
Уважаемые Коллеги!
Хотелось бы услышать Ваше мнение о методике проведения и методах исследования потребителей?
В данный момент у меня стоит задача разработки данной методики, выявления наиболее подходящих методов, сотавление опросников и т.д. Буду благодарен, если Вы поделитесь своим опытом и подскажите наилучшие методы решения задачи.
Конкретная задача: проведение маркетингового исследования потребителей строительных материалов (конкретнее, потенциальных и существующих клиентов маркета напольных покрытий).
Сложности: проведение своими силами с использованием минимального бюджета (вернее используя его отсутствие :D )
Предварительно набросал план методики, буду признателен если Вы ознакомитесь с ним и выскажете свое мнение, комментарии, критику...
План Методики исследования
Маркетинговое исследование потребителей и конкурентов
Цель
Изучение пожеланий, пристрастий, вкусов клиентов компании, определение необходимого типа продукции или услуг, ассортимента.
Разработка концепции наиболее полного и качественного удовлетворения спроса потребителей.
Выяснение эффективных механизмов влияния на потребителя.
Сбор информации для просчета и прогноза движения в предпочтениях потребителей, изменения и оптимизация ассортимента, каналов продажи рекламной политики.
Анализ конкурентной среды.
Общие задачи
1. Определить поведение групп потребителей в ходе процесса покупки, когда и почему потребитель покупает товар, какие факторы и в какой мере влияют на покупателя на разных стадиях покупки.
2. Составить "развернутый портрет потребителя" с учетом демографических, социальных, психологических и иных предпочтений потенциального потребителя.
3. Проанализировать частоту и объемы покупок потребителя, его пристрастия и привязанность к месту совершения покупки.
4. Изучить предпочтения и отношение клиента к различным брендам, а также то, насколько потребитель обладает полной и правдивой информацией об этих торговых марках.
5. Проанализировать уровень проникновения торговых марок, отношение и лояльность к ним потребителей, а также те требования, которые предъявляет потребитель к тому или иному продукту.
6. Выяснить приверженность клиентов к имиджевым составляющим торговых марок, а также выяснить понимание соотношения со стороны покупателя таких характеристик товара как цена и качество.
7. Проанализировать настроения потребителей, степень их удовлетворенности приобретаемым продуктом.
8. Выяснить и проанализировать мотивы принятия решения о приобретении товара, определении причин и стимулов, под воздействием которых принимается решение о покупке товара.
9. Выяснить диапазон цен, который будет, приемлем для того или иного сегмента потребителей.
10. Выявить зависимость спроса на предлагаемый или продвигаемый товар и цены на него.
Используемые методы
Качественный метод
1. Экспертные опросы
(проведение экспертного опроса среди работников отдела)
2. Глубинное интервью
(проведение детального интервью с посетителями в точках продаж)
Решаемые исследовательские задачи
• Изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям;
• Разработке коммуникативной стратегии, позиционировании товара или услуги;
• Оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка;
• Определение «проблемных» зон продукта/услуги или брэнда: выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей;
• Определение имиджа компании для потребителя, ее сильные и слабые стороны;
• Определение портрета и особенностей поведения потребителей;
• Выявление моделей потребления продукта/услуги, привычек и мотиваций потребителей, их отношения к изучаемой проблеме или продукту, а также определение типов потребительского поведения;
• Определение реакции покупателей на рекламу или PR - акцию;
Количественный метод
1. Личное интервью
(Непрямое интервьюирование посетителей маркета на местах продаж)
2. Business-to-business опрос
(опрос поставщиков)
3. Retail Audit
(мониторинг различных параметров товара (цена, ассортимент, уровень представленности в торговых точках, объемы продаж)
4. Кабинетный анализ
(анализ ценовой политики конкурентов, рекламной политики конкурентов)
Решаемые исследовательские задачи
• оценка емкости рынка, структуры предложения и спроса
• определение объемов продаж операторов рынка
• определение частоты и объема потребления товара
• оценка уровня знаний различных марок, выявление источников получения информации
• определение глубины проникновения товара на рынок
• исследование лояльности и удовлетворенности потребителей
• сегментирование рынка
• сегментирование потребителей
• позиционирование марки
• определение уровня известности брендов
• сравнение эффективности рекламных кампаний
• поиск незанятых ниш рынка
• оценка эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта
Другие возможные методы исследования
• Наблюдение в точках продаж;
• Кабинетные исследования;
• Контент-анализ СМИ;
• Mystery Shopper (программа «Таинственный покупатель»);
Возможные применяемые методики
• Проективные методы (слова, завершение, коллаж)
• PSM (Price Sensivity Meter) – методика, которая позволяет выявлять чувствительность покупателей к цене на товар, формируя информационную базу для решений о размерах цен на изучаемые товары.
