Как принимать управленческие решения, учитывая цикличность

Андрей Рябкин

Экономические циклы – они повсеместны, они пронизывают всю жизнь, все сущее, в том числе и бизнес. Циклы накладывают свой неповторимый отпечаток на наш опыт управления и мировоззрение. Понятно, что экономические циклы – есть проявление циклов более высокого порядка (биологических, астрономических, и прочих). Все экономические субъекты и объекты следуют циклическим изменениям, вынуждено или осознанно подстраиваясь под них. Если в теории хорошо рассмотрены длинные циклы (Кондратьева, Ктчена, Кузнеца), то краткосрочные циклы – дневные, недельные и прочие практически не упоминаются в серьезной экономической литературе.

бизнес

Циклы, накладываясь друг на друга, формируют уникальную картину процессов и результатов, конкретную в каждом бизнесе. Они делают всю деятельность неравномерной, даже в каком-то смысле дискретной. Очень мало уделяется внимания в литературе по маркетингу и менеджменту циклизму как таковому. Нет понимания, что делать в той или иной фазе. Как циклы соотносятся с управленческими процессами? Если продажи еще могут обуславливаться циклическими изменениями, то про все остальное как будто эксперты забыли написать. В то время сама компания может инициировать эти циклы различными управленческими решениями. Управление продажами тянет за собой движение денег и товара, пики-спады дебиторской и кредиторской задолженности. Даже система планирования и оперативного управления компанией – решение о еженедельной планерке создает цикл планерка – решение – исполнение и т.д. в системе календарных координат.

Например:

1. Суточный цикл – представляет собой колебание внутри суток. Например, подъем продаж в магазине по окончанию рабочего дня. Пик перевозок общественного и прочего транспорта перед началом рабочего дня и после окончания рабочего дня. Пик посетителей в заведениях общепита в обеденное и вечернее время.

2. Недельный цикл – представляет собой колебание внутри недели. Связан, в первую очередь, с наличием рабочих и выходных дней в неделе. Пики потребления, например, происходят в пятницу и субботу, а пики деловых процессов могут приходиться, например, на вторник и четверг в зависимости от сущности бизнеса.

3. Месячный цикл – представляет собой колебание внутри месяца. Связан, например, с днями подведения итогов за месяц (управление финансами, налогообложение, бухучет) или с выдачей зарплаты работникам. Здесь особо стоит упомянуть пик или спад сезонной составляющей бизнеса, ориентированной на праздники. Если для декабря будет пиковой последняя декада, то для января – месяца затишья – большим спадом будут характеризоваться дни второй половины месяца.

4. Квартальный цикл – представляет собой колебание внутри квартала. Также связан с подведением итогов за квартал (управление финансами, налогообложение, бухучет), сезонами – весна, лето, осень, зима.

5. Полугодовой цикл – колебание внутри полугода. Связан примерно с теми же причинами, что месячные и квартальные циклы.

6. Годовой цикл – аналогично предыдущим пунктам + новый год и постновогодний спад.

7. Циклы, длительностью более одного года – подробно рассмотрены многими учеными, тема для отдельных статей.

Естественно будет отметить, что все циклы накладываются один на другой.

Кроме того, сами компании устанавливают циклические параметры в рамках своей деятельности и своего взаимодействия с контрагентами. Что я имею в виду? А то, что компании создают внутри себя некий управленческий цикл в дополнение к производственному и торговому. Компании, начав сотрудничать, также делают это в определенном цикле, на который, в первую очередь, влияют они сами.

Самое интересное, что продолжив данную логическую цепочку дальше, мы должны прийти к выводу, что нет такого управленческого решения, которое одинаково было продуктивно в разных условиях спада или пика экономического цикла. Классическим примером здесь служит рассмотрение календарного года. Первое, что бросается в глаза – это выходные и будние дни в рамках недельного цикла. То есть, недельный цикл сразу формирует пики и спады в потреблении, трудовом графике, моментах принятия решений. Причем, если для выходных характерны пики потребления, то для конца рабочих будней недели будет характерна пиковая загрузка логистических цепочек для организации пиков такого потребления в выходные.

