Как выбрать ортимальную систему продаж для применения в РФ из 8 западных методик?

Ваше отношение к западным методикам продад? Расскажите о вашем опыте работы с методиками продаж?

Я считаю, что в любые времена, а особенно в условиях внезапно свалившегося на нас кризиса, успех или крах любой компании определяется только объемом продаж и фактической прибылью. В 21 веке недостаточно знать все свойства продута (да и совсем не обязательно), уметь с артистизмом проводить презентации и быть хитрым переговорщиком-манипулятором. Таким образом обучая продавцов всем этим навыкам (на рынке есть огромное количество предложений) вы готовите свой отдел продаж к прошлой «войне» и толкаете его на хаотичные продажи. Если вы не смогли внедрить систему управления продажами в благополучные времена, то во время кризиса, да еще с переходом в онлайн, у вас есть все шансы полностью потерять контроль над процессом.
На западе (особенно в США) службы продаж работают совершенно по-другому. На мировом рынке представлено более десятка различный методик (систем) продаж. В течение 18+ работы в продажах (вт. во многих западных компаниях) мне лично приходилось использовать многие из них в своей работе. Я рассмотрю только базовые (остальные – это вариации на тему) методики с точки зрения моего практического опыта. Также, я не буду приводить подробные описания методик – вы можете без труда найти рекламные материалы на англоязычных сайтах.
1. SPIN
Мое отношение к SPIN неоднозначное. После знакомства с этой методикой у меня сложились следующие впечатления:
• Все написано продуманно и изощренно (отработаны, наверное, все типовые схемы переговоров), дано определение Цикла покупки и приоритеты покупателя на каждом из них.
• Ели вы практикующий психолог или профессиональный переговорщик из соответствующих служб, то, наверное, вам имеет смысл погрузиться в детали методики и держать ее на прикроватной тумбочке.
Что касается простых смертных, то это напоминает следующую ситуацию: пацан приходит к тренеру и просит его научить драться с уличными хулиганами. Тренер дает ему стостраничную книжку с описанием приемов карате и говорит: «На, изучай, и у тебя не будет никаких проблем». Результат такого совета нетрудно предугадать. Оптимальных вариантов два – либо 10 лет активных тренировок, либо отработка 2-3 самых эффективных приемов в короткое время.
Что включил в свой метод:
• Прием, который можно обозначить следующим слоганом «Прежде чем назначать лечение, проводи диагностику». То есть, прежде чем что-то предлагать, выясни зачем, почему, когда, как сейчас и пр. Умение задавать правильные вопросы – это единственное и самое эффективное оружие продавца.
• Матрицу Рэкхема «Приоритеты покупателя на каждом из 3-х этапов Цикла продаж»- очень полезный инструмент для B2B.
Что не понравилось:
• Упор на манипуляцию. Для B2B это не самый действенный инструмент.
• Не каждый рядовой продавец может стать профессиональным переговорщиком
Вывод:
Использовать в ограниченном количестве и без фанатизма.
2. N.E.A.T. Selling™
Расшифровывается следующим образом:
N – needs (Не впихивай продукт (твой товар никого не интересует), а выясняй потребности и решай задачи.
E- economic impact (оценивай не только ROI, но и всю совокупность выгод –сокращение персонала, репутация, стоимость акций и т.д.)
A – аuthority (уровни влияния – не продавай тому, кто мыслит категориями цена и скидка. Работай с теми, кто оперирует понятием инвестиции и выгоды, т.е. с ЛПР)
T – тimeline (влияние времени – если нет реального побуждающего события (ass kick), то все сроки заключения сделки, которые называет клиент чистая фикция. Поэтому продавец должен всеми способами стремиться выяснить побуждающее событие и оценить его важность.
