Какие компании будут продаваться и покупаться в 2018 году

За время, прошедшее после дефолта 1998 года, российский рынок испытал две большие волны передела активов и значительного изменения списка лидеров отраслей. Первая большая волна поднялась в конце 1990-х годов. Она была связана с появлением новых игроков, создававших бизнес с нуля, пользуясь открывшимися возможностями импортозамещения. Примерно с середины нулевых годов на фоне всеобщего оптимизма произошел передел рынка в пользу крупных отечественных и зарубежных компаний, а также появления инвесторов, готовых платить большую премию при поглощении стратегически выгодных объектов. С 2015 года идет подъем третьей волны, абсолютно непохожей на две предыдущие. Чем он отличается?

Деньги есть, но купить нечего

На рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса сегодня наблюдается необычная ситуация: инвесторов, имеющих достаточно средств для осуществления сделок слияния и поглощения на сумму от 200 млн рублей до 600 млн рублей и выше, довольно много, и число их постоянно растет. Это связано с тем, что на многих рынках (строительство, девелопмент, торговля товарами премиум-класса, ценные бумаги) снизились возможности для получения высокого дохода на инвестиции, и бизнесмены стараются диверсифицировать вложения.

Благодаря государственной политике в Россию вернулись выведенные ранее денежные активы, значительная часть которых попадает на рынок слияний и поглощений. С другой стороны, количество объектов для покупки, обладающих инвестиционной привлекательностью, явно недостаточно и со временем уменьшается. И это понятно: большинство компаний пострадало от нынешнего кризиса, но их владельцы продолжают оценивать свой бизнес по докризисным мультипликаторам. В итоге срываются сделки, а новых интересных объектов на рынке не прибавляется.

Что пользуется спросом

Как ни странно, но, несмотря на резкое снижение ставок, по-прежнему продолжает пользоваться спросом арендный бизнес. Я знаю примеры, когда на начальном этапе падения цен на торговые и офисные центры «суровые инвесторы» с деньгами и связями агрессивно скупали эти объекты с большим дисконтом. Через некоторое время они поняли, что цены продолжают падать и стали фиксировать убытки. В настоящее время проявляются признаки достижения дна и робкие попытки роста. Привлекательные объекты с хорошей заполняемостью и проходимостью по-прежнему в цене.

Что касается реального сектора экономики, то лидерами спроса выступает сельское хозяйство, в первую очередь молочная отрасль и пищевое производство. Особенно много заявок на покупку хлебопекарных и кондитерских производств. Общий посыл инвесторов такой: нужен устойчивый бизнес с перспективами развития из отраслей, нацеленных на конечного потребителя с широким присутствием в торговых сетях.

Старые успехи ничего не стоят

Если на гребне второй волны передела мультипликатор к чистой прибыли поглощаемого объекта учитывал общий оптимизм и радужные перспективы, то в настоящее время компании оцениваются инвесторами исключительно по ретроспективным (два-три предыдущих года) и текущим показателям. Никого не интересует, каких успехов вы достигли в 2007 году, и с какой премией вас готовы были тогда купить. Подавляющее большинство потенциальных покупателей на малый и средний бизнес не готовы к доходности вложений ниже 30% годовых, и лишь отдельные стратеги могут снизойти до мультипликатора в 4-4,5 годовых прибыли.

С компаниями, не приносящими доход или работающими в убыток, дело обстоит еще сложнее. Продажа по рыночной (а не ликвидационной) стоимости активов считается большим успехом. А ведь раньше давали до 30% сверху за «действующий» бизнес.

Кто вовремя не продал – тот потерял

Я наблюдаю за судьбой компаний моих клиентов, отказавшихся от предложений о покупке, посчитав предложенную цену невыгодной или даже оскорбительной. В начале кризиса многим предпринимателям казалось, что это временное явление и скоро возобновится рост, поэтому есть опасность продешевить. Потом финансовые показатели постепенно снижались, но цена не корректировалась. Была надежда на то, что можно будет подобрать долю рынка, которую раньше занимали ушедшие с рынка конкуренты. Постепенно иллюзии рассеиваются, и когда-то предложенная потенциальным инвесторам цена уже не кажется заниженной. Но время-то ушло!

