KPI для менеджеров проектных продаж (длинные долгие продажи)

Добрый день всем!

Прошлая тема про оплату по KPI вызвала интерес. Решил ее одновременно сократить и дополнить.

Привожу на ваш суд полностью готовую систему мотивации менеджеров проектных продаж в коммерческом отделе, который я возглавляю.

Компания занимается водоподготовкой, водоочисткой и учетом энергоресурсов на объектах энергетики и тяжелой промышленности. Проекты очень долгие и цикл от первого знакомства с потенциальным заказчиком до получения оплаты за выполненные работы составляет, в среднем, 6-9 месяцев.

Менеджеры вступают в официальную переписку с руководством и специалистами холдинговых компаний и их "дочек", совершают поездки в штаб-квартиры холдингов и на их объекты, знакомятся с должностными лицами, изучают инвестиционные программы и программы ремонтов и предлагают выполнить часть этих работ силами нашей компании.

Менеджер получает по результатам своих продаж годовой бонус.

Ежемесячная зарплата не привязана к финансовым результатам и состоит из гарантированного оклада и премии по KPI за соблюдение установленных мною алгоритмов продаж.

По KPI я оцениваю три показателя:

1. Регулярность контактов с должностными лицами компаний-заказчиков.
2. Количество новых проектов, появившихся в месяц.
3. Количество встреч во время рабочих командировок.

Привожу систему мотивации полностью. Следом за ней приведу систему расчета годовой премии.

Если кому-то будет полезно, мне будет приятно!

Положение об оплате труда менеджеров коммерческого отдела.

Действует с 01.01.2014 г.

1. Цель
Настоящее положение определяет систему мотивации сотрудников коммерческого отдела

2. Область действия
Положение является обязательным для сотрудников и руководителя коммерческого отдела, бухгалтерии и руководства компании. Положение отражает принципы начисления заработной платы сотрудников отдела, размер окладов, премии и компенсации к каждой должности.

3. Понятия и сокращения
Положение - документ, определяющий принципы и порядок деятельности должностных лиц, устанавливающий их права, обязанности и ответственность в части оплаты труда сотрудников подразделения, а также требования к содержанию и оформлению документов.

4. Общие положения
Заработная плата сотрудников коммерческого отдела состоит из двух частей:
• Оклад.
• Переменная часть (премия) по результатам выполнения сотрудниками установленных ключевых показателей эффективности KPI (англ – key performance indicators)

5. Условия начисления составляющих оплаты труда сотрудникам коммерческого отдела.

5.1. Оклад.

Сотруднику коммерческого отдела устанавливается оклад – 37 000 рублей (с НДФЛ).
В дальнейшем, изменения размера оклада производятся на основании приказа генерального директора.

5.2. Переменная часть (премия) по результатам выполнения сотрудниками коммерческого отдела установленных ключевых показателей эффективности KPI.

Максимальный размер переменной части (премии) составляет 17 500 рублей (с НДФЛ).
В дальнейшем, изменения размера переменной части (премии) производятся на основании приказа генерального директора.

Для оценки работы сотрудников коммерческого отдела устанавливаются следующие ключевые показатели эффективности KPI:

1. Регулярность контактов с должностными лицами компаний- заказчиков (действующих и потенциальных) по своей клиентской базе.
2. Количество новых проектов.
3. Количество встреч во время совершения рабочих командировок.

Формула для расчета переменной части (премии):

Переменная часть (премия), руб = 17 500 руб. Х % выполнения KPI

5.2.1 Расчет процента выполнения KPI

5.2.1.1 Регулярность контактов с должностными лицами компаний-заказчиков (действующих и потенциальных) устанавливается распоряжением руководителя коммерческого отдела на каждый месяц и являет собой показатель «не реже, чем…». Подразумевается, что для каждого контакта из базы CRM действует правило, при котором необходимо поддерживать общение с данным человеком посредством телефонного звонка или персонализированного электронного письма не реже установленного количества раз в месяц (или иной период).

Список таких контактов привязывается к конкретному объекту промышленности (ТЭЦ, заводу, иному объекту) и может корректироваться.

Пример:

На январь устанавливается норматив по регулярности общения с должностными лицами действующих и потенциальных компаний-заказчиков не реже, чем раз в две недели.

Список должностных лиц для объекта «Красноярская ТЭЦ-1»:

Директор: Бородулин С.В.
Главный инженер: Окладников М.Е.
Начальник ПТО: Путинцев В.В.
Начальник ЦАСУ ТП: Сизых В.В.
Начальник химического цеха: Еремина Ю.В.

