Корпоративная культура: миф или легенда?

Тема корпоративной культуры живая, как и ее участники – со своим настроением, своей эволюцией и особенностями иммунной системы.

Вопрос поднимается в основном в рамках HR-сообщества, где уже давно сформирована своя КК. Как она была сформирована, коллеги? Самостоятельно. Органически. Отшлифовываясь на каждом тематическом собрании, мероприятии. Абсолютно так же должна развиваться культура организации. По крайней мере, у нее есть на это полное право.

Занимаясь вопросами управленческого и кадрового консалтинга, отмечаю, что формирование КК не есть целевым запросом. Боли звучат следующим образом: надо сформировать корпоративную культуру:

  • Для повышения HR-бренда.
  • Для оптимизации бизнес-процессов.
  • Для увеличения продаж.
  • Для снижения затрат на персонал.
  • Надо соответствовать головному европейскому офису и т.д.

Погрузитесь в среду бытовую. Семейную. Для чего воспитывать ребенка? Чтобы – что…? Чтобы его любили? Чтобы он был как все? Чтобы смог работать на хорошей работе? Потому что так положено? Мы воспитываем его, руководствуясь своими (!) ценностями. А может, воспитание поможет будущему взрослому человеку быть счастливым и целостным? В таком случае ему поможет не наше советское/постсоветское воспитание, а органическое формирование личности в реалиях настоящего времени. Понимаете, к чему я клоню?

В заголовке статьи используются два, на первый взгляд, похожих понятия – миф и легенда. Именно они в точности отражают мое видение современной ситуации с КК. Закройте глаза (для пущей визуализации). И представьте себе timeline – временную линию. Вы находитесь в центре. Впереди будущее, за спиной прошлое. По левую руку стремительно пульсирует вектор мифа. Это сторона, в которой есть нечто идеальное. Идеальная КК, к которой можно стремиться бесконечно. Свидетелей, подтверждающих, что «да, это существует и работает» нет. Однако внутренний HR-перфекционист не позволяет остановиться.

По правую сторону неоном горит вектор легенды. Это зона компаний поистине легендарных. Компаний, о которых пишутся книги (предполагаем, как минимум один свидетель есть), в которых удалось сформировать нечто уникальное, чудесное, яркое, свободное и позволяющее сотрудникам любить компанию как самое дорогое в своей жизни, быть частью корпорации, вовлекаться и лояльничать на уровне максимум.

В какую сторону стремитесь вы? Может, в прошлое, поддерживая старые принципы? Или в будущее – готовитесь к новому поколению уже сейчас?

Мне больно видеть каждую из этих четырех стратегий. Потому что искренне сопереживаю эмоциональному состоянию сотрудников, работающих в компании сейчас, в точке реальности. Которые, зачем-то, находятся в состоянии постоянных изменений, стресса и проверки устойчивости психики.

Мой основной посыл – дайте КК развиваться самостоятельно. Не лезьте своими ручонками туда. Консультанты и новые HRD большую часть времени и сил ориентируют не на формирование, развитие, а на борьбу с сопротивлением, вызванным последствиями «прошлого» вмешательства.

Последствия навязанной корпоративной культуры

1. Дань моде превращается в демотивацию. Навязывание модных корпоративных веяний вызывает у сотрудников приступ недоверия, который превращается в снижение лояльности к компании, а следом трансформируется в снижение вовлеченности. И это, в первую очередь, касается сотрудников, приносящих деньги, давая возможность использовать бюджетные средства на формирование демотивационной КК. Иронично, не находите?

2. Сложности при подборе нового персонала. КК проявляется часто в образе идеальной или компромиссной. Эти виды вам хорошо знакомы: первая – красивая, лощеная, с кодексами и «пуфами». Только вот подобрать нового члена в такую идеальную семью без дилемм никак – либо профессионал офигенный, но человек не очень, либо наоборот – идеально по форме вписывается в нашу КК, только потенциал вялый.

