Трудоустройство с первого взгляда

У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление
Коко Шанель

Постановка проблемы

Очень часто кандидаты жалуются, что не могут дойти до личного интервью с работодателем и просят поделиться секретом, как произвести впечатление на рекрутера. К сожалению, от того, произведете вы впечатление или нет, не очень-то много и зависит. Любая встреча с кандидатом рассматривается консультантом прагматично, проходит под эгидой соответствия кандидата на конкретную должность под конкретные требования заказчика, и личные впечатления – это всего лишь довесок ко всем другим факторам.

Подавляющее большинство кадровых агентств существует на деньги работодателей, заказавших им поиск, что зачастую ускользает из сознания наших кандидатов. Они не верят, что никакое самое наилучшее впечатление от встречи с кандидатом не поможет сотрудникам КА уговорить клиента взять его на работу, если он не соответствует тому профилю вакансии, которую предоставил заказчик. Или его видению идеального кандидата. Помимо всего прочего не стоит забывать и о метафизике процесса. Сама лично знаю просто «заколдованных» соискателей. Прекрасные специалисты, великолепный и успешный опыт, всегда выходят в финал отборочных туров, но всегда берут не их. Почему? У меня ответа нет.

И все-таки хорошее впечатление на рекрутера производить стоит, ведь мы реально можем облегчить поиск достойной работы. Хотя бы потому, что можем предложить какую-то другую вакансию или обратиться к соискателю в следующий раз.

Кто ты такой? Выходи поскорей…

Каждый работодатель, передавая нам заказ, говорит, что хочет найти хорошего профессионала, но под этим термином можно подразумевать слишком разные смыслы. Чтобы избежать путаницы еще на стадии заказа, рекрутер проводит тщательную подготовительную работу: выявляет и обсуждает потребности и требования клиента (иногда это отдельная детективная история), создает детальное описание вакансии и только после этого начинает анализировать резюме соискателей. По моему опыту, насколько бы специфичной ни была позиция, в результате упорной работы всегда подбирается несколько кандидатов, соответствующих заданному перечню. Вот, к примеру, однажды был сложный заказ, когда нужно было найти руководителя службы безопасности, в том числе с профильным нефтяным образованием, с опытом работы в капитальном строительстве в крупных зарубежных проектах, со знанием двух языков (один из которых – редкий) и так далее. Была проведена большая работа по поиску соответствующего профессионала, и в результате мы показали клиенту шесть кандидатов. Сложность подбора поэтому состоит не только в том, чтобы найти соответствующего описанию профессионала, но скорее в том, чтобы почувствовать, подходит ли конкретный соискатель работодателю или нет, какие истинные требования предъявляются к кандидату.

А он мне нравится, нравится, нравится!

Есть люди, которые считают, что кадровое агентство – лишнее звено в процессе поиска работы, однако именно рекрутер может помочь кандидату улучшить резюме, а также донести нужную информацию до работодателя. И поэтому возможностью подружиться с консультантом все-таки пренебрегать не стоит.

Вспоминается случай с кандидатом – высокооплачиваемым специалистом топ-уровня, который имел приличный бэкграунд, но долгое время не мог устроиться на работу из-за конфликта на предыдущем рабочем месте, в компании – лидере российской промышленности. Скажу честно, история этого человека тронула меня, я провела свое собственное расследование: собрала большое количество рекомендаций, рассмотрела ситуацию с разных сторон, и выяснила, что в конфликтной ситуации все же была вина компании. И уже в свете этого просила работодателя, на чью позицию подходил профиль этого кандидата попробовать его, дать шанс. Спорила, убеждая клиента, открывая новые факты из проведенных расследований. В результате долгого и упорного труда кандидат успешно трудоустроился. Безусловно, этот пример – один из редчайших случаев, но он был.

Выводы

Несмотря на знаменитое изречение Коко Шанель, у кандидатов есть несколько шансов произвести впечатление на специалиста КА! Обсудим их.

Итак, первое впечатление от кандидата мы получаем еще до личной встречи через призму резюме. Есть ли здесь секреты? Есть! Испортить «первое впечатление» в резюме могут грубые орфографические и пунктуационные ошибки, очень краткое или скомканное описание опыта работы, частая смена мест работы и так далее. Именно поэтому мы просим более подробно раскрывать свое резюме. По моим наблюдениям, 60% соискателей следуют советам с благодарностью, 35% не благодарят, однако терпеливо вносят предложенные исправления, 5% возмущаются, обижаются, отказываются что-либо менять. Недавно у меня был очень показательный пример, когда на совет кандидату расширить резюме – оно совершенно не отражало его опыт – соискатель с возмущением потребовал показать его резюме специалистам, мотивируя тем, что только непрофессионал мог не оценить его резюме по достоинству, мол «специалист сразу поймет». Речь шла о высокой позиции, все могут ошибаться, и я, чтобы перепроверить себя, с извинениями попросила заказчика оценить резюме в исходном варианте. Надо ли говорить, что в ответ получила весьма жесткие замечания по поводу уровню проработанности резюме кандидата. Эти замечания переслали кандидату, что его сильно «спустило с небес на землю». И это опять единичный случай, ведь у нас чаще всего нет возможности и необходимости уговаривать кандидатов, на каждую вакансию приходят от пяти до 500 откликов от специалистов приблизительно одного уровня. И мы выберем тех из них, кто готов сотрудничать.

Если все удачно сложилось с резюме, не расслабляйтесь: второй шанс произвести впечатление – это интервью. Не секрет, что во время собеседования опытный рекрутер помимо ваших профессиональных навыков обязательно обращает внимание на вашу пунктуальность, внешний вид, речь, поведение, разберется, что вас мотивирует, а также трезво оценит ваши финансовые запросы. Грамотный интервьюер за время встречи оценивает много параметров. Перечислю лишь некоторые: умение вести переговоры, подстраиваться, слушать и слышать собеседника. Оценит он и степень вашей самокритичности, оптимизма и желание работать. Последние два параметра неосознанно считывают не только специалисты, а и просто все окружающие, поэтому зачастую нашим кандидатам отказывают по причине «глаза не горят». Поэтому особо отмечу, что харизма и жизненная сила – ключевые характеристики для успешности хорошего специалиста в период поиска работы. Бывали случаи, когда я понимала, что человек находится в депрессии, выгорел, а как он будет мотивировать сотрудников, как будет брать новые вершины, если сам «в яме»? Тогда в обязательном порядке советую прежде всего привести себя в порядок, даю необходимые рекомендации, как этого добиться.

И совет напоследок. Как бы ни было трудно в период поиска работы, смотрите на мир позитивно, ведь если вы обладаете жизненной энергией, адекватно воспринимаете советы, то это многократно увеличивает шансы на успех, а остальное хедхантеры успешно «лечат»!


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction. Номинация – Карьера.

Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
$67,5 млрд: отток капитала из России

Цифра дня: Чистый отток капитала в 2,7 раза и достиг $67,5 млрд.

​США готовы идти на уступки Китаю

Тренд дня: Чиновники обсуждают вопрос об отмене импортных пошлин на китайские товары.

Кук: следите за личными данными!

Персона дня: Генеральный директор Apple Тим Кук призвал реформировать законодательство США в области защиты данных.

​В «Ангаре» найден дефект

Факт дня: Конструктивный дефект в двигателях ракеты «Ангара» РД-191 может разрушить ее при старте.