Что делать с прокрастинаторами? Правильные управленческие решения

Привычка откладывать дела на потом разрушительна и для человека и для компании, но давайте порассуждаем, какую пользу может принести прокрастинатор руководителю. Ведь прокрастинация – индикатор дефектов системы управления персоналом.

Прокрастинация – это слово стало синонимом осознанного безделья. Вне работы последствия от постоянного откладывания важных и срочных задач – личная боль самого человека, но наличие в штате работника-прокрастинатора – это уже проблема компании. Руководители отмечают снижение показателей работы такого человека, его чаще заметишь с кружкой кофе, пролистывающим ленту соцсети, чем за работой. На вопрос об отчете он, скорее всего, ответит: «Уже почти все готово! Завтра сдам». Откладывание дел «на потом» в результате выливается в лучшем случае в низкое качество работы, в худшем – приводит к убыткам в виде упущенной сделки или делового партнера, который ушел к конкурентам, где «ребята пошустрее работают».

В отношении прокрастинатора руководители обычно принимают одно из двух решений, зависимо от стиля управления. Демократы вызовут на диалог, попытаются выяснить причину, замотивируют деньгами и перспективами или увольнением, если подобное повторится. Авторитарные руководители вызывают персональщика и ставят конкретную задачу: «Уволить провинившегося. Найти такого, у которого глаза горят». И на первый взгляд оба будут правы.

Десятилетний опыт работы с персоналом заставил меня посмотреть на проблему прокрастинации не на уровне конкретного сотрудника (что ни в коем случае не снимает с него вины), а на уровне системы управления, и сформулировать другие причины неэффективного поведения. Ведь прокрастинация – своего рода реакция Манту, которая показывает, что в организме живет инфекция. Итак, о чем «кричат» своим бездельем прокрастинаторы?

«Я не умею расставлять приоритеты!»

«Сейчас займусь тем, что проще и приятнее, а потом, если останется время, займусь другими делами».

Возможные проблемы системы управления:

  • Некорректное планирование: у сотрудника отсутствует укрупненный план работы на год, функциональный план на месяц, и подробный план на неделю и день, он не понимает важность каждой выполняемой задачи.
  • Систематическое изменение планов работы. План вроде как есть, но он меняется или не соблюдается. Работник не понимает причин изменений, не концентрируется на выполнении задач, потому что правила меняются, и он не влияет на это.
  • Непомерно большой объем работы, который не позволяет быть эффективным.
  • Работнику просто не сообщили, чем сейчас важно заниматься и почему. Или сообщили не в той форме, которая исключает двоякочтение.

Варианты управленческих решений:

  • Разработать или оптимизировать действующую систему планирования работы.
  • По возможности – включать сотрудников в процесс планирования.
  • Информировать сотрудников о причинах переноса задач или изменения приоритетов работы (еще мы повышаем лояльность – человек будет чувствовать сопричастность к большому делу).
  • Провести объективную оценку трудоемкости действий и процессов, при необходимости – автоматизировать циклические задачи или перераспределить функционал.
  • Обучить руководителей корректно ставить задачи подчиненным (обозначить цель, сроки и необходимый результат, предоставить ресурсы, уточнить, правильно ли поняли).

«Я не люблю свою работу!»

«Я хочу заниматься чем-то другим».

Возможные проблемы системы управления:

1. Если такие мысли посещают вновь принятого сотрудника:

  • Неправильно смоделировали образ идеального кандидата (грубо говоря, не того искали). Например, искали креативного и деятельного сотрудника на детальную проработку нового проекта.
  • Неправильно оценили кандидата на собеседовании: использовали шаблонные приемы, которые не позволили сформировать о нем объемное представление.
  • Некорректная адаптация новичка. Представьте: на человека упал сугроб снега, а лопаты, чтобы откопаться, ему не дали. А если еще и помощи не у кого попросить? Понятно, что такая ситуация любви к работе и компании не прибавит.

2. Если такие мысли посещают сотрудников, давно работающих в компании:

  • Эмоциональное выгорание или стресс.
  • Профессиональные неудачи или отсутствие профессиональных побед.
  • Несоответствие профессиональных компетенций поставленным задачам. По личному опыту отмечу, что практически всегда в анамнезе таких работников можно найти травмирующий случай, который разделил профессиональную жизнь на «до» и «после». Этот случай может находиться в плоскости отношений внутри отдела или между подразделениями, материальной или нематериальной мотивации, обучения и развития персонала.