История с компромиссной культурой – одна из самых распространенных. Когда есть в компании лидеры мнения, которые и работают давно, и авторитет огромный, только новые ценности не разделяют и вообще «в игрушки эти играть не собираются». И мы закрываем на них глаза, как и на множество маленьких, еле улавливаемых деталек, и продолжаем формировать нашу «идеальную» КК. При подборе транслируем всю аутентичность культуры, а уже после трех недель адаптации кандидаты чувствуют на себе липкую пену от лопнувшего мыльного пузыря.

3. Сопротивление внутренних сотрудников «бирюзовым» веяниям. Сделаю здесь небольшую паузу, чтобы мы вдоволь гомерически нахохотались. Мне становится страшно, когда в заполненных ТЗ или на установочных встречах рисуются эти словосочетания: «мы – бирюзовая организация», «мы хотим быть бирюзовой». Это не смешно. Это действительно пугает.

4. Прежде всего, мы спрашиваем сотрудников – готовы ли они. Не анкетами, не опросами в google-формах. Мы погружаем их в безопасную для них среду – моделируем компанию в метафоре или геймификации. Если сотрудники не готовы – NPV проекта отрицательный. Те, кто рефлексирует на эту тему, пускаются в следующий этап.

5. Им предоставляется возможность. Предоставить возможность не равно приказать. Скорее это «если хотите – можете попробовать. Мы не лезем». Часть горит на энтузиазме первую неделю и подыхает, словно китайская батарейка, но есть часть компаний, которые по принципу Duracell скачут до финиша.

6. И вот на этом этапе сотрудники начинают пугаться – чего дальше ждать-то? Правда, что за нами никто не наблюдает? Или ждать удара по макушке? Мы действительно предоставлены сами себе и можем творить что хотим? Вот здесь точка разрушения, которую я очень люблю – как в волнах Кондратьева. Нужно опуститься на дно, чтобы было от чего оттолкнуться. Да, в этот момент главное – никого не трогать. Пусть ломают систему, процессы, отношения. Не бойтесь этого. Помните: все сотрудники работают за деньги. Если они не будут зарабатывать деньги, они не выплатят ипотеки, не подарят шубы любовницам, не купят айфон, не съездят в Египет. Именно поэтому, после бури разрушений, они начнут выживать. И выстраивать процессы, систему и отношения с нуля. Только теперь ценность этого очень велика, ведь построено своими руками. Не HR-менеджером. Не топ-командой. Своими.

Если культуру позаимствовали

Ну, бирюза так бирюза. Но что по факту выходит? Сопротивление исходит от двух типов сотрудников – первые, иксовой культуры, любители регламентов и статуса возмущают щеки – как это нет больше руководителей? Что значит, самостоятельно принимайте решения?

Вторые, свободные, молодые с единственной жизненной целью быть счастливыми даже босыми, фыркают – даете нам свободу и ответственность в виде фрэймворков, скрама, канбана и прочего гибкого, при этом ограничиваете нас четкими сценариями проведения собраний и организации работы, от которых отходить нельзя, потому что так написано в красной книжечке? А еще мы должны отчитываться о результатах этой свободы своему руководителю, который так и остался руководителем, просто теперь запрещено его так называть?

В подобных ситуациях помогает хорошее упражнение: сядьте за свой большой рабочий стол. Положите голову в ладони и отдайте себе отчет – калька бывает удачная и не очень.

Поделюсь своими принципами, которые способствуют трезвому взгляду на «заимствование» культур, методологий, инструментов:

  • Корпоративная культура – условия. Люди – растения. Есть неприхотливые, но их полезность под вопросом. Чтобы растения росли, реализовывали функцию фотосинтеза, давали прекрасные цветы – необходимо поддерживать благоприятные условия. Если условия меняются, растения погибают. Есть, правда, агрессивные виды, которые все равно изменят условия под себя.
  • Если мы сеем семена из Перу в Сибири, не стоит ждать урожая, который удовлетворит перуанских шаманов. «Посаженная» КК в условиях нашей ментальности никогда не приведет к результатам легендарных кейсов. Это не грусть, это реальность.
  • Корпоративная культура – как нижнее белье: 1) только твое, 2) по размеру, 3) гигиена. КК – это не то, чем можно поделиться. Лучшие практики – да. Отдельные, маленькие акценты. А чтобы во время кризиса трусы не слетели на повороте, обращайте внимание на размер компании. Небольшой штат сотрудников – 50-300 человек не требует раздутости КК, достаточно трех ценностей и всем хорошенько понимать миссию/видение. Тысячные штаты скорее всего сотворят несколько микрокультур. При желании удерживать все, достаточно скрепить их прочной резинкой – а именно, ключевыми ценностными или принципиальными идеями, которые будут объединять все культуры. С гигиеной, надеюсь, не возникает вопросов? Увольнять можно и нужно.

Как управлять корпоративной культурой, сформированной самостоятельно

Когда я говорю о самоформирующейся КК, я вовсе не имею в виду, что ее не нужно контролировать и ей невозможно управлять. Все проекты разные и уникальные – факт. У успешных же есть несколько общих этапов, черт, характеристик – как угодно можно это назвать. Вот ими и хочу поделиться.

Как мы стимулируем КК принять более конкретное очертание: четыре глагола: спросить – услышать – отпустить – принять. Замкните, словно цикл PDCA. Все же мы в гибком мире.

Что можно увидеть и ощутить на подъеме волны?

  • Через месяц кожей можно ощутить атмосферу.
  • Через два уходят первые лишние.
  • Через пять органическим путем происходит обновление персонала на 40-45%.
  • Спустя год даже самые заядлые миллениумы инициируют процесс описания и регламентации бизнес-процессов.

Какие компетенции помогают реализовать такой проект? Мудрость, здравость, эмпатия, рассудительность, внутренний настрой, этика, логика... Причем эти компетенции, желательно, развиты не только в руководящем составе, но и в сотрудниках, и в консультантах.

Три маленьких лайфхака

1. Будьте честными. Не ждите результата, если не верите в средства. Исключительно доброй является традиция быть честным и открытым по отношению к себе и своим сотрудникам. Если боитесь – скажите об этом. Бойтесь вместе. Как показывает практика (и опыты психологов), страх – сильное объединяющее средство.

2. Обратная связь. Но не попсовая. Пожалуйста. Не надо. Обратная связь в формате проверить – жива ли КК. Потыкать палкой в змеиное гнездо. Например, сотрудники занимаются КК для настройки межфункционалки. Закиньте им междисциплинарный проект, посмотрите – работает? Если нет – это и будет демонстрацией для сотрудников. Если да – демонстрацией для вас.

3. Критерии оценки эффективности. Пожалуй, самое важное. Всегда нужно знать, как измерять результат. Количественно и качественно. Для этого, конечно, следует вести аналитику на протяжении всего времени существования компании. Какими могут быть критерии? К примеру, развитие КК для повышения удовлетворенности клиентов – ок. Показателями может быть динамика увеличения промоутеров или снижения детракторов. Если цель проекта по КК – оптимизация процессов, то какая оптимизация? Снижение времени на обслуживание внутренних клиентов? На сколько снижение? Есть возможность перевести в точки контакта и считать по количеству точек? А в деньги? Переводится показатель в деньги? Самый ценный совет, который пришел ко мне поздновато – переводите все в деньги. Конечно, критерии должны быть известны и понятны всем участникам проекта. Поскольку КК – всеобъемлющая штука, участниками проекта являются все сотрудники компании.

Искренне надеюсь, что парочку новых идей и интересных мыслей зародила.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Цитата 1: "...Сделаю здесь небольшую паузу, чтобы мы вдоволь гомерически нахохотались. Мне становится страшно, когда в заполненных ТЗ или на установочных встречах рисуются эти словосочетания: «мы – бирюзовая организация», «мы хотим быть бирюзовой». Это не смешно. Это действительно пугает" (конец цитаты).

Цитата 2: "...Понимаете, к чему я клоню?..." (конец цитаты)

Если честно, то не очень.

Вместе с автором пыталась "гомерически нахохотаться" над тем, что, оказывается "не смешно". И "это действительно пугает". На протяжении всего текста.

Тема корп культуры, конечно, непростая ("всеобъемлющая штука", как утверждает автор). И хорошо бы, чтобы на людях не упражнялись и не экспериментировали. Но бороться за органичную (а не придуманную) корп культуру, просто "потыкав палкой в змеиное гнездо" (тоже цитата от автора) - вряд ли получится.

Комментарий относится к изложению темы. Содержание - без комментариев.

Управляющий партнер, Москва

"Абсолютно так же должна развиваться культура организации. По крайней мере, у нее есть на это полное право."

Самое забавное, что она так и развивается: самостоятельно и органически, ни у кого не спрашивая разрешения

Так как только стоит собраться в группу нескольким людям и начать взаимодействовать на постоянной основе некоторое время, у них появляется культура их сообщества.

Поэтому вопрос не в самостоятельности и органичности, а в другом:

Без целенаправленных усилий при появлении новых членов сообщества или организации она какой может стать?

И то какой она стала - это ресурс для развития или с какого-то момента времени тормоз?

И отдельно об одном утверждении автора, с которым абсолютно не согласен.

"Небольшой штат сотрудников – 50-300 человек не требует раздутости КК, достаточно трех ценностей и всем хорошенько понимать миссию/видение"

По этой цитате будто размер КК зависит от принятых корпоративных ценностей и определяется только ими и Миссией?Видением. И вообще что это за понятие - размер КК?

Можно принять хоть 3, хоть 5 ценностей. Вопрос не в том, сколько принято, а важно сколько выполняется.

И в дополнение. Если ориентироваться не на размер (непонятно что за измерение), а на модель, то наиболее распространенная модель КК Э. Шейна.

В которой есть 3 уровня:

- Артефакты

- Формализованные ценности

- Глубинные установки

И изменения КК происходят тогда, когда достигают глубинного уровня.




Консультант, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
"Мне становится страшно, когда в заполненных ТЗ или на установочных встречах рисуются эти словосочетания: «мы – бирюзовая организация», «мы хотим быть бирюзовой». Это не смешно. Это действительно пугает" (конец цитаты)."

Так и хочется сказать словами одного известного всем персонажа – «Жить на планете где нет цветовой дифференциации штанов!»

Но будем умными и воспитанными, и отнесемся к спиральной динамике Грейзва с полным пониманием той проблемы всей планеты, которую он описывает в своей теории. Он выделил девять цветовых характеристик, и применил их как к внутреннему строению человеческой сущности, так и к сущности созданных людьми систем организации жизни на Земле.

Бирюзовый цвет означает единение, подобие всех единому целому, цель этого единения - искать порядка в кажущемся хаосе на Земле. Архисложная задача!

Консультант, Москва
Валентина Путилина пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:
"Мне становится страшно, когда в заполненных ТЗ или на установочных встречах рисуются эти словосочетания: «мы – бирюзовая организация», «мы хотим быть бирюзовой». Это не смешно. Это действительно пугает" (конец цитаты)."

Так и хочется сказать словами одного известного всем персонажа – «Жить на планете где нет цветовой дифференциации штанов!»

Но будем умными и воспитанными, и отнесемся к спиральной динамике Грейзва с полным пониманием той проблемы всей планеты, которую он описывает в своей теории. Он выделил девять цветовых характеристик, и применил их как к внутреннему строению человеческой сущности, так и к сущности созданных людьми систем организации жизни на Земле.

Бирюзовый цвет означает единение, подобие всех единому целому, цель этого единения - искать порядка в кажущемся хаосе на Земле. Архисложная задача!

Про спиральную динамику все правильно, только приведенная выше цитата - не из Любови Гвоздилиной. Я цитировала автора:-)

Консультант, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Про спиральную динамику все правильно, только приведенная выше цитата - не из Любови Гвоздилиной. Я цитировала автора:-)

Простите великодушно, уважаемая мною Любовь Гвоздилина! Я немного слукавила - очень хотелось получить обратную связь именно от вас, и вторая причина - автор статьи просто не ответил бы мне, но + поставила, а это значит согласна с моим пониманием причин создания цветовой спиральной динамики.

Я это понимаю так - автор теории учел то, что просто текст воспринимается ЦА всего на 15%, а с иллюстрациями уже на 50%. Нейромаркетинг - продвинуть теорию в массовое сознание! В общем - то интересно - особенно про "мемы"! Хотя все старо как мир, "мем" в описании автора это внутренняя структура личность , её ценности, установки, направленность. А цветовое определение "мема" наглядно дает представление - кто есть кто! Почти как цвет штанов в фильме "Кин - дза - дза"! Ролевая игра в "Детском состоянии".

