5 подводных камней экспорта: о чем надо знать компаниям перед выходом за рубеж

Российские экспортеры в последние годы прошли огонь и воду. Чего только стоит отключение SWIFT и постоянно меняющиеся курсы валют. Наш бренд уже больше пяти лет производит растительные масла, продаем в Южной Корее, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Беларуси. Первая поставка масел была совершена в Казахстан, и уже на этом этапе компания столкнулась с рядом сложностей. Поделюсь своим походом к экспорту и расскажу о «подводных камнях», которые мы успешно преодолели.

1. Оформление документации

Первая задача экспортера – это оформление всех необходимых бумаг. Этот «камень» точно испугает молодую компанию, ведь нужно знать, какие требования предъявляются к производителям, и позаботиться о наличии всех документов. Например, собрать данные для оформления сертификатов СТ-1 о происхождении товара, который указывает страну изготовления, определяет таможенную пошлину и возможность получения льгот по торговым соглашениям.

Можно разобраться с этим самостоятельно, однако мы выбрали другой, более надежный путь – решили обратиться к экспертам, которые специализируются на работе с подобными документами и знают отрасль «от а до я». Сотрудничество с профессионалами значительно облегчило нам работу, однако задача по сбору требуемой информации (например, о месте производства сырья) оставалась на нас. Брокеры уведомили, какие документы нужны, а все данные для них мы запросили у поставщиков. Такой подход помог нам сократить временные издержки и избавил от лишнего стресса.

2. Доставка товара за рубеж

Для решения проблем с логистикой мы руководствовались тем же принципом, что и в прошлом пункте – искали перевозчика. Изучили варианты и обратились в логистическую компанию, которая доставляет товары в необходимую нам страну. Поделюсь некоторыми лайфхаками, на которые стоит обратить внимание для упрощения логистики:

  1. Часто компании, которым мы продаем товары на экспорт, закупаются у других поставщиков в России. Это значит, что мы не первые, у кого они берут товар в РФ. Поэтому уточните, где они забирают груз и можно ли загрузить машины вашим товаром.
  2. Найдите компанию, работающую с нужной вам страной. В нашем случае была найдена компания по логистике в Новосибирске, сотрудничающая с покупателями из Казахстана. Теперь компания самостоятельно оформляет заявку на отгрузку, а нашей задачей остается доставить товар с готовой заявкой до Новосибирска.
  3. Бывает, что покупатель решает вопрос логистики самостоятельно. Подобный случай у нас произошел с клиентом из Южной Кореи. Импортер без нашего участия нашел место доставки, транспортную компанию, а также решил вопросы по фрахту (плате владельцу транспортного средства за погрузку, перевозку и т.п.). Заранее уточните у второй стороны, как она планирует получать товар – возможно, логистика будет лежать на плечах опытного покупателя.

Помните, что нерешаемых проблем с логистикой нет, есть скорее страх в голове руководителя компании. Поэтому важно действовать и искать все возможные способы организации поставок.

3. Поиск клиентов

Главная проблема экспорта, на мой профессиональный взгляд, заключается в отсутствии покупателя. Вся экспортная логистическая цепочка начинается с клиента, и, если первого звена нет, то вся система лишается смысла. В первую очередь для налаживания экспорта важно найти компанию, заинтересованную в вашей продукции.

Как находить «экспортных» клиентов – проверенные решения

  • Международные выставки. В России и за границей регулярно проходят масштабные выставки с участием иностранных гостей. Несмотря на геополитическую ситуацию, страны все еще заинтересованы в российских производителях. Вы можете изучить ближайшие выставки на специальных сайтах и принять в них участие.
  • Бизнес-миссии. Это использование услуг Центра поддержки экспорта. Мы ездим в другие страны, где подрядчик готовит для нас встречи с компаниями, заинтересованными в покупке продукта. Нам остается лишь продуктивно провести с ними диалог. В рамках бизнес-миссий мы знакомимся со страной изнутри, благодаря чему понимаем, подойдет ли ей наш продукт и как сделать так, чтобы он там прижился. Если товар не подходит, мы ищем новые рынки.
  • Переговоры на территории РФ. Случается и так, что представители зарубежных компаний самостоятельно приезжают в РФ. Например, в Центр поддержки экспорта, куда нас приглашают на встречи. Мы, конечно же, принимаем активное участие в таких мероприятиях и рекомендуем их каждому экспортеру.

