Пощадите миссию!

Хочу поделиться с вами некоторыми соображениями о миссии организации. Этот термин многие руководители и специалисты по управлению часто используют, но не всегда четко понимают, что это такое.

Итак, что такое миссия? Это понятие сейчас затаскано «до нельзя». В каждом учебнике по менеджменту разнообразные «гуру» учат нас, что у любой организации обязательно должна быть миссия, как это важно, и что без миссии жизнь на Земле вообще невозможна. Как следствие, сейчас все труднее и труднее встретить бизнес-организацию, у которой миссия не сформулирована и не красуется на самом видном месте главной странички сайта. Давайте разберемся.

Миссия – это послание о предназначении. Но весь вопрос в том, ЧТО понимать под предназначением компании. Чаще всего миссию формулируют как набор наиболее общих целей организации. Приведу примеры. Заранее прошу прощения у уважаемых компаний. Возможно, эти формулировки миссий уже устарели. Но как примеры неудачных миссий они подходят очень хорошо.

Достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет получать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей (компания Motorola)

Наша миссия заключается в том, чтобы обеспечивать заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения (компания Otis Elevator)

Обеспечение потребителей вкусной и высококачественной продукцией, клиентов – непревзойденным уровнем сервиса, а акционеров и партнеров – оптимальными доходами (компания Хлебный дом)

Так и хочется спросить у людей, которые эти миссии придумали и написали: скажите, а что произошло бы с вашими компаниями, если бы вы производили продукцию низкого качества и продавали ее по высоким ценам, если бы вы не получали прибыль, если бы ваши лифты были ненадежными и застревали между этажами, если бы вы выпекали невкусный хлеб и не обеспечивали сервис для своих клиентов, если бы ваши акционеры не получали доход от вашей деятельности??? Ответ: ничего хорошего. Вернее, вашей организации уже бы давно не было в живых.

В таких формулировках «миссий» приведены некоторые базовые цели, без достижения которых организация просто не сможет выжить. Эти цели вынужденные, пассивные. Их не выбирают. Они должны достигаться по умолчанию, ибо они встроены в природу бизнес-организаций. Так какая-же это миссия??? Это просто смешно. Это равносильно тому, если сказать, что миссия любого человека – зарабатывать деньги, чтобы прокормиться, и иметь крепкое здоровье, чтобы без бед дожить до глубокой старости.

Если миссия и цели организации – это разные слова, то и смысл у них должен быть разный. Если же смысл у них одинаковый, то давайте использовать что-то одно. Например, оставим в покое миссию и будем говорить только о целях. Если же все-таки красивое слово миссия нам нравится, то давайте договоримся, что это такое, и чем миссия отличается от целей организации.

Моя позиция – миссия должна выходить за пределы бизнеса. Это не цель. Это процесс. Миссия – это выражение смысла бизнеса в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным изменениям в жизни социума. Хорошее определение. Не помню, где я его нашел. Спасибо автору.

Миссия показывает вклад организации в развитие отрасли, города, страны, общества. Это не благотворительность и не социальная ответственность. Хотя это тоже важно как средства реализации миссии. Главное в миссии – влияние на окружающий мир посредством своей основной деятельности. Миссионерские организации тоже зарабатывают деньги, удовлетворяя потребности своих клиентов и покупателей. Но влияние таких организаций идет дальше решения проблем клиентов. Они претендуют на особую социальную роль в обществе.

Примеры? Пожалуйста.

Помочь России увеличить экспорт металла. Повысить уровень и качество жизни населения города до наивысших показателей в стране (металлургический завод в малом монопромышленном городе)

Создание условий для развития пушно-меховой отрасли, формирование сообщества профессионалов и завоевание лидирующих позиций страны на мировом рынке поставок пушно-мехового сырья (компания «Союзпушнина» - торговля пушно-меховыми товарами)

Наращивание инновационного потенциала России («Интерскол» - производство электроинструментов)

Мы создаем новую эффективную модель российского бизнеса, основанную на передовом мировом опыте и лучших отечественных традициях предпринимательства и меценатства (корпорация «ЭКОНИКА» -строительство, инвестиции, промышленность).

Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране путем оказания профессиональных консультационных и образовательных услуг, обеспечивающих достижение целей предприятий, решение проблем, выявление и использование новых возможностей, внедрение изменений, обучение и развитие (Центр управленческого обслуживания "Менеджмент Сервис").

В таком виде миссия приобретает особый смысл и важность для организации. Она важна для людей, работающих в организации. Это сильный мотиватор. Она важна для руководителей и собственников, так как формирует уникальный имидж миссионерской бизнес-организации и формирует лояльное отношение и доверие к ней со стороны потребителей, органов власти, инвесторов. А уникальный имидж – это уже конкурентное преимущество! Стало быть, миссия – это не только красивые слова. Это важный нематериальный актив, работающий на достижение целей организации. Давайте подумаем об этом.

Бесплатная подписка на актуальную управленческую информацию: http://www.management-service.ru

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Пример неудачно сформулированной миссии:
Олег Кулагин пишет: Достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет получать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей (компания Motorola)
Пример,видимо удачно сформулированной миссии:
Олег Кулагин пишет: Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране путем оказания профессиональных консультационных и образовательных услуг, обеспечивающих достижение целей предприятий, решение проблем, выявление и использование новых возможностей, внедрение изменений, обучение и развитие (Центр управленческого обслуживания "Менеджмент Сервис")
Внимание вопрос,есть ли существенные различия,в чём они и если примеры поменять местами,станет ли второй неудачным,а первый успешным?
Адм. директор, Москва

Олег, Вы погружены в эту тематику. Можете помочь мне с формулировкой МИССИИ движения менеджеров?
http://www.e-xecutive.ru/forum/forum14/topic11988/messages/

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Олег Кулагин пишет: Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране путем оказания профессиональных консультационных и образовательных услуг, обеспечивающих достижение целей предприятий, решение проблем, выявление и использование новых возможностей, внедрение изменений, обучение и развитие (Центр управленческого обслуживания "Менеджмент Сервис"). В таком виде миссия приобретает особый смысл и важность для организации. Она важна для людей, работающих в организации. Это сильный мотиватор. Она важна для руководителей и собственников, так как формирует уникальный имидж миссионерской бизнес-организации и формирует лояльное отношение и доверие к ней со стороны потребителей, органов власти, инвесторов. А уникальный имидж – это уже конкурентное преимущество! Стало быть, миссия – это не только красивые слова. Это важный нематериальный актив, работающий на достижение целей организации. Давайте подумаем об этом. Бесплатная подписка на актуальную управленческую информацию: http://www.management-service.ru
Олег, не обижайтесь. Дешевой саморекламы здесь и без Вас хватает. Ваша - не из самых удачных. Вы раздраконили миссию Otis Elevator и привели в качестве примера миссию Вашей фирмы и написали "давайте подумаем об этом". Я подумал - где Ваша фирма и где Otis Elevator? Чуть побольше элементарной логики :D
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Кстати:
"Помочь России увеличить экспорт металла. Повысить уровень и качество жизни населения города до наивысших показателей в стране (металлургический завод в малом монопромышленном городе)"
А) Что хорошего в увеличении экспорта? Экспортировать надо изделия из металла, в противном случае это - продолжение сырьевой экономики.
Б) Если металлургический завод будет увеличивать экспорт и, следовательно, производство, экологии моногородка придет полный капец. О каком качестве жизни будет идти речь? Посмотрите, как живет Норильск. 8)

Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Владимир Крючков пишет: Олег, не обижайтесь. Дешевой саморекламы здесь и без Вас хватает. Ваша - не из самых удачных. Вы раздраконили миссию Otis Elevator и привели в качестве примера миссию Вашей фирмы и написали "давайте подумаем об этом". Я подумал - где Ваша фирма и где Otis Elevator? Чуть побольше элементарной логики :D
Владимир, я не обижаюсь. Но меньше всего думал о саморекламе. Так уж получилось. Просто мне моя миссия нравится. Поэтому и привел ее здесь как пример. Если моя миссия, по вашему мнению, не из самых удачных, поясните, пожалуйста, что именно у Вас вызывает сомнение. По поводу Otis Elevator. Миссию этой компании я не раздраконивал, а просто отметил, что это пример неудачной миссии. Это, вообще, не миссия. Это можно назвать главной целью бизнеса компании. Именно бизнеса, а не целью акционеров, менеджеров или персонала. А что касается элементарной логики, то с логикой, по-моему, в моей статье все нормально. Если у компании миссия не сформулирована или сформулирована неправильно, то это не мешает ей быть известной и успешной компанией. Обратного я не утверждал. Пример с Otis эту логику как раз подтверждает. Да, согласен. Моя компания пока не так известна как Otis. Мне пока всего 3 года, но моя миссия помогает мне выживать. Otis она не нужна, а мне нужна. И я в меру своих сил выполняю. Вот такие соображения. :)
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Владимир Крючков пишет: Кстати: "Помочь России увеличить экспорт металла. Повысить уровень и качество жизни населения города до наивысших показателей в стране (металлургический завод в малом монопромышленном городе)" А) Что хорошего в увеличении экспорта? Экспортировать надо изделия из металла, в противном случае это - продолжение сырьевой экономики. Б) Если металлургический завод будет увеличивать экспорт и, следовательно, производство, экологии моногородка придет полный капец. О каком качестве жизни будет идти речь? Посмотрите, как живет Норильск. 8)
Владимир, конечно, выполнимость миссии можно обсуждать и ваши сомнения верные. Но это уже вопрос не ко мне, а к руководителям предприятия. Но сама идея хорошая. Это попытка выйти за пределы собственного бизнеса и претендовать на что-то большее.
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Виктор Свириденко пишет: Пример неудачно сформулированной миссии:
Олег Кулагин пишет: Достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет получать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей (компания Motorola)
Пример,видимо удачно сформулированной миссии:
Олег Кулагин пишет: Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране путем оказания профессиональных консультационных и образовательных услуг, обеспечивающих достижение целей предприятий, решение проблем, выявление и использование новых возможностей, внедрение изменений, обучение и развитие (Центр управленческого обслуживания "Менеджмент Сервис")
Внимание вопрос,есть ли существенные различия,в чём они и если примеры поменять местами,станет ли второй неудачным,а первый успешным?
Да, различия принципиальные. В первом случае немного "пахнет" миссией только лишь фраза "достойное служение интересам общества". Но каким интересам? Непонятно. Это общие слова, как говорится, ни о чем. А дальше идет простое перечисление целей бизнеса, без достижения которых компания просто не сможет существовать. какая же это миссия? В другом примере сформулирована миссия "Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране" и перечислены цели бизнеса, посредством которых эта миссия должна выполняться. То есть миссия не должна сводиться к целям бизнеса, но должна учитывать их специфику. А сами цели как средства выполнения миссии могут присутствовать в формулировке этой самой миссии. Как-то так. :D
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Сергей Норкин пишет: Олег, Вы погружены в эту тематику. Можете помочь мне с формулировкой МИССИИ движения менеджеров? http://www.e-xecutive.ru/forum/forum14/topic11988/messages/
Да, можно подумать.
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Олег Кулагин пишет: По поводу Otis Elevator. Миссию этой компании я не раздраконивал, а просто отметил, что это пример неудачной миссии.
Олег, если у удачной фирмы неудачная, по Вашему мнению, миссия, может быть, неудачно Ваше мнение? 8)
Старший консультант, Москва

