Что делать, если бизнес-модель не работает? Бесплатный вебинар

Бизнес-модель – это чертеж, по которому функционирует компания, такое определение дал Александр Остервальдер, автор бестселлера «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора». Если компания функционирует не так, как этого от нее ожидают основатели и топ-менеджеры (негативные тенденции обычно острее всего проявляются в кризис), самое время проверить, работоспособна ли бизнес-модель.

Executive.ru и Международная школа бизнеса и технологий Национального технологического исследовательского университета МИСиС провели 15 июля 2016 года онлайн-семинар «Менеджеры и компании: траектории развития в условиях нестабильных рынков».

В рамках семинара выступили:

  • Доктор экономических наук, профессор Владимир Морыженков. Тема: «Что делать, если бизнес-модель не работает?».
  • Руководитель бизнес-докторантуры Школы Евгений Плаксенков, Тема: «Как построить оптимальную модель управления компанией»

Итоги и видео-запись семинара вы можете найти по этой ссылке.

«Как правило, значительные потрясения в экономике России происходят в августе и начале осени. «Черный лебедь» Насима Талеба имеет обыкновение прилетать к нам именно в это время. Эти неожиданности мы даже в какой-то степени планируем, только не знаем, как именно они будут происходить. Необходимо допустить мысль, что осенью бизнес может оказаться в новых, неожиданных для себя условиях. «Сани» надо готовить летом. Поэтому мы проводим мастер-класс в июле, – говорит Владимир Морыженков. – Прежде всего надо проверить на работоспособность бизнес-модель – систему отношений компании с рынком».

Для кого проводится мастер-класс

Мастер-класс нацелен на интересы собственников бизнеса и топ-менеджеров. Трансформировать бизнес-модель, внести в нее изменения могут только владельцы бизнеса. Другие участники процесса, например, топ-менеджеры компании, могут всячески оптимизировать эту модель, но «трогать» бизнес-модель могут только владельцы.

Очень часто владельцы бизнеса находятся в иллюзиях, полагая, что модель неплохо работает, тогда как топ-менеджер понимает, что модель нуждается в серьезной замене. Здесь возникает интересная ситуация. Перед топ-менеджером возникают очень серьезные вопросы:

  • Какие сигналы, идущие с рынка, топ-менеджер должен улавливать, чтобы понять, что модель износилась?
  • Каким образом топ-менеджер может убедить владельца компании в необходимости изменений?
  • Как должен вести себя топ-менеджер, если он понимает, что изменение бизнес-модели может повлечь за собой ликвидацию его рабочего места?

Не менее серьезные вопросы возникают перед владельцем бизнеса:

  • Нужно ли доверять мнению топ-менеджера, который убеждает в том, что бизнес-модель износилась?
  • Как быть, если разные топ-менеджеры приводят разные аргументы и вносят разные предложения по трансформации бизнес-модели?

Размышляя над этой темой, владелец бизнеса неминуемо станет перед выбором – на кого делать ставку: на консервативное большинство или на креативное меньшинство? Выбор в конечном итоге будет зависеть от того, как владелец воспринимает топ-менеджеров: как операционных помощников или как партнеров? Если как операционных помощников, скорее всего, бизнес-модель компании «заклинит» довольно быстро. Ошибка в данном случае состоит в том, что консервативное большинство в социальных системах (в том числе в составе топ-менеджмента компаний) транслирует лидеру только то, что тот хочет слышать, и ничего более. Собственник при этом находится в плену иллюзий. Такое положение всех устраивает до поры, до времени, в этой иллюзии стабильности и состоит главная опасность. Тем более неожиданным для подобных компаний будет прилет «Черного лебедя».

Основатель Intel Эндрю Гроув утверждал, что побеждают только параноики. В контексте обсуждаемом темы это означает, что владелец бизнеса должен быть параноидально направлен на достижение успеха, на нахождение уникальных, сверхоригинальных решений. В этом ему могут помочь компетентные, креативно мыслящие сотрудники, но не консервативное большинство.

Программа мастер-класса

  • Мы разберемся с тем, что такое бизнес-модель
  • Проанализируем, из каких компонентов она состоит
  • Поймем, кто ее строит
  • Разберемся, как совместить компоненты
  • Научимся отличать работоспособные бизнес-модели от неработоспособных
  • В завершение мастер-класса проанализируем кейс. На материале кейса мы разберемся, как должны взаимодействовать владелец бизнеса и топ-менеджеры компании, если они заинтересованы в успешной коррекции или смене бизнес-модели компании.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Жириков, Павел Кузовников
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Бизнес-модель — это детальное описание предприятия как сложной системы. В рамках бизнес-модели отображаются все бизнес-функции, бизнес-процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, критерии оценки эффективности функционирования системы и пр.

Ключевыми элементами бизнес-модели любой компании, определяющими ее содержание, являются финансовая модель, определяющая (а) структуру затрат,(б) способы получения прибыли. Бизнес-модель еще включает в себя функциональную модель (бизнес-процессы и события, инициирующие эти бизнес-процессы, выходные результаты), организационную модель (организационно-штатную структуру предприятия с перечнем должностей и функций, подчиненности и пр.), информационную модель (схема информационных потоков в контуре управления, построенная на базе функциональной модели, документооборот и пр.).

Поэтому бизнес-модель – это далеко не чертеж.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Изменение бизнес-модели, это умение собственника пересмотреть и принять новые правила ведения и развития его бизнеса. Если собственник (а таких большинство) не способен на изменения своих взглядов - ничего не изменится.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.