Контрактное производство: в чем выгоды?

В России исторически к «железу» относились всегда с большим трепетом. И это понятно: мы – страна инженеров и в недавнем прошлом с плановым хозяйством. Сегодня мощностей для производства продуктов питания, чтобы удовлетворить спрос населения, более чем достаточно. А при снижении потребительского спроса, в отдельных отраслях, образуется избыток.

Возможно, мое мнение будет идти вразрез часто встречающимся высказываниям, что наши предприятия отстали и не умеют производить качественные товары. Но, исходя из многолетней практики работы с отечественными производителями, могу с уверенностью сказать: российские фабрики умеют делать хорошие товары, а если быть точнее, не умеют делать плохо.

Этому есть простое объяснение. Как правило, на пищевых предприятиях работают технологи, специалисты лабораторий, для которых предприятие, на котором они трудятся, имеет более весомое значение, чем просто работа. Так уж сложилось, что у нас профессиональная гордость за выпускаемые продукты является основополагающим стержнем в производственном процессе.

По одной из экспертных оценок, более 40% отечественных продуктов, по своему составу и рецептуре, имеют хороший потенциал для выхода на международные рынки. Как отечественные технологи оказались в тренде «чистой этикетки»?

В развитых странах людей волнует состав потребляемой пищи. Согласно последним европейским исследованиям (источник – Mintel), для 80% потребителей список ингредиентов на этикетке – второй по значимости фактор при выборе продукта после цены. Поэтому международные производители взяли курс на производство продуктов с «чистой этикеткой» – меняют рецептуру, разрабатывают и подбирают натуральные ингредиенты, чтобы соответствовать ожиданиям своих потребителей. В России технологи, в большинстве своем, придерживаются консервативных взглядов на продукт и тяжело идут на изменение рецептур, предполагающее отказ от простых натуральных ингредиентов в пользу высокотехнологической глубокой переработки сырья. Поэтому, если изучить этикетки товаров, которые доминируют на полках наших магазинов, то мы увидим, что к продуктам с «чистой этикеткой» можно отнести 75% продукции отечественного производства и лишь 5-7% импортных продуктов.

Почему возникает проблема загрузки имеющихся у предприятия мощностей?

Производить традиционные продукты, любимые нашими потребителями, мы умеем. А вот в умении грамотно донести преимущества своих товаров до покупателя, к сожалению, отстаем от транснациональных конкурентов и поэтому проигрываем им «полку».

До сих пор «маркетинг» – штука непонятная в России, каждый трактует ее на свой лад. И как следствие, в «трудные времена» эта статья бюджета попадает в тройку лидеров по сокращению издержек на большинстве российских предприятий. При этом мир еды меняется стремительно. Интернет, стартапы, новые модели торговли ворвались в нашу жизнь и напрямую оказывают воздействие на потребителя, корректируя его привычки и взгляды на продукты. Да еще спад экономики и потребительского спроса не радуют. Данные анализа работы свыше 3000 пищевых предприятий РФ, проведенного PLP Management, неутешительные:

  • В 2016 году у 33% предприятий произошло падение продаж в денежном выражении на 22%.
  • С 2015 по 2017 год в семи из десяти пищевых отраслей валовая прибыль предприятий всех размеров (прибыль после вычета производственных затрат) суммарно снизилась на 4-6%.

Вот и возникает пропасть между подходами в работе с потребителями транснациональных игроков, на российском рынке, и отечественными производителями. Первые – бюджеты увеличивают и знают, ради чего. В итоге наращивают объемы продаж, а вторые – сокращают.

Поймите меня правильно: я не призываю бюджеты на маркетинг увеличивать. Если нет уверенности в результате – для экспериментов не лучшее время. Но что делать в условиях, когда кристаллизовалась нужда в быстрых и надежных действиях для оздоровления экономики?

Высокая степень консолидации пищевой отрасли привела к тому, что два-три десятка корпораций контролируют мировую пищевую промышленность и формируют продуктовую корзину большей части населения на Земле. В России тоже полным ходом идут процессы слияния и поглощения практически в каждом отраслевом сегменте.

В мировой практике один из успешных путей развития, который выбирают производители, – это комплексное и индивидуальное контрактное производство, включающее дополнительные услуги: от закупки сырья и складирования до поставки готовой продукции.

Реализуя стратегию контрактного производства, предприятие инвестирует в технологии, оборудование и делает упор на свои сильные компетенции – производство качественной продукции для своих клиентов. А клиенты предприятия в это время фокусируют усилия на маркетинге и продаже продуктов собственных торговых марок.