В принципе, все лайфхаки правильные, тут нечего возразить. Подходит для вводного курса молодого бойца продаж. Для меня это был некий пинок для перехода от олдскульной ориентации на изучение всех свойств продукта и презентационных продаж к изучению потребностей клиента. Очень хорошо вправляет мозги поклонникам архаичных методик презентационных продаж 20 века.
Что включил в свой метод:
• Практику выявления побуждающих событий
Что не понравилось:
• Отсутствие технологичности – основы для построения документированного повторяющегося процесса управления ходом потенциальных сделок.
Вывод:
Можно использовать в небольших компаниях в качестве тестера при переходе от бессистемности к закону и порядку.
3. Conceptual Selling
Очередной шаг в правильном направлении от крупной компании.
Как и в N.E.A.T. – фокус на выяснении потребностей и решении задач клиентов.
Методика более продвинутого класса. Во-первых, взята и адаптирована практика вопросов из SPIN по следующей простой схеме: получи информацию, обработай и презентуй, получи подтверждение. Во-вторых, ведено определение процесса продаж и разработаны шаблоны для подготовки к переговорам. Формулы KPI позволяют руководителю оценивать производительность продавцов. С моей точки зрения не очень проработана технология управления ходом сделки.
Что включил в свой метод:
• Систему шаблонов и KPI.
Что не понравилось
• Слишком сильный фокус на переговорной манипуляции (влияние SPIN)
• Процесс управления сделками довольно размыт и не четко описан.
Вывод:
Добротная система от солидного вендора.
4. Challenger sales
Фокус методики – набор приемов, направленное на развитие определенных навыков продаж продавца для воспитания Челленджера.
Методика определяет 5 типов продавцов (мой вольный перевод с английского):
• Шахтер: Работает в 3 смены, берет больше- кидает дальше, никогда не сдается
• Друг семьи: Устанавливает дружеские отношения с клиентом, помогает в работе и личной жизни (совместные походы в рестораны и театры, советует врача, массажиста, косметолога).
• Одинокий волк: Живет по своим законам. Независим и дерзок.
• Решала: старается любыми способом решить конкретную проблему клиента
• Челленджер: Широкий кругозор, объемный взгляд на бизнес клиента, «гвоздь в ботинке»- постоянно предлагает клиенту идеи по улучшению его бизнеса.
Челленджер – это парень, который знает бизнес клиента лучше его самого, знает, как его улучшить и учит клиента, как это сделать.
Воспитание проводится на примерах коммуникаций (много общего со SPIN) по следующей схеме:
• Разогревание (примеры)
• Побуждение интереса к решению задачи
• Логические доводы
• Эмоциональный доводы
• Доказательство выгод.
В общем, все правильно. Тот же SPIN, только вид сбоку.
Что включил в свой метод:
• Базовую структуру для Pitch (пробуждение «спящих» клиентов)
Что не понравилось:
• Слишком сильный фокус на переговорной манипуляции (см. SPIN)
• Не всем суждено быть Челленджером (не все бегуны могут стать чемпионами)
• Отсутствие системного подхода к управлению сделками и службой продаж.
Вывод:
Для продавцов без психологического образования и для тех, кому лень вникать во все тяжкие SPIN.
5. Sandler Sales Methodology
Методика была разработана в далеком 1967 году. Введен постулат, что в процесс заключение сделки должны в равной мере вкладывать усилия как продавец, так и покупатель. Фокус, как и во многих других методиках, на болях потенциальных клиентов.
Процесс продаж разделен на семь этапов (в виде 7 отсеков подводной лодки Сандлера.