Как показывает практика, владельцы компаний, выставленных на продажу, прилагают усилия только для поддержания бизнеса на плаву, но никак не его развития, что дополнительно дает до 5% «усыхания» цены в месяц. А наиболее упорствующие могут стать кандидатами в банкроты.

Как найти выгодный инвестиционный объект

По моему мнению, прямые инвестиции в предприятия реального сектора экономики значительно выгоднее, чем арендный бизнес, фондовый рынок или венчурные инвестиции. Да, бизнесом надо грамотно управлять и жить его жизнью. Но это компенсируется более высоким доходом и возможностями для развития. За счет инноваций в производственной и управленческой сфере вы можете выигрывать конкурентную борьбу и расти даже на падающем рынке, что показывает опыт многих моих клиентов. Для предприятий, нацеленных на выпуск высокотехнологичной продукции, имеющей экспортный потенциал, предусмотрено множество льгот и преференций. И даже застарелая проблема нехватки квалифицированных специалистов постепенно теряет свою остроту.

Основной проблемой для инвесторов становится поиск подходящего объекта для инвестирования. Использовать для этого ресурсы типа Avito попросту бессмысленно, а качественного ресурса для купли-продажи среднего бизнеса до сих пор не создано. Действительно привлекательные объекты широко не рекламируются, а продвигаются в узкой среде с использованием личных наработок бизнес-брокеров и инвестиционных консультантов. Полезными в этом плане могут быть открытые и закрытые встречи клубов предпринимателей и инвесторов, форумы и круглые столы, профессиональные сообщества в социальных сетях.

Как не купить кота в мешке

Эта извечная проблема, к счастью, потеряла свою остроту. Более двух лет назад вступил в силу законодательные новшества, придавшие бизнесу статус товара. Так называемое соглашение о намерениях теперь имеет законный статус предварительного договора, может быть заверено нотариально и оспорено в суде. Подводные камни и косяки, которые невозможно выявить в ходе процедуры due diligence, минимизируются с помощью так называемого indemnity, или института возмещения потерь. Также покупатель вправе требовать от продавца подписания заверения об обстоятельствах, подразумевающее возможное снижение цены вплоть до отказа от покупки.

Процедура задатка, редко используемая в ввиду ее сложности и дороговизны, может быть заменена внесением обеспечительного платежа на счет нотариуса. При покупке доли в бизнесе, и особенно в стартапе, большую роль может сыграть корпоративный договор, который имеет правовой приоритет над уставом. Кстати, корпоративный договор и такое интересное новшество, как возможность иметь двух и более директоров, позволяют решать застарелую проблему равенства долей участников (50/50), приводившую в случае конфликта к патовой ситуации.

Остается надеяться, что третья волна передела рынка не обернется штормом и принесет пользу для всех его участников.

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Генеральный директор, Латвия

Знаю немецкого владельца предприятия в России, занимающегося глубокой заморозкой продуктов питания. За 15 лет вложил около 7 млн. €, а теперь хотел бы уйти, получив 1 млн. €.

А в Германии тоже есть проблема - наследники не хотят перенимать бизнес родителей. Поэтому государство запустило проект "преемственность предприятия", чтобы привлечь новых владельцев. Это хорошая возможность для владельцев бизнеса в России приобрести уже готовый бизнес в своей отрасли и получить уже налаженный рынок сбыта в самой стабильной экономике ЕС.

Директор по развитию, Москва

Интересная концепция: "бизнес как товар" По сути так и есть: если бизнес продается, то точно можно рассматривать как товар/продукт. Дальше в этой логике: у товара-бизнеса есть характеристики (важно выделить наиболее ключевые) и дальше, изменяя их повышать стоимость этого товара.

Конечно для повышения будут использоваться те же инструменты/модели маркетинга и менеджмента, однако сам подход "бизнес как товар" позволяет использовать их под другим углом зрения.

В первую очередь с позиции собственника, как владельца этого товара.

