Скажи, кого ты «шеришь», и я скажу тебе, кто ты: как работает обмен персоналом?

Тема «шеринга» времени и компетенций персонала вот уже несколько лет периодически всплывает в обсуждениях. Во время пандемии коронавируса российские рестораторы «делились» своими сотрудниками с ритейлом. Текущая ситуация и передел рынка труда, который называют крупнейшим в современной истории, подстегнул развитие модели привлекаемого ресурса.

Так, аэропорт Шереметьево организовал ярмарку вакансий для своих работников, участниками которой стали РЖД, «Мострансавто», «Магнит» и «Пятерочка». А в конце марта Правительство РФ внесло проект постановления, которое позволит сотрудникам трудоустраиваться к дополнительному работодателю, приостанавливая при этом трудовой договор на основном месте работы.

Почему «шеринг» персонала стал актуален именно сейчас?

Мы все переживаем ситуацию высокой неопределенности: прогнозы о масштабах кризиса, численности высвободившихся кадров и протяженности нестабильного периода сильно разнятся. Например, согласно внутреннему прогнозу Минфина России падение ВВП страны в 2022 году составит 12%, тогда как SberCIB Investment Research в середине мая улучшил прогноз по спаду с 13% до 8%.

Я уверен, что в сложившихся обстоятельствах умение быстро адаптироваться и перестраиваться под текущие потребности рынка является одной из важнейших компетенцией организации. Чтобы ее развить, нужно иметь ряд навыков. Во-первых, уметь быстро перестраивать процессы от сложных к простым.  Во-вторых – создать механизмы, позволяющие пересматривать требования к уровню сервиса ключевых функций. И наконец – уметь адаптировать организационную структуру к потребностям бизнеса, используя не только классические возможности, такие, как  нанять/уволить/сократить рабочий график, но и более гибкие, современные, например, «шеринг» времени и компетенций сотрудников.

Мы видим, что одни компании приостанавливают работу, другие – переживают существенное снижение спроса, сокращение выручки и маржинальности и вынуждены оптимизировать расходы. В то же время есть организации, которые являются бенефициарами этого кризиса: в основном это российские производители, которые активно играют на рынке импортозамещения. У них есть обратная потребность – потребность в быстром найме, быстром расширении компетенций, при этом они опасаются брать сотрудников в штат, потому что неизвестно, что будет дальше. При такой волатильности найм – это рискованно.

В этой ситуации работа по модели привлекаемого ресурса может стать выходом, дающим небывалую гибкость организации, а открытый рынок подтвержденных компетенций – мощным акселератором развития бизнеса. Те компании, кто сделает это первыми, получат фору, равную, как минимум, времени, необходимому на найм и адаптацию персонала, а это более года. И многие руководители уже осознают необходимость новых подходов: по результатам нашего опроса 43% работодателей готовы делить свои команды с другими компаниями (не конкурентами) или признают эту идею хорошей.

На собственном опыте

Мы работаем по модели привлекаемого ресурса уже несколько лет. Когда я создавал компанию, я мечтал собрать лучших профессионалов, чтобы составить заметную конкуренцию существующим классическим игрокам консалтингового рынка. Основным преимуществом я видел тот факт, что услуги должны оказывать эксперты, глубоко погруженные в тему, а не консультанты широкого профиля, как это часто бывает. Я не испытывал заблуждений и понимал, что невозможно собрать эффективную организацию под одной крышей. Ни одна компания не может нанять всех самых лучших на рынке специалистов. И даже если – гипотетически – сможет, то они не будут работать в ней всегда. Самые лучшие люди обычно кочуют из компании в компанию, из индустрии в индустрию. Поэтому для решения той или иной задачи можно собрать самую компетентную команду только в том случае, если собирать ее по всему рынку, а не внутри одной, пусть даже самой большой и крутой, компании. 

Поэтому мы сделали ставку на выстраивание партнерских отношений с экспертами, сервисными и технологическими компаниями, чтобы, когда у клиента возникал тот или иной запрос, мы могли привлечь лучшего профильного специалиста, команду, сервис или технологию. 

В итоге на сегодняшний день в штате нашей компании меньше 10 человек, но при этом доступны для привлечения более 300 специалистов – это люди, которых мы в любой момент можем мобилизовать в тот или иной проект, в зависимости от задач клиента. Таким образом, у нас есть ресурсы, как у крупной организации при очень ограниченной численности собственных кадров.

Наша модель основана на идеологии zero fixed cost. Это дает небывалую гибкость: при необходимости ты можешь как быстро расшириться, так и быстро оптимизироваться практически до нуля.

Гибкость как ценность: что из себя представляют сервисы по «шерингу» персонала

Согласно нашему апрельскому опросу, планы по сокращению издержек путем снижения ФОТ есть у почти половины (49%) топ-менеджеров. С другой стороны, 18% компаний планируют нанимать специалистов. При этом, что касается сотрудников, то 35% из них либо размышляют о возможности подработки, либо находятся в активном поиске, а 7% уже ее нашли. В целом, 65% специалистов рассматривают проектную занятость, как основной источник дохода в случае увольнения.