Оценка показателя:

Информация о количестве звонков и писем заносится в CRM модуль и прикрепляется к карточке объекта (для звонков – заметка с указанием темы разговора, для писем – копия письма в виде прикрепленного файла). В конце месяца в CRM модуль в раздел «общие документы» сотрудник прикрепляет ежемесячный отчет по форме, указанной в приложении 1 настоящего Положения. Показатель оценивается руководителем коммерческого отдела по системе «выполнено – 100% /не выполнено – 0 %».

Руководитель коммерческого отдела вправе отменить план по регулярности контактов за определенный месяц или скорректировать его в сторону уменьшения при высокой загрузке сотрудника оперативными задачами, его нахождении в длительных командировках, участии в выставках выставке или по другим, аналогичным причинам.

5.2.1.2 Количество новых проектов устанавливается руководителем коммерческого отдела для каждого сотрудника на каждый месяц в размере «не менее, чем…». При установлении плана по количеству проектов на месяц, руководитель коммерческого отдела ориентируется на рыночную ситуацию, имеющуюся историю отношений с предприятиями, составляющими клиентскую базу сотрудника и планируемыми рабочими командировками сотрудника на данный месяц.

Оценка показателя:

Показатель оценивается руководителем в конце месяца в процентном выражении относительно установленного норматива.

Пример:

План сотрудника на январь – 5 новых проектов.

Факт составил – 3 новых проекта.

Оценка показателя = 100% х 3/ 5 = 60%

Руководитель коммерческого отдела вправе отменить план по количеству новых проектов за определенный месяц или скорректировать его в сторону уменьшения при высокой загрузке сотрудника оперативными задачами, его нахождении в длительных командировках, участии в выставках выставке или по другим, аналогичным причинам.

5.2.1.3 Количество встреч во время совершения рабочих командировок устанавливается руководителем на месяц для каждого сотрудника, исходя из плана отдела по командировкам на данный месяц.

Оценка показателя:

После совершения рабочей командировки сотрудник прикрепляет в CRM модуль аудиозаписи проведенных переговоров, а также, при распоряжении руководителя и/или наличии необходимости - их расшифровку в письменном виде. Данные файлы прикрепляются в CRM модуль к профилю компании, с сотрудниками которой проведены переговоры и являются подтверждением совершенной встречи.

Показатель оценивается руководителем в конце месяца в процентном выражении относительно установленного норматива.

5.2.1.4 Итоговое значение показателя KPI для расчета переменной части по формуле из п. 5.2 определяется как среднее арифметическое суммы показателей, описанных в п. 5.2.1.1, 5.2.1.2 и 5.2.1.3.

5.2.1.5 В случае если менеджер намеренно вносит в СRМ недостоверные сведения о совершенных контактах с целью завысить показатели, руководитель отдела вправе лишить сотрудника переменной части (премии) за отчетный месяц в полном объеме.

Положение о расчете ежегодной годовой премии сотрудников коммерческого отдела

Вступает в действие с 01.01.2014 г.

1. Цель

Настоящее положение определяет систему расчета ежегодной годовой премии сотрудников коммерческого отдела.

2. Область действия

Положение является обязательным для сотрудников и руководителя коммерческого отдела, бухгалтерии и руководства компании

3. Понятия и сокращения

Положение - документ, определяющий принципы и порядок деятельности должностных лиц, устанавливающий их права, обязанности и ответственность в части оплаты труда сотрудников подразделения, а также требования к содержанию и оформлению документов.

4. Общие положения

Ежегодная годовая премия сотрудников коммерческого отдела рассчитывается исходя из следующих показателей:
• Валовая прибыль по реализованным проектам.
• Выполнений годового плана по объему заключенных договоров (плана продаж)

5. Условия начисления ежегодной годовой премии сотрудникам коммерческого отдела.

Ежегодная годовая премия рассчитывается в соответствии с алгоритмом, изложенным в п. 6 настоящего положения в срок до 31 января календарного года, следующего за отчетным календарным годом.

5.1 Ежегодная годовая премия начисляется сотрудникам коммерческого отдела дважды в год следующим образом:

5.1.1. В срок до 05 сентября отчетного календарного года сотрудникам начисляется 80% от премии, рассчитанной по алгоритму, изложенному в п.6 настоящего Положения за договора по которым были получены денежные средства к 31 июня отчетного календарного года.

