Стратегия крупных российских банков

Основные направления стратегического развития крупнейших российских банков

В основу анализа направлений стратегического развития крупнейших российских банков легли краткий ретроспективный обзор тенденций их развития, а также результаты анализа воздействия различных конкурентных факторов на определение перспективных целевых установок банков.

В число анализируемых банков включены: «МДМ-банк», «Альфа-банк», Внешторгбанк, Сбербанк, Росбанк, Газпромбанк, Международный промышленный банк, Международный московский банк. Отбор исследуемой группы банков осуществлялся на основе количественных показателей (величина активов, собственных средств, отдельных статей активов и пассивов банков) и качественных критериев (устойчивые конкурентные позиции на отдельных сегментах банковских услуг и пр.).

Все ведущие российские банки, которые исследовались автором, формируют свою корпоративную стратегию на основе следующих принципов:

  • универсализация деятельности;
  • повышение качества и увеличение спектра предоставляемых продуктов и услуг;
  • диверсификация деятельности[1];
  • жесткий контроль и реструктурирование базовых активов;
  • расширение высокоприбыльных направлений деятельности и увеличение отдачи от малоприбыльных;
  • минимизация издержек.

Общей тенденцией в развитии рассматриваемых банков является их стремление к предоставлению самого широкого спектра банковских продуктов и услуг. Деятельность почти всех банков в той или иной мере простирается в финансово-инвестиционную и депозитарную деятельность. Для снижения уровня издержек и получения дополнительной прибыли банки осуществляют диверсификацию в страховой бизнес[2], создают негосударственные пенсионные фонды, оказывают консалтинговые услуги[3]. Среди исследуемых банков наиболее высокий уровень диверсификации в смежные направления деятельности имеет Сбербанк России.

Все без исключения банки строят свою маркетинговую стратегию на расширении и оптимизации структуры клиентской базы, формировании стабильной группы клиентов-потребителей банковских продуктов и услуг, ориентируясь на предприятия среднего бизнеса. Это связано со стремлением снизить риски, уменьшив уровень зависимости банка от крупных клиентов. Кроме того, необходимо отметить и ужесточение конкурентной борьбы за крупных клиентов, особенно со стороны банков с иностранным участием, отличающихся лучшим качеством клиентского сервиса, высоким уровнем развития банковских технологий и агрессивной маркетинговой политикой.

Практически все исследуемые банки в качестве стратегического ориентира рассматривают развитие розничных банковских услуг, основанных на использовании новейших банковских и информационных технологий. С помощью электронных банковских технологий становится возможным быстро и без относительно больших затрат получить доступ к широкой клиентской базе.

Российские банки сосредотачивают свою деятельность не только на сотрудничестве с предприятиями и организациями экспортоориентированных отраслей экономики: нефтяной, металлургической, лесной и др., — интенсивно финансируются высокоприбыльные сектора, к числу которых относятся телекоммуникации, морской и речной транспорт. В условиях жесткой конкуренции за клиентов-экспортеров в складывающихся макроэкономических условиях оказывается перспективным развитие банками совместной деятельности с предприятиями отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В географическом отношении происходит расширение региональной деятельности — увеличение активности в регионах наибольшей для банков финансовой и деловой комфортности. Этот процесс затронул все банки, в наибольшей степени 'Альфа-банк', который до 1999 года имел лишь 8 региональных подразделений, в 1999-м — уже 23, а в 2000-м банк расширил свое присутствие в регионах еще на 17 филиалов.

Развитие рынка банковских услуг в России наглядно демонстрирует все большее значение таких форм поддержки развития бизнеса, как организация слияний и поглощений. Наиболее активными участниками этого процесса являются «МДМ-банк», Газпромбанк и ММБ. Так, например, руководство «МДМ-банка» скупает мелкие и средние банки с работающим бизнесом.

В рамках реализации этой концепции «МДМ-банк» купил Петровский народный банк в Петербурге, известный работой с населением через почтовые отделения, выборгский «Выборг-банк» (клиентами «Выборг-банка» являются предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, транспорта и связи), один из крупнейших банков Республики Коми, Комисоцбанк, а также Мурмансксоцбанк. Кроме того, «МДМ-банк» приобрел блокирующий пакет Конверсбанка, отраслевого банка Минатома, и близок к тому, чтобы выкупить размещаемую в настоящее время дополнительную эмиссию акций Конверсбанка, после чего его пакет возрастет до контрольного.

Прибегая к слияниям и поглощениям, банки преследуют различные цели: одни — расширение каналов продвижения продуктов и услуг на региональные рынки; другие — достижение эффекта масштаба деятельности и, как следствие, снижение издержек; третьи — и то и другое. По экспертным оценкам, для того чтобы эффективно конкурировать в рамках региона или национального рынка, банк должен соответствовать определенным критериям[4] - например, масштабы его деятельности должны удовлетворять одному из условий:

  • не менее 1–2%-ной доли в совокупных активах банковской системы;
  • минимум 3%-ной доли на ключевом для банка сегменте;
  • не менее 5–7%-ной доли активов приоритетного региона.