Сервисы по «шерингу» персонала помогают создать симбиоз между ожиданиями компаний и сотрудников. Одним – оптимизировать ФОТ, сохранив при этом лояльные рабочие команды, или привлечь ценные кадры, минимизировав время на адаптацию. Другим – расширить горизонты поиска: специалисты могут зарегистрироваться как индивидуально, так и вместе с командой, и информация о том, что их потенциально можно использовать на 20-30-40-50%, привлекая по часам, станет доступна компаниям, нуждающимся в новых людях и компетенциях.

Например, в некой компании освободилась продуктовая команда, начиная с менеджера по продукту и заканчивая системным аналитиком или программистом. Она может быть востребована другой организацией. К нам, скажем, приходят запросы от некоторых компаний не на отдельных специалистов, а на привлечение команды целиком, причем желательно, чтобы у нее был опыт решения задач, сходных с теми, что стоит у нового потенциального работодателя.

Спрос и предложение

Если говорить о высококвалифицированных специалистах, мы видим снижение спроса на них в большинстве индустрий: ритейле, FMCG, банковском секторе, маркетинге и т. д. В то же время, в привлечении кадров нуждаются российские производители, государственный сектор, некоторые страховые компании и российские банки.  Кроме этого, отдельный сегмент спроса — это малый и средний бизнес, который ранее не мог себе позволить найм фул-тайм специалиста, а сейчас с удовольствием использует временный персонал для решения точечных задач в таких функциях, как рекрутмент, маркетинг, PR и т. д.

Специалисты, которыми чаще всего готовы «обмениваться» компании, – это разработчики, менеджеры по продукту, системные аналитики, менеджеры по продажам и инженеры.

К сожалению, на текущий момент организаций, которые оптимизируют численность либо рабочее время сотрудников, по нашим ощущениям, в 4-5 раз больше, чем тех, кто нанимает дополнительный персонал.

При благоприятном сценарии выхода из кризиса есть вероятность, что где-то к осени-зиме оптимизированные компании будут активно искать ресурс для адаптации к новым рыночным условиям и развития стратегических направлений своей деятельности. В такой ситуации сервисы «шеринга» времени и компетенций персонала помогут организациям максимально быстро заполнить свой штат сотрудниками, компетенциями и талантами, необходимыми для будущего роста.

 Дьявол в деталях

Конфликт интересов – один из основных пунктов, порождающих недоверие к идее «шеринга» в целом. Безусловно, это очень актуальный вопрос, особенно если дело касается квалифицированных специалистов, многие из которых, в силу специфики работы, имеют дело с коммерческой тайной. Предотвращение конфликта интересов должно быть реализовано в основных принципах сервиса. Например, с каждым работодателем мы фиксируем список компаний, с которыми нежелательно сотрудничество его специалистов. И в случае запроса от такой компании, мы просто не предлагаем эти команды.

Другая сложность – подобрать сразу готовую команду, которая полностью подходит другой компании, и сочетает в себе все нужные компетенции и опыт. Такие запросы подразумевают очень сложную комбинаторику, то есть очень много факторов должно совпасть сразу. Решить подобную задачу возможно только индивидуально, глубоко погружаясь в задачу заказчика.

Резюмируя, текущая кризисная ситуация стала катализатором развития сервисов по «шерингу» времени и компетенций сотрудников. Такие проекты решают крайне важную на сегодня задачу по ребалансировке ресурсов: от тех, кто временно не нуждается в специалистах и командах – к тем, кому они необходимы прямо сейчас. Более того, такие сервисы дают возможность компаниям обрести небывалую гибкость в управлении персоналом, снизить расходы на ФОТ до 50-60%, и сохранить при этом адаптированные и лояльные команды, способные достигать амбициозные цели, и побеждать в конкурентной борьбе.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Барканов
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

Пытался работать по этому принципу, ключевые проблемы:

- заказчик чувствует себя главным везде, поэтому выкручивает руки как на этапе переговоров, так и в процессе работы- как юридически, так и морально, считает контракт с ИП/ГПХ как будто он собственник сотрудника (как при  обычном найме)

- сложно согласовать приемку готовой работы, заказчик заинтересован тянуть максимально долго,  находить ошибки и просто придираться,  не оплачивать все или часть;

- заказчик требует 24/7 поддержку его функций, что невозможно в принципе, или требует переработки за свой счет, не экономит время подрядчика и в целом его не уважает;

- заказчик считает себя везде правым, готов в любой момент начать иск, разбирательства (чтобы не платить), упрекать в том что "он ожидал большего".

- оплата чаще всего заниженная, так как заказчик экономит на всем, и даже за вычетом налоговых отчислений выгода небольшая. 

 

По факту,  проектная работа с разными компаниями ( фриланс) возможна только если сама компания видит и ценит экспертность подрядчика, иначе будет отношение еще хуже чем при обычном найме.

Пока работодатели видят себя богами и вершителями судеб ничего в этом направлении не поменяется.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.