Генеральный директор, Москва
Александр Ульяненко пишет:
Знаю немецкого владельца предприятия в России, занимающегося глубокой заморозкой продуктов питания. За 15 лет вложил около 7 млн. €, а теперь хотел бы уйти, получив 1 млн. €.
А в Германии тоже есть проблема - наследники не хотят перенимать бизнес родителей. Поэтому государство запустило проект "преемственность предприятия", чтобы привлечь новых владельцев. Это хорошая возможность для владельцев бизнеса в России приобрести уже готовый бизнес в своей отрасли и получить уже налаженный рынок сбыта в самой стабильной экономике ЕС.

Александр, в России тоже озаботились проблемой преемничества. Есть довольно неплохие бизнес-программы и курсы в Сколково и РЭУ им. Плеханова. С тем,как надо вовремя выходить из неудачного бизнес-проекта, я знаком уже 15 лет, правда, на примере английских бизнесменов и даже посвятил этому одну из глав будущей книги. https://delovoymir.biz/istoriya-loshadi-ili-iskuss...

Генеральный директор, Москва
Александр Тимошин пишет:
Интересная концепция: "бизнес как товар"

Надо учитывать, что товар может морально устареть, протухнуть или потерять товарный вид как при прежнем владельце, так при владении покупателем. Для минимизации рисков сделки был внесены кардинальные изменения и дополнения в законодательстве, о чём, в принципе, моя статья от 12 мая

Генеральный директор, Латвия
Алексей Москвич пишет:
Александр Ульяненко пишет:
Знаю немецкого владельца предприятия в России, занимающегося глубокой заморозкой продуктов питания. За 15 лет вложил около 7 млн. €, а теперь хотел бы уйти, получив 1 млн. €.
А в Германии тоже есть проблема - наследники не хотят перенимать бизнес родителей. Поэтому государство запустило проект "преемственность предприятия", чтобы привлечь новых владельцев. Это хорошая возможность для владельцев бизнеса в России приобрести уже готовый бизнес в своей отрасли и получить уже налаженный рынок сбыта в самой стабильной экономике ЕС.
Александр, в России тоже озаботились проблемой преемничества. Есть довольно неплохие бизнес-программы и курсы в Сколково и РЭУ им. Плеханова. С тем,как надо вовремя выходить из неудачного бизнес-проекта, я знаком уже 15 лет, правда, на примере английских бизнесменов и даже посвятил этому одну из глав будущей книги. https://delovoymir.biz/istoriya-loshadi-ili-iskuss...

Проблема "преемственности" везде приблизительно одинакова - дети не хотят, а родители уже не могут работать. Бросить проблемный бизнес не так уж и сложно. Но ведь может и жалко? Приведу пример: в Германии есть инновационное предприятие, жили и развивали свои продукты с 1995 года (www.bfmc.de) По словам владельца, аналогов в мире нет. Жили на дотации правительства Саксонии. Теперь владельцу 80 лет, устал и собрался на пенсию. Дочка, доктор наук, гуманитарий, помогает как умеет. Вроде бы дошли до промышленных образцов, появились заказчики. Теперь владелец и главный реализатор компании хочет уйти, продав предприятие за 2,5 млн.€. А оценить перспективы трудно, всё держалось на нём. Дочка хочет вернуться к научной деятельности. Отсюда конфликт "Отцы и дети". В западной Германии проблем меньше, т.к. там с детства ребёнку объясняют, что это "его бизнес"- они так живут сотни лет. В молодых экономиках всё сложнее.

А рассказ интересный.

Генеральный директор, Москва
А рассказ интересный.

Заканчиваю книгу. После Н. Г. готов поделиться в электронном виде

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Цифры и факты
Улюкаев: 8 лет колонии

Цифра дня: Алексей Улюкаев приговорен к 8 годам колонии строго режима.

Улюкаев признан виновным

Цитата дня: судья Семенова признала Улюкаева виновным в получении взятки.

Деньги инвесторов остаются в РФ

Тренд дня: Российские инвесторы не смогли расширить своё присутствие на зарубежных рынках.

Рейман займется стартапами

Проект дня: МТТ потратит до 1 млрд рублей на покупку стартапов.