Что включил в свой метод:
• Укрепился в мысли, что продажи похожи на распил бревна двуручной пилой (с одной стороны клиент, а с другой покупатель.
Что не понравилось:
• Структура Цикла продаж что называется не зашла (малость устарела с 1967 года).
Вывод:
Можно использовать в масштабе компании в качестве подготовительного этапа (перестройки отношения к процессу продаж) перед внедрением более серьезных методик.

6. M.E.D.D.I.C.
• Metrics: Побуждающее событие, заставляющее клиента начать процесс покупки
• Economic buyer: Кто управляет выделением бюджета?
• Decision criteria: Набор критериев для выбора победителя конкурса?
• Decision process: Каков процесс принятия решения о выборе победителя?
• Identify pain: Какую проблему решает клиент и какие выгоды он получит в случае ее решения?
• Champion: Кто ваш внутренний продавец?
Хороший чек-лист для контроля хода сделки. В принципе, все вопросы по делу и РОП должен их задавать продавцу в процессе работы над сделкой.
Что включил в свой метод:
• Включил данный чек-лист в набор шаблонов
Что не понравилось:
• В отличие от Сандлера, Цикл продажи определен не так детально.
Вывод:
Использовать в качестве Чек-листа для контроля хода сделок.
7. Solution Selling
Прекрасное руководство для повышения эффективности службы продаж. Все аспекты и точки роста описаны детально и толково. Введено понятие синхронизации Цикла продаж и Цикла покупок. Описаны последовательные шаги реорганизации службы продаж. Введено определение процесса продаж как технологического процесса управления как отдельными сделками, так и всей службы продаж. Расписаны принципы перестройки службы маркетинга и ее взаимодействия со службой продаж.
Что включил в свой метод:
• Базовые принципы, как основа для комплексной системы управления продажами
Что не понравилось:
• Отсутствие прописанной технологической цепочки хода сделки и стандартных шаблонов как инструмента продавца для повышения его эффективности и руководителя для контроля всего процесса продаж.
Вывод:

Крайне полезная методика для тех, кто умеет думать и заинтересован в росте продаж.
Но есть одно, но. Приведу пример: Вам рассказали, как должен выглядеть и работать гоночный велосипед, как должны быть настроены узлы, из какого материала они должны быть сделаны и как они должны взаимодействовать. Но нет пошаговой инструкции по сборке (с картинками) и точек контроля узлов на схеме ( с указанием, когда их нужно контролировать)

8. Inbound Selling
Нетрадиционный подход к продажам. Согласно методике, продавец должен действовать по следующей схеме:
• Добыть информацию: фокус на клиентах, которые активно ведут себя на рынке – нужно задавать вопросы на сайте компании, заполнять формы, изучать публикации в СМИ и соц. сетях.
• Вступить в контакт — продавцы должны контактировать с клиентами в блогах, соц. сетях для определения списка наиболее перспективных. Критерий отбора- интересы, индустрии, общие связи.
• Исследовать проблему – обобщение полученной информации, выявление проблем и задач, подготовка решения, демонстрации выгод и плана-графика их достижения.
• Предложить решение —Создание персонализированного предложения, которое решает конкретные задачи клиента
Один из главных принципов методики состоит в смене стандартного подхода на принцип: «Думай не только о том, что ты можешь дать клиенту, а еще о том, что он может дать твоему бизнесу, при условии, если ты четко понимаешь его проблемы и можешь их решить».
Еще один элемент новизны – смена традиционного подхода к процессу продаж: Замена воронки продаж (sales funnel) на маховик (flywheel). При данном подходе клиент помещается в фокус, и каждая его проблема по бесконечному кругу проходит три стадии – привлечение, вовлечение, удовлетворение

Клиента на предают по службам – например из продаж в сервис. С ним работает команда по принципу единого окна. Маховик постоянно вращается, выискивая новые задачи и предлагая их решения.
Что включил в свой метод:
• Неплохая идея, что клиент должен тоже приносить выгоду твоему бизнесу(Win-Win)
Что не понравилось:
• Схема маховика выглядит свежо, но это только красивая картинка. Все итак это делают.
Вывод:
Очень полезна для презентаций РОП, которые он проводит для Генерального директора и акционеров (модно, нестандартно, свежо).
Итак, обзор завершен. Хочется отметить, что у всех этих методик есть два существенных недостатка
1. Они почти не доступны в РФ (я имею ввиду носителей методик)
2. Они слишком дороги (в среднем 200 000 руб. на одного человека за 2-х дневной тренинг)
Что же из себя представляет оптимальная методика (система) управления продажами, которая применима для нашего бизнеса B2B. Метод ее разработки известен всем: нужно взять самое лучшее из существующих методик и настроить под специфику страны применения. Она должна быть проста в изучении и использовании, подобно конструктору Lego подстраиваться под любой бизнес и быть доступной по цене.