Идем далее, смотрим опять календарный год – и обнаруживаем там праздники, праздничные каникулы. Ситуация аналогична предыдущей, с той разницей, что колебания пик-спад будут более значительными. Следующее – климатические изменения внутри года (для России это особенно характерно). Происходит сезонная дифференциация по тем же затратам на электроэнергию, отопление, логистику с соблюдением температурных условий и прочее. Причем некоторые климатические особенности создают критичность и непредсказуемость результатов бизнес-деятельности (снегопады, парализующие федеральные трассы и т.д.).

Вернемся опять в суточный цикл. Люди работают в определенное время, в основном – в дневное, соответственно, есть утренние и вечерние пики, пики обеденного времени и спады первой и второй половины рабочего дня. Это относится к потреблению электроэнергии, работы общественного транспорта, загруженности дорожной сети и т.д.

Далее смотрим в стандартные параметры рабочего дня (за исключением рабочих на производстве) – здесь опять же цикличность, связанная как с недельным циклом, месячным, так и циклом внутри рабочего дня. С 10 до 12 часов происходит наиболее интенсивная волна взаимодействий между сотрудниками внутри и между организациями. 14-16 часов – вторая волна взаимодействий. Таким образом, из восьми часов – четыре часа – пиковая загрузка, естественно, что по физическим особенностям работы человека, ему будет требоваться относительный отдых или снижение интенсивности трудовой деятельности. Даты, к которым будет приурочено выполнения планов, сдача отчетов, принятие тех или иных решений – будут опять же пиковыми по загрузке сотрудников (причем, эти пики будут накладываться на пики других циклов). Этот факт накладывает многие ограничения, в том числе и на управление временем (тайм-менеджмент).

Следующим этапом для рассмотрения можно избрать объективную цикличность работы в цепочке товародвижения. Основная масса производств накапливает произведенную продукцию на складах в рамках своего производственного цикла и планов продаж на определенных рынках. Причем, если в планах больше продать, то нужно иметь больший запас, особенно это касается товаров повседневного спроса, отсутствие которых мгновенно замещается продажами аналогичного товара. Этот процесс также касается других участников цепочки, только в меньших масштабах.

Итак, мы имеем цикл накопления товарных запасов в цепочке, цикличное изменение финансовых параметров и потоков в цепочке товародвижения. Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод, что бизнес может поступать следующим образом:

1. Быть абсолютно гибким, использовать меньше ресурсов на спаде цикла и самому быть меньше и использовать больше ресурсов на пике цикла и самому быть больше. Но это практически невозможно, решение о размере бизнеса должно быть принято ранее, чем будет существовать этот значительный объем работы. Период движения денег от источников финансирования обычно имеет больший временной лаг, чем длительность самого цикла. Есть те физические параметры бизнеса, которые очень трудно менять – размер недвижимого имущества (здания, земля), установка сложного оборудования, открытие филиала.

2. Второй вариант – который всегда есть на практике – это реализация бизнеса в конкретных размерах с наличием дополнительных ресурсов – незадействованных на спадах цикла и задействованных на пиках. В такой системе априори заложена неэффективность использования ресурсов во времени. Альтернативные издержки, связанные с такой неэффективностью балансируются либо соответствующей доходностью бизнеса, либо значительными по объему источниками финансирования, за счет которых можно функционировать с определенным убытком.

3. Третий вариант – также реальный – это реализация бизнеса с максимальной эффективностью по использованию ресурсов, но неэффективный по удовлетворению потребностей клиентов или спроса. То есть, бизнес настроен так, что он не выполняет часть заказов и не удовлетворяет часть спроса. С точки зрения потерянной прибыли такой бизнес также неэффективен. А в долгосрочной перспективе, неудовлетворенный спрос становится базой для развития конкурентных сил.

Таким образом, на практике принятия управленческих решений нужно не в последнюю очередь (а может, даже в первую) учитывать циклические колебания параметров работы в бизнесе. Думаю, это реально поможет многим руководителям.

Источник изображений: Фотобанк Фотодженика

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Где качество ???
Михаил Лурье
Ползучестью называют явление непрерывной пластической деформации под действием постоянного напря...
Все дискуссии