не встретишь даже в больших компаниях. Например, внимание, которое уделяется здесь брендингу, просто уникально для такой небольшой компании. В (game)land существует продуманная концепция внутреннего брендинга. Затем, все тренинги, которые проводятся в компании, предельно конкретны по тематике и очень интересны. Здесь прекрасные возможности для тех, кто хочет расти, развиваться и, самое главное, брать на себя ответственность. А мой опыт научил меня тому, что если ты хочешь работать, то для тебя всегда найдется, что делать».

Еще один немаловажный фактор: (game)land – молодая компания по своему составу, включая руководителей. Это очень важно для сотрудников молодежных журналов: они очень приближены к своим читателям по возрасту, они одного с ними поколения. А молодые руководители хороши тем, что они просто в силу возраста не утратили вкус к обучению, потребности к новым знаниям. Они идут в компанию широким потоком. Здесь нет закостенелого мышления. Все прогрессивные методики, которые Дмитрий черпает из книг, из общения с консультантами и другими бизнесменами и в России, и на Западе, - все они осмысляются и самое интересное и полезное применяется в компании. Это очень интересно!

Еще можно отметить, что (game)land – совершенно не забюрократизированная компания. Поэтому, если у тебя есть какая-то идея, тебе ничто не препятствует сообщить и обсудить ее с главой компании. Причем не только идею, касающуюся твоей непосредственной работы. «Например, если у меня появилась идея какого-то нового издания, ее примут к разработке, просчитают бизнес-обоснование, - рассказывает Елена. - Точно так же ты можешь прийти к Дмитрию и сказать: я хочу повышения моей зарплаты, но я заработаю эти деньги так-то и так-то. Это очень удобно для инициативных и ответственных людей. Прийти и сказать: «Мне кажется, что мой труд на рынке стоит дороже, чем я сейчас получаю», здесь не получится. Но всячески приветствуется, если ты предложишь компании новый способ заработать, от которого сам ты получишь определенный процент».

Генеральное руководство издательского дома не оказывает жесткого давления на подчиненных и дает им определенную свободу действий, равную ответственности. Например, существуют определенные финансовые показатели, которых необходимо добиться, и ты должен сам определить пути выполнения поставленной задачи. Это сложно, но это очень развивает. Однако если у тебя возникает какой-либо вопрос, связанный с поставленной перед тобой задачей или ее реализацией, всегда возможно обсудить его с Дмитрием Агаруновым или кем-то другим. То же касается и обмена знаниями и опытом. Например, Диановой на первых порах приходилось уяснять многие незнакомые детали издательского бизнеса: «Конечно, если ты не будешь задавать вопросы, никто не будет тебе навязывать свои знания. Но и ни один вопрос без ответа не останется».

Борис Скворцов, который ранее занимал место финансового директора, а с приходом Елены стал оперативным директором, в (game)land далеко не новичок. Он пришел в компанию в 1996 г. на должность программиста, будучи студентом факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Тогда основным бизнесом (game)land была продажа видеоигр и приставок через собственный магазин. Впоследствии компания отказалась от торговли и сосредоточилась на выпуске молодежных журналов, первым из которых стала культовая «Страна игр». Постепенно от создания программ по управлению складом и финансовыми потоками Скворцов перешел к управлению финансами, получив должность финансового директора. Этот пост Скворцов занимал до начала 2004 года. За это время бизнес (game)land вырос с 2 изданий до 17.

Постепенно менялся сам тип бизнеса (game)land, смещавшийся от сугубо предпринимательского к корпоративному. Например, первые журналы запускались по принципу «А давайте сделаем такой журнал», и долгое время такой подход оказывался успешным. Но затем (game)land выпустил журнал «Фантом», посвященный фэнтези, и оказалось, что фантастика в журнальном формате практически не востребована. Журнал пришлось закрыть, и эта ошибка дала понимание того, что развивать бизнес без глубокого предварительного анализа очень рискованно. Впоследствии компания вводила все более системный подход к запуску новых журналов: на сегодня в компании почти сформирован собственный исследовательский отдел.

Борис Скворцов в (game)land уже более 10 лет и объясняет это так: «Все просто - две вещи, ради которых я работаю в компании - возможность самореализации и высокое вознаграждение, полностью отвечают моим требованиям. Мне не нужна карьера как таковая: в моем случае карьера служит все для того же – самореализации и денег. Быть может, происходит некоторое сужение горизонтов: за всю свою карьеру я работал лишь в двух компаниях. Вместе с тем, за то время, что я занимал пост финансового директора, мы выросли в разы. (game)land настолько быстро меняется, приходится решать настолько разные задачи, что «кризис рутинной работы» мне незнаком. Два года назад в компании работало 30 человек, а сегодня уже 130. С каждым годом увеличивается стоимость компании и ее прибыль, и у меня есть возможность увеличивать свой личный заработок. Раньше в моей ответственности была небольшая компания, сегодня – компания среднего размера. Возможно, через несколько лет это будет уже действительно крупная компания».

Корпоративная культура (game)land не переживала критических изменений. Однако компания активно росла, а как известно, основные трудности с корпоративной культурой связаны с изменениями и приходом новых людей. По этой причине в компании и были разработаны программы адаптации, включающие тренинги, знакомство с корпоративной культурой и правилами компании, знакомство с остальными сотрудниками. Общее движение шло по классической схеме развития бизнеса: семейный этап, этап механизации и этап корпорации. По словам Скворцова, «сегодня (game)land находится между вторым и третьим этапами, хотя и идет определенное сопротивление превращению в корпорацию. Дело в том, что в компании уверены: формализованное корпоративное устройство не способствует хорошей творческой атмосфере, которая нужна издательству». Поэтому здесь нет – возможно, пока нет – ни строгой вертикальной иерархии, ни разобщенности между отделами, ни большого бюрократического аппарата. Структура в компании горизонтальная, и основное развитие здесь уделяется именно развитию и мотивации сотрудников.

«Мне кажется, самое важное – понимать, для чего ты работаешь и соответствует ли твоя компания твоим требованиям, - говорит Борис Скворцов. - Обычно человеку сложнее всего понять, что ему нужно для счастья. Некоторые думают, что они будут счастливы и довольны, построив карьеру. Время идет, они переходят с одного места на места на другое, но какого-то внутреннего равновесия и удовлетворенности текущей ситуацией все нет. Я бы рекомендовал каждому - в том числе, тем, кто желал бы работать в (game)land, - искренне определить, чего они хотят и на что способны. Мне кажется, наша компания дает каждому возможность добиться своих целей и жить в гармонии с собой».

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.