Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС провела опрос среди своих выпускников, чтобы узнать, каким они видят будущее бизнес-образования в России через десять лет.
Результаты опроса проливают свет на то, какие форматы обучения, навыки, технологии и модели взаимодействия будут востребованы к 2035 году, по мнению представителей бизнес-сообщества. Вот основные выводы исследования.
1. Предпринимательские навыки станут нормой со школьной скамьи
Одна из основных идей, получивших широкую поддержку, – введение предпринимательских дисциплин в обязательную школьную программу. Почти две трети опрошенных выпускников (около 66%) соглашаются с тем, что через десять лет основы предпринимательства будут преподаваться в школах наравне с математикой и русским языком. При этом 22% полностью уверены в таком развитии событий, а 44% скорее согласны, ожидая усиления роли предпринимательской грамотности в образовании.
Лишь около трети респондентов (примерно 34%) сомневаются, что предпринимательство станет повсеместным школьным предметом. Практически никто из выпускников категорически не отвергает эту идею.
Этот факт говорит о высоком спросе на предпринимательские навыки у молодежи. Бизнес-выпускники убеждены, что к 2035 году предпринимательское мышление войдет в число базовых компетенций с ранних лет обучения.
2. Онлайн vs офлайн: традиционные форматы сохраняют роль
Несмотря на активное развитие цифровых платформ, полный переход бизнес-образования в онлайн в ближайшее десятилетие маловероятен, по мнению выпускников МИРБИС. Лишь 12% респондентов верят, что к 2035 году онлайн-форматы полностью вытеснят очные занятия и станут основной формой программ MBA/EMBA.
Подавляющее же большинство (около 67%) с таким утверждением не согласны. Более половины опрошенных настроены скептически, а некоторые (около 11–14%) резко отвергают возможность полного отказа от классических аудиторных занятий. Еще около 20% затруднились с ответом.
Очное обучение, с контактом лицом-к-лицу продолжает восприниматься как важная и незаменимая часть бизнес-образования. Выпускники ожидают развития онлайн-инструментов, но не готовы «прощаться» с живым общением и офлайн-средой – по крайней мере в сегменте MBA в ближайшие десять лет.
3. Корпоративные университеты vs MBA: внешние программы останутся актуальны
Выпускники также скептически относятся к идее, что корпоративные университеты и внутренние академии компаний полностью заменят внешние MBA/EMBA-программы. Почти 80% участников опроса не верят в такой сценарий. Более половины (около 56%) скорее не согласны, а еще 22% категорически не согласны с утверждением о том, что через десять лет корпоративное обучение вытеснит классические бизнес-школы как главный канал развития управленческих кадров.
Только около 11% скорее согласны с возможным доминированием корпоративных учебных центров, при этом практически ни один выпускник не поддерживает эту идею безоговорочно. Еще порядка 10% затруднились с ответом.
По мнению выпускников, бизнес-школы останутся ключевым звеном подготовки менеджеров, дополняя, а не вытесняя корпоративные форматы обучения.
4. Персонализация и ИИ: ставка на индивидуальные траектории
Опрошенные выпускники уверены, что технологии искусственного интеллекта преобразят подход к обучению. Персонализированные учебные траектории, создаваемые с помощью ИИ, по прогнозам большинства, станут новым стандартом в бизнес-образовании уже через десятилетие. Эту точку зрения поддерживают свыше половины респондентов – около 56% согласны с тем, что единая программа для всех уйдет в прошлое, уступив место индивидуальным курсам под каждого слушателя. Причем 11% полностью убеждены в неизбежности такой персонализации, а еще 44–45% склоняются к этому.
Лишь треть выпускников пока сомневается в тотальной персонализации образования: порядка 33% не согласны с утверждением о всеобщем переходе на индивидуальные треки, причем практически никто из них не выражает резкого неприятия – явных противников у идеи ИИ-тьюторов почти нет. Оставшиеся 10% затруднились с ответом.
К 2035 году бизнес-обучение станет гораздо более гибким и адресным, а искусственный интеллект будет играть в этом ключевую роль.
5. Стоимость образования: партнерство с работодателем или личные инвестиции?
Еще один важный аспект – финансовая доступность бизнес-образования в будущем. По мнению большинства опрошенных, несмотря на рост цен, получение MBA или EMBA через десять лет останется осуществимой целью для потенциальных слушателей.
Больше половины респондентов (56%) не согласны с утверждением, что стоимость бизнес-образования вырастет до неподъемного уровня для частных лиц без поддержки компаний. Каждый десятый выпускник (11%) совершенно убежден, что образование останется доступным, и еще почти половина (44%) склоняется к этому мнению.
Вместе с тем значимая доля аудитории – примерно одна треть (около 33%) – все же разделяет опасения, что к 2035 году без финансового партнерства с работодателем большинству специалистов будет сложно оплатить обучение. Около 10% затруднились дать определенный прогноз.
Таким образом, хотя превалирует относительный оптимизм в вопросе ценовой доступности MBA, заметная часть выпускников допускает сценарий, при котором сотрудничество с работодателями станет необходимым условием для инвестиций в свое образование.