В результате получилось следующее:
1. Содержит набор правил перевода системы продаж от презентационной модели к модели решения задач и проблем клиента
2. Содержит алгоритм разработки ценностного предложения на основе вашего продукта
3. Содержит описанный, стандартизированный и повторяемый процесс управления реализацией сделок (не путать с Книгой продаж 20 века).
4. Содержит набор шаблонов, позволяющих продавцу любого уровня последовательно двигать клиента к заключению сделки
5. Содержит набор контрольных точек, KPI и чек-листов, помогающих РОП полностью удаленно контролировать все потенциальные сделки отдела
6. Содержит набор правил для определения роли в сделке, позволяющих РОП принимать решения о своевременном выходе из бесперспективных сделок.
7. Содержит инструменты для исключения из воронки продаж фейковых сделок при планировании.
8. Может быть без труда реализована в CRM (для замены существующей «кучи мусора»)
9. Определяет требования к найму продавцов
10. Регламентирует совместную работу маркетинга и продаж.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Интересную тему вы подняли. Важную. Правильное построение системы продаж сложная задача. Методик много, но какая лучше подойдёт для конкретной компании ? Каждая методика, по своей сути, это бизнес-процесс. Бизнес-процесс для успешного внедрения должен соответствовать уровню зрелости объекта внедрения.  Сейчас идут такие скрытые внутренние процессы в экономиках и социумах стран, затронутых кризисом, что сложно спрогнозировать, как это скажется на развитии продаж, как технологии. И каков будет уровень зрелости  выживших в кризисе, тоже вопрос. Понятно, что те стороны  методик продаж, которые воздействуют на базовые свойства психики человека, слабо изменятся. Поэтому, методика SPIN возможно будет востребована не меньше. Вообще, SPIN, и сейчас  больше подходит для простых (коротких) продаж. И уровень зрелости компании здесь меньше влияет.  А если предположить, что вхождение в 6 технологический уклад сильно повлияет на структуру принятия решений о закупках, сократив количество ЛПР, ЛВР, ЛФР и тому подобных и передав часть функций ИИ, то можно предположить возникновение  технократизированных эффективных методик продаж. Это в мире в целом. По моему мнению, наша страна будет плестись в хвосте изменений, поэтому  все вами представленные методики будут у нас существовать долго. Возможно, даже счастливо. И обучение продажам, а особенно переучивание, квалифицированным специалистом по настройке  бизнес-процессов не будет стоить дёшево. И ваше резюме, 10 признаков универсальной методики для российских продаж, это качественное практическое решение для построения системы продаж и необходимых бизнес-процессов. Единственно, в чём хотел бы вам оппонировать, это в вопросе универсальности такой методики. Исходя из моего опыта, она описывает скорее сложные продажи и избыточна, а значит, менее эффективна, для простых (коротких) В2В продаж.  

Генеральный директор, Санкт-Петербург

«Приоритеты покупателя на каждом из 3-х этапов Цикла продаж». Рекхем 

Не совсем, понятно, что в данном случае что здесь имеется ввиду.

Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:
Не совсем, понятно, что в данном случае что здесь имеется ввиду.

Матрица  прионитетов и фокусов внимания клиентв на  каждом из 3-х этапов Цикла покупки клиента - риски, цена, решение, потребности.

Директор по работе с клиентами, Москва
Александр Сейнов пишет:
Исходя из моего опыта, она описывает скорее сложные продажи и избыточна, а значит, менее эффективна, для простых (коротких) В2В продаж.  

Не соглпашусь с вами-  система продаж это конструкктор Лего и состоит из  кубиков (блоков)  со стандартными интерфейсами - можно собрать Трамп тауер  ,а можно избушку лесника.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Николай Сибирев пишет:

«Приоритеты покупателя на каждом из 3-х этапов Цикла продаж». Рекхем 

Не совсем, понятно, что в данном случае что здесь имеется ввиду.

Юрий Кильдеев пишет:
Николай Сибирев пишет:
Не совсем, понятно, что в данном случае что здесь имеется ввиду.