5.1.2. В срок до 05 апреля календарного года следующего за отчетным, сотрудникам начисляется ежегодная премия, рассчитанная по алгоритму, изложенному в п.6 настоящего Положения за минусом уже выплаченной части премии в соответствии с п. 5.1.1.

6. Принципы расчета ежегодной годовой премии сотрудникам коммерческого отдела.

Ежегодная годовая премия складывается из премии за реализованные контракты по инжиниринговому направлению и премии за контракты по поставке материалов и оборудования.

Ежегодная годовая премия рассчитывается по формуле:

Годовая премия = Премия, инжиниринговые проекты + Премия, поставка материалов

Премия, инжиниринговые проекты= ∑вал. прибыли отдела, руб Х 10% Х % вып. годового плана Х П.К

Премия, поставка материалов = ∑вал. прибыли отдела, руб Х 15% Х % вып. годового плана Х П.К

где ;

1.∑вал. п., руб = ∑стоимости всех дог. отд., руб – ( ∑затрат на реализацию, руб + ∑сумма ком. расходов отдела, руб)

2. 10 %, 15 %- величины процента от общей валовой прибыли отдела, выплачиваемая в виде годовой премии всему отделу.

3. % вып. годового плана – процент от выполнения годового плана продаж отдела, рассчитываемый в соответствии с п. 7 настоящего Положения.

4. П.К (персональный коэффициент) – величина, выраженная в процентах. Формируется руководителем на основании оценки персонального вклада сотрудника в объеме продаж отдела.

7. Особые положения

7.1 Ежегодная годовая премия не начисляется сотрудникам коммерческого отдела в случае процентного выполнения годового плана продаж ниже показателя 75%.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан

Прошлая тема про KPI вызвала живой интерес и комментарии растянулись на 4 страницы. Интересно узнать мнение и о данном материале - критику, советы, замечания, одобрения :)
Спасибо!

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Пункт 5.1.1 доставляет: 31-е июня - это классика, конечно.

Тяжелой формой альтернативной одаренности является включение во внутренний нормативный документ поименного списка должностных лиц компаний-заказчиков - стоит там поменяться руководству, как соответствующий раздел документа утрачивает силу.

Объяснение того, что такое 10% и 15% в описании формулы - просто сказка, переходящая в диагноз.

Сами формулы, которые совпадают в правой части с точностью до числового коэффициента.

Это все вещи, совершенно очевидные.

Что представляется спорным и заслуживающим серьезного обсуждения: то, что коэффициент премии за поставку материалов выше, чем за продажу инжиниринговых работ. Поставка материалов имеет сравнительно малую добавленную стоимость, инжиниринговые работы - сравнительно большую, а поставка вознаграждается лучше, чем работы. Мне это кажется сомнительным, хотя, возможно, у индустрии такая специфика.

Анатолий Панин Анатолий Панин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Капустин пишет: Прошлая тема про KPI вызвала живой интерес и комментарии растянулись на 4 страницы. Интересно узнать мнение и о данном материале
Комментарии действительно растянулись на 4 страницы, только без автора, который ничего не смог сказать и просто ушел. А что касается мнения о данном материале, то оно тоже самое, что и о предыдущем, использовать его нельзя. А почему - это можно посмотреть по обсуждения прошлой темы автора, которое проводилось без автора.
Анатолий Панин Анатолий Панин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

И я не понял, что произошло с автором?

Автор стал анонимом, но с фото Сергея Капустина? И Сергей Капустин поставил +1 анониму с фото Сергея Капустина? А до этого было три раза по -1 без единого плюса!

Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан

Анатолий Панин. В прошлой ветке Вас было очень много, за это -благодарю. Внимание всегда приятно. Но я также буду благодарен если Вы на сей раз дадите высказаться и другим участникам сообщества. Ваше мнение я услышал еще в прошлый раз. Еще раз благодарю за мнение!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Если я правильно понимаю, то при заключении контракта, клиент делает закупку не разово, а многократно. Соответственно, есть возможность установить план продаж на месяц, который менеджер будет закрывать за счет действующих или новых контрактов. Не суть важно. А чтобы процесс не завис на работе со старыми клиентами, а менеджер не приклеился пятой точкой к стулу, стоит поставить план по приросту оборота с новых с клиентов, но не на ежемесячной основе, а полугодовой например.
Следовательно получаем довольно простую систему мотивации.
К примеру, план на месяц - 1.000.000 руб. Премия за выполнение 50.000 руб. Далее вводит коэффициент. План выполнен на 70% - коэф. 0,65, на 80%-0,8, на 100% - 1, на 120% - 1.25.
План по приросту. К примеру, 1.000.000 руб. по новым контрактам. План полугодовой. И по нему единовременный бонус в размере 100.000 руб. Здесь можно сделать несколько строже. Выполнил - получил, не выполнил - не получил.
Что касаемо предложенного вариант, категорически против процессной мотивации.