Это означает, что банки будут и в дальнейшем стремиться к партнерским союзам, слияниям и поглощениям.

Растущая интернационализация финансового сектора в мире диктует необходимость дальнейшего усиления международного присутствия ведущих российских банков. Так, например, круг дочерних структур «Альфа-банка», специализирующийся на предоставлении как инвестиционных, так и коммерческих банковских услуг иностранным партнерам, ранее представленный компанией «Альфа Секьюритиз Лимитед» в Лондоне и группой финансовых компаний, входивших в структуру «Альфа-Капитал», дополнился дочерним Амстердамским торговым банком в Нидерландах и компанией «Альфа Капитал Маркетс» в Нью-Йорке. Наличие дочерней банковской структуры в Нидерландах, имеющей потенциальную возможность открывать филиалы в любой стране Европейского Союза (ЕС), дает «Альфа-банку» новые возможности обслуживания торгового оборота между Россией и странами ЕС, международных операций российских клиентов и их западных партнеров в области торгового финансирования и реализации совместных проектов.

Российский банк сегодня может эффективно функционировать на международных финансовых рынках только в том случае, если его капитал составляет не менее 1 млрд. долл., что служит стимулом для банков к повышению уровня капитализации. Так, менее чем за год Внешторгбанк увеличил собственный капитал в 5,3 раза, ММБ — в 2,5 раза, Газпромбанк и «Альфа-банк» — в 1,8 раза.

Реализация стратегий банками, достижение поставленных целей тесно связаны с делегированием прав и обязанностей. Сегодня в деятельности российских банков начинают доминировать принципы наиболее полного использования всего потенциала работников и обеспечение таких условий, которые бы позволяли создавать, удерживать и усиливать конкурентные преимущества. Организационная структура банка рассматривается как некоторый индикатор его состояния, своеобразное продолжение его стратегии.

Анализ существующих организационных структур показал, что с точки зрения современного понимания оптимальной организации зрелого банковского учреждения у ведущих российских банков наблюдаются следующие принципиальные несоответствия:

  • отсутствие разделения отношений собственности и управления;
  • излишне централизованная структура управления, отсутствие коллегиальности в принятии решений;
  • отсутствие независимых централизованных информационно-аналитических и управления рисками служб;
  • многочисленные конфликты интересов, заложенные при формировании существующей структуры.

Доминирующими факторами при выборе организационной структуры являются размер банка и уровень его диверсификации.

Со времени основания ведущих российских банков их организационные структуры претерпели существенные изменения. Эффективность той или иной организационной структуры оценивается на основании анализа показателей прибыльности, специфических условий и временных интервалов организационных преобразований. Однако в настоящее время нельзя выделить ни одного российского банка, чья организационная структура полностью соответствовала бы современным западным образцам и требованиям.

Первоначально российские банки строили свои организационные структуры по функциональному принципу, согласно которому банк делился на несколько специализированных подразделений, каждое из которых решало строго определенную задачу.

Функциональная организационная структура применяется, в основном, в слабо- или недиверсифицированных банках, где предоставляется ограниченный спектр услуг, а условия внешней среды относительно стабильны. В современных условиях удержать конкурентное преимущество в рамках функциональной структуры управления очень проблематично.

Крупнейшие российские банки постепенно переходят от функциональной к дивизиональной организационной структуре управления, что обусловлено следующими причинами:

  • крупным банкам становится все труднее координировать деятельность, поэтому происходит ее разбивка на стратегические бизнес-направления;
  • крупные банки диверсифицируются и осуществляют свою деятельность, ориентируясь на несколько совершенно разных групп потребителей и видов услуг;
  • деловая активность многих банков географически охватывает обширные регионы, поэтому одному подразделению достаточно сложно эффективно управлять таким бизнесом.

В среднесрочной перспективе следует ожидать формирования банковских холдингов и смешанных организационных структур, представляющих собой своеобразную композицию трех вышеупомянутых структур.

Фото: pixabay.com


[1] Диверсификация не только в связанные с банковскими направления деятельности (страхование, лизинг и др.), но и в несвязанные отрасли (телерадиовещание, фармацевтика, недвижимость и пр.).

[2] На базе утвержденной стратегии развития страхового бизнеса как дополнительного сектора финансовых услуг в «Альфа-банке» создан страховой блок, в который вошли компании: страховое общество «Альфа-Гарантии», «Остра-Киев» и «Веста». Дальнейшее расширение этого направления основано на использовании филиальной сети «Альфа-банка» для маркетинга страховых услуг.

[3] Консалтинговые услуги оказываются как в рамках отдельно созданных юридических лиц, так и внутренними подразделениями банка: финансово-экономическая экспертиза проектов, консультации по управлению портфелем, по оптимизации налогообложения и пр.

[4] В данном обзоре рассматривается только один критерий — доля рынка.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.