Униформа для персонала: за чей счет?

Вопрос к тем, у кого был или есть практический опыт в компаниях, занимающихся оказанием услуг (клубы, рестораны, салоны красоты, возможно гипермаркеты и т.п.), и в которых практикуется корпоративная униформа для персонала. Вопросов три.
1) Если принято решение о смене униформы, кто должен заниматься проведением тендера, выбором провайдера, заключением с ним договора, выбором дизайна униформы, контролем ее изготовления, т.е. полностью вести этот проект – эйчар, маркетинг или какая-то другая служба (какая?)
2) Эта униформа предоставляется персоналу бесплатно (т.е. за счет компании) или персонал ее оплачивает? Если последнее, то как это осуществляется на практике – продается сотруднику что ли?
3) Если позиция руководства такова, что униформу надо предоставлять персоналу платно, т.е. они должны ее выкупить, то как это правильно оформить с т.з. законодательства? Ведь любые вычеты из з/пл возможны только по письменному заявлению сотрудника и насильно обязать его купить форму практически невозможно, как мне кажется.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина пишет: Если позиция руководства такова, что униформу надо предоставлять персоналу платно
Элина Полухина пишет: и насильно обязать его купить форму практически невозможно, как мне кажется.
Элина, это все равно, что на работу надо приходить со своим стулом, столом и компьютером. Так что руководство погорячилось.
Элина Полухина пишет: то как это правильно оформить с т.з. законодательства?
Никак.
Элина Полухина пишет: Если принято решение о смене униформы, кто должен заниматься проведением тендера,
Лучше, конечно, если этим будет заниматься либо служба обеспечения, либо непосредственный руководитель. Ну, дизайнеры могут посоветовать что-то.
Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Элина Полухина пишет: кто должен заниматься проведением тендера, выбором провайдера, заключением с ним договора, выбором дизайна униформы, контролем ее изготовления
я уверен, что у нас очень ограниченное число компаний, в которых есть выделенные службы по заказу униформы (разве что только крупные сетевые отели, рестораны и т.п.) Поэтому на практике - кому не поручи, все не в тему. А вернее - кому руководство больше доверяет в этом вопросе, тому и поручат. Правильного ответа нет. На моей практике подобным вопросом была озадачена личный секретарь руководителя.
Элина Полухина пишет: 2) Эта униформа предоставляется персоналу бесплатно (т.е. за счет компании) или персонал ее оплачивает? Если последнее, то как это осуществляется на практике – продается сотруднику что ли?
Ну нормальным же считается требование прихода на работу с "наличие автомобиля обязательно". Никто же по этому поводу дискуссию не разводит. И, кстати, уже по умолчанию "наличие мобильного АППАРАТА обязательно". Так что тут вопрос неоднозначный. Работодатель может поставить условием прихода на работу покупку униформы. Да, не совсем законно. Но у нас много, что незаконно.
Элина Полухина пишет: 3) Если позиция руководства такова, что униформу надо предоставлять персоналу платно, т.е. они должны ее выкупить, то как это правильно оформить с т.з. законодательства? Ведь любые вычеты из з/пл возможны только по письменному заявлению сотрудника и насильно обязать его купить форму практически невозможно, как мне кажется.
Все сотрудники дружно пишут заявления. Кто не согласен - досвидания. Хоть и незаконно, но такова жизнь...
HR-директор, Москва
[/QUOTE]
Элина Полухина пишет: 1) Если принято решение о смене униформы, кто должен заниматься проведением тендера, выбором провайдера, заключением с ним договора, выбором дизайна униформы, контролем ее изготовления, т.е. полностью вести этот проект – эйчар, маркетинг или какая-то другая служба (какая?)
В нашей компании для торгового персонала, в целом, этот проект ведут маркетологи, т.к. должны быть соблюдены требования к фирменному стилю, содержащиеся в бренд-буке. А фасоны согласовываются с руководителями сбытовой сети, которые оценивают удобство для работы и износостойкость. [/QUOTE]QUOTE]Элина Полухина пишет: 2) Эта униформа предоставляется персоналу бесплатно (т.е. за счет компании) или персонал ее оплачивает? Если последнее, то как это осуществляется на практике – продается сотруднику что ли? Вообще, по закону, вся рабочая одежда предоставляется за счет работадателя. Однако как любая мат. ценнтость она выдается под расписку. Для нее должен быть установлоен срок амортизации, после которого ее уже можно не возвращать. Если же срок амортизации не окончен, то сотрудник при увольнении должен ее сдать или выкупить по остаточной стоимости. Если Ваше руководство хочет получить деньги с персонала за фирменную одежду, то эту удержания можно, например, проводить мелкими частями в течение срока амортизации, но только из переменной части заработной платы (бонусов, премий и т.д.)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Елена Синельникова пишет: то эту удержания можно, например, проводить мелкими частями в течение срока амортизации, но только из переменной части заработной платы
Елена, а на основании чего будут проводиться удержания?
HR-директор, Москва
Елена Синельникова пишет: Вообще, по закону, вся рабочая одежда предоставляется за счет работадателя.
Елена, а есть такой закон? Если можно ссылочку - где посмотреть?
HR-директор, Москва
Людмила Тимошенко пишет: Елена, а на основании чего будут проводиться удержания?
Я так понимаю, что вопрос стоит - просто недоплачивать часть премии:)) особенно если начисление премии непрозрачно или компания "серая"