В России контрактное производство ассоциируется зачастую лишь с собственными торговыми марками сетей, которые, как правило, отдают приоритет низкой цене массового продукта, востребованного потребителем, что не всегда выгодно производителю. Между тем, на мировом контрактном рынке распространена практика взаимовыгодного сотрудничества торговых и производственных компаний. Наиболее востребована такая кооперация в производстве технологически сложных и высокомаржинальных продуктов.

За последние годы в России крупные дистрибуторские компании, специализирующиеся на поставках импортных продуктов, также стали применять зарубежный опыт контрактного производства, вплоть до вывода собственных торговых марок, замещая импортные аналоги на продукты отечественного производства.

Лидеры контрактного производства в России оказывают заказчикам дополнительные услуги:

  • Разработка рецептуры продукта под конкретную задачу (оптимизация затрат, изменение органолептических параметров).
  • Широкий выбор упаковки и вариантов сборки продуктов.
  • Ответственное хранение товаров клиентов и поддержание необходимых страховых запасов.

Переориентировать свой бизнес и стать контрактным производителем, отказавшись от собственных торговых марок, позволяет повысить устойчивость предприятия:

  • Путем оптимизации структуры издержек, сводя к минимуму простой оборудования.
  • Благодаря росту коэффициента использования производственных мощностей.
  • За счет развития ассортимента продуктов и услуг по контрактному производству.

Сертификация производства на соответствие международным требованиям пищевой безопасности существенно расширяет возможности для сотрудничества с иностранными клиентами, вплоть до ведущих транснациональных игроков рынка.

Не следует забывать и о том, что многие российские компании не готовы наращивать собственный технологический парк, не имеют места для размещения дополнительного оборудования в своих помещениях или не могут инвестировать в развитие своей лаборатории и НИОКР по конкретной продуктовой категории. Поэтому для них сотрудничество по контракту с предприятиями, у которых оборудованы лаборатории с сильными технологами – практически, единственное и лучшее решение для своего развития.

В ближайшие пять лет тренд, предполагающий переориентацию предприятий на контрактное производство, будет только набирать темпы.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва

На аутсорсинг можно отдать все кроме цепочки создания потребительской ценности, т.е. нельзя отдавать стратегию. Стороннее предприятие сделает Вам хорошо (в лучшем случае) - но этого не достаточно для конкурентной борьбы. Примеров полно - Вот Тарико мыкался мыкался по чужим заводам с "Русским Стандартом" - в конце концов построил свой. Все лидеры имеют свои заводы. А кто не имеет, как Апл,- рано или поздно разорится.

Руководитель проекта, Москва

На мой взгляд, очень дельная статья. Я, правда, не в теме. Но, предполагаю, если эту статью прочитают руководители производств в глубинке, у которых не загружены мощности, и задумаются над этим, то они выиграют. Лидеры рынка и так находят для себя контрактные производства, у них есть для этого ресурсы. А вот именно производства, бренды которых известны только на местном рынке, выиграют от такого сотрудничества

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

А какие данные, подтверждающие утверждение последнего абзаца, могут быть предоставлены?

Трейдер, Санкт-Петербург

Елена, здравствуйте. Статья интересная, но вызывает вопросы.

Цитирую:"За последние годы в России крупные дистрибуторские компании, специализирующиеся на поставках импортных продуктов, также стали применять зарубежный опыт контрактного производства, вплоть до вывода собственных торговых марок, замещая импортные аналоги на продукты отечественного производства.

Лидеры контрактного производства в России оказывают заказчикам дополнительные услуги....

Переориентировать свой бизнес и стать контрактным производителем, отказавшись от собственных торговых марок, позволяет повысить устойчивость предприятия... "

Вопросы:1. Хотелось бы узнать названия СТМ дистрибьюторов, заместивших импортные аналоги. Действительно, на полках, если верить статистике, около 80% российских продуктов, но какие имеют марки дистрибьюторов мне не известно.

2. Кто эти лидеры контрактного производства в РФ?

3. Отказаться от собственных торговых марок можно тогда, когда производство купили. Как правило, производства имеют непрерывный циклы. Риски остаться с нулевыми заказами очень велики. А это банкротство.

Добавлю. Я закончил институт пищевой промышленности в СССР. Помню что договориться, чтобы с мясокомбината в 1985 г. можно было вынести 1 кг соевого белка (для спортпитания) было очень сложно. Он был импортный и его было ОЧЕНЬ МАЛО. Но он был. Куда его добавляли и сколько не знаю. Тогда это было не интересно, так как это была "заморская диковинка"-дефицит)).