Глава филиала, регион. директор, Москва
В прошлой ветке высказывался, повторяться не буду. В данном случае, хоть реальные платежи возникают через 6-9 месяцев, контракты возникают раньше, и контракты содержат будущие обязательства клиентов. В отсутствии реального дохода, систему мотивации вполне можно привязать к возникших в контрактах обязательствах будущих периодов. Плата за встречи, контакты, инициацию за новые проекты (без договоров) - это плата за процесс, не за результат. Как следствие, она не является мотивирующей на результат. В принципе, если первое время продавец входит в дела, и изучает новое поле деятельности, наводит первые контакты (хотя в другой теме вроде бы говорилось автором, что данная область характеризуется тем, что даже у нового продавца есть наработанные контакты), и компания готова платить за обучение, то и нужно просто установить постоянную "стипендию" на первое время. Открыто сказав, что (например) первые три месяца ты учишься и зарабатываешь стартовую базу контактов. В принципе, это собственно оклад. И ограничивать премию продавцу - это просто зло, и это совершенно очевидно, если задуматься :)
Сергей Капустин пишет: Анатолий Панин. В прошлой ветке Вас было очень много, за это -благодарю. Внимание всегда приятно. Но я также буду благодарен если Вы на сей раз дадите высказаться и другим участникам сообщества. Ваше мнение я услышал еще в прошлый раз. Еще раз благодарю за мнение!
Сергей, обсуждения могут идти не только с участием автора. Мне лично иногда бывают более интересны высказывания коллег в форуме, нежели собственно исходная статья. Будьте добры, не разгоняйте участников дискуссии.
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан
Виталий Курочкин пишет: категорически против процессной мотивации.
Вы не исключение. Многие люди против работы "на процесс". Однако, я принадлежу к другому лагерю - сторонников именно такого подхода. Знаете, в каком-нибудь придорожном кафе в Сочи можно съесть самый сочный, самый нежный и восхитительный шашлык в своей жизни, а можно отравиться....Это работа "на результат". А вот в Макдональдсе Вы никогда не съедите шедевр, но Вы гарантировано не отравитесь и съедите продукт, имеющий стабильное и неизменное качество. Именно потому, что в Макдональдсе строго прописаны все процессы, вплоть до того, сколько раз нажимать на дозатор жидкого мыла при мытье рук. Надеюсь, никто не будет отрицать успешность Макдональдса в сегменте фаст-фуда. Это реально лидер отрасли на сегодняшний день. И это - работа "на процесс"
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан
Виталий Курочкин пишет: Если я правильно понимаю, то при заключении контракта, клиент делает закупку не разово, а многократно.
Клиент не делает закупку. Клиент проводит тендер на выполнение работ, под который уже должно быть прописано техническое решение от нашей компании :) Речь идет о продаже услуг. И даже, когда идет поставка материалов - это тоже можно рассматривать как продажу услуг. Например, поставка реагентов. Чтобы эту продажу выполнить необходимо обосновать целесообразность изменения технологии.
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан
Андрей Агаев пишет: Плата за встречи, контакты, инициацию за новые проекты (без договоров) - это плата за процесс, не за результат. Как следствие, она не является мотивирующей на результат.
Знаете, я вообще не верю в то, что зарплата мотивирует. Зарплата - это гигиенический фактор. А мотивируют только большие деньги. Например, годовой накопительный бонус,превосходящий сумму всех окладов за год, как минимум. И потом, если не контролировать процесс, то не избежать ситуации, когда менеджер придет, посидит на окладе несколько месяцев и поменяет работу. Просто потому, что он и не собирался приносить результат, он попытался, ну а там - получится-не получится....Ну не получилось, пойдет дальше работу искать...
Глава филиала, регион. директор, Москва
Сергей Капустин пишет: в каком-нибудь придорожном кафе в Сочи можно съесть самый сочный, самый нежный и восхитительный шашлык в своей жизни, а можно отравиться....Это работа "на результат".
В чем конкретно Вы видите процессы и в чем - результат в данном случае?
