Нужно ли тратить рабочее время на волонтерство или это – альтруизм?

Ответ: «Да, это выгодно». Но рассчитать выгоду напрямую почти невозможно, как и результат любых проектов, направленных на достижение стратегических целей. Конечно, всегда есть косвенные показатели, но главный — развитие бизнеса в целом и польза от репутации социально ответственной компании — нельзя уместить в ROI отдельного проекта.

Больше пользы – лучше результаты

Хотелось бы сказать, что топ-менеджеры сами зачастую стремятся менять мир, вдохновляя десятки тысяч сотрудников делать что-то полезное для других. В России – помогать незащищенным слоям населения. В Африке – обеспечивать доступ к безопасной питьевой воде для большего количества людей. В разных странах разные инициативы, объединенные идеей вместе создать такое общество, в котором хочется жить. Это действительно часть идентичности Coca-Cola, но дело не только в личностях руководителей.

Чтобы возвращать обществу часть прибыли в форме социальных проектов, нужно эту прибыль получать. По данным исследования KPMG, социально ответственный бизнес достигает более высоких результатов. А публикация собственных КСО-отчетов стала практикой для 93% из 250 крупнейших компаний в мире. В то время как еще 15 лет назад о ней отчитывались лишь 45%.

Потребители тоже скорее выбирают продукцию тех компаний, взгляды которых разделяют. Особенно это актуально для поколения Z – они в формировании бизнес-ландшафта покупательским поведением видят свою личную социальную ответственность. То же самое касается и сотрудников, если волонтерство для них не пустые слова.

Волонтерство – новая успешность

Чтобы определить портрет современного корпоративного волонтера в России и понять, интересен ли он компании в качестве сотрудника, обратимся к исследованию «Национального совета по корпоративному волонтерству».

87% всех волонтеров – люди с высшим образованием, абсолютно разного возраста (в том числе, опытные сотрудники). Это далеко не только миллениалы, хотя для последних смысл в работе имеет первостепенное значение, что подтверждают опросы.

Помимо моральных соображений и необходимости помогать другим в корпоративном волонтерстве люди находят способ удовлетворить свои индивидуалистические мотивы: получить положительные эмоции (56%), научиться новому (35%) самореализоваться (27%). Если сравнивать корпоративных волонтеров с россиянами в целом, у первых сильнее личностная ориентация (40% против 24%) и они больше разделяют ценности роста (10% против 3%). Это рефлексирующие, организованные люди, которые стремятся к саморазвитию и способны приносить существенную пользу обществу и компании. Другими словами, сотрудники-волонтеры почти всегда становятся желанной целью для HR-отделов компаний.

Курица или яйцо?

Мы не можем точно ответить, меняет ли волонтерство людей и из-за этого они становятся успешнее в своей работе или волонтерами становятся в основном потенциально перспективные сотрудники, но наши наблюдения показывают: волонтеры быстрее продвигаются по карьерной лестнице. Они получают новые навыки, знания, начинают по-другому относиться к своей компании и, наверное, жизни. Например, в Ирландии сотрудники Coca-Cola HBC отмечали положительные изменения в своих профессиональных навыках и рост личного благополучия после регулярного участия в социальных проектах. Поэтому привлечение большего числа сотрудников к такой деятельности – важная задача для компании.

Как это сделать?

Предложить актуальную повестку корпоративных проектов и устранить барьеры для тех, кто хочет заниматься волонтерством, но по какой-то причине не делает этого.  

В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ выяснили, какие из форм вовлечения сотрудников стоит развивать. В тройке: использование про-боно (это для сотрудников понятно и не требует специальной подготовки), сбор средств (просто и без личного участия) и использование добровольчества как инструмента поддержки развития сотрудников.

В Coca-Cola HBC Россия создают «Маркетплейс социальных проектов». Это интранет-площадка, где сотрудники могут посмотреть календарь мероприятий и заранее определить, что им ближе по духу: стать донором, участвовать в субботниках и внедрять раздельный сбор отходов или помогать развивать навыки «особенных» подростков. По каждому из этих направлений в компании есть собственные проекты.

Когда качественная составляющая определена, необходимо решить главную количественную проблему — нехватку времени. В упомянутом выше исследовании «Национального совета по корпоративному волонтерству» 72% респондентов отвечали, что именно отсутствие времени становилось главной причиной неучастия в таких проектах, а 54% сказали, что эту деятельность трудно совмещать с работой. Еще один подтверждающий эту гипотезу тезис: семейные люди реже тратят свое время на волонтерство.