• Методика исследования удовлетворенности клиентов
Жду Ваши комментарии! Заранее спасибо!
P.S. Хотелось бы услышать как методические рекоммендации, так и практические советы, начиная от особенностей составления плана и концепции и заканчивая составлением опросников, ведения интервью, сумированием результатов, анализа и т.д.
Также работодатели готовы снижать нагрузку и предлагать карьерный рост.
Японская компания стремится оптимизировать численность персонала для повышения эффективности бизнеса.
Профессор Финуниверситета предложил ввести НДФЛ и взносы в фонд ОМС для неработающих обеспеченных людей — рантье, детей богатых родителей и домохозяек.
Эксперт - оценка, "халява", плиз!?
Евгений,
немного вдусмысленный пост, "я конечно догадываюсь, но хотелось бы уточнить" ?
В любом случае, спасибо за внимание :D
Сергей, если догадываетесь, уже неплохо. Процесс самостоятельного поиска требует времени. Вы, его, как следует понимать, цените, надеюсь понимаете, что ценят его и другие. Одно дело получить ответ на вопрос, другое дело экспертную оценку на Вашу методику, которую Вы здесь представили. Так вот, я в этом не участвую и прямо об этом заявляю, только и всего, а как другие.......
Спасибо Елена, постараюсь изложить коротко и ясно:
О супермаркете: ранее самый большой супермаркет строительных материалов в регионе (2 зала, около 4тыс. м2). Маркет строительных материалов и маркет напольных покрытий. Местонахождение - 10 мин. езды от центра города, находимся по одной из центральных улиц, которая является также одним из путей въезда/выезда из города (так сказать стратегического направления). Удобный подьезд, большая стоянка.
Конкуренты: ранее более мелкие специализированные магазины, в данный момент открываются 2 гипермаркета (Эпицентр и Караван строительный, вскоре будет строится Новая Линия).
Покупатели: розничные покупатели сегмента "Средний" и "Средний "-", мелкие оптовики - мастера, дизайнеры, прорабы, частники и т.д.
Рекламная активность низкая, бюджет минимальный, и то экстренно выделен в связи с усиливающейся конкуренцией. В основном работает торговая марка и остаточные следы в сознании клиентов что наш маркет это одно из мест в которое необходимо заехать и сравнить цены и где есть асортимент и можно купить все (хотя это далеко не так).
Вот такая вот картина. Необходимо более детально выяснить потребности покупателей, портрет и тенденции развития спроса в регионе.
Буду благодарен за любые предложения и рассуждения по этой теме. Еще раз Спасибо.
Я бы предложила разделить все на 2 части:
1. кто мои покупатели сейчас (и если своими силами - то методом наблюдения на кассах+статистика по средним чекам+простейшие критерии размера покупки - хоть по заполняемости тележки)
+ самые продаваемые категории
+ценовая сегментация внутри
в результате можно получить оценку того, что происходит сейчас
2. стратегия
что хотите получить - каких покупателей и зачем вам именно эти покупатели нужны (рост определенных категорий и за счет этого - доходности, выход в новые сегменты)
как они пересекаются с прошлыми
3. и вот после этого уже можно думать об опросах, интервью и т.п. - т.к. будут группы "те, кто уже есть" и "тех, кого хотим"
это позволит сэкономить на выборках
Планов громадьё... ;) :|
Такой, примерно, план по изучению, исследованию потребителя и конкурентов выполняется девелоперами (с помощью маркетологов) до того как, т.е. ещё до строительства супермаркета или любого ТЦ.
А уже в процессе деятельности фирма (ТЦ) борется за удержание своего, заранее изученного потребителя-клиента, расширение ЦА через продвижение новых брендов и т.д. и т.п., как уже здесь правильно писала Е. Рыжкова - это совершенно другая пляска от имеющейся печки (конкретной цели) с исходными данными (ТЗ), касающимися конкретного субъекта.; в этом случае средняя температура по больнице, предложенная в Вашем плане исследования, не подходит... :)
Кроме того, как уже писал Е.Корнев, на сей счет есть достаточно литературы с методиками, но и их надо уметь адаптировать на свои задачи; зачем изобретать сугубо собственный велосипед с нуля... ;)
ЗЫ. Можно только представить себе, сколько времени и средств необходимо, чтобы нарастить мясом Ваш скелет-план исследования; на мой взгляд, вряд ли ли Вы получите искомый результат, сорри. :)
Елена, спасибо огромное за советы, очень интересно будет получить информацию о результатах Вашего семинара, так что буду ждать...