4. Оформление внешнего вида товара

Есть два важных нюанса упаковки экспортного товара, которые могут стать проблемой в организации поставок:

  • Язык перевода. Необходимо перевести надписи на упаковке на язык той страны, в которую будет отправлен товар. Например, на упаковках нашей продукции есть два перевода – на русский и английский языки. При международных поставках мы клеим сверху стик с переводом на язык целевой страны. Следует обязательно быть готовыми к тому, что придется оперативно запрашивать у специалистов перевод этикетки. Поэтому рекомендую заранее найти подрядчиков для этих целей. В противном случае ваш товар могут не пропустить на продажу.
  • Знак сертификата. Иногда производители пишут информацию о продукте прямо на баллоне. Например, у нас есть сертификат на товар, в подтверждение чего на упаковку клеится определенный знак. Однако сложность заключается в том, что в других странах может быть запрещено использование подобных знаков. Производители должны быть готовы к тому, что нужно будет заклеить знак качества, неприемлемый в стране экспорта. Следует заранее узнать, в каких странах разрешается ваш знак, а в каких нет.

5. Свежесть товара

Иностранные покупатели вряд ли продолжат доверять бренду, если его товары имеют непрезентабельный вид или истекающие сроки годности. При отправке на экспорт важно позаботиться о том, чтобы товар был максимально хорошего качества с точки зрения даты производства. Другими словами, поставляемый продукт должен быть очень свежим.

Бывает такое, что производители отправляют за рубеж складские остатки и не имеют в виду длительность доставки товара, количество времени, что он простоит на таможне, возможный временной простой из-за перегруза. Обязательно стоит учитывать подобные потери времени, пока ваш товар не получит разрешение на продажу. Причем в каждой стране это займет разное время. Рекомендую подстраховаться и отправить максимально свежий товар, чтобы даже после длительного простоя на таможне он был отличного качества.

*****

Несмотря на сложную ситуацию и немалое количество «подводных камней», многие иностранные компании хотят сотрудничать с российскими производителями. Обязательно воспользуйтесь возможностями и попробуйте работу с другими странами, ведь отечественные товары заслуживают международного внимания.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Ярослав Минаев, Елена Аронова, Alexey Korkin
Главный редактор, Севастополь

Про этикетки  - отдельный геморрой. У моего знакомого был момент, когда они чуть не отправили в печать новое название продукта, которое в той стране считалось оскорбительным ))

Руководитель группы, Москва

"Главная проблема экспорта, на мой профессиональный взгляд, заключается в отсутствии покупателя".

Это смотря какой сегмент рынка. Например, в сегменте сельхозпродукции все наоборот: я сейчас представляю иностранного покупателя, и мы не можем собрать от российских поставщиков коммерческое предложение: кто отвечает, что не может набрать нужные объемы, кто набрать может, но не знает, как везти в Синцзян (а логистические компании тоже не знают), у кого продукт оказывается ГМО, и так далее.

Руководитель группы, Москва

Хорошая статья, особенно важный момент про упаковку:

Язык перевода. Необходимо перевести надписи на упаковке на язык той страны, в которую будет отправлен товар. Например, на упаковках нашей продукции есть два перевода – на русский и английский языки. При международных поставках мы клеим сверху стик с переводом на язык целевой страны. Следует обязательно быть готовыми к тому, что придется оперативно запрашивать у специалистов перевод этикетки. Поэтому рекомендую заранее найти подрядчиков для этих целей. В противном случае ваш товар могут не пропустить на продажу.
Знак сертификата. Иногда производители пишут информацию о продукте прямо на баллоне. Например, у нас есть сертификат на товар, в подтверждение чего на упаковку клеится определенный знак. Однако сложность заключается в том, что в других странах может быть запрещено использование подобных знаков. Производители должны быть готовы к тому, что нужно будет заклеить знак качества, неприемлемый в стране экспорта. Следует заранее узнать, в каких странах разрешается ваш знак, а в каких нет.

Генеральный директор, Таиланд

Кругом свои трудности. Я в течение 15 лет работаю в Таиланде, один из сервисов - помогаем входу отечественных компаний на местный рынок.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.