Матрица  прионитетов и фокусов внимания клиентв на  каждом из 3-х этапов Цикла покупки клиента - риски, цена, решение, потребности.

  • Уточнение, в данном случае мы говорим о ЦИКЛЕ ПРОДАЖ или о ЦИКЛЕ ПОКУПКЕ.
  • Если в данном случае речть идет о цикле продаж/этапах продаж основанных на цикле решения, то тогда понятно. 
  • Но если это так, то почему речь идёт о 3-х этапах, у Рекхема их 5?
  • Причём для кажого этапа есть набор целевых задач и набор типичых ошибок, ну это так... 
Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:
Уточнение, в данном случае мы говорим о ЦИКЛЕ ПРОДАЖ или о ЦИКЛЕ ПОКУПКЕ.

Да, о цикле покупки. Каноническая схема Рэкхема - русские горки.

 

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Юрий Кильдеев пишет:
1. SPIN
... Использовать в ограниченном количестве и без фанатизма.

Я бы по СПИН конкретизировал. Первые два шага СПИН - они же есть и в классике, третий (извлекающие вопросы) - обязательно бы использовал на благо клиента, он может не очень задумываться  о последствиях малых проблем.

Вот сократили немного медицину, получили то, что получили в период эпидемии. СПИН был бы тут  Скворцовой и ко весьма полезен. 

А вот направляющие вопросы - это манипуляция, то есть вред для долгосрочных отношений. Потому появилась техника, которую я называю СПИН плюс. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Юрий Кильдеев пишет:
Николай Сибирев пишет:
Не совсем, понятно, что в данном случае что здесь имеется ввиду.

Матрица  прионитетов и фокусов внимания клиентв на  каждом из 3-х этапов Цикла покупки клиента - риски, цена, решение, потребности.

У. Рекхема выделяеися 5 этапов цикла покупки, или здесь вы имеете что то особое?

Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:
У. Рекхема выделяеися 5 этапов цикла покупки, или здесь вы имеете что то особое

Я пользуюсь версией Босворта из Solition Selling

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Матрицу Рэкхема «Приоритеты покупателя на каждом из 3-х этапов Цикла продаж»- очень полезный инструмент для B2B.

Юрий Кильдеев пишет:
Николай Сибирев пишет:
У. Рекхема выделяеися 5 этапов цикла покупки, или здесь вы имеете что то особое

Я пользуюсь версией Босворта из Solition Selling

Коллега, это два совершенно разных автора и у Босварта несколько другой подход, который отличается от Рэкхема...

Единствнный момент, который нужно учитывать, что её нет на русском языке...Поэтому вероятность того, что появятся методика "Продажи решений ПЛЮС" маловероятна.

Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:

Матрицу Рэкхема «Приоритеты покупателя на каждом из 3-х этапов Цикла продаж»- очень полезный инструмент для B2B.

Юрий Кильдеев пишет:
Николай Сибирев пишет:
У. Рекхема выделяеися 5 этапов цикла покупки, или здесь вы имеете что то особое

Я пользуюсь версией Босворта из Solition Selling

Коллега, это два совершенно разных автора и у Босварта несколько другой подход, который отличается от Рэкхема...

Единствнный момент, который нужно учитывать, что её нет на русском языке...Поэтому вероятность того, что появятся методика "Продажи решений ПЛЮС" маловероятна.

Босворт вице президент по продажам в  Xerox и Рекхем работали вместе 5 лет в Xerox. Я учился у Босворта в LA.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

я правильно понимаю, что SPS это модификакация модели Solution Selling

Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:

я правильно понимаю, что SPS это модификакация модели Solution Selling

Результат дарвинизма селекции и личного опыта.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Для транзакционных продаж эта модель не будет эффективной.

Директор по работе с клиентами, Москва
Николай Сибирев пишет:
Для транзакционных продаж эта модель не будет эффективной.

Из бизнес-конструктора ( стандартизированный набор правил, блокав и темплейтов) можно как из Lego собрать как проектные так и транзакционные продажи . В последнем будет значистелное упрщение модели но костяк останется без изменений. Можно ее собрать в CRM а можно в Exсel и  в Power Point. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.