Варианты управленческих решений:

  • Детально проработать образ «идеального кандидата».
  • Обучить менеджеров по персоналу практическим инструментам, с помощью которых они проведут объективную оценку кандидатов.
  • Пересмотреть структуру мотивации рекрутеров (например, выплачивать процент премии не в момент закрытия вакансии, а после того, как пройдет испытательный срок сотрудника, которого он нашел).
  • Выстроить процесс адаптации в компании, пресекать формальный подход, уделить особое внимание выбору наставников и их мотивации.
  • Провести оценку персонала, держать руку «на пульсе» и исправлять ситуацию, пока она не достигла точки невозврата.

«Я не понимаю, зачем мне нужно заниматься этим!»

«Я не хочу делать то, в чем не вижу смысла».

Возможные проблемы системы управления:

  • Сотрудник не понимает цели своей работы или цели выполнения конкретной задачи. Это характерно для тех, кому важно понимать ценность вклада в общее дело. Вспомните притчу про трех работников на строительстве храма. Каждый по-своему отвечал на вопрос: «Что ты делаешь?». Один ответил: «Ношу камни», другой: «Зарабатываю деньги», а третий с улыбкой сказал: «Я строю храм».
  • Внутрикорпоративные коммуникации не позволяют работнику видеть перспективы компании и своего профессионального развития.
  • Непосредственные руководители при постановке задач не акцентируют внимание на ценности результата для сотрудника, отдела и компании в целом.
  • Авторитарный стиль руководства: «Я – начальник, ты – дурак, делай и не задавай глупых вопросов!».

Варианты управленческих решений:

  • Включить сотрудников в стратегические сессии компании или сообщать о важных этапах проектов.
  • Выстроить коммуникации внутри компании так, чтобы каждый сотрудник знал важность и смысл выполнения своих задач.
  • Обучить руководителей правильно мотивировать работников (например, обозначать ценность результатов работы отдела).

«Я не умею работать планомерно!»

«Я работаю так, как получается работать, а не так как надо».

Возможные проблемы системы управления:

  • Отсутствует промежуточный и итоговый контроль.
  • Работник не только самостоятельно выполняет задачу, но и сам определяет форму контроля.
  • Руководитель или подчиненный (а может, сразу оба) не умеют управлять временем (скачкообразный ритм работы: то пусто, то густо).
  • Не отлажена система взаимодействия внутри подразделения или со смежными отделами. Например, что-то надо сделать сегодня – идите в бухгалтерию, а бухгалтерия говорит «мы это можем сделать только послезавтра, у нас квартальный отчет».
  • Непродуманное, неэргономичное рабочее пространство. Например, дизайнер сидит в другом конце офиса, пока дойдешь до него, потеряешь 40 минут времени. Вот пойду в бухгалтерию, и тогда зайду к дизайнеру по пути.

Варианты управленческих решений:

  • Разработать систему контроля, обозначить четкие контрольные точки и измеримые критерии качества работы. Например: Иванов, каждый день в 18-00 ты присылаешь SMS с двумя цифрами: количество клиентов, которым отправил деловое предложение, и количество запланированных встреч на завтра. В пятницу в 17-00 присылаешь вот такую таблицу-отчет.
  • Разработать правила взаимодействия между подразделениями, сообщить всем об этих правилах. Например: отдел кадров выдает справки ежедневно с 16 до 17, кроме 13 и 26 числа месяца, так как они сверяют табели для зарплаты.
  • Пересмотреть планировку офиса и рассадки в кабинетах, проработать логистику передвижения по офису.

«Все равно опять ничего не получится»

Возможные проблемы системы управления:

  • Рекрутер ошибся в оценке кандидата: не увидел низкую самооценку, пессимизм, не отметил метапрограмму избегания неудач (привычка мышления, когда человек избегает худшего, а не стремится к лучшему).
  • Руководитель не умеет давать обратную связь подчиненному (или не дает вообще), критикует, делает чрезмерный акцент на ошибках, преувеличивает их значимость. Как результат – синдром установки на неудачу, когда у сотрудника просто опускаются руки.

Варианты управленческих решений:

  • Научить рекрутеров современным технологиям оценки мотивации и жизненных ценностей кандидата.
  • Научить руководителей давать конструктивную обратную связь (положительная оценка – зона развития, что можно улучшить – побуждение к действию).
  • При постановке задачи рассказать сотруднику, по каким критериям будет оцениваться его работа (сроки – «сделай быстро», оформление – «сделай красиво», объем работы – «сделай много»). Обозначить принципиальные аспекты, чтобы сотрудник знал, за что его могут наказать.

«Я не хочу делать так, как требуют!»

Возможные проблемы системы управления:

  • Рекрутер ошибся в оценке кандидата: важно оценить не только профессиональные качества, но и понять, как быстро новый сотрудник наладит контакт с конкретным руководителем.
  • Руководитель ведет себя некорректно и провоцирует обиду подчиненного, работник начинает «мстить» открыто или втихаря.
  • Не провели оценку персонала, не владеем информацией о вовлеченности персонала и его лояльности к корпоративным ценностям и правилам (глупо ожидать интенсивного труда от сотрудников, которые не любят и не ценят свою компанию).
  • Не создали условия для развития сотрудников, реализации их потребности во власти (росте) и тогда протест становится единственной возможностью проявить себя.

Варианты управленческих решений:

  • Научить рекрутеров моделировать гипотетические отношения между кандидатом и руководителем уже на этапе проведения интервью. Обозначить приоритет экологичных корпоративных отношений.
  • Систематически проводить оценку вовлеченности и лояльности персонала, выявлять сотрудников со скрытой нелояльностью, которые пока не проявляют своего негатива открыто.
  • Провести комплексную оценку сотрудников (ассессмент-центр), определить потребности в обучении, создать условия для профессиональной реализации.
  • Предоставить сотрудникам возможность давать обратную связь, они должны быть уверены, что это безопасно и что их услышат.

«Я не знаю, как и с чего начать»

Возможные проблемы системы управления:

  • Руководитель не оказывает методологическую помощь сотруднику, например, не подсказывает способы, которые сократят время выполнения задачи.
  • У сотрудника не уточнили, как он понимает задачу, не удостоверились, что у него есть все необходимое для ее выполнения.
  • Неправильно оценили профессиональные возможности конкретного сотрудника. Например, дали новый проект не самому опытному сотруднику, а самому ответственному, который точно не откажется и не завалит его.

Варианты управленческих решений:

  • Обучить руководителей корректно ставить задачи.
  • Донести до руководителей ценность людей, что к разным людям нужен индивидуальный подход. Научить, как работать с разными особенностями конкретных сотрудников. Да, здесь не детский сад, чтобы всем сопли утирать, но если вопросы «Тебе все понятно? С чего начнешь?» увеличат производительность труда, то почему бы это не использовать?

Как определить причины неэффективного поведения конкретного сотрудника? Только побеседовав с ним, в некоторых случаях – можно провести анкетирование. Но важно учесть, что достоверность результатов беседы прямо пропорциональна степени доверия сотрудника интервьюеру. Поэтому первоочередная задача – создание доверительных отношений.

Соглашусь, что в некоторых случаях проще и эффективнее уволить прокрастинатора. Но надо честно признаться, что порой мы сами создаем питательную среду, в которой зерна прокрастинации прорастают стремительно. Если есть дефект системы управления, то новый сотрудник ситуацию не изменит. И рано или поздно мы придем к тому, что лучше один раз устранить причину проблемы, а не систематически бороться с ее последствиями.

Комментарии
Аналитик, Москва

Отличная статья! Очень системный подход - рассматривать конкретную (повторяющуюся) проблему как индикатор нарушений в работе всей системы. Иными словами - если горит красная лампочка - среагировать на причину, о которой она сообщает, а не заменить саму красную лампочку (на зелёную или совсем не сигнализирующую).

Консультант, Москва

Хорошая статья,теоретическая.

Вся проблема заключается в системе управления предприятия.Слабый руководитель - это проблема всех предприятий.Только по этому мы ни на каких рынках ,ни в каких отраслях конкурировать не можем. Только по этому у нас падают ракеты на космодромах.Учится надо ,а не ставить на руководящие должности блатных. Это катастрофа для всей экономики нашей БОГАТЕЙШЕЙ страны.Поэтому люди беднеют.!!!!!!!!

Генеральный директор, Москва

Интересная статья, спасибо.

Финансовый контролер, Казань
Соглашусь, что в некоторых случаях проще и эффективнее уволить прокрастинатора.

Статья отличная, но, извините, не соглашусь. Все современные методы направлены на устранение корневых причин и для их поиска чек-лист отменный.

Руководитель, Беларусь

Отличная статья. Если система компании неэффективна - то один сотрудник в ней мало что может исправить. Если сказать одной фразой те проблемы, которые обозначила автор статьи - то речь идёт о НЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ.

Руководитель, Беларусь

"Всё равно опять ничего не получится" - это синдром выученной беспомощности. Он возникает - когда сотрудника всё время сбивают с толку критикой. Что ни делай - начальству всё плохо, либо в разных ситуациях оно даёт взаимоисключающие оценки (семь пятниц на неделе). И человек никак не может выявить в них принцип, которому можно соответствовать. А принципа-то и нет.

Менеджер, Симферополь

Очень интересная статья комплексного анализа возможных внешних причин возникновения прокростинации.

Отдельное Спасибо - за меры "Профилактики" как взгляд на проблемму и шаги по её решению со стороны HR отдела.

Финансовый контролер, Казань
Татьяна Волочкович пишет:
А принципа-то и нет.

Если начальник дурак, то остается, как минимум, хороший путь - это путем расспросов выяснить, какой же результат ожидает начальник. Плюс предложить план и посоветоваться, как он начальнику. В конечном счете задача такого работника не работу сделать правильно, а начальнику угодить. Но если сотрудник действительно умный, а не утверждающий своё эго, то быстро получает опыт и идет вперед. Сам предпочитаю с такими не работать.

Менеджер, Симферополь

Возвращаясь к названию статьи - "Правильные управленческие решения" добавлю вопросов прокрастинатора как результат возможных проблем системы управления:

"Почему я делаю работу за других?"

  • Сотрудник не может чётко понять кто и за что в компании отвечает. Не может найти среди ТОП-Менеджмента компетентного коллегу который может решить его вопрос.

"Кому это надо?"

  • Слабые места бизнес процессов связанные с проблемами на производстве, поставками продукции, отладки логистики и т.д. где требуется эффективная командная работа. Сотрудник видит что его усилия часто пропадают зря.

" Что я с этого заработаю?"

  • Система материальной мотивации включает много переменных, достижение которых напрямую не зависит от сотрудника.

"Это мой карьерный потолок?"

  • Сотрудник изучив структуру и планы развития компании, видит свой карьерный ограничитель.

Специально не добавил в комментарий свои варианты возможных "Управленческих решений"

Рассчитываю на помощь сообщества и дальнейшее развитие темы!


HR-директор, Воронеж
Петр Подолякин пишет:


Татьяна Волочкович пишет:
А принципа-то и нет.
Если начальник дурак, то остается, как минимум, хороший путь - это путем расспросов выяснить, какой же результат ожидает начальник. Плюс предложить план и посоветоваться, как он начальнику. В конечном счете задача такого работника не работу сделать правильно, а начальнику угодить. Но если сотрудник действительно умный, а не утверждающий своё эго, то быстро получает опыт и идет вперед. Сам предпочитаю с такими не работать.

простите за дизлайк - случайно нажала, назад вернуть не могу( согласна с вашим мнением. к сожалению, такая история с угождением начальнику не редкость. более того, некоторые руководители и подбирают себе таких сотрудников, которые в рот заглядывать будут и своего мнения не имеют..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Вакансии (910)
Все вакансии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Суверенный интернет

Депутаты решили отгородить Рунет от интернета.

​ПДД: штрафовать будут строже

Тренд дня: Правительство хочет усилить санкции за нарушения ПДД.

ФНС дал бизнесу отсрочку

Факт дня: ФНС не будет штрафовать бизнес, который не успел обновить кассы.

Крупнейшая типография закрывается

Факт дня: «Экстра М» с января 2019 г. прекращает хозяйственную деятельность.