Это объективная причина, поэтому в мы просто выделили день дополнительного оплачиваемого отпуска для сотрудников на волонтерство в социальных, экологических и просветительских проектах, организованных компанией. Теперь каждый из 8000 работников компании может приносить пользу обществу в будний день, а выходной оставить семье.

Технически оформляется именно отпуск, который компания оплатит сотруднику в соответствии с Трудовым кодексом. Для этого работник заранее согласует время участия в акции со своим руководителем, пишет заявление в отдел кадров на определенный день и получает оплачиваемый отпуск.

Считаем результат

К 2025 году компания на глобальном уровне планирует добиться того, что 10% сотрудников будут использовать право на оплачиваемый волонтерский день. Если включить нехитрые математические расчеты, то компании только в России придется оплатить 6400 часов волонтерской деятельности своих сотрудников. И мы снова возвращаемся к вопросу про ROI такой деятельности и отсутствию каких-либо цифр, подтверждающих повышение эффективности труда напрямую.

Но подумайте вот о чем: сейчас Coca-Cola HBC Россия входит в топ-4 лучших работодателей страны по версии HeadHunter, а конкурс по программе развития будущих талантов для выпускников составляет 300 человек на одно место. Уровень вовлеченности персонала поднялся до 92%, хотя еще 10 лет назад был равен 42% и большинство скептиков пеняли на особенный русский менталитет.

Так можно ли говорить о том, что выделение рабочего времени на волонтерство – альтруизм? Конечно, нет. Но чтобы эта формула работала, нужно верить в нее полностью на всех уровнях управления, сделать ее частью своей идентичности, а не воспринимать просто как очередную модную тенденцию.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Думаю что компания Coca-Cola может себе такое позволить. Но не думаю что подавляющее большинство российских компаний готовы и могут повторить за Coca-Cola. Давайте проведем математический расчет такого эффективного использования ФОТа. Пусть будет маленькая компания со штатом в 30 человек и средней ЗП хотя бы 30 000. Итого: (30х30 000)/21=42 857,14. А теперь процент к общему ФОТу: 42 857,14/900 000=4,76%. Допустим что ФОТ занимает 30% всех затрат компании. 4,76х0,3=1,42% от общих затрат. Много это или мало, решать бизнесу. (по мне, так сумма немалая, а по году.... вааще). Но у меня в голове закралась одна нехорошая мысль, сдается мне что 80% сотрудников (а то и по боле) будут расценивать "волонтерский" день как день безвозмездной помощи себе любимому, т.е. как выходной.

Проверил на НН.  У компании Coca-Cola 9 вакансий по состоянию на 14:35 сегодня и 2347 активных резюме соискателей которые там работали, в том числе у 420 соискателей это последнее место работы в текущем году. И это только по Москве. А теперь вопрос к автору: Как Вы думаете, то что Вы написали работает?

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Шепелёв пишет:
Как Вы думаете, то что Вы написали работает?

Думаю, что работает, но немного другой стороны))) Сама кола делает даже спец.площадку под волонтёрские проекты. Участие работников колы, как мы понимаем добровольно- принудительное,т.е. обязательное,  хотя и оплачиваемое. Т.е. это тажа работа . Выполнерип этих проектов, как волонтёрских идёт под соусом благотворительности,  с соответствующими налог.  и соц. компенсация и , которые возвращаются в форме отбитых затрат на оплату волонтёр.дней и в форме социально- активного предпринимателя. 

По сути, волонтёрство, оно же безвозмездная помощь, как была всегда во все времена и у всех народов, а с России тем более, так и осталась.  И, с точки зрения морально-социально-духовной выгоды человека, как личности, это всегда приносит радость и удовлетворение. 

Есть возможность - помоги ближнему. 

Руководитель группы, Москва

У нас в Россиинет никаких налоговых и социальных компенсаций для благотворительной деятельности... по крайней мере формально 

Ирина Волкова +146 Ирина Волкова Менеджер по ВЭД, Санкт-Петербург
Сергей Лозинский пишет:

У нас в Россиинет никаких налоговых и социальных компенсаций для благотворительной деятельности... по крайней мере формально 

Благотворительность и волонтёрство - не одно и то же. Благотворительность - это осуществление пожертвований, а волонтёрство - добровольное уделение времени своей жизни на благо общества. В глобальных корпорациях волонтёрство рассматривают как вариант эмоционального развития персонала.

Насчёт отсутствия налоговых компенсаций - неверно. Благотворительностью может заниматься не только компания, но и любой человек. Если перечисления были в адрес организаций, указанных в 219 статье НК, человек имеет право на налоговый вычет, то есть может вернуть часть пожертвованных средств.

С 1 января 2019 года занимающиеся благотворительностью организации могут уменьшить налог на прибыль на инвестиционный вычет – то есть на сумму таких расходов. Соответствующие изменения в законодательство ввёл Закон от 27.11.2018 №426-ФЗ.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Ирина Волкова пишет:
В глобальных корпорациях волонтёрство рассматривают как вариант эмоционального развития персонала.

Совершенно поддерживаю такую точку зрения. Ведь кока кола продает именно эмоции. Им нужны сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом и волонтерство - способ его прокачки. Потому то в нем благополучный и высокооплачиваемый сотрудник международной компании входит в соприкосновение с другими слоями населения, с теми, с кем иначе бы ему не пришлось общаться. 

Так что как тренинг и как способ развития хорошее средство. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Михаил Шепелёв пишет:
Пусть будет маленькая компания со штатом в 30 человек и средней ЗП хотя бы 30 000. Итого: (30х30 000)/21=42 857,14. А теперь процент к общему ФОТу: 42 857,14/900 000=4,76%. Допустим что ФОТ занимает 30% всех затрат компании. 4,76х0,3=1,42% от общих затрат.

Не работают эти рассчеты в FMCG. Слишком механистично. 

Еще посчитайте себестоимость-маржа-прибыль. 

Все не так, когда речь идет про продвижение и развитие брендированной продукции. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

У Чалдини описан эффект атрибуции. Если людям на учатске предлагали установить социальный плакат, то сразу большинство отказывалось. Но если сначала им предлагали подписать какую то петицию и только потом спустя время плакат, то процент согласившихся был больше.  Иными словами, человек, совершивший добрый поступок, начинает думать о себе лучше и с большей вероятностью в следующим раз совершит новый добрый поступок. Потому что работает эффект самоатрибуции. 

Наоборот тоже работает. Если человеку говорят, что он плохой, то он с этим соглашается и решает что его место в мире быть плохим. Действительно таким становится. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
У Чалдини описан эффект атрибуции. Если людям на участке предлагали установить социальный плакат, то сразу большинство отказывалось. Но если сначала им предлагали подписать какую то петицию и только потом спустя время плакат, то процент согласившихся был больше.  Иными словами, человек, совершивший добрый поступок, начинает думать о себе лучше и с большей вероятностью в следующим раз совершит новый добрый поступок. Потому что работает эффект самоатрибуции. 

Я об этом читал, но объясняю это по другому - это продавливание сопротивления по частям, мелкими шагами.

Пример. Бабушка-соседка попросила сходить в магазин за хлебом, сегодня плохо себя чувствует. Потом еще раз и еще раз, потом регулярный поход за хлебом стал постоянной обязанностью, а далее и покупка других продуктов добавилась в список обязанностей.

А вот если сразу человеку сказать, будешь приносить для меня все продукты из магазина. Что человек на это ответит? - Обращайся в собез или найми кого-то или родственников своих подключи.

Генеральный директор, Москва

Я не совсем понял, о чем в статье идет речь т.к

Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Если за волонтерство людям платят, то как это может быть волонтерством?

В статье описывается выпонение сотрудниками в ОПЛАЧИВАЕМОЕ им рабочее время некоторых не свойственных им функций.

Или я что-то не так понимаю?

P.S. На этом сайте, уже была похожая статья, которая описывала, как какая-то компания, тоже под видом волонтерства, отправила несколько молодых сотрудников в оплачиваемую командировку на несколько дней для уборки берега Байкала.

Думаю, что если бы компанию волновал бы не самопиар, а действительно забота о чистоте берега Байкала, то на те деньги, в которые обошлась эта поездка, компания могла бы нанять раз в 10-20 больше местных жителей, которые выполнили бы в 10-20 раз больший объем работы по уборке и наведению порядка в прибрежной зоне....

Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
на те деньги, в которые обошлась эта поездка, компания могла бы нанять раз в 10-20 больше местных жителей, которые выполнили бы в 10-20 раз больший объем работы

Олег, один полет от Москвы до Сибири в оба конца - 20 тыс рублей. Допустим, полетели 4 сотрудника, на логистику ушло 80 тыс рублей. И на гостиницу, к примеру, по 2 тыс рублей/сутки, 15 тыс на неделю на одного - итого 60 тыс на четверых.

Итого 140 тысяч рублей затраты. Невелики деньги - 2 месячные зарплаты рядового торгового представителя. В 10-20 раз больше местных жителей на эти деньги не наймешь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.