Аналитик, Ростов-на-Дону

===Мне становится страшно, когда в заполненных ТЗ или на установочных встречах рисуются эти словосочетания: «мы – бирюзовая организация», «мы хотим быть бирюзовой». Это не смешно. Это действительно пугает.===

Из Википедии: "Бирюзовый цветоттенок голубого и зелёного цветов, различается от светло-зелёного с голубизной до голубого; близкий к циану."

Т.е. "бирюзовая организация" суть ЛГБТ-сообщество ??? Тогда да - страшно и пугает. В такой организации не то что работать, даже подходить опасно, особенно задом.

Консультант, Москва


Алексей Ягнов пишет:
Т.е. "бирюзовая организация" суть ЛГБТ-сообщество ??? Тогда да - страшно и пугает. В такой организации не то что работать, даже подходить опасно, особенно задом.

Занесло вас на повороте!


Анатолий Баляев, создатель первого целевого интернет - ресурса посвященного Спиральной динамике и переводчик книги Ф.Лалу пишет:"Здесь есть ещё одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что эволюция человеческих систем — неумолимый и неотвратимый процесс. Бизнес-школы в своё время выполняли и продолжают выполнять миссионерскую задачу, обучая местных «аборигенов» не употреблять в пищу своих конкурентов, а делать с ними ситуацию «выигрыш-выигрыш» — создавая условия для взаимовыгодного партнёрства. Книга Фредерика Лалу — одна из первых ласточек новой эволюционной волны, которая создаст свои школы и будет обучать бизнесменов видеть в извлечении максимальной прибыли не абсолютную цель, а средство для реализации более значимых задач. И тогда, может быть, мириадам безработных коучей, вдохновлённых живительной красотой экологичной коммуникации, будет чем, уже наконец, заняться. Вообразите, что через год или два большинство сотрудников вашей компании, найдя для себя занятие по душе, не выпендривается перед другими, не тянет одеяло на себя, способен договариваться, переживает за общее дело, стремится быстро разрешать конфликты, трезво оценивает свой вклад, справедлив к себе и к другим. Одним словом, каждый сотрудник вашей компании виртуозно умеет и любит играть на зелёной струне своей души. Тогда организационные принципы, описанные Фредериком Лалу, будут как нельзя кстати"

Трудно сказать , когда человечество дойдет до этой стадии в своём развитии, которую Ф. Лалу называет "бюрюзовой".

Руководитель группы, Москва

Корпоративная культура - это, теоретически, неплохо. С другой стороны, бывают ситуации, когда компания постоянно вещает своим сотрудникам о корпоративных ценностях, прозрачность, все дела... Тренинги по корпоративным ценностям обязательные для каждого сотрудника раз в год... А между тем компания тут и там фигурирует в международных скандалах, связанных со взятками.

Руководитель проекта, Москва
Елена Аронова пишет:

Корпоративная культура - это, теоретически, неплохо. С другой стороны, бывают ситуации, когда компания постоянно вещает своим сотрудникам о корпоративных ценностях, прозрачность, все дела... Тренинги по корпоративным ценностям обязательные для каждого сотрудника раз в год... А между тем компания тут и там фигурирует в международных скандалах, связанных со взятками.

Да, Елена. Корпоративная культура - это неплохо. Если это не история про формальность) То, о чем Вы говорите - классический портрет наших двойных стандартов.

Менеджер, Симферополь

Интересная статья - как пример хорошего понимания проблемм связанных с КК.
Но согласится с автором в части: "Дайте КК развиватся самостоятельно" не хочу!
В 80% Российских компаний, особенно регионального уровня, корпоративная культура и так развивается как побочный результат низкой операционной эфективности.
Под действием различных групп влияния, негативных личных качеств топ менеджмента, низкой исполнительской дисциплины и т.д.
Для этого типа компаний уровень лояльности и вовлеченности сотрудников и так низкий!
И в этой ситуации лучше - "Дань моде" чем, оглядка на старую, проверенную прошлым, а уже наверное, прошедшим опытом
систему управления.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.