Думаю, удачная или неудачная миссия, если, конечно, она используется в реальной практике, будет видно только через достаточно продолжительное время: ведь она оказывает опосредованное воздействие на результат, а не прямой.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Владимир Крючков пишет:
Олег Кулагин пишет: По поводу Otis Elevator. Миссию этой компании я не раздраконивал, а просто отметил, что это пример неудачной миссии.
Олег, если у удачной фирмы неудачная, по Вашему мнению, миссия, может быть, неудачно Ваше мнение? 8)
Все может быть. Но это мое мнение. Миссия - штука экзотическая, опосредованно выражающая ценности собственников, менеджеров, персонала. И для удачливости и успешности бизнеса не является необходимым условием. Можно быть преуспевающей компанией и без миссии. Пример Otis это очень хорошо доказывает. Давайте пощадим миссию и оставим ее в покое.
Руководитель проекта, Беларусь
2 Олег Кулагин
Миссия – это послание о предназначении. ... Моя позиция – миссия должна выходить за пределы бизнеса. Это не цель. Это процесс. Миссия – это выражение смысла бизнеса в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным изменениям в жизни социума. ... Главное в миссии – влияние на окружающий мир посредством своей основной деятельности.
Если я правильно понял, вы пытаетесь определить миссию через отношения организации со средой обитания этой организации. Исходя из предложенного вами подхода можно привести еще несколько удачных примеров формулировки миссий: "волки - санитары леса" - миссия волков "леса - легкие планеты" - миссия лесов В результате можно долго спорить, есть ли миссия у волков или им (волкам) и без миссии хорошо.
Руководитель проекта, Санкт-Петербург
Андрей Курьян пишет: Если я правильно понял, вы пытаетесь определить миссию через отношения организации со средой обитания этой организации. Исходя из предложенного вами подхода можно привести еще несколько удачных примеров формулировки миссий: "волки - санитары леса" - миссия волков "леса - легкие планеты" - миссия лесов В результате можно долго спорить, есть ли миссия у волков или им (волкам) и без миссии хорошо.
Миссия выходит за пределы ближайшей среды обитания. Если бы у волков была миссия, она бы выходила за границы того леса, где они живут и охотятся на своих жертв. А почему собственно волки - санитары леса? Разве они питаются падалью или очищают лес от результатов жизнедеятельности человека? Я просто не в курсе. Даже, если бы они были санитарами леса, это была бы не миссия, а функция, то есть их прямое назначение. Также как ошибочно считать миссией предприятия удовлетворение потребностей клиентов. А миссия шире, чем функция, и должна выходить за пределы "леса". Но думаю, как Вы правильно заметили, волкам это безразлично. Это не мешает и не помогает им жить и работать. Аналогично можно порассуждать о лесах как о легких планеты. :)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Олег Кулагин пишет: А почему собственно волки - санитары леса? Разве они питаются падалью или очищают лес от результатов жизнедеятельности человека? Я просто не в курсе.
Рекомендую по данному вопросу почитать учебник природоведения за 4-й класс, тогда и рассуждения о миссии станут глубже ИМХО :D
Директор по производству, Казахстан

Всем здравствуйте, для меня понятие миссия несколько шире красивой или некрасивой формулировки. Это ответ на вопрос, для чего в принципе создан тот и иной бизнес. И соответственно этому ,какие стратегические цели и задачи ставит перед собой организация. Пример ,я строю бизнес "белый" прозрачный на века ,который достанется моим внукам и правнукам.Стратегические цели и задачи одни.Противоположный пример, я пришел нарубить "бабла" по быстрому .Стратегические цели и задачи другие.Ну ,а так получается "миру-мир" .

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Святослав Иванов
После слов " мне 43 года, я здоров, ссыт...." (орфография сохранена) вспомнился анекдот про девуш...
Все дискуссии
HR-новости
Число стажировок в России увеличилось на 67% за год

Работодатели активно используют формат стажировок, чтобы привлекать молодые кадры, предлагая им гибкий график.

Каждый пятый россиянин будет работать во время летнего отпуска

А каждый седьмой посвятит свободное время обучению.

Работодатели стали чаще внедрять коучинг и тренинги в соцпакет

Особенно активно предложения коучинга и тренингов встречаются в вакансиях кассиров и банковских работников.

Спрос на специалистов с навыками ИИ вырос более чем в 4 раза

ИИ-компетенции теперь востребованы не только в IT, но и в маркетинге, управлении и производстве контента.