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Геннадий Христич пишет: "наличие автомобиля обязательно". Никто же по этому поводу дискуссию не разводит.
Не разводит, т.к. выплачивается компенсация за его использование.
Геннадий Христич пишет: Да, не совсем законно
Точнее - совсем не законно. Мобильный аппарат можно и иметь. Вот только предъявить претензию сотруднику за выключенный личный мобильный телефон не получится. Геннадий, Вам самому очень интересно оплачивать роуминг, находясь в командировке и получая на личный телефон по 100 звонков в день от сотрудников компании?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина пишет: Я так понимаю, что вопрос стоит - просто недоплачивать часть премии
Ну, это-то понятно. Да и вопрос даже не в том, что можно или не можно, а в том, что даже объяснить это сотруднику будет крайне затруднительно. Примерно так - мы дадим Вам в пользование автомобиль с водителем, будете с комфортом ездить на работу, но за счет Вашей зарплаты. Если уж по поводу школьной формы родители бьются в истерике, представляю, что будет с сотрудниками.... А если руководство решит через месяц поменять униформу?
HR-директор, Москва
Людмила Тимошенко пишет: Цитата Геннадий Христич пишет: "наличие автомобиля обязательно". Никто же по этому поводу дискуссию не разводит. Не разводит, т.к. выплачивается компенсация за его использование.
Согласна. В нормальных компаниях за использование личного авто в служебных целях выплачивают компенсацию.
Людмила Тимошенко пишет: Цитата Геннадий Христич пишет: Да, не совсем законно Точнее - совсем не законно. Мобильный аппарат можно и иметь. Вот только предъявить претензию сотруднику за выключенный личный мобильный телефон не получится. Геннадий, Вам самому очень интересно оплачивать роуминг, находясь в командировке и получая на личный телефон по 100 звонков в день от сотрудников компании?
Тоже согласна. Личный телефон - это личный телефон. Когда я моталась по командровкам, мне бы не хотелось потом за свой счет оплачивать километровые телефонные счета от кандидатов в регионах, сотрудников региональных офисов и головного офиса. В нормальных компаниях, если сотрудники вынуждены использовать личные мобильные в служебных целях им тоже выплачивают за это компенсацию. И вот если компенсацию компания выплачивает - только тогда работодатель имеет право требовать от работника всегда быть на связи.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина пишет: Елена, а есть такой закон? Если можно ссылочку - где посмотреть?
Можно посмотреть раздел ТК "Охрана труда"., в т.ч. статью 219. А в основном скорее всего так:
Елена Синельникова пишет: Однако как любая мат. ценнтость она выдается под расписку. Для нее должен быть установлоен срок амортизации, после которого ее уже можно не возвращать
Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Людмила Тимошенко пишет: Цитата Геннадий Христич пишет: "наличие автомобиля обязательно". Никто же по этому поводу дискуссию не разводит. Не разводит, т.к. выплачивается компенсация за его использование.
Людмила, не факт, совсем не факт. Иногда в лучшем случае ГСМ. А зачастую (если работа не связана с поездками на длительные расстояния), то и ГСМ могут не возмещать с формулировкой "эти расходы у тебя в з/п сидят".
Людмила Тимошенко пишет: и иметь. Вот только предъявить претензию сотруднику за выключенный личный мобильный телефон не получится. Геннадий, Вам самому очень интересно оплачивать роуминг, находясь в командировке и получая на личный телефон по 100 звонков в день от сотрудников компании?
Разумеется, не интересно. Но тут есть 2 момента 1. могут выдать служебную сим-карту. А куда Вы ее вставите, если у Вас телефона нет? Я специально написал "аппарата" большими буквами. Т.е. подразумевается, что Вы аппарат покупаете за свои деньги. Мне практически на всех местах работы выдавали служебную сим-карту, но вот аппарат выдавали только 1 раз. И никто же не возмущается! Нормально. Такие условия приема на работу. 2. второй момент, он важен очень. Я им попытаюсь найти ответ на вопрос "в целом". Работодатель может предложить ЛЮБЫЕ условия приема на работу (в рамках разумного, разумеется). Хоть покупку вертолета. Ваше ПОЛНОЕ право - соглашаться и работать, либо не соглашаться и не работать. Как правило, все измеряется понятием "окупаемость". Если мои доходы перекрывают мои расходы на связь, ГСМ, униформу и т.п., и оставшаяся разница меня устраивает, то я работаю, если остаток не устраивает, то я не работаю. Иногда просто не выгодно оплачивать машину, так как иначе ее надо оформлять в аренду, вести путевые листы, начисления списания и т.п. Когда таких сотрудников больше 10 человек, проще им в зарплату "докинуть" (или изначально объявить зарплату с включенными расходами на "свою связь, свою машину, свою униформу" и т.п.), чем разводить эту бюрократию и нанимать отдельного бухгалтера.
Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Элина Полухина пишет: В нормальных компаниях, если сотрудники вынуждены использовать личные мобильные в служебных целях им тоже выплачивают за это компенсацию. И вот если компенсацию компания выплачивает - только тогда работодатель имеет право требовать от работника всегда быть на связи.
еще раз обращаю внимание - компенсацию за РАЗГОВОРЫ, а не за сам мобильный аппарат, приобритенный за свои деньги. Так же ведь? Вам же не приходило в голову сказать работодателю, раз в моем аппарате за 18 тыс. ваша сим-карта, будьте любезны, платите мне его аммортизацию в виде компенсации за его использование?
Генеральный директор, Ростов-на-Дону