Сейчас я сам практически не связан с пищевой промышленности. А вот товарищи связаны. И у меня следующая информация. Сейчас основное условие работы более-менее массовых производств это низкая себестоимость, для низкой отпускной цены. Заменяют всё что можно и нельзя. Причём на этикетках остаётся рецептурный состав. Мёд заменяется на патоку, животные жиры на растительные, мясо говядины на мясо птицы, животный белок на соевый белок и т. д. Я не утверждаю что это повсеместно. Но как на полках конкурировать с другими производителями, которые заменили все возможные и не возможные ингредиенты, и их себестоимость на 20-40% ниже? Штраф за нарушения состава (ФАЛЬСИФИКАЦИЮ) до 300 тыс. руб. Продал на десятки миллионов, а штраф 300 000. Угадайте что выгодней?))


Руководитель управления, Казань
Игорь Володин пишет:
в конце концов построил свой. Все лидеры имеют свои заводы. А кто не имеет, как Апл,- рано или поздно разорится.

Я произвожу "стул" и продаю под собственной маркой, Вы хотите в свой офис стул со своим "логотипом", налаживать производство Вам смысла нет, а мне не тяжело заменить свою этикетку на Вашу!?

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Денис Перевезнов пишет:
Игорь Володин пишет:
в конце концов построил свой. Все лидеры имеют свои заводы. А кто не имеет, как Апл,- рано или поздно разорится.
Я произвожу "стул" и продаю под собственной маркой, Вы хотите в свой офис стул со своим "логотипом", налаживать производство Вам смысла нет, а мне не тяжело заменить свою этикетку на Вашу!?

Пример в студию - где на рынке есть лидер без своего производства. Шарлатанов из Апл не берем - их дни сочтены.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Игорь Володин пишет:
Денис Перевезнов пишет:
Игорь Володин пишет:
в конце концов построил свой. Все лидеры имеют свои заводы. А кто не имеет, как Апл,- рано или поздно разорится.
Я произвожу "стул" и продаю под собственной маркой, Вы хотите в свой офис стул со своим "логотипом", налаживать производство Вам смысла нет, а мне не тяжело заменить свою этикетку на Вашу!?
Пример в студию - где на рынке есть лидер без своего производства. Шарлатанов из Апл не берем - их дни сочтены.

IKEA

Zara

Marks and Spencer

Porsche, вероятно, не владеет своим сборочным конвейером

Вообще одежду производят на внешних предприятиях

AMD

Philips владеет далеко не всеми производственными мощностями

Автопроизводители обычно сами производят только двигатели, все остальное, зачастую включая коробки передач, поставляется независимыми поставщиками на сборочные конвейеры, не всегда принадлежащими собственно автопроизводителям

Руководитель управления, Казань
Игорь Володин пишет:
Апл не берем - их дни сочтены.

Игорь, не рано хороните Яблоко? Тут вот в новостях про проблемы у Китайских ZTE и Huawei ! Против них Американские санкции с запретом поставлять им ПО...

Нач. отдела, зам. руководителя, Челябинск

А вот я как раз в теме. Производим продукт - скоропорт со сроками хранения от 10 до 30 суток. И мое сформированное мнение таково: отказаться от собственной торговой марки и уйти в контрактное производство - самоубийство.

Собственная торговая марка и развитая сеть дистрибуции с несколькими каналами позволяет сохранить хоть какую-то устойчивость, и гарантированный объем продаж, в том числе благодаря брендовой идентификации. Бренд имеет цену, сильный бренд - немалую цену. Отказаться от собственного бренда - это сознательно уйти с рынка "условно совершенной" конкуренции на рынок одного покупателя. Зачем?

Сейчас в регионах диктат "акул" такой, что местному производителю "руки выкручивают" за все, что даже противоречит здравому смыслу. Все договоры подписаны только в их пользу, что никак не секрет.

Сознательно ставить себя в зависимость от воли федерала, который заведомо сильнее? Без собственного бренда сеть заменит нас легко, а вот насколько легко будет в таком случае нам?

В перспективе - очень высоки риски, которые явно перевешивают плюсы.

Руководитель управления, Казань
Ольга Ахметшина пишет:
И мое сформированное мнение таково: отказаться от собственной торговой марки и уйти в контрактное производство - самоубийство.

Ольга, первое правило - никогда не отказываться от деятельности, которая приносит прибыль:

- если собственная торговая марка ее приносит, то делайте.

- если есть свободные мощности и спрос на контрактное производство, приносящее прибыль - не отказывайтесь.

Второе правило - "про яйца в одной корзине".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.