Сергей Капустин пишет: А вот в Макдональдсе Вы никогда не съедите шедевр, но Вы гарантировано не отравитесь и съедите продукт, имеющий стабильное и неизменное качество. Именно потому, что в Макдональдсе строго прописаны все процессы, вплоть до того, сколько раз нажимать на дозатор жидкого мыла при мытье рук. Надеюсь, никто не будет отрицать успешность Макдональдса в сегменте фаст-фуда. Это реально лидер отрасли на сегодняшний день. И это - работа "на процесс"
Я полагаю, что для целевой аудитории Макдональдс их продукция - вполне себе шедевр. И люди ходят туда, так как они удовлетворены результатом своего посещения. Именно на это и нацелен Макдональдс, и в этом результат работы сотрудников Макдональдс.
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Сергей Капустин пишет: Знаете, я вообще не верю в то, что зарплата мотивирует. Зарплата - это гигиенический фактор. А мотивируют только большие деньги. Например, годовой накопительный бонус,превосходящий сумму всех окладов за год, как минимум.
Я читал что зарплата топ менеджера рос гос монополий - млн долл в месяц. Хорошая гигиена. И тоже не мотивирует?
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан
Николай Лотох пишет: Я читал что зарплата топ менеджера рос гос монополий - млн долл в месяц. Хорошая гигиена. И тоже не мотивирует?
Мотивирует на то, чтобы сохранить свое кресло как можно дольше. Это и есть гигиенический фактор.
Глава филиала, регион. директор, Москва
Сергей Капустин пишет: Знаете, я вообще не верю в то, что зарплата мотивирует. Зарплата - это гигиенический фактор. А мотивируют только большие деньги. Например, годовой накопительный бонус,превосходящий сумму всех окладов за год, как минимум. И потом, если не контролировать процесс, то не избежать ситуации, когда менеджер придет, посидит на окладе несколько месяцев и поменяет работу. Просто потому, что он и не собирался приносить результат, он попытался, ну а там - получится-не получится....Ну не получилось, пойдет дальше работу искать...
Зря не верите. Если в 20 лет, когда я учился и работал, мне зарплата была не очень важна, то сейчас она меня вполне мотивирует :) Мне кажется, Вы зря противопоставляете процесс и результат. Процесс важен, но важнее результат. Точнее, результат, достигнутый эффективным способом. Собственно, тут и возникает важность конкретного процесса, если он позволяет эффективно добиваться результатов, в краткосрочном периоде. Если Вы нанимаете "правильных" людей, и они мотивированы на результат, то они конечно будут использовать те инструменты, которые Вы им предоставили - в том числе, процессы. Но если они увидят, что в конкретном случае для достижения результата нужно отказаться от процесса, они конечно сделают это. Но если Вы будете мешать и требовать исполнения только процессов, Вы не только убьете у людей инициативу, но и сами и не заметите как пришло время поменять процессы, и в перспективе вы потеряете результат. Это такие большущие грабли, и они лежат только из-за нашего высокомерия, как ни странно. Мы считаем, что мы все знаем лучше всех. Уж тем более лучше, чем наши подчиненные. Но практика показывает, что это совсем не так.
Сергей Капустин Сергей Капустин Директор по продажам, Абакан
Андрей Агаев пишет: В чем конкретно Вы видите процессы и в чем - результат в данном случае?
Андрей Агаев пишет: Я полагаю, что для целевой аудитории Макдональдс их продукция - вполне себе шедевр. И люди ходят туда, так как они удовлетворены результатом своего посещения. Именно на это и нацелен Макдональдс, и в этом результат работы сотрудников Макдональдс.
Шашлычник в Сочи - работает на результат. Он знает как ему мариновать, жарить, парить и т.п. И тут уж - лотерея. Процессы у него не прописаны и не регламентированы, он действует "по наитию". И, вполне возможно, Вы ничего вкуснее никогда больше не съедите...А может и нет. Тут не угадаешь. В Макдональдсе работают на процесс. Там строго прописано что говорить, куда класть, сколько отматывать. Люди там работают строго на соблюдение регламентов. [COLOR=red=red]И как следствие грамотного процесса - достижение результата[/COLOR] Правильно соблюдаемый процесс - всегда ведет к результату. За результат отвечает тот, кто разработал процесс. Менеджер не должен отвечать за это. Он отвечает за то, чтобы соблюдать данный ему процесс. Все.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии