Семь губительных ошибок для предпринимателя

Работая на протяжении десяти лет в компании, которая занимается бухгалтерским аутсорсингом небольших компаний, в том числе молодых стартапов, мы неоднократно на первом-втором году жизни этих компаний наблюдали или окончательный их закат, или деление бизнеса партнерами. Нашей компании это было выгодно, так как фактически один клиент превращался в два или три новых клиента.

Чаще всего этот закат или деление происходят по абсолютно банальным причинам: партнеры просто не договорились, как они будут работать, и не обсудили минимум вопросов, необходимых для начала бизнеса.

В настоящей статье мы попробуем обозначить наиболее часто встречающиеся ошибки при стартапах, которые мы наблюдали в своей практике. Мы будем рады, если это позволит вам избежать ненужных проблем с вашими партнерами в бизнесе, который вы только начинаете.

1. Равенство долей ― 50% на 50%

Классика жанра и в то же время полная утопия, особенно, если оба партнера ― яркие предприниматели и у обоих свой взгляд на ведения бизнеса. Наше стойкое видение ― обязательно должен быть главный партнер ― лидер в единственном числе с большей долей как по принятию решения, так и по распределению прибыли. Остальные партнеры должны это осознавать и принять еще перед началом стартапа. Очень желательно, что бы у одного из партнеров все-таки был опыт предпринимательства, пусть и не всегда удачный.

2. Не договорились о том, как расходиться

Конечно, в начале любого бизнеса все партнеры наполнены энтузиазмом и никто не думает о том, что когда-нибудь у кого-нибудь возникнет желание разойтись, но обговорить и закрепить правила расхода ― как минимум необходимо. Идеальный вариант ― закрепить это непосредственно в уставе компании или, если варианты расхода достаточно экзотические, то хотя бы в протоколе собрания учредителей. Юридически это и не всегда будет иметь силу, но возможность напомнить партнеру об изначально оговоренных условиях будет.

3. Не утвердили планы по распределению прибыли, реинвестированию

Как правило, на этапе получения прибыли у партнеров возникают разные желания по использованию этой прибыли. Кто-то считает, что вся прибыль подлежит реинвестированию в текущие или даже новые проекты, а у кого то личные планы по расходованию полученной прибыли компании. Как правило, необходимо закрепить минимальный процент прибыли, обязательной к распределению (например, 25%), по остальной части прибыли ― принимать решения путем голосования, исходя из долей. Также у некоторых предпринимателей возникает желание инвестировать прибыль компании в новые проекты, никак не связанные с текущим бизнесом. Мы считаем, что на начальном этапе малого бизнеса это необходимо делать только через инвестирование личных средств, которые предварительно будут получены в качестве распределенной прибыли. То есть, новый проект надо организовывать именно как новый проект, пусть и с существующими партнерами и возможно единой инфраструктурой. Это позволяет значительно диверсифицировать риски при расходе партнеров.

4. Отсутствие бизнес-планов

Как правило, никто особо не утруждает себя составлением полноценных бизнес-планов, бизнес-моделей, планов продаж и так далее. Как правило, отсутствует полноценный финансовый блок планирования. Мы рассматриваем подготовительный этап перед любым стартапом как фундамент здания, которое будет строиться в ближайшие годы. Уже на этом этапе планирования как раз возникают важные обстоятельства, возможности или ограничения, которые будут ждать ваш бизнес. Желательно иметь план с различными вариантами продолжения. Особенно это имеет значение, когда есть зависимость от одного крупного поставщика, покупателя или наемного менеджера, то есть при ситуации, когда весь успех может зависеть только от одного решения, на которое сложно повлиять.

5. Нет разделения «функционала» между партнерами

У каждого партнера должна быть своя зона ответственности и свои функциональные обязанности, желательно не пересекающиеся с обязанностями другого партнера. Необходимо стремиться избегать ситуаций, когда «все занимаются всем». Деление функционала желательно также закрепить в письменной форме.

6. Излишний романтизм при начале бизнеса

Все-таки молодые предприниматели, как правило, склонны излишне романтизировать бизнес, и мало кто представляет, что свой бизнес ― это совершено другая степень личной загруженности и личной ответственности перед своим сотрудниками, поставщиками, партнерами, государством, перед своей семьей. И далеко не всегда (а на начальном этапе бизнеса, как правило ― никогда) уровень стресса и личной загруженности меньше, чем если бы вы работали наемным работником. Очень рекомендуем тщательно взвесить свои силы и возможности перед началом любого бизнеса.

