Эстафета гибких навыков, или Как передать знания новому поколению

Организация благотворительных программ — сложная задача, если программа не сводится к раздаче денег (что, впрочем, тоже непросто). Все знают принцип «Лучше дать удочку, а не рыбу», но как это сделать? Какую удочку? Как научить ею пользоваться? Как разбудить желание сделать это?

Очевидно, что созданные благотворительными фондами образовательные курсы не могут и не должны конкурировать с традиционными системами образования, то есть со школами, университетами и коммерческими курсами, которые располагают и большими ресурсами, и квалифицированными преподавательскими кадрами.

 Создавая образовательный курс, фонд должен учитывать:

  • нужно найти нишу, которая не занята официальной системой образования;
  • образовательный курс должен существенным образом влиять на жизнь и будущее учащихся;
  • волонтеры должны передавать учащимся действительно полезные знания и навыки.

Всякий заканчивающий школу старшеклассник сталкивается с обычными для этого возраста вопросами: какую профессию выбрать, какова наилучшая траектория входа в нее, как сделать так, чтобы выбор профессии был первым шагом к построению карьеры. Может быть, таких терминов школьники и не используют, но о том, «что делать», им приходится думать.

Аналогичные, хотя и несколько иные, проблемы должны решать студенты, заканчивающие вуз. Начало карьеры, выбор первого места работы, конвертация полученных теоретических знаний в практические навыки — все это требует нелегких решений.

Именно для решения этих проблем Благотворительным фондом «Система» (оператором социальных инвестиций АФК «Система») была разработана образовательная программа «Амбассадоры “Лифта в будущее”».

Выбор ниши

Все исследования показывают, что выпускнику учебного заведения хватает теоретических знаний, но не хватает того, что называется «гибкими навыками», или soft skills. В частности, в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР 2019 г.) говорится, что с профессиональными навыками у жителей России дело обстоит гораздо лучше, чем с пресловутыми soft skills. И, в первую очередь, это касается людей, живущих за пределами столичного кластера.

Важным показателем наличия гибких навыков является так называемый индекс вовлеченности в социальные взаимодействия, показывающий частоту, с которой работники делятся деловой информацией, сотрудничают с коллегами, выступают в качестве наставников, консультируют, ведут переговоры и т. д. Россия за вычетом Московского региона находится по этому показателю на 22 месте из 38 исследованных ОЭСР стран.

Эти данные подтверждаются исследованием «Глобальный разрыв в навыках в 21 веке» (The Global Skills Gap in the 21st Century) Института студенческих работодателей (The Institute of Student Employers, ISE), согласно которому, именно российские работодатели наименее удовлетворены умениями выпускников, причем опрошенные эксперты сообщают, что больше всего молодым сотрудникам не хватает таких качеств, как гибкость и стойкость.

Итак, простой житейский опыт и данные международных исследований показывают, что российские выпускники нуждаются в «доучивании», в том числе и по части гибких навыков. Обидно, если одаренный человек не сможет сделать карьеру, принести максимальную пользу обществу, по сути, из-за технических, но очень существенных препятствий: неумения составить резюме, отсутствия портфолио, отсутствия элементарных практических навыков, легко приобретаемых во время стажировок.

Две идеи, две роли

Программа базировалась на двух идеях. Первая заключалась в том, чтобы дать будущим выпускникам школ и вузов именно те гибкие навыки, которые должны помочь им добиться успеха в жизни после получения диплома. Вторая идея, из-за которой программа и получила свое название, заключалась в том, что обучающиеся на определенном этапе должны сами становится наставниками.

В программу принимали студентов и школьников. При этом, если каждый из студентов, участников программы, получал личного наставника из числа сотрудников компаний группы АФК «Система» (таких как МТС, Ozon, «Медси» и др.), то сам он в конце концов должен был стать наставником для старшеклассника, которому предстоит поступать в вуз или колледж. Именно для этого внутри образовательной программы предусмотрен особый учебный модуль «Студенты — старшеклассникам», по окончании которого студенты становятся наставниками школьников, помогая им в профориентации.

И еще одна, может быть, не самая оригинальная, но полезная идея, «зашитая» в программу: имитация реальной бизнес-деятельности. Студенты-наставники в первую очередь курировали школьные команды в ходе работы над реальными проектами под руководством экспертов из компаний АФК «Система». Все это завершалось защитой проектов, ну а 30 лучших амбассадоров получили возможность стать модераторами программ мобильных лабораторий «Лифта в будущее» в разных городах России, в том числе на площадках Всероссийских детских центров «Артек» и «Океан».

Студенты получали наставников из числа сотрудников компании, а сами были наставниками школьников. Таким образом, разработчики программы ставили перед собой цель создать механизм непрерывной передачи знаний от поколения к поколению, то есть выстроить непрерывную траекторию школа — вуз — компания.

Проблема мотивации

Всего в программе было задействовано 150 менторов из числа сотрудников компаний, почти 500 студентов и около 1000 школьников.

Участников программы, включая наставников, выбирали из числа добровольцев, пожелавших в ней участвовать. Студентов отбирали на основе их мотивационных писем, будущие наставники проходили собеседование, а дальше «настройка» происходила вручную, по профессиональному соответствию студента и наставника.

Почему студенты шли в эту программу? Вообще, предполагалось, что они были заинтересованы в том, чтобы прокачать свои гибкие навыки и пройти соответствующие курсы. Например, один из учебных модулей в рамках программы был посвящен в широком смысле развитию личного бренда. Он включал в себя онлайн-практикум по самопрезентации и нетворкингу, задачу по развитию личного бренда, курс «Правила поведения в соцсетях». Были в программе и учебные курсы по развитию навыков публичных выступлений, по созданию презентаций, а модуль «Начало карьеры» позволял поразмышлять о том, что делать, если пошел не туда, и какие они, профессии будущего. Здесь учили составлять резюме и сопроводительное письмо, давали советы, касающиеся первых дней на новой работе.

Но надо признать, что именно мотивация студентов оказалась самым слабым местом программы. Поскольку участие в ней не было обязательным, некоторые студенты исчезали прямо в ходе обучения. Затем некоторые из них неожиданно появлялись и опять исчезали. В итоге остались самые мотивированные, вознаграждением для которых стало собеседование на стажерские позиции в компаниях АФК «Система» с перспективой трудоустройства.

Вместо выводов

У многих может возникнуть вопрос, а почему таким полезным навыкам, как составление резюме, подготовка презентаций и публичных выступлений, не учат в школах. Но там не всегда успевают за быстро меняющейся жизнью. Им бы справиться с обучением школьников русскому и математике. А заполнять «лакуны» должны более гибкие образовательные структуры, в том числе и на основе некоммерческих образовательных онлайн-платформ. И тогда представители молодых поколений легко научат друг друга самым актуальным и современным навыкам.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.