а так можно договориться и до того, что сотрудник имеет право не ездить на работу, потому что работодатель не оплачивает проезд (а в крупных городах это зачастую за месяц деньги намного больше, чем разговоры по мобильнику).

есть 2 стороны договорных отношений - я покупаю (рабочую силу) на таких-то условиях, вы продаете и принимаете условия. Если не принимаете, мы их обсуждаем, если к решению не пришли - договор не заключается.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Геннадий Христич пишет: чем разводить эту бюрократию и нанимать отдельного бухгалтера.
Геннадий, на практике так обычно и поступают, и разумеется, работник при приеме на работу вправе сам решать, идти работать в компанию, где ему самому придется много чего оплачивать или нет. А как быть в случае Элины, когда тебя ставят перед фактом дополнительных расходов, потому что работодателю такая идея в голову пришла?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Геннадий Христич пишет: есть 2 стороны договорных отношений - я покупаю (рабочую силу) на таких-то условиях
Да, уж. Вот еще хорошо бы это в договоре прописать. Чтобы возникла материальная ответственность работодателя за порчу личного имущества работника в случае аварии, например.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний усилили меры по удержанию сотрудников в 2025 году

На вопрос о том, что действительно помогает удерживать персонал, большинство выбрали конкурентную зарплату.

«Яндекс» предложил ввести ПДД для роботов-курьеров

Роботы-доставщики станут полноправными участниками дорожного движения наряду с машинами и пешеходами.

В России научились прогнозировать увольнения сотрудников

Запатентованная система предсказывает увольнение с точностью до 80%, прогноз можно получить за 25 дней до ухода сотрудника.

20% работодателей готовы сразу уволить сотрудника за подработку у конкурента

При этом сами руководители часто согласны взять на подработку сотрудника другой компании, даже конкурента.