7. Закредитованность проекта, поиск привлеченных инвестиций

Мы считаем, что необходимо развивать свой бизнес не только на кредитные или привлеченные средства, но и необходимо вкладывать свои личные средства. Да, вложения в бизнес ― это самая рискованная инвестиция, но мы придерживаемся мнения, что терять свои собственные деньги все-таки легче, чем заемные. Если же партнеры приняли решение привлечь кредитные ресурсы в свой стартап, это должно получить обязательное отражение в финансовом плане.

Несмотря на все «страсти», которые мы указали в настоящей статье, мы придерживаемся мнения, что свой бизнес ― это крайне интересное занятие в жизни, которое приносит гораздо больше радости и удовлетворения, чем работа наемным сотрудником. Для многих предпринимателей свой бизнес ― это не просто источник дохода, это способ самореализации в жизни. Предпринимательство ― это особый склад мировоззрения, принципов и духа, и мы искренне желаем всем начинающим предпринимателям проникнуться этими составляющими и получать удовольствие от того, что они делают.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Researcher, Москва

Владимир, спасибо за статью. Сам мучительно формулировал для себя и партнеров эти вопросы. И что интересно, нашел механизм, как визуально на них формулировать ответы. это представляет из себя набор связанных блок схем.
Что в последующем стало одним из кейсов в консалтинговом направлении бизнеса.

Игорь.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Все верно! И что самое интересное и печальное многие это знают и внутренне понимают и .... все равно совершают эти досадные ошибки. Но здесь нет ничего удивительного. Ведь мало найдется людей, кто создавая семью, подписывали бы ''брачный контракт''! Русская Авось! А ведь Бизнес -- это Дело, которое будет получаться, если вспомнить пословицу ''7 раз отмерь и один раз отрежь!'' Владимир, Вы молодец! Вы правильно делаете, что публикуете вот такие простые для понимания, и важные для счастливого будущего статьи!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Спасибо за статью! Поддерживаю все пункты.
По опыту могу сказать, что трезвый и рацианальный подход снижает многие риски. В 2009 году я получил предложение поучаствовать в интересном и перспективном стартапе, но меня остановило отсутствия бизнесплана и чрезмерный оптимизм. Вернее плана не было изначально, но по моему настоянию мы с хозяином идеи его составили. План был очень оптимистичным и не предполагал иного развития, кроме как фантастический взлет. Другие варианты категорически не рассматривались. В результате я остался в стороне от проекта, лишь консультируя по некоторым вопросам. Сейчас, почти через пять лет, подводя итоги вижу следующее: проект действительно скорее удался, но, конечно, его развитие не имело ничего общего с планом. Есть проблема связанная с перекредитованностью, поскольку для бурного развития привлекались кредити даже в тех случаях, когда это было не оправданно и не рационально. Для хозяина идеи это сейчас основное и вполне удачное дело, но я понимаю, что я точно был бы в проекте лишним.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Спасибо, Владимир!
Думаю многим Ваша статья послужит опорой. Для меня - просто находка. Много лет работаю наемным специалистом и менеджером, но мысль о собственном деле все больше увлекает. Теперь, когда детей вырастили - самое время рискнуть :))) Спасибо и успехов!

Генеральный директор, Москва

Как говорил Давид Маркович Гоцман: ''Картина маслом!''. ) Абсолютно согласен с автором. Через все это пришлось пройти самому. ) Спасибо.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Все верно сказано. Жаль, что за 20 лет мало чего изменилось. То же самое было и в 90-х.

Директор по продажам, Москва

Владимир, спасибо за статью! Согласен с уже опубликованными отзывами и комментариями.
И при планировании, и при реализации намеченных планов часто приходится находить баланс между собственным мнением или ''чутьем'' и реальными цифрами и фактами. Это крайне непросто, особенно принимая во внимание высокую скорость изменений в бизнес-среде. Если при всем этом заранее не проработать описанные 7 моментов, фундамент для дальнейшего развития может быть недостаточно прочным.

Адм. директор, Москва

Почему 7 (семь) ?
Почему не 6 (шесть) или 12 (двенадцать)?
Почему не 3 (три) ?
Три наиболее точно отражают настоящее состояние взаимодействий партнеров: ''да'' - ''нет'' - ''зеро''.

Генеральный директор, Бийск

Это не ошибки, а временные условия, рискованные, но необходимые для начала бизнеса. Если вы не допустите эти ''ошибки'', то и партнер у вас, пожалуй, не появится.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Добавлю ещё одну ошибку: соучредители бизнеса – директора – сидят в одном кабинете.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.